как подготовка этюдов, т.е. зарисовок «схваченных» событий или процессов повседневной жизни, наблюдаемых в течение определенного времени. В современных социо-гуманитарных дисциплинах он используется редко, хотя в классической науке он был достаточно популярен. Использование технологии этюда в учебном процессе формирует навыки самостоятельного исследования социальных фактов. С методикой создания этюдов (в данном случае -социологических этюдов) можно познакомиться в некоторых работах авторов данной статьи [5].
Этюд «с натуры» в виде изучения практики поведения врачей и больных (взрослых и детей), врачей и родственников благодаря личностному взгляду превращает эти рутинные действия в своего рода импровизацию, игру. В свою очередь удачный результат работы провоцирует студента на поиск новых тем, сюжетов и актуализирует неповторимые, оригинальные профессионально важные качества личности студента - креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию, решение практических задач и т.п. Это дает студенту новые рациональные возможности осознать себя не объектом, а субъектом деятельности, поскольку он сам определяет и ставит перед собой цели и задачи, пытается их достичь, анализирует. Все это способствует его положительной мотивации к учебе и постепенному превращению обучения в самообучение.
Таким образом, образование из пассивного усвоения знаний в ходе самостоятельной работы трансформируется в органическую потребность интериоризации и производства собственных знании и решений, а также формирования повышенной ответственности преподавателя за результаты обучения студента. Требования к преподавателю в этой связи заключаются в правильной постановке задач, которые бы способствовали выработке у студента практикоориентированных умений и компетенций, умения анализировать, принимать решения в нестандартных ситуациях, что очень важно для будущей эффективной профессиональной деятельности.
Литература
1. Ерохина Л.Д, Грибань А.Н., Трифонова Г.А., Ерохин А.К. Проблема свободы и ответственности в религиознои морали и биомедицинской этике // Современные проблемы медицинского права>; биомедицинской этики и судебной медицины: Материалы Всероссийской научно-практическои конференции. Казань, 2-4 июня 2016. М.: Национальный институт медицинского права, 2016. С. 89-96.
2. Супрунова Е.П. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в медицинском вузе // Проблемы высшего образования: материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 6-8 апр. 2016 г.: в 2 т. / под ред. Т.В. Гомза. Хабаровск: изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2016. Т.2. С. 72-75.
3. Трифонова Г.А., Ерохина Л.Д., Урядова В.В., Ерохин А.К. Возможности медиаобразования в формировании интереса к учебе // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2-4. С. 105-112.
4. Ерохин А.К., Ерохина Л.Д., Трифонова Г.А. Значение ролевой игры в формировании у иностранных и российских студентов интереса к изучению гуманитарных дисциплин в высшей школе // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток, ДВФУ, 11-13 ноября 2015 г. Владивосток: ДВФУ, 2015. С. 304-307.
5. Трифонова Г.А., Ерохина Л .Д. Учебные задачи социологических этюдов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S3. С. 28- 32. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2017/470043.htm
УДК 614
С.В. Медведева, Г.В. Григоренко, Т.В. Заболотских, М.В. Харченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ПЕДИАТРИИ
Резюме Наиболее эффективным методом обучения пропедевтике является обучение «у постели больного». Однако врач должен начинать работать с больным, имея не только базовые теоретические знания, но и широкии спектр профессиональных компетенций и прочно закрепленные клинические навыки без риска нанесения вреда пациенту. Современные высокотехнологичные симуляторы в искусственно созданной профессиональной среде открывают новые горизонты для практической подготовки обучающихся, повышения их квалификации и оценки ее уровня.
Ключевые слова: пропедевтика, профессиональные компетенции, симуляционное обучение, медицинский вуз.
THE ALGORITHM OF MAINTAINING A COMMUNICATIVE AND PRACTICAL SKILLS IN PEDIATRICS
S.V. Medvedeva, T.V. Grigorenko, T.V. Zabolotskikh, M.V. Kharchenko
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The most effective method of teaching propaedeutics is training "at the bedside". However, the physician should begin working with the patient, having not only basic theoretical knowledge but also a wide range of professional competences and well-established clinical skills without risk of harm to the patient. Modern highly technological simulators in an artificially created professional environment, open new horizons for the practical training of students, improving their skills and the assessment of its level. Key words: propaedeutics, professional competence, simulation training, higher medical school.
Современное высшее медицинское образование в условиях новых ФГОС ВО должно быть нацелено на практико-ориентированную подготовку специалиста, который успешно сочетает эффективную коммуникацию с пациентом и качественное оказание ему медицинской помощи. Поэтому в образовательные программы и учебные планы, как обучения в клинической ординатуре по педиатрии, так и на циклах повышения квалификации врачей-педиатров, необходимо включать элементы, направленные на поддержание как коммуникативных, так и практических навыков врача-педиатра в их тесном сочетании друг с другом.
Конечно, самым эффективным методом обучения пропедевтике является обучение «у постели больного». Однако врач должен начинать работать с больным, имея не только базовые теоретические знания, но и широкий спектр профессиональных компетенций, прочно закрепленные клинические навыки без риска нанесения вреда пациенту.
Основная стратегия последипломного образования - предоставление обучающимся возможности развития, поддержания и улучшения клинической компетентности и формирование способности обучаться на протяжении всей жизни.
Использование современных высокотехнологичных симуляторов в искусственно созданной профессиональной среде открывает новые горизонты для практической подготовки обучающихся, повышения их квалификации и оценки ее уровня. При этом в симуляционных центрах, наполненных необходимым оборудованием, должны быть воссозданы условия, максимально приближенные к условиям профессиональной деятельности медицинского работника. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе - специфическая технология обучения.
Обучающиеся должны иметь возможность на учебных тренажерах практически до автоматизма отработать навыки педиатрического осмотра (если необходимо, особенно для врачей первичного звена, - и неврологического, офтальмологического, отоларингологического осмотров).
Симуляционный центр должен быть оснащен мультимедийными системами, позволяющими демонстрировать учебные фильмы и презентации, проводить прямые телетрансляции манипуляций, выполняемых в детских лечебных учреждениях города, участвовать в интерактивных конференциях и телемостах благодаря многоканальной системе связи, обеспечивающей одновременно трансляцию видео высокого разрешения и двустороннего аудиосигнала. Эти технологии позволят так же участвовать в проведении первичной аккредитации специалистов в детском здравоохранении.
Перечень практических навыков клинического ординатора-педиатра, необходимых для освоения во время обучения, и практикующего врача-педиатра для поддержания качественной клинической компетенции достаточно широк (3) и включает общеврачебные диагностические и лечебные мероприятия: общеклинические методы исследования детей (анамнез, генеалогическое древо, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация); выявление факторов риска заболевания^; формулировка предварительного и окончательного диагнозов в соответствии с Международной классификацией болезней; назначение необходимых лабораторных и инструментальных исследований, правильная их оценка; решение вопроса о проведении дополнительных методов исследования, консультаций специалистов; комплексная оценка полученных результатов; назначение лечения, контроль за его результатами, корригирование терапии.
Проведение комплексной оценки состояния здоровья детей и дальнейший контроль за их развитием, определение групп здоровья ребенка.
Планирование проведения профилактических прививок здоровым детям и детям с нарушениями здоровья. Координирование связи и преемственности с другими специалистами и персоналом лечебно-профилактических, детских дошкольных, школьных учреждений. Проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции. Взятие материала для бактериологического исследования из зева, носа; взятие мокроты, мочи^ кала, крови.
Проведение диспансеризации здоровых детей различного возраста; рекомендации по правильному грудному вскармливанию, питанию детей раннего возраста, воспитанию, организации режима.
Самостоятельное проведение подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций, люмбальной пункции. Определение показаний и проведение переливания препаратов крови (эритроцитарная масса, плазма, альбумин, тромбоконцентрат и др.).
Ведение медицинской документации:
- в стационаре: написание истории болезни, этапных, выписных эпикризов, диагностических заключений, обоснование инструментальных, биохимических, серологических, рентгенологических и других исследований;
- в поликлинике: оценка уровня физического и нервно-психического развития детей различного возраста, этапные эпикризы в декретированные сроки, соблюдение сроков профилактических прививок, обоснованность медицинских отводов от них;
- на врачебном участке: оценка социально-бытовых условий жизни ребенка, оказание первичной врачебной помощи и контроль за ее исполнением, оформление документов в детские дошкольные и школьные учреждения.
Оценить по клиническим данным тяжесть состояния больного ребенка, опасные для жизни симптомы, опасность осложнений заболевания.
Выбрать тактику оказания медицинской помощи: объем экстренных диагностических исследований (мануальные, лабораторные, инструментальные), экстренные консультации специалистов, экстренные манипуляции и лекарственные назначения.
Определить показания к экстренной госпитализации, условия транспортировки, лечебную помощь во время транспортировки больного.
Оказать экстренную медицинскую помощь на догоспитальном и госпитальном этапах.
Использование алгоритмов практических навыков позволяет дисциплинировать клиническое мышление, способствует развитию его отдельных элементов, воспитывает врачебную наблюдательность, внимание, улучшает качество необходимого объема знаний.
При таком широком взаимодействии врача и пациентов необходимо качественное
формирование и поддержание коммуникативных навыков врача: умение установить контакт с пациентом, умение говорить на понятном пациенту языке, умение слушать и слышать пациента. В педиатрии коммуникация осложняется известным треугольником: врач имеет перед собой не одного пациента, как обычно, а двух: пациента и его родителя (или других законных представителей). В ходе крупномасштабного социологического исследования педиатрических служб было установлено, что врачу-педиатру труднее общаться с родителями ребенка (97,6% педиатров) и лишь 2,4% педиатров испытывают трудности в общении с самим ребенком [1].
В связи с этим, необходимо включение в основные образовательные программы в клинической ординатуре по педиатрии и в программы повышения квалификации сквозного междисциплинарного образовательного модуля ( с участием психологов и психотерапевтов, педагогов) нацеленного на формирование следующих навыков:
- навыков эффективного взаимодействия в системах «врач-пациент», «врач-родственник пациента», «врач-врач», «врач-медицинская сестра»,
- навыков коммуникации в конкретных клинических ситуациях (ситуация «плохих новостей», конфликта, командного взаимодействия),
- навыков общения с различными типами пациентов и их родственников (тревожные, депрессивные, агрессивные и пр. )[2],
- навыков общения в условиях оказания амбулаторной, стационарной и ургентной помощи детям.
Формирование и поддержание сочетанных коммуникативных и практических навыков существенно скажется на уровне профессиональной компетенции врачей-педиатров и на удовлетворенности пациентов и их родственников качеством медицинской помощи детям. Литература
1.Багиярова Ф.А., Курбанова А.О. Проблемы формирования коммуникативных навыков в педиатрической практике/ Вестник Казанского национального медицинского университета [Электронный ресурс]. URL: https://kaznmu.kz/ press/2014/09/25/ (дата обращения: 12.09.2016 г.)
2.Дьяченко Е.В., Носкова М.В., Шихова Е.П., Кропанева Е.М., Казаева A.B., Андрега Д.С. Коммуникативная компетентность врача: актуальность проблемы, принципы формирования в медицинском вузе, методика оценки (статья) Вестник УГМУ: Научно-практический журнал. Вып. 1 (85). 2015. Екатеринбург, УГМУ. С. 28-31.
3. Пропедевтика детских болезней. Под ред. H.A. Геппе, H.C. Подчерняевой. Москва, «ГЕОТАР Медиа», 2008, 464 с.
УДК: 005-6
И.Г. Меньшикова, И.В. Скляр, Е.В. Магаляс, Ю.В. Квасникова, Н-В. Лоскутова
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ
Резюме Качество высшего медицинского образования становится основной стратегией вузов в конкурентной борьбе. К организационному механизму управления качеством образования предъявляются высокие требования, что позволяет своевременно приводить в действие все возможности улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями учреждений системы здравоохранения. Повышение качества подготовки медицинских кадров неразрывно связано с внедрением в образовательный процесс информационных технологий и систем менеджмента качества, с совершенствованием системы непрерывного медицинского образования. Управление качеством медицинского образования в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России представляет многоуровневую систему, которая позволяет объективно оценивать качество подготовки будущего врача. Одним из ответственных подразделений контроля за качеством образования в данной системе вуза является кафедра пропедевтики внутренних болезней.
Ключевые слова: медицинский вуз, медицинское образование, управление качеством, пропедевтика внутренних болезней.
PECULIARITIES OF QUALITY MANAGEMENT OF MEDICAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF
PROPAEDEUTICS OF INTERNAL DISEASES
I.G. Menshikova, V.I. Sklyar, E.V. Magalas, Y.V. Kvasnikova, N.V. Loskutova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The quality of higher medical education has become the main strategy of the universities in the competition. The organizational mechanism of management of education quality, meets with the high demands which allow to activate all the possibilities of improvement of quality of training specialists in accordance with the needs of the health care system. Improving the quality of medical training is inextricably connected with the introduction of information technologies and quality management systems the in educational process improving the system of continuous medical education. Quality management of medical education in Amur state medical Academy is a multi-stage system, which allows to objectively evaluate the quality of training future doctors. One of the units responsible for quality control of education in the system of the Academy is the Department of propedeutics of internal diseases.
Key words: higher medical school, medical education, quality management, propaedeutics of internal diseases.