Научная статья на тему 'Элементы модульного подхода в преподавании патологической анатомии'

Элементы модульного подхода в преподавании патологической анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / ПАТОФИЗИОЛОГИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PATHOLOGICAL ANATOMY / PATHOPHYSIOLOGY / TEACHING METHODS / MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорина Т. А.

В статье рассматриваются вопросы преподавания патологической анатомии в высшей школе. При разработке методики преподавания были поставлены следующие цели: 1) достигнуть более точного понимания задач обучения со стороны студентов и, соответственно, повышения уровня мотивации к изучению; 2) улучшить подготовку студентов к изучению клинических дисциплин; 3) стремиться при возможной экономии времени к внедрению более широко активных методов обучения. Изменения затронули лекционный и практический курсы. В лекционный курс вошли лекции-дискуссии, рабочие лекционные тетради, что увеличивает время на самостоятельную работу студента на лекциях. Практические занятия по патологической анатомии и патофизиологии были разделены на тематические модули по вопросам воспаления, нарушений циркуляции, альтерации, опухолевого роста. Применение данных методов обучения потребовало усиления качества методической работы и переподготовки преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR TRAINING IN THE TEACHING OF PATHOLOGICAL ANATOMY

The article considers the problems of teaching of pathological anatomy in higher school. To develop a methodology of teaching we set the following objectives: 1) to achieve a more accurate understanding of the objectives of learning from students and, accordingly, to increase the level of students’ motivation in both disciplines; 2) to improve the training of students to the study of clinical disciplines; 3) to strive with possible saving of time to introduce more widely active learning methods. The changes affected lectures and practical training courses. In a lecture course “lectures-discussions” and working lecture notebooks were embedded, which increases independent work of the student. Practical trainings in pathology and pathophysiology were formed in the thematic modules on the issues of inflammation, circulation disorders, alteration, tumor. The application of these methods in training required the enhancement of the quality of methodical work and retraining of teachers.

Текст научной работы на тему «Элементы модульного подхода в преподавании патологической анатомии»

УДК 378.147 © Т.А. Федорина, 2014

Т.А. Федорина

ЭЛЕМЕНТЫ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Самара

В статье рассматриваются вопросы преподавания патологической анатомии в высшей школе. При разработке методики преподавания были поставлены следующие цели: 1) достигнуть более точного понимания задач обучения со стороны студентов и, соответственно, повышения уровня мотивации к изучению; 2) улучшить подготовку студентов к изучению клинических дисциплин; 3) стремиться при возможной экономии времени к внедрению более широко активных методов обучения. Изменения затронули лекционный и практический курсы. В лекционный курс вошли лекции-дискуссии, рабочие лекционные тетради, что увеличивает время на самостоятельную работу студента на лекциях. Практические занятия по патологической анатомии и патофизиологии были разделены на тематические модули по вопросам воспаления, нарушений циркуляции, альтерации, опухолевого роста. Применение данных методов обучения потребовало усиления качества методической работы и переподготовки преподавательского состава.

Ключевые слова: патологическая анатомия, патофизиология, методика преподавания, модульное обучение.

T.A. Fedorina

MODULAR TRAINING IN THE TEACHING OF PATHOLOGICAL ANATOMY

The article considers the problems of teaching of pathological anatomy in higher school. To develop a methodology of teaching we set the following objectives: 1) to achieve a more accurate understanding of the objectives of learning from students and, accordingly, to increase the level of students' motivation in both disciplines; 2) to improve the training of students to the study of clinical disciplines; 3) to strive with possible saving of time to introduce more widely active learning methods. The changes affected lectures and practical training courses. In a lecture course "lectures- discussions" and working lecture notebooks were embedded, which increases independent work of the student. Practical trainings in pathology and pathophysiology were formed in the thematic modules on the issues of inflammation, circulation disorders, alteration, tumor. The application of these methods in training required the enhancement of the quality of methodical work and retraining of teachers.

Key words: pathological anatomy, pathophysiology, teaching methods, modular training.

Модульный принцип преподавания патологической анатомии начал применяться в Самарском государственном медицинском университете на кафедре общей и клинической патологии: патологическая анатомия, патологическая физиология с 2009 года. Методологической основой для реализации такого подхода послужило несколько предпосылок: знакомство с профильной литературой по направлениям реализации принципов Болон-ского процесса на уровне вуза и участие в конгрессах Европейской ассоциации по медицинскому образованию (АМЕЕ). Таким путем постепенно приходила к мысли, что стремиться надо освещать ключевые или узловые проблем, на которые в течение обучения нанизываются частности. В рамках дисциплины патологической анатомии ключевыми являются вопросы, прежде всего общей патологии, и здесь невозможно разделить патологическую анатомию и патологическую физиологию.

Цели, которых нам бы хотелось достичь, были определены следующим образом: 1) достигнуть более точного понимания задач обучения со стороны студентов и, соответственно, повышения уровня мотивации к изучению обеих дисциплин; 2) улучшить подготовку студентов к изучению клинических дисциплин; 3) стремиться при возможной

экономии времени к более широкому внедрению активных методов обучения.

Коротко о каждой из форм аудиторной работы. Первое - лекционный курс. Лекции всегда были и остаются наименее продуктивной формой аудиторной работы, причем, именно в связи с тем, что именно «студенческой работы» на лекциях крайне мало. Этот недостаток мы старались исправить, внедряя такую форму лекции, как лекции-дискуссии, которые очень хорошо воспринимаются студентами. При этом два лектора - патологоанатом и патофизиолог - раскрывают одну проблему либо последовательно от одной лекции к другой, либо одновременно находясь в зале и передавая микрофон друг другу. В дальнейшем мы разработали несколько подобных лекций с лекторами других дисциплин, например лекцию по общей хирургии по теме «Хирургический сепсис». Считаю, что таким путем мы сможем сформировать подобие модулей с клиническими дисциплинами 4-6 курсов в рамках преподавания клинической патологической анатомии. Усилить компонент вовлечения студента в работу на лекциях помогают рабочие лекционные тетради, которые мы используем уже пятый учебный год. В них студенты уже имеют первичную информацию, не тратят время на списывание с экрана, но могут вместе с лектором порассуждать,

разобрать с диагностических позиций клиническую задачу, доступную для студентов третьего курса. При ежегодном анкетировании студентов для оценки их глазами подобных новшеств мы получаем в подавляющем большинстве положительные отзывы. Интересно, что отрицательные отзывы мотивированы тем, что при такой форме лекции труднее работать, привычнее механически записывать, не включая работу мысли.

Второе - практические занятия. Замечу, что в нашем вузе более сорока лет с третьего курса студенты переходили на прерывисто-цикловой метод обучения. Знаю, что так работают далеко не все вузы, но не стремлюсь сейчас обсуждать достоинства и недостатки фронтального и прерывисто-циклового методов. Мы работаем в таких условиях и применили следующее. В расписании циклы по дисциплинам «патологическая анатомия» (ПА) и «патологическая физиология» (ПФ) следуют один за другим, то есть модульно, в течение семестра таких циклов четыре, каждый по 6 дней (3ПА+3ПФ). Переосмыслив содержание и переработав методическое обеспечение практических занятий, мы сформировали проблемные, тематические модули. Конечно, наиболее логично модули формируются при изучении общей патологической анатомии и общей патологической физиологии, т.е. в осеннем семестре. Так, для примера, на лечебном факультете тематически модули распределены следующим образом: 1-й модуль условно «альтеративный», в рамках которого разбираются также вопросы нару-

шений видов обмена веществ; 2-й модуль условно «циркуляторный»; 3-й модуль условно «воспалительный», в рамках которого разбираются также вопросы лихорадки, иммунопатологических процессов и аллергий, процессов восстановления и компенсации; 4-й модуль условно «опухолевый».

При этом мы придерживаемся принципов широкого применения современных средств и методов обучения, но и сохранения традиционных подходов (изучение макро- и микропрепаратов, работа в секционном зале, небольшой экспериментальный практикум). Преподаватель много времени работает со студентами, рассматривает с ними с разных сторон одну узловую проблему, думаю, что в дальнейшем мы сможем внедрить в аудиторную работу и исследовательский компонент, как того требует новый стандарт.

Работа с применением модульного подхода потребовала существенного усиления качества методической работы, чтобы сделать процесс познания для студента легким и интересным, работать преподавателям приходится очень много. Важнейшая проблема -подготовка педагогических кадров, которые способны и, главное, стремятся работать, вести методическую работу нового качественного уровня и творить!

В заключение хочу сказать, что наш еще небольшой опыт по интеграции преподавания патологической анатомии и патологической физиологии получил международную оценку и одобрение на трех последних конгрессах АМЕЕ (Лион, 2012; Прага, 2013; Милан, 2014).

Сведения об авторе статьи:

Федорина Татьяна Александровна - д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей и клинической патологии: патологическая анатомия, патологическая физиология ГБОУ ВПО СамГМУ Минздрава России. Адрес: 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89. Тел./факс: 8(846) 332-56-94. E-mail: [email protected].

УДК 616-036. 887-091 © А.В. Спирин, 2014

А.В. Спирин

ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКИХ, ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ПОСТРЕАНИМАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ (ЛЕКЦИЯ)

ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Екатеринбург

В статье дана общепатологическая характеристика критических, терминальных и постреанимационных состояний, выделившихся в последние годы в особый класс патологии благодаря успехам реаниматологии. Представлена интегральная структура патологии премортального периода, базирующаяся на концепции её мультисиндромности, с выделением системных, критических синдромов и синдромов критических состояний. Системные синдромы, включающие синдром системной воспалительной реакции, синдром диссеминированного внутрисосудистого свёртывания крови, генетически детерминированные тромбофилии и метаболический синдром, играют ключевую роль в морфогенезе критических, терминальных и постреанимационных состояний. Синдромы критических состояний являются содержанием данного класса патологии. Их морфологическую основу составляют органная недостаточность / несостоятельность. Отмечено, что органная недостаточность лежит в основе критических состояний и характеризуется обратимостью морфологических изменений, в то время как органная несостоятельность представляет собой основу терминальных и постреанимационных состояний и характеризуется необратимостью морфологических изменений. Характер морфологических изменений в премортальном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.