Научная статья на тему 'Опыт педагогической деятельности в трудах заведующего кафедрой патологической анатомии РГМИ проф. Ш. И. Криницкого ( 1921-1961 гг)'

Опыт педагогической деятельности в трудах заведующего кафедрой патологической анатомии РГМИ проф. Ш. И. Криницкого ( 1921-1961 гг) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССОР Ш. И. КРИНИЦКИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ / PROFESSOR SH.I. KRINITSKY / EDUCATIONAL ACTIVITIES / DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерижанова И.С.

На основании изучения материалов архива кафедры патологической анатомии РостГМУ представлены основные принципы организации педагогической деятельности, разработанные профессором Ш.И. Криницким за 40 лет (1921-1961 гг). Обсуждаются вопросы, стоящие в центре деятельности педагога: чему учить, как учить, кому учить. Последовательность изучения медицинских предметов, интеграция содержания дисциплин, связь с практикой, лекторское мастерство, творческий подход к учебе и в современных условиях остаются фундаментом образования в медицинских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE WORKS OF HEAD OF THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY RSMU PROF. SH. I. KRINITSKY (1921-1961

Based on a study of archive materials of the Department of Pathological Anatomy RostGMU the basic principles of pedagogical activity developed by professor Sh. I. Krinitsky for 40 years (1921-1961) are presented. The problems facing the center of activity of the teacher: what to teach, how to teach, someone to teach. The sequence of study of medical subjects, integration of disciplines content, connection with the practice, lecturer skills, creative approach to learning remain the foundation of education in medical schools in today’s conditions.

Текст научной работы на тему «Опыт педагогической деятельности в трудах заведующего кафедрой патологической анатомии РГМИ проф. Ш. И. Криницкого ( 1921-1961 гг)»

УДК 616-091(09)(470.61-25): 37.01

И.С. Дерижанова

ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДАХ ЗАВЕДУЮЩЕГО КАФЕДРОЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ РГМИ ПРОФ. Ш. И. КРИНИЦКОГО ( 1921-1961 ГГ).

Ростовский государственный медицинский университет Кафедра патологической анатомии, г. Ростов-на-Дону.

На основании изучения материалов архива кафедры патологической анатомии РостГМУ представлены основные принципы организации педагогической деятельности, разработанные профессором Ш.И. Криницким за 40 лет (1921-1961 гг). Обсуждаются вопросы, стоящие в центре деятельности педагога: чему учить, как учить, кому учить. Последовательность изучения медицинских предметов, интеграция содержания дисциплин, связь с практикой, лекторское мастерство, творческий подход к учебе и в современных условиях остаются фундаментом образования в медицинских вузах.

Ключевые слова: профессор Ш. И. Криницкий, педагогическая деятельность, кафедра патологической анатомии.

I.S. Derizhanova

THE EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE WORKS OF HEAD OF THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY RSMU PROF. SH. I. KRINITSKY (1921-1961)

The Rostov State Medical University, Department of Pathological Anatomy of, Rostov-on-Don.

Based on a study of archive materials of the Department of Pathological Anatomy RostGMU the basic principles of pedagogical activity developed by professor Sh. I. Krinitsky for 40 years (1921-1961) are presented. The problems facing the center of activity of the teacher: what to teach, how to teach, someone to teach. The sequence of study of medical subjects, integration of disciplines content, connection with the practice, lecturer skills, creative approach to learning remain the foundation of education in medical schools in today's conditions.

Keywords: Professor Sh.I. Krinitsky, educational activities, Department of Pathological Anatomy.

Доктор медицинских наук, профессор Шалва Иосифович Криницкий (1884-1961 гг).

Вопросы подготовки высококвалифицированных образованных врачей всегда были актуальными. В последние годы многие стороны преподавания в медицинских вузах подвергаются пересмотру. В то же время нашими предшественниками накоплен огромный опыт педагогической деятельности. Всегда ли он учитывается в новой сложной обстановке? Что мы потеряли в ходе перестройки? Не стоит ли вновь вернуться и вспомнить основные принципы обучения, сформулированные нашими учителями?

Такие мысли возникают, когда знакомишься с заметками о постановке преподавания одного из заведующих кафедрой патологической анатомии Ростовского государственного медицинского университета профессора Шалвы Иосифовича Кри-ницкого. Свыше 45 лет отдал Шалва Иосифович (Ш.И.) педагогической деятельности. Он постоянно читал лекции и проводил занятия с одной группой студентов. Им созданы 4 учебных пособия [14]. В 1946 г. в «Вестнике высшей школы опубликована статья «Подготовка аспирантов и лекторское мастерство» [5].

В 1953 — 1955 гг. он вел переписку с начальником ГУУЗ Минздрава РСФСР М. Г. Сироткиной об организации учебного процесса в медицинском вузе.

В архивах кафедры хранятся доклады комиссий на заседании ученого Совета института по результатам государственных экзаменов в Ростовском медицинском институте в 1939 г. (под председательством известного хирурга Салищева); комиссии по изучению лекционного преподавания доцентами института в 1954 г. (под председательством проф.

Ш. И. Криницкого). Имеются также рецензии на учебные пособия из других вузов, мысли и рассуждения, а также предложения по усовершенствованию процесса обучения студентов в медицинском вузе в письмах, рукописях, собранных сотрудниками кафедры уже после смерти Ш. И. .

Особый интерес представляет рукопись «О некоторых вопросах по организации педагогического процесса в высших медицинских учебных заведениях», 1953 г., которая была написана в ответ на просьбу начальника ГУУЗ Министерства Здравоохранения Российской Федерации М. Г. Сироткиной:

«Глубокоуважаемый Шалва Иосифович!

Обращаюсь к Вам с большой просьбой. В целях налаживания методической работы в медицинских институтах ГУУЗ намечает обследование с этой точки зрения Саратовского мединститута, одного их крупнейших вузов Федерации, с тем, чтобы подвергнуть подробному обсуждению опыт работы в этом институте на пленуме методического Совета ГУУЗ'а. Обследование может быть поручено только высокоавторитетному лицу, имеющему длительный стаж педагогической работы.

Зная Ваш постоянный интерес к вопросам постановки преподавания в медвузах, я прошу не отказать в выполнении этого ответственного поручения, которое, я уверена, Вы выполните с присущей Вам добросовестностью и энергией.

На уровне вузов Ш. И. считал «безусловно необходимым разделение научно-учебной части (как было в то время) на две части: учебную и научную. Каждая из них должна иметь своего заведующего. «Многие годы моей работы в медвузе привели меня к твердому убеждению, что одно лицо никогда не может дать полноценного руководства и учебной, и научной части. Это разделение в интересах и педагогического про -цесса и научно-исследовательской работы должно быть проведено возможно быстрее».

Как показала жизнь, в дальнейшем, действительно, во всех вузах были организованы самостоятельные подразделения ректората: учебная и научная части под руководством заместителей директора - проректоров.

«В институте должна работать одна ме -тодическая комиссия, в которую назначаются самые опытные педагоги, известные в институте образцовой постановкой преподавания у себя на кафедре».

И это пожелание профессора Ш.И. Криницкого получило развитие. В настоящее время в Ростовском государственном медицинском университете работают центральная и цикловые методические комиссии, которые координируют педагогический процесс на кафедрах.

«Необходима тщательная проработка всем коллективом каждой кафедры плана ра -боты со студентами понедельно.

Расписание плана лекций и занятий с датами на текущий семестр должно быть вы -вешено на кафедре к началу семестра».

Большое внимание уделял ШИК методам преподавания и формам обучения. Так, он подчеркивал особое значение лекции в медицинском вузе.

Известно, что лекция (от лат. олова lecture — чтение) возникла в 18 веке в университетах средневековья. Она применялась в форме чтения и комментирования преподавателем текста книги в то время, когда было мало учебников. В вузах СССР традиционно лекционному материалу отводилось 50 — 60% учебного времени. Неоднократно и за рубежом проводились исследования на предмет того, как воспринимается лекция. Что остается от нее в голове студента. Замечено, что лишь небольшая часть студентов (10 — 12) полностью мыслят на лекции вместе с преподавателем. Они перерабатывают информацию, выделяя главное, существенное. Подавляющее большинство студентов (70% и более) считают своей задачей как можно больше записать и сделать это как можно четче. От лекции в их голове практически ничего не остается. Это свойство очень волновало старого опытного лектора, каким был Шалва Иосифович.

«Студент никогда не должен стремиться записать всю лекцию — это бессмысленно, и нужно считать такую форму работы пассив -ной. Студент должен внимательно слушать лектора и заносить в в тетрадь лишь основ -ные мысли его, особенно те отделы, которые подчеркнуты логическими ударениями. Следовательно, студенты на лекции должны выполнять весьма активную работу».

По мнению Ш.И., должно быть строгое соответствие между содержанием лекции и практического занятия. Лекционное изложение должно подготовить студента к очередным практическим занятиям.

«Надо добиться такого положения, чтобы каждый студент готовился по учебнику с тем разделом, который будет изложен на очередной лекции. Студент, совершенно не знакомый до лекции с ее содержанием хотя бы в общих чертах, получит от нее мало пользы».

Отличными и хорошими студентами, по мнению Шалвы Иосифовича, нужно считать тех, которые подготовились к лекции по учебнику, внимательно прослушали ее, внесли в свои записи самые главные разделы и, придя домой, систематизировали их.

«Они вновь обязаны проштудировать по учебнику тот раздел, который был прочитан на лекции, и внести в лекционные записи свои дополнения. В этом будет заклю -чаться активная подготовка студентов к очередному практическому занятию. Только при такой форме работы можно получить максимальный эффект и наиболее прочные знания».

«Студенты должны готовиться систематически к каждому занятию. Только при такой форме работы мы получим максимальный эффект и наиболее прочные знания».

К большому сожалению, на ряде кафедр студенты в течение учебного года систематически не занимаются, потому что их систематически не проверяют, и все знания они приобретают в течение 8 — 10 дней перед экзаменами, которые являются поверхностными и быстро забываются.

«Лекции должны читаться только проверенными лекторами, обладающими хорошим лекторским мастерством, опытом практи -ческой работы (не менее 8 лет), имеющим свое мнение по изучаемому разделу медицины. В противном случае лекторы дают студен -там только те сведения, которые получены ими при изучении учебников».

«Необходимо полностью устранить при чтении лекции элементы диктанта. Большим дефектом является чтение лекций по написанному тексту. Если текст лекции оформлен, это очень хорошо, но он должен быть оставлен в кабинете, а лектор должен иметь лишь конспект, но еще лучше план изложения. Крайне нехорошее впечатление производит на слушателя перелистывание во время чтения лекции листов с ее отпеча -танным или рукописным содержанием».

«Лектор в аудитории — все равно, что ар -тист на сцене. Я думаю, что он обязательно должен обладать известными артистиче -скими навыками. Ему постоянно нужно работать над стилем своей речи, дикцией и постоянно думать над вопросом, как красиво оформить богатый научный материал.

Он должен изучить сложную науку — как держать себя (голову, руки), управлять голосом, чтобы подчеркивать наиболее важные отделы, делать логические ударения, оканчивая фразу».

Шалва Иосифович считал, что должна вестись обязательная и систематическая подготовка аспирантов и ассистентов к работе в качестве лекторов — строго по расписанию, в специально отведенные часы, по определенной программе.

«Нужно считать совершенно недопустимым присвоение ученого звания «доцент» без прочтения на заседании Ученого Совета двух пробных лекций — одной по своему выбору, и второй, назначенной Ученым Советом через две недели. Обе прочитанные лекции должны подлежать тщательному критическому разбору».

«Хороших природных ораторов очень мало, но при желании, понимании значения ораторских способностей для ученого-педаго -га, при упорном настойчивом труде каждый будущий педагог под опытным руководством специалиста может достигнуть значительных результатов».

«Не будет утопией, если мы представим себе такое высшее учебное заведение, в кото -ром все молодые ассистенты будут не толь -ко хорошо подготовленными специалистами, но и прекрасными лекторами. С каким захва -тывающим интересом будут слушать студенты своих преподавателей, которые богатый фактический материал изложат своим слушателям в красивой форме! Как будет подниматься культурный уровень наших сту -дентов под ежедневным руководством таких образованных и культурных преподавателей»

Должны ли преподаватели, доценты и мо -лодые профессора остаться в стороне от

того, что мы предлагаем в первую очередь для аспирантов и молодых ассистентов, или им также следует включиться в эту работу? Думаю, что учиться никогда не поздно. Старые преподаватели, доценты и молодые про -фессора получат много пользы от консультации с мастерами художественного слова, которые должны руководить в вузах такой подготовкой. От этого только выиграет педагогический процесс».

«Научный работник, профессор-лектор должен быть хорошим оратором и человеком разносторонне образованным в области философии, истории, географии, искусства, живописи, музыки, художественной литературы и т. п.» (1946).

Большое внимание Ш. И. уделял проведению практических занятий. Он сам всю жизнь в течение всего учебного года вел практические занятия с одной группой студентов и считал грубой ошибкой уклонение заведующих кафедрами от этого вида деятельности — самой интересной и необходимой, по его мнению, формы работы. Таким образом профессор имеет возможность показать на практике своим ассистентам как нужно проводить практические занятия; путем беседы со студентами он может проверить, как был понят изложенный на лекции материал и что осталось неясным.

1952 г. Из письма к А.В. Смольянникову: «Огорчен Вашим письмом, где Вы пишете, что «тянуть волынку со студентами на практических занятиях мне, откровенно го -воря, надоело». Как Вы могли написать так? Ведь Вы же мой ученик! Как можно творческий процесс — занятия со студентами — называть волынкой?». Я получал и получаю от этих занятий большое удовольствие и нередко эстетическое. Такое же ощущение дол -жен иметь каждый настоящий педагог. Ведь самое большое удовольствие — это передача своих знаний другим. Как бесконечно приятно видеть рост молодежи как результат твоей работы! Что может сравниться с этим ощущением? В этом году я взял себе самую слабую во всем институте группу сангига с целью еще раз проверить роль педагога. Группа, действительно, оказалась отчаянной. Я много и настойчиво работал, и к концу первого семестра уже были видны достижения. Так как у меня не было полного штата, группы сангига мы в начале года не могли делить. Между прочим, знаете ли Вы, что делением студенческих групп на подгруппы по патологической анатомии институты обязаны мне? Я три года без перерыва вел настоящую борьбу в этом направлении и добился успеха при содействии профессора Н.Н.Аничкова. Решили делить с весеннего семестра и, когда я объявил об этом своей группе, нужно было видеть огорчение и резкий протест всей группы! Хором возражали против деления, и пришлось оставить себе неразделенную группу. Сейчас эти студенты — самые слабые во всем медицинском институте - стали неузнаваемы. Я получаю искреннее удовольствие при опросе, самом подробном, своих студентов»

«Студенты — самое важное звено в нашей работе. Занятия со студентами — не волынка, а настоящая симфония. Нужно любить студентов всем свои существом, иметь одно желание — передать им максимум своих знаний, и тогда никогда не будут скучны занятия со студентами, и они на Вашу любовь ответят двойной любовью».

«Всегда жалею, когда кончается учебный год, -для меня это грустно прощаться со студентами, к которым привык, как к детям, особенно в своей группе. Из любви ко мне Вы должны в корне изменить свое мнение о занятиях со студентами. Когда будете профессором, никогда не бросайте ведения хотя бы одной группы. Берите пример с меня — мне 66 лет, а я занимаюсь с ними с таким же большим удовольствием, как и 36 лет назад».

«Мне всегда очень грустно, когда кончается учебный год. Грустно по двум причинам — во-первых, прощаешься со студентами, которые, как дети, стали близкими и любимыми, во-вторых ты постарел на один год....В Вашем детском возрасте годы еще не учитываются, а в моем, весьма пожилом возрасте каждый год на учете.

Покойный Игорь Владимирович Завадский говорил, что труднее всего дается человеку седьмое десятилетие, но если преодолеешь это препятствие, то восьмое десятилетие проходит легко. До критического периода мне остается пять лет.. Как они пройдут? Ведь у нас нет скидки на возраст — нагрузки ad maximum, не взирая ни на что.

«Работать трудно, нет ни одного помощника, который всем своим существом был бы предан специальности и работал бы с воодушевлением, -работают бездушно, по обязанности. Когда их разбираешь и спрашиваешь автора, как надо было поступить, в 100% получаешь правильный ответ; на вопрос, почему, зная это, не сделал, как надо, стереотипное — «Не знаю»! Там, где нет полной любви к своей специальности, когда не весь человек отдается делу, там всегда будут ошибки. Иногда приходится говорить очень резко, а иногда и прекращать временно и надолго всякие отношения с сотрудниками из-за их грубости и нежелания прислушаться к замечаниям. Даже если бы мой шеф не поговорил со мною один день, через день меня в институте не было бы. В 1912 г. я как-то поругался с И.Ф.Пожариским — он был не прав, - в тот же день я подал ректору прошение об освобождении от моих обязанностей. Иосиф Фомич извинился передо мной, я взял свое заявление обратно. Теперь так не делают и на недовольства шефа обращают немного внимания»- из письма Анатолию Владимировичу Смольянникову 4 мая 1950 г.

Очень большое значение Ш.И. придавал подбору ассистентов и тщательной многократной проверке их. Он считал, что все ассистенты должны любить преподавание и студентов, при этом иметь ученую степень кандидата медицинских наук. На практических занятиях ассистенты должны проводить опрос и давать объяснения по тем вопросам, которые остались неясными после прослушанной лекции и изучения соответствующего раздела по

учебнику. Основная задача ассистентов — научить студентов логически мыслить.

По каждой дисциплине могут быть разработаны такие вопросы, которые для ответа требовали бы сложного мышления студентов. На теоретических кафедрах совершенно необходимо объяснить студентам, как изучаемое изменение формы должно проявляться при жизни человека, т. е. связать статику с динамикой, а морфологию с функцией.

Каждое практическое занятие должно быть обеспечено хорошим демонстрационным материалом, облегчающим понимание изучаемого раздела медицины.

Для ассистентов должны разрабатываться методические указания.

Необходима тщательная проработка всем коллективом каждой кафедры плана работы со студентами еженедельно.

На каждое занятие по плану должен намечен такой объем работы, который может быть выполнен любым студентом при затрате двух - трех часов самостоятельной домашней работы.

«Совершенно ясно, что ассистент весьма тщательно должен готовиться к каждому занятию, т. е. относиться к выполнению своих обязанностей с максимальной добросо -вестностью. Ассистент постоянно должен работать над повышением качества своей работы, продумать проведенное занятие и вскрыть дефекты с целью их устранения. Путем длительной и упорной работы над со -бой, критического отношения к себе можно добиться наилучших результатов».

«Совершенно необходимо взаимное посещение занятий ассистентами на одной кафедре с последующим разбором занятий».

Ш.И. считал, что необходимо согласование календарного плана по изучению одних и тех же разделов дисциплины на смежных кафедрах, например, при изучении патологической анатомии и патологической физиологии. Такие темы, как «Расстройства кровообращения, воспаление, опухоли» должны изучаться одновременно. Это значительно облегчит работу студентов и углубит их знания. Безусловно, необходимым является посещение занятий профессором и ассистентами на других кафедрах, например, патологической физиологии. Положительные и отрицательные результаты должны быть разобраны на совместных заседаниях кафедр, с разработкой целевых установок для проведения занятий, чтобы устранить дефекты и этим повысить качество преподавания.

Проректор по учебной работе обязательно должен сам посещать практические занятия на кафедрах, изучать постановку дела и указывать дефекты, отмеченные им, с целью устранения их в течение учебного года.

Необходимо покончить с либерализмом на экзаменах на первых трех курсах и особенно на втором курсе при сдаче государственных экзаменов. В настоящее время на третий курс переводится немало студентов, очень плохо подготовленных, и это значительно снижает показатель на третьем курсе.

Деканы и заведующие учебной частью не просто должны подсчитывать проценты отличных, хо-

роших, посредственных и неудовлетворительных оценок по различным дисциплинам, а выяснить, в каких группах и у каких ассистентов студенты чаще получают неудовлетворительные и посредственные оценки, и обратить внимание заведующих кафедрой на этих ассистентов.

«Ассистенты — важнейшее звено в педагогическом процессе — у отличных и хороших ассистентов студенты приходят на экзаме -ны хорошо подготовленными, у посредствен -ных ассистентов студенты имеют такие же знания, а часто и ниже».

Никакие экзамены не должны допускаться после начала занятий в новом семестре или с начала нового учебного года. Сдавая экзамены в период начавшихся в новом семестре занятий, студенты все внимание обращают на изучение несданных дисциплин, и, пропустив несколько занятий уже в новом семестре, они сразу же попадают в категорию отстающих, слабых студентов и ухудшают показатели своего курса.

Для всех медицинских вузов СССР с целью наилучшей организации педагогического процесса должны быть единые тезисы лекций и методические указания для практических занятий.

Между смежными дисциплинами должна быть полная согласованность в трактовке отдельных вопросов.

Очень ценные сведения о постановке преподавания на кафедрах, правильную характеристику отдельных преподавателей и оценку читаемых лекций можно получить в беседе с представителями студенческих групп. Студенты в массе своей никогда не дают неверной информации. Высказывания отдельных студентов часто бывают неверными. Проведение совещаний со студентами по вопросам организации учебного процесса отнимает много времени, но ценность их результатов вполне компенсирует затраченное время.

Свои соображения по организации педагогического процесса в медицинском вузе Ш. И. послал начальнику ГУУЗа Минздрава РСФСР М. Г. Си-роткиной.

«Это итоги моих многолетних наблюдений и изучения педагогического процесса. Для краткой формулировки моих мыслей понадобилось больше времени, чем я думал. Правильная организация педагогического процесса в медвузах — очень сложный и трудный процесс, и, к сожалению, этому вопросу в нашем институте уделяется мало внимания».

Все высказанные Ш.И. соображения по организации педагогического процесса в медвузах было доложены и обсуждены на заседании сотрудников кафедры патологической анатомии 8.Х.1953 г. Выписка из прот. № 8 хранится до сих пор в архивах кафедры.

Многие принципы организации педагогического процесса в медвузах, обсуждаемые проф. Ш.И. Криницким, в течение уже более 50 лет являлись основополагающими.

Ш. И. очень волновали вопросы последовательного изучения медицинских предметов на младших курсах в медицинском вузе, а также составления рационального расписания экзаменов на 3-ем курсе. В 50-ые годы произошло сокращение часов для

прохождения нормальной анатомии и гистологии, и экзамены по этим важным предметам были перенесены на Ш семестр, то есть, между преподаванием этих предметов и патологической анатомии (V семестр) был 9-месячный перерыв. За это время студенты основательно забывают и анатомию, и гистологию, и нужно занятия по патологической анатомии строить таким образом, чтобы все заново повторять.

Ш.И. писал М.Г Сироткиной о необходимости переноса экзаменов по нормальной анатомии и гистологии на весну 4-ого семестра. При составлении расписания экзаменов на 3 курсе, он полагал, что должна быть определенная последовательность в сдаче экзаменов — вначале студенты должны сдавать патологическую физиологию, далее — фармакологию и т.д. Время, отводимое на подготовку к экзаменам по отдельным дисциплинам, должно соответствовать их трудности.

«Глубокоуважаемый Шалва Иосифович!

Ваше предложение по рациональному составлению расписания представляется мне ценным и интересным. Не вызывает сомнения, что время, отводимое на подготовку к экзаменам по отдельным дисциплинам, должно соответствовать их трудности. Желательно также наличие определенной последовательности в сдаче экзаменов. Предлагаемую Вами последовательность считаю достаточно обоснованной. Вместе с тем у меня возникает следующий вопрос. При проведении в жизнь Вашего предложения могут встретиться серьезные затруднения, связанные с недостаточностью штата кафедр. Осуществимо ли это? Прошу Вас сообщить, как Вы думаете преодолеть это затруднение.

Было бы крайне желательно обсудить Ваше предложение на методической комиссии Вашего института.

Начальник УВМУЗ'а Министерства Здравоохранения РСФСР М. Г. Сироткина».

24.VI.1953 г.

«Глубокоуважаемый Шалва Иосифович!

Извините, что не сразу ответила на Ваше интересное письмо.

Ваше предложение о расписании экзаменов III курса считаю вполне приемлемым. В соответствии с ним будут даны указания медвузам. Необходимость обсуждения итогов сессии в июле, а не в сентябре также не вызывает у меня сомнения.

Что касается переноса экзаменов по анатомии и гистологии на весну, то это вопрос сложный, требующий предварительного обсуждения.

Во всяком случае, Ваше мнение по этому вопросу будет учтено при пересмотре учебного плана.

Очень жаль, что Ваша ценная инициатива в отношении пересмотра методики преподавания не находит поддержки в Вашем институте. Было бы очень хорошо, если бы Вы свои личным участием способствовали оживлению работы методической комиссии института.

Уважающая Вас М. Г. Сироткина» 15 августа 1953 г.

В марте 1954 г. Ш.И. возглавил комиссию, назначенную приказом директора РГМИ проф. Г.С. Ивахненко, по изучению лекционного преподавания доцентами института. В состав ее входили профессора З.И. Карташов, Н.Н. Корганов, В.А. Никольский, П.А. Соколов, Н.А. Торсуев. Комиссии предлагалось изучить качество лекций читаемых доцентами РГМИ, общую культуру лекторов, проверить объем педагогической работы доцентов с целью оказания им методической помощи. Всего были заслушаны лекции 21 доцента (трижды членами комиссии по 2 человека). Оценивались следующие параметры:

1. Содержание (излагался ли лекционный материал в соответствии с современным уровнем знаний, идейно-политическая направленность, методологическая направленность, освещение литературы с подчеркиванием приоритета отечественных авторов, систематичность изложения, изложен ли материал по учебнику или лекция была творческой).

2. Форма лекции (читалась ли лекция по тексту или в устном изложении, ясность изложения и четкость формулировок, дикция, умение держаться, контакт с аудиторией, не было ли элементов диктовки, демонстрационное оформление, особенности демонстрации больных, точное начало и окончание лекции по расписанию с соблюдением перерыва).

3. Обстановка в аудитории (температура, чистота, вентиляция, освещенность, оборудование — места для сидения, для записи лекции, доска и ее состояние, приспособления для демонстрации, раздевалка для студентов.

4. Дисциплина - (опоздание лектора, студентов, шум, разговоры и пр.).

Комиссия в целом отметила, что все доценты излагали материал в полном соответствии с современным уровнем знаний. Она не нашла дефектов в идейно-политической и методологической направленности. В тех случаях, где это требовалось, за небольшим исключением, отмечался приоритет отечественных авторов.

Тем не менее, лишь немногие авторы читали творческую лекцию, большинство доцентов в своем изложении не выходило за рамки учебников. Как большой недостаток комиссия отметила чтение по написанному тексту.

«Если лекция написана, это хорошо, даже очень хорошо, но текст лекции должен быть оставлен в кабинете, а у лектора должен быть конспект, а еще лучше — план изложения лекции. Крайне нехорошее впечатление производит на слушателей перелистывание во время чтения лекции страниц текста».

Комиссия отметила, что неправильно составленный учебный план имеет своим последствием, что хорошо составленная и прочитанная лекция оказывается недоступной слушателям. Такой оказалась лекция, прочитанная по физиотерапии, так как лектор говорил о лечении тех заболеваний, которые еще были не известны студентам — ни патогенез, ни этиология, ни их клинические проявления, ни морфологический субстрат. Был сделан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вывод о настоятельной необходимости переноса преподавания физиотерапии с 3 на 4 курс.

При обсуждении формы изложения лекции за основу брались следующие положения:

- четко составленный план,

- строгая последовательность,

- должны быть многократно продуманы не только вся лекция, но и каждая фраза и даже слово.

Все время нужно себя «держать в руках», не отрываясь от аудитории. Смотреть прямо, а не себе под ноги или по сторонам, направлять звук своего голоса слушателям.

Отчетливо и четко оканчивать фразы, а не глотать их окончание. Недопустимо монотонное изложение — даже очень богатый по содержанию материал при таком изложении очень быстро утомляет слушателей. Наиболее важные разделы надо подчеркивать повышением тембра голоса.

Оказалось, что среди доцентов-лекторов, удовлетворяющих вышеуказанным требованиям, с хорошими голосовыми данными и отличной дикцией, очень мало. Одни лекторы неоднократно прибегали к повторению одних и тех же фраз, скандируя речь и создавая этим обстановку диктанта; другие — при хорошей дикции, понижали тембр голоса в конце фразы, вследствие чего совершенно теряли связь с аудиторией. Некоторые доценты, имея неудовлетворительную дикцию, все время смотрели и направляли звук голоса в сторону или центр, в то время, как левая сторона аудитории оставалась вне внимания лектора. Иногда использовались лишние слова, не пояснялись латинские термины и иностранные слова. Не использовались для этих целей доска и мел.

К дефектам лекции можно также отнести монотонность изложения, слабость голосового аппарата, оторванность от аудитории, отдельные неправильные обороты речи и ударения.

Демонстрационная часть у многих лекторов организована не совсем удовлетворительно. Только у одного лектора излагаемый материал сопровождался демонстрацией макро- и микропрепаратов, что значительно облегчало понимание лекционного материала.

Демонстрация больных не достигает цели, так как их видят немногие, только впереди сидящие студенты. В то же время из-за холода в аудитории больные обвязаны платками, закутаны в одеяла. Студент производит перкуссию и аускультацию в то время, как лектор продолжает беседу с аудиторией. Что мог слышать студент? Таким образом, на лекции наглядно было показано, как не следует проводить демонстрацию больных. Иногда вслух зачитывались диагнозы (например, у больного рак прямой кишки), что не следует делать в такой большой аудитории в присутствии пациента.

Не всегда в лекции освещался собственный богатый клинический опыт, а излагались лишь данные учебника.

Имелись опоздания лекторов (на 4 минуты), преждевременные перерывы. Иногда лекционное время использовалось не по назначению — для сбора списков отсутствующих, диктовку плана лекции и рекомендуемой литературы.

Поведение студентов — ни на одной лекции не восстанавливалась полная тишина сейчас же по приходе лектора в аудиторию. Чтобы начать чтение лекции, лектору приходится ждать минуты две - три. Это показатель низкой дисциплины студентов и, несомненно, является результатом плохой работы в этом направлении лекторов, декана, студпрофкома и комсомола. После водворения тишины и начала лекции почти все пишут. Студенты стараются застенографировать лекцию и поэтому превращаются в стенографисток, т. е. пишут, не понимая, что пишут. Если попросить студента, старательно записавшего всю лекцию и физически, но не умственно уставшего, рассказать вкратце содержание лекции, вы неизменно получите один ответ: «У меня все записано в тетрадке. Я дома прочитаю». При таком отношении студентов к лекциям с целевой установкой записать всю лекцию, а не слушать ее и вносить в тетрадь все основные положения лектора, лекции теряют почти всю свою ценность.

Мы много раз спрашивали студентов, как читают лекции такие-то профессора, доценты, и получали ответ: «Хорошо, можно все записать»...В основу оценки лекции подавляющее большинство студентов ставит не логичность изложения, не богатство материала, не лекторское мастерство и хорошую демонстративность, а то, как лектор дал им возможность записать лекцию.

Нужно обратить внимание на один крайне тревожный факт — в послевоенные годы студенты совершенно перестали подавать лекторам записки с вопросами. Объяснение этого факта очень простое. Вопросы могут возникнуть только тогда, когда студенты внимательно слушают лектора, вникают в содержание лекции, когда лекция захватывает, увлекает, заинтересовывает. Естественно, что при таком восприятии лекторского материала у слушателей могут возникнуть многие вопросы.

Тот печальный факт, который отмечен выше, объясняется тем, что студенты лекции пишут, а не слушают, активно не работают, не следят за мыслью лектора и поэтому вполне естественно, у них никакие вопросы, требующие ответа, не возникают. Этот факт требует очень серьезного обсуждения.

При оценке обстановки в аудиториях было отмечено, что многие аудитории не приспособлены для чтения лекций — в них грязно, душно, тяжелый воздух, неприятные запахи, поступающие из соседних помещений. Во многих аудиториях низкая температура (4-6 гр. тепла), студенты сидят в пальто, шубах, лекторы также в шубах.

«В аудиториях должно быть тепло, чисто, красиво. Необходимы удобная меловая доска, экран для демонстрации диапозитивов, диаграмм, рисунков, удобные скамьи для сидения и записей лекций. Красивая, уютная, чистая аудитория создает хорошее настроение и у лектора, и у студентов и тем самым располагает к продуктивной работе и хорошему усвоению лекционного материала».

Дисциплина в аудитории: комиссия отметила низкую дисциплину студентов. В течение 10— 15 минут в аудиторию входили опоздавшие студен-

ты (до 25 — 30 человек). Десять человек пришли на лекцию во время перерыва и в течение второго часа своими разговорами мешали слушать лекцию другим студентам.

«Возмутительно отношение студентов к аудиториям своего института, в котором они получают высшее образование. Во всех аудиториях скамьи пестрят многочисленными безобразными по своему содержанию, иногда нецензурными, надписями. Вот образцы надписей в аудитории терапевтических клиник:

«Полное единодушие бывает только на кладбище».

«Брак — молоко, а молоко быстро скисает».

«Последняя лекция — и прощай веселые студенческие годы». «Здесь, под небом чужим, Я, как гость нежеланный, Слышу крик журавлей, Улетающих вдаль».

Даже в аудитории кафедры патологической анатомии, над которой комсомольская молодежь взяла шефство, все скамьи испачканы чернилами, имеются единичные надписи и один «художник» вырезал перочинным ножом инициалы и дату. Вероятно, студент долго вырезывал, а окружающие его студенты не реагировали на хулиганскую выходку своего товарища.

Невероятно обезображены скамьи в новой аудитории кафедры психиатрии. Если один некультурный студент делает безобразные надписи на скамье аудитории, а десять «наблюдателей» своими улыбками и смехом одобряют «художественное» творчество какого-нибудь хулигана, то из этого можно сделать вывод, что культурный уровень наблюдателей так же низок, как у автора надписей.

Комиссия полагает, что дирекция, партийная, комсомольская и профсоюзная организации срочно должны повести беспощадную борьбу с хулиганами, безобразящими наши аудитории. Не допускать ни одной надписи на скамьях в наших аудиториях»!

О преподавании патологической анатомии

Из доклада председателя Государственной экзаменационной комиссии Ростовского медицинского института — проф. В. Э Салищева — выпуск врачей 1939 г.

Докладчик коснулся ряда вопросов — например, методики обучения. Была подчеркнута важность лекции как наиболее квалифицированного и полноценного метода преподавания, необходимость повышения качества их чтения; повышения связи между теорией и практикой. Так было указано, что «на кафедре патологической физиологии проводились постоянные экскурсии в область эксперимента — что очень важно, но меньше было вопросов, выявляющих связь теории патологического процесса с практикой в условиях клиники».

Патологическая анатомия.

Меньшее количество отличных и хороших оценок по патологической анатомии по сравнению с патологической физиологией объясняется не меньшим знанием по патологической анатомии, а более

высокими требованиями к знанию фактического материала.

Как положительные стороны постановки дела на кафедре следует отметить:

1. Требование не простого описания (морфология), а обязательного анализа процесса, объяснения динамики развивающегося патологического процесса, требование диагноза и объяснения — почему поставлен такой диагноз.

2. Требование знания клиники, связи патологической анатомии с клиникой. Ставятся такие вопросы: как врач должен поступить в таком случае? Какие виды спорта противопоказаны при таком заболевании? Что выявляется при перкуссии и аускультации в данном случае?

3. Требование знания анатомии, особенно — кровеносной и лимфатической системы. Незнание анатомии часто служит причиной снижения оценки.

Пожелания кафедре:

1. Давать больше времени для обдумывания теоретических вопросов.

2. Иметь на кафедре таблицы, схемы, например, кровообращения и лимфатической системы, путей распространения метастазов и пр.

В заключение комиссия отметила отличную постановку дела подготовки врачей на кафедре. Имеется богатейший музей, созданы все условия для работы при активнейшей помощи проф. Ш.И. Криницкого и всех его помощников.

Проф. Ш.И. Криницкий большое внимание уделял проведению первого (вводного) занятия в секционном зале. «Умерший больной - неисчерпаемый источник знаний для патологоанатомов, и чем выше их квалификация, тем более интересно и содержательнее вскрытие. Для опытного врача ясны такие детали, которые скрыты от глаз менее искушенного специалиста. Проводя вскрытие в присутствии студентов, преподаватели имеют неограниченные возможности для введения их в курс патологической анатомии. Нужно объяснить, какие изменения находятся в органах и тканях, и связать их с нарушениями функций этих органов, проследить клинические проявления и возможности прижизненной диагностики заболеваний, познакомить студентов с историей болезни.

Чтобы заинтересовать учащихся, надо уделить внимание демонстрации нормальных органов, чтобы возобновить в памяти основательно утерянные знания по нормальной анатомии.

Студенты третьего курса очень ценят занятия, проводимые в секционном зале. С каким напряженным вниманием они слушают доклад клинициста и обмен мнениями между ним и патологоанатомом, производящим вскрытие.

Патологическая анатомия — клинико-морфоло-гическая дисциплина, при изложении морфологических данных обязательно следует указать, какие нарушения функции соответствуют им. Только такое изложение будет понятно слушателю и научит его мыслить».

За последние двадцать лет многое изменилось в учебном процессе. Резко увеличился объем информации, который надо усвоить студенту, в то

время, как уровень базовой подготовки учащихся упал. Существенно перестроено технологическое оснащение. В образовательный процесс внедряются мультимедиа технологии - совокупность технических и программных средств, позволяющих продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать информацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анимация), в том числе с использованием интерактивного обеспечения. Новые технологии в первую очередь стали использоваться при чтении лекций — основы образовательного процесса в очной форме обучения [7].

Они имеют много преимуществ: помогают повысить информативность лекций (не надо писать мелом на доске), наглядность обучения за счет использования различных форм представления учебного материала (графики, рисунки, диаграммы, таблицы, макро- и микрофотографии, схемы и пр.), обеспечивают быстроту и удобство воспроизведения их. Использование анимации и видеофрагментов позволяет показать динамичные процессы.

При изучении патологической анатомии, дисциплины, которая имеет дело со структурными изменениями в организме при различных заболеваниях, использование презентаций особенно оправдано, так как они создают оптимальные условия для работы с макро- и микропрепаратами при различном увеличении, освещении, разнообразии цветовых гамм.

Мультимедийные технологии внедряются и в практические занятия. Наряду с традиционным микроскопированием часто производится микрофотосъемка микропрепаратов с последующим изучением их изображений на экране компьютера.

Все шире для получения информации студенты используют интернет и электронные учебники.

Однако и при использовании мультимедийной техники, компьютеров, интернета многие традиционные требования к преподаванию остаются неизменными. Это касается содержания материала, соответствия его современному уровню науки, последовательности и логичности изложения, точности и четкости формулировок, формы изложения, дикции лектора и умению «держать себя» в аудитории.

Самое главное - научить студента думать, связывать между собой различные патологические процессы, проводить клинико-анатомические сопоставления, самостоятельно изучать литературу, быть наблюдательным и уметь разбираться в нестандартных ситуациях, так часто встречающихся в практической работе и научной деятельности.

Вот почему принципы педагогической деятельности наших учителей, основанные на многолетнем опыте, подтвержденные жизнью, должны оставаться и в современных условиях фундаментом работы в медицинских вузах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криницкий Ш. И. Патологическая анатомия. Расстройства питания прогрессивного характера. - Учебник. - Ростов-на-Дону. - 1919. - 197 с.

2. Криницкий Ш. И. Воспаление и склероз клапанов сердца. -Учебник. - Изд. 2-е, доп. - Ростов-на-Дону. - 1934. - 56 с.

3. Криницкий Ш. И. Морфологические изменения в почках при артериосклерозе, артериолосклерозе почек, нефрозах и нефритах. - Учебник. - Ростов-на-Дону. - 1938. - 56 с.

4. Криницкий Ш. И. Раковая болезнь (по материалам прозектур г. Ростова-на-Дону с 1944 по 1955 гг.). - Ростов-на-Дону. -1959. - 74 с.

5. Криницкий Ш. И. Подготовка аспирантов и лекторское мастерство // Вестник высшей школы. - 1946. - № 8-9. -С. 18-20.

6. Смольянников А. В. Из писем к ученику (к 30-летию со дня смерти Ш. И. Криницкого) // Арх. патологии. - 1992. - т. 54. -№3. - С. 40-45.

7. Дерижанова И. С., Волошин В. В. Чтение лекций по патологической анатомии в медицинском вузе в современных условиях // Сборник материалов педагогических чтений «Технологическое обеспечение педагогического процесса в системе непрерывного медицинского образования». -Ростов-на-Дону. - 2013. - С. 31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.