Научная статья на тему 'Особенности управления качеством медицинского образования на кафедре пропедевтики внутренних болезней'

Особенности управления качеством медицинского образования на кафедре пропедевтики внутренних болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ / HIGHER MEDICAL SCHOOL / MEDICAL EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT / PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньшикова И. Г., Скляр И. В., Магаляс Е. В., Квасникова Ю. В., Лоскутова Н. В.

Качество высшего медицинского образования становится основной стратегией вузов в конкурентной борьбе. К организационному механизму управления качеством образования предъявляются высокие требования, что позволяет своевременно приводить в действие все возможности улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями учреждений системы здравоохранения. Повышение качества подготовки медицинских кадров неразрывно связано с внедрением в образовательный процесс информационных технологий и систем менеджмента качества, с совершенствованием системы непрерывного медицинского образования. Управление качеством медицинского образования в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России представляет многоуровневую систему, которая позволяет объективно оценивать качество подготовки будущего врача. Одним из ответственных подразделений контроля за качеством образования в данной системе вуза является кафедра пропедевтики внутренних болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES

The quality of higher medical education has become the main strategy of the universities in the competition. The organizational mechanism of management of education quality, meets with the high demands which allow to activate all the possibilities of improvement of quality of training specialists in accordance with the needs of the health care system. Improving the quality of medical training is inextricably connected with the introduction of information technologies and quality management systems the in educational process improving the system of continuous medical education. Quality management of medical education in Amur state medical Academy is a multi-stage system, which allows to objectively evaluate the quality of training future doctors. One of the units responsible for quality control of education in the system of the Academy is the Department of propedeutics of internal diseases.

Текст научной работы на тему «Особенности управления качеством медицинского образования на кафедре пропедевтики внутренних болезней»

формирование и поддержание коммуникативных навыков врача: умение установить контакт с пациентом, умение говорить на понятном пациенту языке, умение слушать и слышать пациента. В педиатрии коммуникация осложняется известным треугольником: врач имеет перед собой не одного пациента, как обычно, а двух: пациента и его родителя (или других законных представителей). В ходе крупномасштабного социологического исследования педиатрических служб было установлено, что врачу-педиатру труднее общаться с родителями ребенка (97,6% педиатров) и лишь 2,4% педиатров испытывают трудности в общении с самим ребенком [1].

В связи с этим, необходимо включение в основные образовательные программы в клинической ординатуре по педиатрии и в программы повышения квалификации сквозного междисциплинарного образовательного модуля ( с участием психологов и психотерапевтов, педагогов) нацеленного на формирование следующих навыков:

- навыков эффективного взаимодействия в системах «врач-пациент», «врач-родственник пациента», «врач-врач», «врач-медицинская сестра»,

- навыков коммуникации в конкретных клинических ситуациях (ситуация «плохих новостей», конфликта, командного взаимодействия),

- навыков общения с различными типами пациентов и их родственников (тревожные, депрессивные, агрессивные и пр. )[2],

- навыков общения в условиях оказания амбулаторной, стационарной и ургентной помощи детям.

Формирование и поддержание сочетанных коммуникативных и практических навыков существенно скажется на уровне профессиональной компетенции врачей-педиатров и на удовлетворенности пациентов и их родственников качеством медицинской помощи детям. Литература

1.Багиярова Ф.А., Курбанова А.О. Проблемы формирования коммуникативных навыков в педиатрической практике/ Вестник Казанского национального медицинского университета [Электронный ресурс]. URL: https://kaznmu.kz/ press/2014/09/25/ (дата обращения: 12.09.2016 г.)

2.Дьяченко Е.В., Носкова М.В., Шихова Е.П., Кропанева Е.М., Казаева A.B., Андрега Д.С. Коммуникативная компетентность врача: актуальность проблемы, принципы формирования в медицинском вузе, методика оценки (статья) Вестник УГМУ: Научно-практический журнал. Вып. 1 (85). 2015. Екатеринбург, УГМУ. С. 28-31.

3. Пропедевтика детских болезней. Под ред. H.A. Геппе, H.C. Подчерняевой. Москва, «ГЕОТАР Медиа», 2008, 464 с.

УДК: 005-6

И.Г. Меньшикова, И.В. Скляр, Е.В. Магаляс, Ю.В. Квасникова, Н-В. Лоскутова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ

Резюме Качество высшего медицинского образования становится основной стратегией вузов в конкурентной борьбе. К организационному механизму управления качеством образования предъявляются высокие требования, что позволяет своевременно приводить в действие все возможности улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями учреждений системы здравоохранения. Повышение качества подготовки медицинских кадров неразрывно связано с внедрением в образовательный процесс информационных технологий и систем менеджмента качества, с совершенствованием системы непрерывного медицинского образования. Управление качеством медицинского образования в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России представляет многоуровневую систему, которая позволяет объективно оценивать качество подготовки будущего врача- Одним из ответственных подразделений контроля за качеством образования в данной системе вуза является кафедра пропедевтики внутренних болезней-

Ключевые слова: медицинский вуз, медицинское образование, управление качеством, пропедевтика внутренних болезней-

PECULIARITIES OF QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF

PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES

I-G- Menshikova, V.I. Sklyar, E.V. Magalas, Y.V. Kvasnikova, N.V. Loskutova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The quality of higher medical education has become the main strategy of the universities in the competition. The organizational mechanism of management of education quality, meets with the high demands which allow to activate all the possibilities of improvement of quality of training specialists in accordance with the needs of the health care system. Improving the quality of medical training is inextricably connected with the introduction of information technologies and quality management systems the in educational process improving the system of continuous medical education. Quality management of medical education in Amur state medical Academy is a multi-stage system, which allows to objectively evaluate the quality of training future doctors. One of the units responsible for quality control of education in the system of the Academy is the Department of propedeutics of internal diseases-

Key words: higher medical school, medical education, quality management, propaedeutics of internal diseases.

Проблема качества медицинской помощи требует профессионального решения вопросов подготовки и повышения квалификации специалистов в системе здравоохранения [1, 2]. Обеспеченность системы здравоохранения хорошо подготовленными медицинскими кадрами определяет ее эффективность.

В современном обществе постоянно растут требования к квалификации специалистов здравоохранения, от которой зависит удовлетворение потребностей населения качеством медицинской деятельности [1, 2]. Решение данной задачи лежит на медицинских вузах, которые являются неотъемлемой частью системы здравоохранения Российской Федерации и единственными поставщиками специалистов для этой сферы. Этот факт позволяет рассматривать развитие вузов и внедрение в них современных технологии управления качеством подготовки специалистов одним из основных факторов обеспечения населения медицинской помощью надлежащего качества [3, 4]. В современных условиях развития общества требуется регулярное обновление знаний специалистов и постоянное совершенствование их профессиональной компетентности [1, 2].

В настоящее время возрастает роль качества высшего медицинского образования, оно становится основной стратегией вузов в конкурентной борьбе [1]. В связи с этим к организационному механизму управления качеством образования предъявляются все более жесткие требования, что позволяет своевременно приводить в действие все возможности улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями учреждений системы здравоохранения [2]. Формирование такого механизма требует дальнейшего развития теоретических и методологических основ качества подготовки специалистов в медицинских вузах.

Повышение качества подготовки медицинских кадров неразрывно связано с внедрением в образовательный процесс информационных технологий и систем менеджмента качества, с совершенствованием системы непрерывного медицинского образования [1, 5].

Для того, чтобы повысить эффективность деятельности медицинского вуза, необходимо внедрять новые управленческие и образовательные технологии, эффективное применение которых зависит от структуры учреждения, обеспечения взаимодействия подразделений и профессиональной компетентности преподавателей [1, 2, 4].

Под качеством высшего медицинского образования понимается обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющих необходимыми технологиями в рамках своей специальности, умеющих использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) отражает общие требования к подготовке специалистов, тогда как требования, относящиеся к специфике и уровню получаемой профессиональной подготовки, формируются и обеспечиваются самим высшим учебным заведением.

Деятельность выпускника медицинского вуза направлена на осуществление профилактики и улучшение здоровья населения; диагностику заболеваний, лечение и реабилитацию больных в лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждениях; сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения в его различных социальных и возрастно-половых группах; планирование, организацию и управление мерами по оказанию медицинской помощи населению в системе здравоохранения в условиях социально-экономических преобразований в России.

Поэтому критерием качества медицинского образования является способность медицинского вуза воспитать у студентов потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, сформировать у них умение применять основные понятия, законы, закономерности, методы и средства всех дисциплин учебного плана в качестве методологических, теоретических, организационных и технологических ориентиров в будущей профессиональной деятельности.

В ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) активно работает центральный координационный методический совет (ЦКМС), который возглавляет проректор по учебной работе. Основными задачами ЦКМС являются контроль за соблюдением требований ФГОС ВО по всем направлениям подготовки студентов, координация действий профессорско-преподавательского состава академии для обеспечения повышения качества медицинского образования студентов, совершенствования методов организации учебного процесса и методического единства содержания, технологий, средств и методов обучения студентов-медиков и т.д.

Активное участие в осуществлении контроля за качеством обучения студентов на кафедре пропедевтики внутренних болезней принимают деканаты 1 и 3 курсов. Деканы проводят учет успеваемости студентов и анализ результатов сессий, систематический анализ сведений, поступающих от кафедры, о посещаемости и успеваемости студентов с последующим информированием кафедры о принятых мерах. В деканатах осуществляется индивидуальная работа со студентами, выясняются причины неуспеваемости студентов, проводится усиление мотивации к достижению позитивных результатов обучения. Так же деканы организуют работу старост учебных групп по регулярному контролю за посещением лекций и практических занятий.

На кафедре пропедевтики внутренних болезней определены конкретные пути реализации учебных программ в соответствии с ФГОС ВО. Контроль качества обучения студентов осуществляется в течение всего учебного года с помощью определения исходного уровня знаний и умении, текущего тестового контроля знаний и устного опроса с регистрацией их результатов в учебных журналах, анализа умения студентов конспектировать лекции, учебную и дополнительную литературу, оформлять реферативные сообщения. Оценка уровня теоретических знаний и практических навыков, полученных в процессе

освоения дисциплины, проводится на итоговом занятии: проверяются правильность методики обследования больного, умение анализировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования, способность решать ситуационные задачи. Работа в симуляционно-аттестационном центре с использованием симуляторов позволяет контролировать освоение студентами практических навыков, полученных на занятиях у постели больного в клинике. Регулярно кафедрой поддерживается связь с деканатами по вопросам посещаемости и успеваемости студентов.

Анализ итогового контроля знаний, умений, навыков, приобретенных при изучении дисциплины, и сформированных компетенций осуществляется путем проведения экзамена и тестового контроля в системе Moodl.

На кафедре работает студенческий научный кружок, который ежегодно активно посещают 25-30 студентов. В рамках заседаний студенческого научного кружка студенты готовят реферативные сообщения с мультимедийным сопровождением. Организована и активно выполняется научно-исследовательская работа студентов. Студенты изучают факторы риска и особенности течения сердечно-сосудистых заболеваний у различных групп больных, при этом они работают у постели больного и анализируют архивные истории болезни.

Воспитательная работа, проводимая на кафедре пропедевтики внутренних болезней, является одним из факторов, определяющих качество медицинского образования. На первом занятии в группах проводятся беседы об истории Амурской ГМА, кафедры пропедевтики внутренних болезней, ученых академии. Ежегодно со студентами на конференциях разбираются вопросы медицинской этики и деонтологии, проблемы эвтаназии. В студенческих группах пропагандируется здоровый образ жизни, проводятся беседы о вреде курения, алкоголизма и наркомании. Члены студенческого научного кружка посещают Амурский областной краеведческий музей, археологический музей БГПУ, проводятся встречи в студенческом общежитии. Студенты во время учебной и производственной практики осуществляют уход за инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны. На кафедре регулярно проводятся мероприятия, посвящённые Дню Победы.

Сотрудники кафедры активно участвуют в профориентационной работе в школах Бурейского района и г. Благовещенска, днях открытых дверей в стенах академии. Таким образом, управление качеством медицинского образования в Амурской ГМА представляет многоуровневую систему, которая позволяет объективно оценивать качество подготовки будущего врача. Следовательно, и контроль за качеством медицинского обучения тоже должен быть многоуровневым. Кафедра пропедевтики внутренних болезней является одним из ответственных подразделении контроля за качеством образования в данной системе вуза.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 05.04.2017 №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

3. Бардовская H.B. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подхода // Высшее образование сегодня. 2012. № 9. С. 14-16.

4. Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М., 2013. С. 15.

5. Трегубова Е.С., Петрова H.A., Сырцова М.А. Качество образования: сегодня и завтра// Сборник информационно-методических материалов. СПб, 2006. 220 с.

УДК: 005-6

Н.В. Меньщикова, И.Ю- Макаров, Е.В. Дубяга, Н-Р. Левченко

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

Резюме В настоящее время в процессе повышения качества преподавания патологической анатомии большое внимание уделяется использованию компьютерных технологий. Эти методы позволяют обеспечивать высокий уровень передачи знаний студентам, дополнить и усовершенствовать традиционные подходы в преподавании патологической анатомии, усилить мотивацию студентов к освоению предмета и повысить качество преподавания. Повышение качества преподавания патологической анатомии является многокомпонентной, многоуровневой системой, которая направлена на формирование профессиональных качеств будущего врача.

Ключевые слова: медицинский вуз, качество преподавания, патологическая анатомия, компьютерные технологии.

THE USE OF COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF IMPROVING THE QUALITY OF TEACHING AT

THE DEPARTMENT OF PATHOLOGICAL ANATOMY

N.V. Menschikova, I.U. Makarov, E.V. Dubaga, N.R. Levchenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.