Научная статья на тему 'Организация учебно-методической работы на кафедре патологической анатомии БГМУ'

Организация учебно-методической работы на кафедре патологической анатомии БГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ / РATHOLOGICAL АNATOMY / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мустафин Т. И., Куклин Д. С., Шарифгалиев И. А., Двинских А. В., Имаева А. К.

В статье отражены основные аспекты учебной деятельности кафедры патологической анатомии, рассмотрены вопросы преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» в медицинском вузе и разработки учебно-методических материалов в соответствии с программой ФГОС. Освещены методология и результативность утренних учебных конференций, значение музея при кафедре в образовательной деятельности, приведены данные об использовании в освоении предмета достижений клинической морфологии в учебной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL WORK AT THE CHAIR OF PATHOLOGICAL ANATOMY OF BSMU

The article presents the main aspects of Pathological Anatomy Chair educational activity. Questions of teaching of “Pathological Anatomy” discipline in Medical University in accordance with FSES program are considered. The article highlights the methodology and results of implementation of morning teaching conferences, it shows the importance of museum in educational process. Data on the use of clinical morphology achievements in studying the subject is reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Организация учебно-методической работы на кафедре патологической анатомии БГМУ»

бом также включен список электронограмм к теме практического занятия, требующих самостоятельного описания. Использование рабочих альбомов позволяет существенно сэкономить время, отведенное в хронометраже занятия для эффективного контроля преподавателем качества освоения студентами материала в ходе практического занятия, для обсуждения спорных трактовок, сложных механизмов развития патологических процессов и более подробно останавливаться на узловых вопросах патологической анатомии: изучении морфологического субстрата болезней человека на различных уровнях исследования.

Таким образом, преподавание патологической анатомии позволяет сформировать у студентов медицинских вузов базовые про-

фессиональные компетентности врача, которые являются совокупностью знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и коллегам по работе, направленных на личностное и профессиональное совершенствование [2]. Используемый на кафедре патологической анатомии ЮУГМУ методический подход к проведению лекций и практических занятий позволяет обеспечить усвоение теоретических знаний, приобретение и применение практических навыков и умений по морфологической диагностике патологических процессов, формирует личность, ориентирующуюся в профессиональной сфере и обладающую компетенциями для дальнейшего роста в профессиональном и личностном плане.

Сведения об авторах статьи: Казачков Евгений Леонидович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. Тел./факс: 8(351)232-01-45. E-mail: [email protected]. Медведева Юлия Алексеевна - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. Тел./факс: 8(351)232-01-45. E-mail: [email protected].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровских, М.П. Обзор современных форм лекций, используемых для преподавания патологической анатомии / М.П. Бобровских, А.М. Бобровских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2014. - С.142-147.

2. Булыгина, И.Е. Формирование навыков профессиональной компетенции у студентов-медиков / И.Е. Булыгина // Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образовании: матер. науч.-метод. конф. - Чебоксары, 2009. - С. 5-7.

3. Друшевская, В.Л. Некоторые аспекты преподавания патологической анатомии в медицинском вузе в современных условиях / В.Л. Друшевская // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №4 (ч.2). - С. 72-74.

4. Пономарёва, Т.Б. Место патологической анатомии в структуре нового государственного образовательного стандарта / Т.Б. Пономарёва, Г.Г. Фрейнд, А.А. Галактионов // Актуальные вопросы патологоанатомической практики: матер. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2014. - С.79-80.

5. Степанов, А.В. Ключевые факторы и средства формирования компетенций / А.В. Степанов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2011. - N°2. - С.77-80.

УДК 616-091:378.6

© Т.И. Мустафин, Д.С. Куклин, И.А. Шарифгалиев, А.В. Двинских, А.К. Имаева, 2014

Т.И. Мустафин, Д.С. Куклин, И.А. Шарифгалиев, А.В. Двинских, А.К. Имаева ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ БГМУ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

В статье отражены основные аспекты учебной деятельности кафедры патологической анатомии, рассмотрены вопросы преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» в медицинском вузе и разработки учебно-методических материалов в соответствии с программой ФГОС. Освещены методология и результативность утренних учебных конференций, значение музея при кафедре в образовательной деятельности, приведены данные об использовании в освоении предмета достижений клинической морфологии в учебной работе.

Ключевые слова: патологическая анатомия, преподавание.

T.I. Mustafin, D.S. Kuklin, I.A. Sharifgalliev, A.V. Dvinskih, A.K. Imaeva ORGANISATION OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL WORK AT THE CHAIR OF PATHOLOGICAL ANATOMY OF BSMU

The article presents the main aspects of Pathological Anatomy Chair educational activity. Questions of teaching of "Pathological Anatomy" discipline in Medical University in accordance with FSES program are considered. The article highlights the methodology and results of implementation of morning teaching conferences, it shows the importance of museum in educational process. Data on the use of clinical morphology achievements in studying the subject is reflected in the article. Key words: рathological enatomy, teaching.

Кафедра патологической анатомии Башкирского государственного медицинского университета организована в 1934 году. За многие годы становления и развития кафедры накоплен большой опыт учебно-методической деятельности. Наряду с современными инновационными образовательными технологиями на кафедре успешно используются традиционные учебные методики, заложенные нашими учителями. С 2004 года кафедра носит имя одного из своих основоположников - профессора Виктора Александровича Жухина, который возглавлял ее на протяжении четверти века (1939-1965 гг.) и заложил основы деятельности как полноценной учебно-методической и научно-исследовательской единицы вуза.

На кафедре ведется преподавание патологической анатомии для студентов четырех факультетов: лечебного (очное и очно-заочное отделения), педиатрического, медико-профилактического, стоматологического (очное и очно-заочное отделения). На лечебном, педиатрическом и медико-профилактическом факультетах действует секционный курс по ГОС. С 2007 по 2013 гг. велось обучение с использованием языка-посредника (английский) для студентов из числа иностранных граждан.

Успешная учебная работа во многом связана с наглядностью осваиваемой темы. Помимо разбора теоретических вопросов в структуру практического занятия входит обязательное изучение тематических макро- и микропрепаратов, в том числе в процессе па-тологоанатомического вскрытия. Кафедра располагается на клинической базе при Централизованном патологоанатомическом отделении ГКБ №21, к которому территориально закреплен ряд крупных многопрофильных лечебных учреждений. В настоящее время выполняются ежедневные патологоанатоми-ческие вскрытия, и у студентов есть возможность систематически посещать аутопсийный зал для закрепления полученных знаний путем непосредственных наблюдений у секционного стола. Подобный подход играет позитивную роль в освоении основ типовых патологических процессов и нозологий. Между тем далеко не всегда имеется возможность продемонстрировать студентам на вскрытии именно те патологические процессы и нозологии, которые изучаются на текущем занятии. Данный пробел восполняет учебный музей макропрепаратов, основанный с первых дней работы кафедры. В последующие годы музейные фонды регулярно обновлялись, пополнялись новыми препаратами. При этом

осуществлялось бережное хранение редких экспонатов, имеющих большое познавательное значение.

На сегодняшний день в музее собрано более 700 макропрепаратов, из них около половины находятся в постоянной экспозиции. Постоянный фонд структурирован в соответствии с темами занятий и учебного плана. По каждой теме представлены учебные макропрепараты, иллюстрирующие типовые проявления наиболее важных и значимых патологических процессов и болезней. По ним нередко можно проследить морфогенез заболевания на различных стадиях его развития - от ранних форм до выраженных изменений в органах и тканях. Такая наглядность способствует освоению и закреплению основных этапов морфогенеза того или иного заболевания. Помимо учебных макропрепаратов, иллюстрирующих наиболее общие и типовые проявления различных патологических процессов и отдельных нозологических форм, часть музейного фонда содержит препараты, отражающие атипичные, маловыраженные макроскопические проявления той или иной болезни. Они помогают установить наличие индуцированного патоморфоза, а также демонстрировать редко встречающиеся в практике врача нозологические единицы. Эти препараты используются в большей степени для преподавания патологической анатомии врачам-интернам, клиническим ординаторам, аспирантам и курсантам последипломной подготовки.

Важным разделом работы является изучение студентами тематических микропрепаратов. В этом случае значимыми состав ляю-щими являются детальный разбор, зарисовка и обозначение обнаруженных изменений. Фонд кафедры располагает более чем 300 видами учебных микропрепаратов, общим количеством свыше 20 тыс. единиц. Значительная их часть используется в повседневной учебной работе, остальные - при проведении элективных занятий, заседаний студенческого научного кружка и последипломной подготовки специалистов. Микропрепараты структурированы в соответствии с тематикой практических занятий. Студенты ежедневно получают набор тематических микропрепаратов, светооптические микроскопы, атласы, методические указания для самостоятельной работы. В методических указаниях предлагается четкая последовательность действий студента при изучении конкретного микропрепарата с указанием узловых моментов, на которые обучаемый должен обратить внимание, опи-

сательная характеристика и перечень необходимых обозначений. Зарисовку, описание и обозначение микропрепаратов студенты ведут в отдельном альбоме, который по завершении курса обучения фактически становится их собственным «атласом», существенным подспорьем при подготовке к экзамену. Работа с микропрепаратами проводится под руководством и постоянным контролем преподавателя, который отвечает на вопросы студентов, помогает им при изучении патологического процесса на светооптическом уровне, совместно просматривает препараты, вызвавшие затруднения, акцентирует внимание студентов на деталях зарисовки и описания.

Большое значение в плане оптимизации работы с наглядными учебными материалами и структурирования изучаемой темы имеет проведение учебных конференций, которые на кафедре проводятся ежедневно на протяжении многих лет. В ходе утренней конференции преподавателями проводится разбор аутопсий, проведенных накануне, и наиболее интересных случаев прижизненной морфологической диагностики, имеющих отношение к тематике конкретного занятия. Затем преподаватель осуществляет разбор темы занятия с использованием набора слайдов, специально разработанных на кафедре. Структура слайдов включает в себя фотографии тематических макро- и микропрепаратов (при малом и большом увеличениях с применением различных способов окрашивания, гисто- и иммуногистохимиче-ских реакций), электронограмм. Кроме этого, представлены схемы пато- и морфогенеза наиболее важных патологических процессов и отдельных нозологий. Работа со слайдами оказывает значительную помощь студенту при последующей самостоятельной работе с тематическими макро- и микропрепаратами и с самого начала занятия позволяет задать ему необходимый тон и расставить акценты.

С 2009 года на кафедре работает компьютерный класс - необходимый атрибут современного учебного процесса. Компьютерные технологии позволяют осуществлять контроль исходного и итогового уровней знаний студентов путем использования тематических

тестовых программ. Помимо тестов компьютеры оснащены программами мультимедийного обеспечения практических занятий - фотографиями макро- и микропрепаратов, классификационными схемами, а также интерактивными ситуационными задачами. Последние позволяют студентам самостоятельно планировать и осуществлять дифференциально-диагностические алгоритмы при конкретных заболеваниях и патологических процессах.

Таким образом, на кафедре создана необходимая материально-техническая база, позволяющая проводить практические занятия на высоком методическом уровне с использованием современных образовательных технологий. Все доступные средства обучения студент использует в ходе самостоятельной внеаудиторной работы при подготовке к практическим, контрольно-диагностическим занятиям и экзамену. Однако качество подготовки врача во многом зависит и от другого фактора - квалификации профессорско-преподавательского состава, что предполагает глубокие и современные знания по предмету, специальности и смежным дисциплинам, а также необходимую психолого-педагогичес-кую подготовку. В настоящее время на кафедре работает слаженный коллектив, сотрудники способны четко взаимодействовать между собой для оптимизации кафедральной работы, находить индивидуальный подход к студентам и строить учебный процесс в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов. Осте-пененность профессорско-преподавательского состава практически составляет 100%, что способствует качественной организации учебной, учебно-методической и научной работы студентов. При этом налажена четкая система повышения квалификации преподавателей как по специальности, так и по педагогике. Молодые сотрудники активно перенимают опыт старшего поколения, используя при этом инновационный подход в своей работе. Высококвалифицированный кадровый состав способен обеспечить индивидуальный подход к обучающимся и помочь им максимально реализовать в учебных целях имеющиеся возможности кафедры.

Сведения об авторах статьи:

Мустафин Тагир Исламнурович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3. Тел./факс: 247-11-12.

Куклин Дмитрий Сергеевич - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3. Тел./факс: 247-11-12. Е-шаН: [email protected].

Шарифгалиев Ильдар Асхадулович - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3. Тел./факс: 232-30-00.

Двинских Алексей Викторович - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3. Е-mail: [email protected].

Имаева Альфия Камильевна - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: г. Уфа, 450000, ул. Ленина, 3. Тел./факс: 232-30-00.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.