освоения дисциплины, проводится на итоговом занятии: проверяются правильность методики обследования больного, умение анализировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, способность решать ситуационные задачи. Работа в симуляционно-аттестационном центре с использованием симуляторов позволяет контролировать освоение студентами практических навыков, полученных на занятиях у постели больного в клинике. Регулярно кафедрой поддерживается связь с деканатами по вопросам посещаемости и успеваемости студентов.
Анализ итогового контроля знаний, умений, навыков, приобретенных при изучении дисциплины, и сформированных компетенций осуществляется путем проведения экзамена и тестового контроля в системе Moodl.
На кафедре работает студенческий научный кружок, который ежегодно активно посещают 25-30 студентов. В рамках заседаний студенческого научного кружка студенты готовят реферативные сообщения с мультимедийным сопровождением. Организована и активно выполняется научно-исследовательская работа студентов. Студенты изучают факторы риска и особенности течения сердечно-сосудистых заболеваний у различных групп больных, при этом они работают у постели больного и анализируют архивные истории болезни.
Воспитательная работа, проводимая на кафедре пропедевтики внутренних болезней, является одним из факторов, определяющих качество медицинского образования. На первом занятии в группах проводятся беседы об истории Амурской ГМА, кафедры пропедевтики внутренних болезней, ученых академии. Ежегодно со студентами на конференциях разбираются вопросы медицинской этики и деонтологии, проблемы эвтаназии. В студенческих группах пропагандируется здоровый образ жизни, проводятся беседы о вреде курения, алкоголизма и наркомании. Члены студенческого научного кружка посещают Амурский областной краеведческий музей, археологический музей БГПУ, проводятся встречи в студенческом общежитии. Студенты во время учебной и производственной практики осуществляют уход за инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны. На кафедре регулярно проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы.
Сотрудники кафедры активно участвуют в профориентационной работе в школах Бурейского района и г. Благовещенска, днях открытых дверей в стенах академии. Таким образом, управление качеством медицинского образования в Амурской ГМА представляет многоуровневую систему, которая позволяет объективно оценивать качество подготовки будущего врача. Следовательно, и контроль за качеством медицинского обучения тоже должен быть многоуровневым. Кафедра пропедевтики внутренних болезней является одним из ответственных подразделении контроля за качеством образования в данной системе вуза.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
3. Бардовская Н.В. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подхода // Высшее образование сегодня. 2012. № 9. С. 14-16.
4. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М., 2013. С. 15.
5. Трегубова Е.С., Петрова H.A., Сырцова М.А. Качество образования: сегодня и завтра// Сборник информационно-методических материалов. СПб, 2006. 220 с.
УДК: 005-6
Н.В. Меньщикова, И.Ю- Макаров, Е-В. Дубяга, Н-Р. Левченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
Резюме В настоящее время в процессе повышения качества преподавания патологической анатомии большое внимание уделяется использованию компьютерных технологий. Эти методы позволяют обеспечивать высокий уровень передачи знаний студентам, дополнить и усовершенствовать традиционные подходы в преподавании патологической анатомии, усилить мотивацию студентов к освоению предмета и повысить качество преподавания. Повышение качества преподавания патологической анатомии является многокомпонентной, многоуровневой системой, которая направлена на формирование профессиональных качеств будущего врача.
Ключевые слова: медицинский вуз, качество преподавания, патологическая анатомия, компьютерные технологии.
THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF IMPROVING THE QUALITY OF TEACHING AT
THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY
N.V. Menschikova, I.U. Makarov, E.V. Dubaga, N.R. Levchenko
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Currently in the process of increasing the quality of teaching pathological anatomy the great emphasis is laid on the use of computer technology. These methods will ensure the highest level of knowledge improve traditional approaches in teaching pathological anatomy, enhance the students ' motivation to mastering the subject and improve the quality of teaching pathological anatomy. Improving the quality of teaching pathological anatomy is multi-component, multi-level system, which is aimed at the formation of professional qualities of a future doctor.
Key words: higher medical school, quality of teaching, pathological anatomy, computer technologies.
Основной задачей при преподавании патологической анатомии в медицинском вузе является формирование у студентов понимания того, что все реакции организма осуществляются на материальной основе, все патологические процессы развиваются согласно биологическим закономерностям. Эти положения необходимо продемонстрировать на макроскопическом и микроскопическом (клеточном, субклеточном) уровнях, показать, где и как возникают патологические изменения, как развивается болезнь, в чем заключаются ее исходы. Задача преподавателя наглядно показать будущему врачу и убедить его в существовании материального субстрата в механизме развития оолезни на ее начальных этапах, в динамике процесса и в конце заболевания.
Современные условия требуют оптимизации преподавания всех медицинских дисциплин. Особенно это относится к патологической анатомии как базовой образовательной медицинской дисциплине, которая формирует у студентов целостное представление о человеке, его патологии в конкретных условиях. В учебный процесс в медицинском вузе постоянно внедряются новые методы обучения, направленные не только на повышение качества получаемых знаний, но и на стимулирование познавательной деятельности студентов путем повышения мотивации к обучению, расширения возможностей и уровня самостоятельной работы, привлечения к учебному процессу различных технических средств, наглядных материалов и т.д. При этом образуется некоторая управляющая система, обеспечивающая соответствие реально поступившей в память студента информации (усвоенные знания) идеальной модели, определяемой учебным планом. Совершенствование инновационного подхода в процессе повышения качества преподавания на кафедре патологической анатомии связано с использованием компьютерных технологий.
На кафедре патологической анатомии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России учебные комнаты оснащены телевизионными экранами, позволяющими использовать цифровые носители информации. Кафедральная коллекция микропрепаратов переведена в цифровой формат, каждый преподаватель имеет мобильныи носитель данных и использует этот материал на каждом практическом занятии. Интерес к практической части занятий заметно повысился. Яркость изображений, проработка деталей облегчает процесс объяснения микропрепаратов, позволяет студенту самому, целенаправленно найти под микроскопом все тканевые и клеточные изменения, связать их с клиническими проявлениями заболеваний и возникшими осложнениями. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта и отвечает на вопросы студентов, возникающие в процессе зарисовки препаратов. К каждому занятию дополнительно к видеоизображениям студентам предлагаются методические рекомендации с описанием макропрепаратов и микропрепаратов.
Во время подготовки к экзамену у студентов также есть возможность пользоваться электронной базой данных микропрепаратов. Оценка полученных знаний и эффективности применяемой методики была проведена в конце цикла обучения по предмету во время экзамена. Было отмечено, что описание микропрепаратов с различными патологическими процессами не вызывало значительных трудностей, студенты правильно определяли ткань, орган и патологический процесс и по результатам повысилось качество знаний студентов.
Использование компьютерных технологий в преподавании патологической анатомии очень перспективно, позволяет внедрять и другие формы обучения: электронный курс по предмету, лекции, атлас цифровых патогистологических изображений, сборников заданий для тестового контроля и многое другое. Эти методы позволят обеспечить высокий уровень передачи знаний студентам, дополнить и усовершенствовать традиционные подходы в преподавании патологической анатомии, усилить мотивацию студентов к освоению предмета и повысить качество преподавания патологической анатомии. Таким образом, повышение качества преподавания патологической анатомии является многокомпонентной, многоуровневой системой, которая направлена на формирование профессиональных качеств будущего врача.
Литература
1. Пауков B.C., Тихонова Г.Н. Опыт организации самостоятельной работы студентов. //Архив патологии. 1992. Т.7. С. 43-44.
2. Полат Е.С. //Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М: Омега-Л, 2004. 215 с.
3. Пономарев А. Б., Федоров Д.Н. Компьютерные технологии в преподавании патологической анатомии. //Архив патологии. 2015. Т. 2. С. 32-35.
4. Молокова A.B. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях //Третий сибирский конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл. часть V. Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998. С. 146-147.