УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОФТАЛЬМОЛОГИИ
УДК 614.253.4
© Б.М. Азнабаев, С.Р. Авхадеева, 2014
Б.М. Азнабаев, С.Р. Авхадеева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ОФТАЛЬМОЛОГИИ
С КУРСОМ ИПО
ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа
В статье представлен опыт внедрения и использования современных высокотехнологичных методов для обучения студентов медицинских вузов. Так, на кафедре офтальмологии с курсом ИПО БГМУ традиционно осуществляется компетент-ностный подход к преподаванию дисциплины «офтальмология». Студентам доступны все необходимые современные средства для получения информации, знаний и приобретения навыков и умений: Wi-Fi со скоростным интернетом для демонстрации в режиме on-line «живой хирургии» из операционных с фемтолазерными установками, планшетные компьютеры «iPad-класс», оцифрованные обучающие видеофильмы, электронные атласы и электронные учебники. Полученные знания студенты отрабатывают на занятиях по практическим навыкам в современных диагностических учебных комнатах, которые находятся на кафедре офтальмологии и четырёх клинических базах. В симуляционном центре БГМУ студенты еженедельно осваивают сложную методику офтальмоскопии при различных офтальмологических заболеваниях. Актуальная информация о работе кафедры всегда доступна не только на официальном сайте БГМУ, но и в созданной группе на сайте социальной сети «ВКонтакте», имеется возможность мгновенно донести последнюю информацию до всех студентов. Таким образом, студенты, прошедшие профессиональный цикл по дисциплине «офтальмология», обладают всеми компетенциями, которые предъявляются к специалистам в настоящее время.
Ключевые слова: инновационные технологии, преподавание офтальмологии, компетентностный подход, «iPad-класс».
B.M. Aznabaev, S.R. Avkhadeeva INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF OPHTALMOLOGY
The article presents the experience of the introduction and use of modern high- tech training for medical students. Therefore, the department of ophthalmology BSMU traditionally carried competence approach to teaching the discipline of ophthalmology. Students have access to all the necessary modern facilities for obtaining information, knowledge and skills and abilities: Wi-Fi with high-speed internet for demonstration mode on-line "live surgery" of operating with femtosecond Laser installations, tablet computers - "iPad class", digitized training video movies, e-books and electronic atlases. Students apply acquired knowledge at practical lessons in modern diagnostic training rooms, based at the Department of Ophthalmology and four clinical sites. In the simulation center, students weekly study a complex method of ophthalmoscopy at various ophthalmic diseases. Relevant information about the work of the department is always available not only on the official website BSMU, but also on the site of the department of ophthalmology BSMU at the "VK" social network. Thus, there is an opportunity to instantly deliver the latest information to all students. Therefore, students, having studied a professional cycle in ophthalmology have all the competencies that are applied to the specialists today.
Key words: innovative technologies, teaching ophthalmology, competence approach, «iPad class".
Концепцией российского образования в контексте вхождения России в Болонский процесс определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного, компетентного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, готового к постоянному росту и самообразованию, лично ответственного за уровень своих компетенций [3].
Педагогический процесс в высшей школе реализуется в рамках многообразной, но целостной системы организационных форм и методов обучения. Каждая из форм обучения (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, производственная практика) решает свои специфические задачи формирования специалистов и опирается на использование определенных методов организации педаго-
гического труда преподавателей и учебной работы обучаемых, способов передачи и усвоения знаний [3].
Объективные условия практического здравоохранения, требующие высокой творческой и развитой практической деятельности от специалистов, возлагают на педагогические коллективы медицинских вузов требования по изысканию новых форм профессионального, деонтологического, нравственного воспитания студентов, формированию у них профессиональных компетентностных навыков и умений, развитию клинического мышления и личностных качеств [1]. Реформа высшего медицинского образования в целях повышения эффективности подготовки медицинских кадров предполагает постоянное совершенствование учебного процесса и поиск новых путей в решении традиционных проблем педагогики [5].
Одним из перспективных направлений повышения эффективности учебного процесса является использование новейших технологических средств, к числу которых относятся системы программированного контроля знаний студентов и использование наглядных средств обучения [2].
На кафедре офтальмологии с курсом ИПО Башкирского государственного медицинского университета (рис. 1) постоянно внедряются разнообразные формы активной подачи учебного материала.
Рис. 1. Коллектив кафедры, 2014 год
Мультимедийные презентации на лекции мобилизуют внимание, интерес обучающихся и стимулируют их познавательную активность [4]. Наличие интерактивной доски в лекционной аудитории позволяет демонстрировать слайды и одновременно сопровождать их письменными пояснениями и рисунками, что повышает визуальный эффект и процент усвоенной информации. Большой интерес студентов вызывают прямые трансляции из операционной, так называемая «живая хирургия», ставшие возможными благодаря оснащению каждой учебной комнаты ЖК-панелью с разрешением HD и скоростным интернет-доступом по Wi-Fi. Такие трансляции могут проводиться как во время лекций, так и во время практических занятий (фемто-лазерное сопровождение факоэмульсифика-ции катаракты, микроинвазивная высокоскоростная витреоэктомия, имплантация интра-окулярных линз, разработанных сотрудниками кафедры, и т.д.).
В преподавании курса офтальмологии, как и других клинических дисциплин, основной формой обучения студентов являются практические занятия. На занятиях по глазным болезням студенты обеспечиваются разработанными на кафедре методическими пособиями по всем разделам программы для самостоятельной работы.
Для демонстрации методов исследования зрительных функций и обследования больных с патологией органа зрения используются учебные видеофильмы: «Практиче-
ские навыки в офтальмологии», «Методы исследования зрительных функций» и многие другие. С целью совершенствования практических навыков студентов занятия оснащены необходимыми наборами инструментов для проведения осмотра глазного яблока, исследования зрительных функций, дополнительного исследования органа зрения. На первых практических занятиях цикла студенты в специально оснащенной диагностической учебной комнате на кафедре осваивают методы исследования органов зрения и их функций и несложные офтальмологические манипуляции, доступные врачу общего профиля. По окончании этих занятий студенты оформляют «Индивидуальную карту пациента», в которой описывают функциональное состояние органов зрения непосредственно «сами на себя». В «Индивидуальную карту пациента» включены следующие параметры: описание осмотра глазных яблок согласно плану исследования органов зрения (Status ophthalmicus); исследование зрительных функций (визометрия, периметрия, тонометрия, определение цветоощущения, бинокулярного зрения, определение рефракции, биомикроскопия). Такая форма отработки практических навыков представляет определенный интерес для студентов, так как они проводят исследование собственных данных.
Методику офтальмоскопии (осмотра глазного дна) обучающиеся осваивают в си-муляционном центре БГМУ на фантоме-имитаторе. В процессе работы студенты приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы им в будущей практической деятельности. Только после освоения методов обследования друг на друге и тренажерах студенты переходят к более эффективной форме обучения на клинической кафедре -курации тематических больных.
Широко используются современные эффективные методы обучения: мультимедийная демонстрация учебного материала в рамках обязательной программы, демонстрация видеофильмов по разделам офтальмологии, по видам оперативного лечения больных с офтальмопатологией (катаракта, глаукома и т.д.).
В последнее время особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов. Итоговое тестирование, являющееся первым этапом рубежной аттестации, студенты проходят на планшетных компьютерах в режиме on-line. Специально для этого на кафедре подготовлен «мобильный класс», включающий 10 iPad с установленным приложением «Те-
сты по офтальмологии» (рис. 2), которое разработано преподавателями и интернами кафедры. Это приложение находится в свободном доступе в интернет-магазинах AppStore и Google PlayMarket и стало популярным благодаря легкой адаптации к обучению другим медицинским дисциплинам.
Я
Рис. 3. Профессор М.Т. Азнабаев и молодые ученые России на конференции «ОКО-2013»
Рис. 4. Участники конференции «ОКО-2013»
Рис. 2. Тестирование в режиме on-line в «iPad-классе»
Кроме того, студенты, прошедшие цикл офтальмологии и получившие большой заряд инновационных навыков, активно занимаются научно-исследовательской работой. Традиционно участники студенческого научного кружка кафедры занимают призовые места на республиканских конференциях. Студенты активно участвуют в жизни и работе кафедры, и именно по их инициативе в БГМУ вот уже второй год проводится молодежная Поволжская офтальмологическая конференция «ОКО» с применением высоких технологий и в интересном формате (рис. 3-6).
Рис. 5. Обучение методике факоэмульсификации на цикле <^еИаЪ по ультразвуковой хирургии катаракты»
Рис. 6. Практическое занятие
Описанная форма преподавания, практикуемая в течение последних двух лет, позволяет отработать и закрепить полученные навыки в ситуации, максимально приближенной к реально возможной, что повышает познавательный интерес и положительно характеризуется студентами.
Сведения об авторах статьи: Азнабаев Булат Маратович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой офтальмологии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, З.Тел./факс: (347) 275-97-65.
Авхадеева Светлана Рудольфовна - к.м.н., доцент кафедры офтальмологии с курсом ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, З.Тел./факс: (347) 275-97-65. E-mail: [email protected].
ЛИТЕРАТУРА
Жуманазаров, Н.А. Методологическое развитие мышления и творчество студентов на медицинском факультете / Н.А.Жуманазаров, З.С.Утегенова, А.Б. Убайдаева //Успехи современного естествознания. - 2012. - №10. - С.17-19. Кочетова, Т.Ф. Инновационные технологии обучения студентов на кафедре офтальмологии с курсом ИП / Т.Ф. Кочетова // Успехи современного естествознания. - 2010. - N°3. - С.83-85.
Медведева, Н.Н. Инновационные методы, используемые в учебном процессе на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии / Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии: сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 75-77.
Нейман, Е.Г. Методы и формы занятий на кафедре детских болезней с использованием компьютерных технологий / Е.Г. Нейман, Н.Л. Прокопцева, Е.П. Шитьковская // Вузовская педагогика. Инновационные методы, используемые в образовательном процессе Красноярской государственной медицинской академии: сб. науч. трудов. - Красноярск, 2007. - С. 77-81.
1
2.
3
4.
5. Соловьева, В.В. Инновационные технологии обучения студентов на кафедре глазных болезней/ В.В. Соловьева, В.П. Маценко, А.А. Худоногов // Инновационные технологии обучения в ИГМУ: материалы учебно-методической конференции. - Иркутск, 2006. - С.149-151.
УДК 616:611.018
© А.Е. Апрелев, И.И. Каган, В.И. Ким, 2014
А.Е. Апрелев, И.И. Каган, В.И. Ким ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ОФТАЛЬМОХИРУРГИИ НА ПОСЛЕДИПЛОМНОМ УРОВНЕ В ОРЕНБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ГБОУВПО «Оренбургская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Оренбург
В статье представлен новаторский опыт Оренбургской государственной медицинской академии в преподавании и отработке практических навыков при обучении по специальности «Офтальмология» на последипломном уровне. Программа цикла включает следующие теоретические и практические разделы: топография глазницы; клиническая анатомия глаза и его дренажных систем; основы микрохирургических оперативных вмешательств в офтальмологии; устройство операционного микроскопа, настройка и правила работы; микрохирургический инструментарий; организация работы хирургической бригады (хирурга, ассистента); способы разъединения и соединения тканей; техника наложения узлового и непрерывного швов; оперативное лечение глаукомы; операции при катаракте; техника выполнения оперативных приемов. Интегрирование образовательной деятельности кафедр офтальмологии, оперативной хирургии и клинической анатомии и НИИ микрохирургии и клинической анатомии в проведении цикла практической подготовки по офтальмохирургии для интернов и ординаторов по специальности «Офтальмология» занимает значимое место в совершенствовании последипломной практической подготовки врачей-офтальмологов.
Ключевые слова: практическая подготовка, офтальмохирургия.
A.E. Aprelev, I.I. Kagan, V.I. Kim ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING IN OPHTHALMOLOGY ON THE POSTGRADUATE LEVEL IN THE ORENBURG STATE MEDICAL ACADEMY
This paper presents an innovative experience of the Orenburg State Medical Academy in teaching and practical training in the specialty "Ophthalmology" at the postgraduate level. The program of the cycle includes the following theoretical and practical sections: Orbit topography, Clinical anatomy of the eye and its drainage systems, Basics microsurgical operative interventions in ophthalmology, Operating microscope, its management and working rules, Microsurgical instruments, Organization of the work of the surgical team (surgeon , assistant), Methods of tissue separation and connection, Technique of overlay node and continuous seams, Surgical treatment of glaucoma, Cataract surgery, Surgical techniques. Integration of educational activities of the department of ophthalmology, department of Surgery and Clinical Anatomy and Research Institute of Microsurgery and clinical anatomy in conducting practical training cycle for ophthalmic surgery for interns and residents in "Ophthalmology" occupies a significant place in the improvement of postgraduate practical training of ophthalmologists.
Key words: practical training, ophthalmosurgery.
В настоящее время при подготовке по специальности «Офтальмология» большое внимание уделяется отработке практических навыков, особенно на последипломном уровне. Это объясняется возрастанием требований к офтальмологам, умением оказания хирургической помощи пациентам, в том числе и на микрохирургическом уровне.
Использование симуляционных методов в хирургической подготовке на этапе последипломного образования ординаторов и интернов по специальности «Офтальмология» продиктовано необходимостью соответствия требованиям безопасности допуска их к осуществлению медицинской помощи пациентам. В связи с высокой сложностью анатомии и функционирования органа зрения применение фантомов, тренажеров и симуляторов практически невозможно. Заслуживает большего внимания использование в отработке
микрохирургических навыков нативных препаратов глазного яблока животных, а не искусственных материалов, обычно используемых в симуляторах по микрохирургической технике. При этом становится необходимым существенное повышение предшествующей и сопровождающей роли теоретической подготовки обучаемых. Учебный процесс нуждается в эффективном междисциплинарном подходе, организации взаимодействия кафедральных коллективов, использовании комплекса образовательных методик, совместной работе преподавателей с высокой теоретической и клинической компетентностью, соответствующем материально-техническом обеспечении.
Кафедра офтальмологии Оренбургской государственной медицинской академии, интегрируя образовательный процесс с кафедрой оперативной хирургии и клинической