Научная статья на тему 'Инновационные педагогические методы в изучении патологической анатомии в медицинском вузе'

Инновационные педагогические методы в изучении патологической анатомии в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ЛЕКЦИИ / ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / РАБОЧИЕ АЛЬБОМЫ / РУКОВОДСТВО К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ / INNOVATION / MULTIMEDIA LECTURES / PATHOLOGICAL ANATOMY / WORKING ALBUMS / GUIDE TO PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казачков Е. Л., Медведева Ю. А.

В статье представлен обзор основных современных педагогических методов преподавания патологической анатомии студентам медицинских вузов. Отмечена эффективность использования академического времени, отведенного для преподавания патологической анатомии в образовательном стандарте третьего поколения. Показана необходимость использования современных методик чтения лекционного материала и проведения практических занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS IN STUDYING PATHOLOGICAL ANATOMY IN A MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article presents an overview of the basic modern pedagogical methods of teaching medical students pathological anatomy. It notes the effectiveness of using of academic time allocated for the teaching of pathological anatomy in the educational standard of the third generation. The necessity for modern techniques in reading lecture material and practical classes is shown.

Текст научной работы на тему «Инновационные педагогические методы в изучении патологической анатомии в медицинском вузе»

ЛИТЕРАТУРА

1. Гуськова, О.Н. Формы организации познавательной деятельности иностранных студентов на кафедре патологической анатомии / О.Н. Гуськова, И.А. Лаврентьева // Материалы региональной межвузовской учебно-методической конференции. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2010. - С. 66-71.

2. Инновационные методы в преподавании патологической анатомии /Кирьянов Н.А. [и др.] // Материалы конференции.- Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - Вып. 1. - 167 с.

3. Копысова, Л.А. Развитие мотивационной составляющей профессиональной активности врача / Л.А. Копысова, И.В. Шешунов // Вестник ТГПУ. - 2010. - №4. - С. 68-74.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержден Министерством образования и науки Российской федерации 08.11.2010 г., №»1118 (060101, Лечебное дело) N° 1122 (060103, Педиатрия).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержден Министерством образования и науки Российской федерации 14.01.2011 г., №16 (060201, Стоматология).

6. Фитьмова, А.А. Развитие профессиональной мотивации будущих врачей в процессе обучения в вузе: дисс.... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2012. - 253 с.

7. Преподавание патологической анатомии на современном этапе / Г.Г. Фрейнд [и др.] // Инновационные технологии в преподавании морфологических дисциплин. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - Вып. 1. - с. 149-151

УДК 616-091

© Е.Л. Казачков, Ю.А. Медведева, 2014

Е.Л. Казачков, Ю.А. Медведева ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

В ИЗУЧЕНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Челябинск

В статье представлен обзор основных современных педагогических методов преподавания патологической анатомии студентам медицинских вузов. Отмечена эффективность использования академического времени, отведенного для преподавания патологической анатомии в образовательном стандарте третьего поколения. Показана необходимость использования современных методик чтения лекционного материала и проведения практических занятий.

Ключевые слова: инновации, мультимедийные лекции, патологическая анатомия, рабочие альбомы, руководство к практическим занятиям.

E.L. Kazachkov, Yu.A. Medvedeva INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS IN STUDYING PATHOLOGICAL ANATOMY IN A MEDICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION

The article presents an overview of the basic modern pedagogical methods of teaching medical students pathological anatomy. It notes the effectiveness of using of academic time allocated for the teaching of pathological anatomy in the educational standard of the third generation. The necessity for modern techniques in reading lecture material and practical classes is shown.

Key words: innovation, multimedia lectures, pathological anatomy, working albums, guide to practical training.

Профессиональные качества будущего врача формируются в процессе обучения в медицинском вузе. При этом Национальная доктрина образования в России обосновывает необходимость разработки механизмов повышения качества подготовки специалистов в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Образовательные стандарты III поколения утверждены и введены в действие Приказами Министерства образования и науки РФ от 08 ноября 2010 г., и в них предусмотрен переход от репродуктивного обучения к продуктивному.

Процесс реформирования высшей школы после подписания Россией Болонской Конвенции поставил целью улучшение качества образования. Поэтому содержание и организация образовательного процесса, направленного на формирование личности будущего врача, его профессиональной компетенции,

являются актуальными задачами высшего медицинского образования [3]. Повышение качества данных образовательных услуг в государственных учреждениях высшего профессионального медицинского образования невозможно без внедрения инновационных методов в учебный процесс на различных уровнях, особенно с учетом сокращения академических часов, отведенных для преподавания патологической анатомии в образовательном стандарте III поколения [4].

В условиях современного обучения научная информация на бумажных (книги, журналы), а затем и на электронных носителях становится все более трудной для самостоятельного освоения студентами [1]. Широко представленный и доступный разнообразный теоретический материал по различным вопросам патологии человека является чрезвычайно обширным, нередко противоречивым, не всегда подкрепленным современными научными

разработками. Это, несомненно, требует структуризации и разъяснений со стороны преподавателя на практическом занятии, но в первую очередь лектора, поскольку лекция должна предшествовать обсуждению изучаемой темы в практикуме. Поэтому одной из главных форм организации учебного процесса на кафедрах морфологических дисциплин по-прежнему является лекция. На кафедре патологической анатомии ЮУГМУ уже в течение 5 лет читается полный мультимедийный курс лекций по вопросам общей и частной патологии человека.

Как известно, в патологической анатомии значительное место в оценке изучаемых явлений уделяется визуальному макро-, микроскопическому и электронно-микроскопическому анализу патологии. В этом плане значение мультимедийных лекционных презентаций трудно переоценить. Иллюстрации лекционного материала фотографиями макропрепаратов патологически измененных органов и тканей, выполненных в ходе аутопсии, микрофотографиями гистологических препаратов с использованием различных гистохимических окрасок, в интерпретации которых важна именно цветовая палитра, также позволяют студентам лучше усвоить предмет, составить о нем исчерпывающее представление, а в дальнейшем помогают качественно справляться с систематическими контрольными заданиями на практических занятиях.

Для концентрации внимания студентов при подаче материала, касающегося клинико-морфологических проявлений ряда болезней, мы нередко используем архивные фотографии известных исторических личностей, страдавших различными заболеваниями, описанными в биографических источниках, а также отражение болезней человека в предметах искусства (живопись, скульптура), что вызывает неподдельный интерес аудитории. Мультимедийное представление лекционного материала позволяет виртуально «знакомить» студентов с крупными учеными, патологоанатомами, сделавшими фундаментальные открытия, нобелевскими лауреатами в области патологии, внесшими значительный вклад в развитие медицины в целом. Кроме того, преимуществом применения мультимедийных презентаций считаем возможность с помощью глобальной сети Интернет своевременно и постоянно обновлять лекционный материал, используя онлайн версии периодических изданий, переиздания монографий и учебников, данные форумов и сайты конференций, находящихся в свободном доступе.

Практические занятия также являются важнейшей составляющей преподавания пато-

логической анатомии в медицинском вузе. Основной целью занятий по патологической анатомии является формирование умений и навыков морфологической диагностики патологических процессов путем изучения структурных изменений с анализом механизмов развития и клинических симптомов заболеваний. Полагаем, что при проведении практических занятий необходимо руководствоваться основным положением современного образования, заключающимся в получении студентами знаний, умений и навыков, которые они должны приобретать в основном при самостоятельной работе, контролируемой и управляемой преподавателем [3]. Умение применять и самостоятельно получать знания и развивает деятельностно-компетентностный подход [5], утвержденный образовательными стандартами III поколения и признанный фундаментом современной инновационной образовательной парадигмы.

Для самостоятельной подготовки студенты получают руководство к практическим занятиям, разработанное сотрудниками кафедры патологической анатомии ЮУГМУ и уже трижды переизданное с дополнениями с 2008 г. для лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Руководство содержит основные вопросы по темам общей и частной патологической анатомии, а также перечень изучаемых на кафедре макро-, микропрепаратов и элек-тронограмм с указанием литературных источников, имеющихся в библиотечном фонде университета. На сайте ЮУГМУ в доступе для студентов регулярно размещаются возможные типовые вопросы, используемые для текущего контроля знаний, а также для подготовки обзорного ежесеместрового тестирования по общей и частной патологической анатомии.

Во время практического занятия преподавателю целесообразно распределять отведенное время и определенную его часть посвящать обсуждению вопросов и разбору затруднений, возникших у студентов во время самостоятельной подготовки. На кафедре патологической анатомии ЮУГМУ экономия академического времени для перечисленных целей достигается использованием разработанных сотрудниками кафедры рабочих альбомов для зарисовки микропрепаратов, подготовленных с учетом особенностей изучаемого предмета на различных факультетах. Эти альбомы содержат перечень названий гистологических препаратов, предназначенных для зарисовки, с указаниями номера, способа окраски микропрепарата, а также обозначений, которые должен сделать студент. В аль-

бом также включен список электронограмм к теме практического занятия, требующих самостоятельного описания. Использование рабочих альбомов позволяет существенно сэкономить время, отведенное в хронометраже занятия для эффективного контроля преподавателем качества освоения студентами материала в ходе практического занятия, для обсуждения спорных трактовок, сложных механизмов развития патологических процессов и более подробно останавливаться на узловых вопросах патологической анатомии: изучении морфологического субстрата болезней человека на различных уровнях исследования.

Таким образом, преподавание патологической анатомии позволяет сформировать у студентов медицинских вузов базовые про-

фессиональные компетентности врача, которые являются совокупностью знаний, умений и навыков, объединенных гуманно-ценностным отношением к больным и коллегам по работе, направленных на личностное и профессиональное совершенствование [2]. Используемый на кафедре патологической анатомии ЮУГМУ методический подход к проведению лекций и практических занятий позволяет обеспечить усвоение теоретических знаний, приобретение и применение практических навыков и умений по морфологической диагностике патологических процессов, формирует личность, ориентирующуюся в профессиональной сфере и обладающую компетенциями для дальнейшего роста в профессиональном и личностном плане.

Сведения об авторах статьи: Казачков Евгений Леонидович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой патологической анатомии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. Тел./факс: 8(351)232-01-45. E-mail: doctorkel@narod.ru. Медведева Юлия Алексеевна - к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России. Адрес: 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64. Тел./факс: 8(351)232-01-45. E-mail: uamedvedeva@mail.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобровских, М.П. Обзор современных форм лекций, используемых для преподавания патологической анатомии / М.П. Бобровских, А.М. Бобровских // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2014. - С.142-147.

2. Булыгина, И.Е. Формирование навыков профессиональной компетенции у студентов-медиков / И.Е. Булыгина // Традиции и инновации преподавания психиатрии и психологии на различных этапах медицинского образовании: матер. науч.-метод. конф. - Чебоксары, 2009. - С. 5-7.

3. Друшевская, В.Л. Некоторые аспекты преподавания патологической анатомии в медицинском вузе в современных условиях / В.Л. Друшевская // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №4 (ч.2). - С. 72-74.

4. Пономарёва, Т.Б. Место патологической анатомии в структуре нового государственного образовательного стандарта / Т.Б. Пономарёва, Г.Г. Фрейнд, А.А. Галактионов // Актуальные вопросы патологоанатомической практики: матер. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2014. - С.79-80.

5. Степанов, А.В. Ключевые факторы и средства формирования компетенций / А.В. Степанов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2011. - N°2. - С.77-80.

УДК 616-091:378.6

© Т.И. Мустафин, Д.С. Куклин, И.А. Шарифгалиев, А.В. Двинских, А.К. Имаева, 2014

Т.И. Мустафин, Д.С. Куклин, И.А. Шарифгалиев, А.В. Двинских, А.К. Имаева ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ БГМУ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

В статье отражены основные аспекты учебной деятельности кафедры патологической анатомии, рассмотрены вопросы преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» в медицинском вузе и разработки учебно-методических материалов в соответствии с программой ФГОС. Освещены методология и результативность утренних учебных конференций, значение музея при кафедре в образовательной деятельности, приведены данные об использовании в освоении предмета достижений клинической морфологии в учебной работе.

Ключевые слова: патологическая анатомия, преподавание.

T.I. Mustafin, D.S. Kuklin, I.A. Sharifgalliev, A.V. Dvinskih, A.K. Imaeva ORGANISATION OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL WORK AT THE CHAIR OF PATHOLOGICAL ANATOMY OF BSMU

The article presents the main aspects of Pathological Anatomy Chair educational activity. Questions of teaching of "Pathological Anatomy" discipline in Medical University in accordance with FSES program are considered. The article highlights the methodology and results of implementation of morning teaching conferences, it shows the importance of museum in educational process. Data on the use of clinical morphology achievements in studying the subject is reflected in the article. Key words: рathological enatomy, teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.