Научная статья на тему 'Роль знания неврологии в формировании профессиональных компетенций современного врача'

Роль знания неврологии в формировании профессиональных компетенций современного врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВРАЧА / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / NEUROLOGY / PROFESSIONAL COMPETENCES OF A DOCTOR / HIGHER MEDICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаух А. И., Карнаух В. Н., Барабаш И. А.

В статье раскрывается роль знания неврологии в формировании профессиональных компетенций врача при обучении в медицинском вузе. Это обусловлено широким распространением неврологических заболеваний, а также тем, что с этой патологией приходится сталкиваться врачам многих специальностей. Представлены основные методы контроля знаний и практических навыков. Одним их основных методов обучения, влияющих на качество подготовки практического врача, считаем работу у постели больного курацию с последующим оформлением и защитой истории болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF KNOWLEDGE OF NEUROLOGY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A MODERN DOCTOR

The role of knowledge of neurology in the formation of professional competencies of a modern doctor in training at the higher medical school is explained in the article. It is caused by the wide spread of neurological diseases and also by the fact that the doctors of many different specialties deal with this pathology. The basic methods of controlling knowledge and practical skills are represented in the article. One of the main methods which influence the quality of doctor`s training is work at patient''s bedside. It includes curation with subsequent making and defense of the patient''s history.

Текст научной работы на тему «Роль знания неврологии в формировании профессиональных компетенций современного врача»

Преподаватели высшей школы должны четко представлять, как они должны оценивать своих студентов. К проблемам, стоящим перед преподавателями высшей медицинской школы, относятся повышение информационно-когнитивного Уровня обучения за счет включения в учебные планы проблемно-ориентированного обучения, инновационных технологий на основе доказательной медицины, соблюдения основных дидактических принципов обучения, непосредственное вовлечение обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность. Именно студенту принадлежит ведущая роль в процессе обучения, а преподаватель становится координатором, обеспечивающим соблюдение методики учебного процесса.

Применение рефлексивно-креативного подхода в процессе изучения педагогики в медицинском вузе становится необходимым условием получения специальности, а также средством развития профессионально важных качеств будущего специалиста. Вступая в контакт с пациентом и решая конкретную клиническую задачу, врач оказывается на пересечении проблем психологии, медицины, педагогики, экономики и права, то есть, вынужден обращаться к вопросам, рассматриваемым в гуманитарных дисциплинах [3].

Необходимо учитывать, что применение рефлексивно-креативного подхода включает интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, создание методических условий совместной деятельности. Одним из средств формирования креативных навыков является метод «фабула-инсценировка-рефлексия», который представляет собой вариант ролевого общения «субъект-субъект». Этот интерактивный метод формирует основы креативной и рефлексивной культуры, активную позицию студента, помогает ему понять, что знание основ педагогики - необходимое условие для достижения целей и задач, приобретения будущего профессионального опыта [3].

Преподаватель предлагает студентам фабулы задач, описывающих совместную деятельность врача и пациента, элементы креативности проявляются в том, что эти ситуации разыгрываются в виде инсценировок, в которых студенты разыгрывают роли врача и пациента [3]. Такой подход помогает будущему врачу лучше понять проблемы пациента, увидеть будущую профессию изнутри, а преподавателю дает больше возможностей для развития коммуникативных компетенций студента.

Отдельным вопросом является контроль знаний при обучении студентов. Ключевую роль в этом играют компьютерные формы в связи с их объективностью, скоростью и возможностью проведения массового контроля, встроенного в современные обучающие комплексы. В то же время ни одна компьютерная система контроля не может полностью заменить устный опрос квалифицированным преподавателем. Выходом может быть сосуществование объективного компьютерного тестирования и устного опроса, при котором каждая форма контроля учитывается при выведении суммарной оценки. Практика показала, что данная система уменьшает временные затраты на контроль, позволяет проверять знания по всем разделам, повышает подготовленность студентов к занятиям, не допускает коррупции, снижает зависимость студента от субъективности преподавателя, и, в то же время, исключает явные недостатки исключительно тестового контроля.

Таким образом, повышение эффективности и интенсификации учебного процесса на основании приобретенных знании и навыков с внедрением в образовательный процесс различных методов активного обучения является важной задачей современного медицинского образования в управлении качеством подготовки спеицалистов.

Литература

1. Иванов А. Высшее медицинское образование глазами преподавателей, студентов, врачей и населения /А. Иванов // Медицинская газета. 2011. №60. С. 10-11.

2. Кутумова A.A. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки бакалавров профессионального обучения /A.A. Кутумова, Т.И. Кушнир // Фундаментальные исследования. 2014. №11. С. 1803-1806.

3. Раздорская О.В. Применение рефлексивно-креативного подхода в процессе изучения педагогики студентами медицинского вуза / О.В. Раздорская // Круглый стол преподавателя. 2012. №10. С. 20-25.

4. Романцов М.Г. Модернизация медицинского образования посредством включения элементов конструктивной педагогики в образовательный процесс / М.Г. Романцов, О.В. Шамшева, И.Ю. Мельникова // Детские инфекции. 2015. №1. С. 55-58.

5. Шульдяков A.A. Основные направления модернизации образовательного процесса в медицинском вузе / Шульдяков A.A. [и др.] // Детские инфекции. 2014. №1. С. 65-67.

УДК 378-14 А.И. Карнаух, В.Н. Карнаух, И.А. Барабаш

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

РОЛЬ ЗНАНИЯ НЕВРОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА

Резюме В статье раскрывается роль знания неврологии в формировании профессиональных компетенций врача при обучении в медицинском вузе. Это обусловлено широким распространением неврологических заболеваний, а также тем, что с этой патологией приходится сталкиваться врачам многих специальностей. Представлены основные методы контроля знании и практических навыков. Одним их основных методов обучения, влияющих на качество подготовки практического врача, считаем

работу у постели больного - курацию с последующим оформлением и защитой истории болезни.

Ключевые слова: неврология, профессиональные компетенции врача, медицинский вуз.

THE ROLE OF KNOWLEDGE OF NEUROLOGY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A

MODERN DOCTOR

A.I. Karnaukh, V.N. Karnaukh, I.A. Barabash

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The role of knowledge of neurology in the formation of professional competencies of a modern doctor in training at the higher medical school is explained in the article. It is caused by the wide spread of neurological diseases and also by the fact that the doctors of many different specialties deal with this pathology. The basic methods of controlling knowledge and practical skills are represented in the article. One of the main methods which influence the quality of doctor's training is work at patient's bedside. It includes curation with subsequent making and defense of the patient's history.

Key words: neurology, professional competences of a doctor, higher medical school.

Неврология является одним из наиболее трудных разделов клинической медицины. С заболеваниями нервной системы, в силу их широкого распространения и социальной значимости, приходится сталкиваться врачам многих специальностей, решать диагностические, лечебные и организационные вопросы ведения этой категории больных. Особенно это актуально в настоящее время, когда в связи с реформированием здравоохранения первичный прием неврологических больных осуществляется врачами общего профиля. В связи с этим возрастает значение получения неврологических знаний в медицинском вузе. Однако перевод высшего образования на ФГОС, произошедший в последние пять лет, привел к сокращению количества часов, отводимых на изучение неврологии в высшей школе, что противоречит потребностям практического здравоохранения в востребованности неврологической грамотности врача общей практики.

Трудность изучения неврологии в вузе заключается в том, что она требует глубоких и осмысленных знании нейроанатомии, физиологии нервной системы и многих других базисных теоретических и клинических дисциплин. Топическая диагностика предполагает анализ и синтез теоретических знаний о строении и функционировании мозга, а симптомы и синдромы, возникающие при поражении нервной системы, логически вытекают из анатомо-функциональнои составляющей особенностей строения различных отделов центральной и периферической нервной системы. Важной составляющей дисциплины «Неврология» является то, что она дает знания о клинических аспектах высшей нервной деятельности - памяти и способах ее улучшения, эмоциях и мотивационных побуждениях, способствующих достижению поставленной цели, вегетативном обеспечении умственной и физической деятельности и способах ее повышения. При изучении неврологии студенты должны научиться методике исследования нервной системы подобно тому, как на пропедевтике внутренних болезней они овладевают перкуссией, пальпацией, аускультациеи и другими основными методами клинического исследования. На основании неврологических симптомов, выявленных при обследовании пациента, студент должен уметь поставить топический диагноз, что возможно только при наличии знаний функциональной нейроанатомии. Эти задачи решаются в разделе общей неврологии. При изучении частной неврологии студенты знакомятся с клиникой, диагностикой и лечением наиболее часто встречающихся заболеваний нервной системы: острые и хронические нейроинфекции, сосудистые заболевания головного мозга,

и 1 г- I и »11 и

неиротравма, опухоли, заболевания периферической нервной системы и ряд других. Важной частью учебного процесса, кроме получения знаний и умений, является формирование у студентов клинического мышления, умения общаться с больным, правильно оценивать жалобы и собирать анамнез, уточнять особенности течения заболевания, т.е. те основные составляющие, которые наряду с оценкой неврологического статуса позволяют правильно установить клинический диагноз.

В настоящее время намечается перекос в системе взглядов на процесс диагностики, как студентами, так и молодыми врачами. Преимущество отдается не столько рутинным общепринятым методам, сколько дополнительным методам обследования с применением различной аппаратуры. Недооценивается значение тщательности сбора жалоб, анамнеза, в том числе подробностей жизни пациента, факторов риска развития заболевания, последовательности и особенностей появления симптомов. Роль психологических факторов в генезе болезни часто сводится к вопросам о наличии явных стрессовых ситуаций в семье и на работе. Практически не оцениваются особенности личности, психическое реагирование больного, его отношение к заболеванию. Отсутствие положительной динамики в течение заболевания часто сводится лишь к наличию у пациента признаков депрессии или других психологических проблем, но без должного обоснования.

Широко внедряющиеся в практическую подготовку врачей симуляционные технологии, необходимые для освоения ряда манипуляций и методов физикального исследования, не могут заменить навыков общения с пациентом и его родственниками, сбора анамнеза, осмотра больного.

Проблемой остается и контроль качества полученных знаний и практических навыков, приобретенных студентом в процессе обучения. Для этого нами используются тестовые задания для текущего и итогового контроля. Они позволяют выявить начальную подготовку, определить уровень базовых знаний и, соответственно, уровень освоения материала. Кроме интерактивного опроса на занятиях предлагаем решение практических ситуаций, элементы деловых игр и кейс-

задания. Одним из важных компонентов, как обучения, так и контроля приобретенных практических навыков, мы считаем работу у постели больного - курацию с последующим оформлением и защитой истории болезни. Именно история болезни является документом, в котором отражаются не только история заболевания, результаты осмотра и обследования, но и мысли врача о диагнозе, его обосновании, проведении дифференциального диагноза, выбора терапевтических воздействий.

Нами регулярно проводится анализ историй болезни, оформленных студентами, а также качество докладов по собранной информации при курации пациента. Это демонстрирует способность студента самостоятельно установить топический и клинический диагнозы, провести дифференциальную диагностику, оформить план обследования и лечения, дать практические рекомендации больному по дальнейшему образу жизни и профилактическим мероприятиям. Только около трети студентов предоставляют истории болезни, соответствующие требованиям. Основными недостатками являются поверхностно собранные жалобы и анамнез, отсутствие качественного обоснования диагноза. Особые проблемы отмечаются при оформлении дифференциального диагноза - зачастую он проводится формально, сравниваются нозологические формы, порой весьма примитивно, в табличном варианте. Соответственно существуют и проблемы с выбором терапии: зачастую она назначается стандартно соответствующей нозологической форме, без учета стадии заболевания, преобладающей симптоматики, сопутствующей патологии. Учитывая сложности, возникающие при написании истории болезни, перед ее оформлением все курируемые больные докладываются при разборе соответствующих тем на практических занятиях, а затем осматриваются совместно с преподавателем с подробным анализом особенностей течения заболевания у конкретного больного. Облегчает данную задачу имеющееся на кафедре и доступное для всех студентов методическое пособие «Методика осмотра и оформления истории болезни неврологического больного».

Усвоение всех правил осмотра, обследования пациента, последовательности в оформлении истории поможет в будущем специалисту хорошо справляться с этой работой, чувствовать себя более уверенно при проведении диагностики и дифференциальной диагностики различных заболеваний.

В заключение необходимо остановится на такой важной итоговой составляющей изучения любой дисциплины, как экзамен. Знания и умения, полученные при изучении дисциплины, переходят в разряд профессиональных компетенций только тогда, когда они неоднократно повторяются и закрепляются в долговременной памяти. Этому способствуют различные методы контроля знаний и практических навыков с проведением текущего, рубежного, итогового тестирования. Высшей оценкой успеха, достигнутого студентом в процессе изучения дисциплины, является объективная экзаменационная оценка. Экзамен - важный заключительный этап изучения и закрепления знаний по дисциплине. Он учит умению выделять главное, систематизировать полученные знания, тренирует и укрепляет долговременную память, развивает и повышает адаптивные возможности всего мозга и вегетативной нервной системы в связи с повышенной умственной нагрузкой, повышает устойчивость к стрессам.

Литература

1.Алипов H.H., Соколов A.B., Сергеева О.В. Контроль знаний в медицинском вузах: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013. №4 (14). С. 55-63.

2.Гиббс Т., Химион Л.В. Выяснение общего анамнеза: встреча двух экспертов. // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013. №1(11). С. 60-69.

3.Карнаух B.H., Карнаух А.И. Оценка эффективности организации и оптимизации учебного процесса. // Материалы международной конференции «Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге XXI века». Ч. II-Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. 1999. С. 48-50.

4.Наумова H.A. Система оценки качества знаний студентов в вузе // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2009. №2. С. 320-324.

УДК 378.14

Н.В. Коршунова, М.М. Горбунов, Е.А. Литовченко, Д.В. Коршунов

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИКОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

Резюме В статье излагаются современные принципы изучения гигиенической науки и практики. Представлены основные цели, задачи качественной подготовки специалистов-медиков, а также система воспитания и контроля полученных знаний у студентов на кафедре общей гигиены.

Ключевые слова: общая гигиена, медицинский вуз, подготовка специалистов-медиков.

MAIN PRINCIPLES OF PREPARATION OF MEDICAL SPECIALISTS' TRAINING AT THE DEPARTMENT OF

GENERAL HYGIENE

N.V. Korshunova, M.M. Gorbunov, E.A Litovchenko, D.V. Korshunov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.