Научная статья на тему 'Активные формы обучения при изучении дисциплины поликлиническая терапия'

Активные формы обучения при изучении дисциплины поликлиническая терапия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / PROBLEM-BASED LEARNING / HIGHER MEDICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончарова Ольга Михайловна

Важной задачей высшей школы является подготовка квалифицированных врачей, отвечающих современным запросам практического здравоохранения. Итогом обучения в медицинском вузе должна стать профессиональная компетентность, в которой будут сочетаться личностная, духовная и нравственная позиции с профессиональными знаниями, умениями и навыками. Традиционное обучение не всегда способствует сближению процессов обучения и мышления. Активизировать процессы обучения помогает проблемное обучение, которое широко, в последнее время, внедряется в учебный процесс при подготовке врача первичной медико-социальной помощи. Такой вид обучение является важной подготовительной ступенькой в подготовке будущего специалиста, помогает качественно решать учебные и жизненные задачиAn important task of higher education is the training of qualified doctors who meet modern demands of practical health care. The result of training at a medical university should be professional competence, which will combine personal, spiritual and moral positions with professional knowledge, skills and abilities. Traditional training does not always help bring learning and thinking together. Problem education helps to activate the learning process which is widely, recently, introduced into the educational process in the preparation of a doctor of primary medical and social care. This type of training is an important preparatory step in the training of a future specialist, helps to qualitatively solve educational and life tasks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гончарова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активные формы обучения при изучении дисциплины поликлиническая терапия»

References

1. Sizova ZH.M., Zvonnikov V.I., CHelyshkova M.B. Otv. red. Sizova ZH.M. Metodicheskie rekomendacii po ocenivaniyu specialistov zdravoohraneniya pri akkreditacii» (vypusk 1). [Repl. ed. Sizova Zh.M. "Guidelines for the assessment of health professionals in accreditation (issue 1)]. Moscow: Publishing House of the First Moscow State Medical University named after I.M. Sechenova, 2016, 44 p.

2. Sizova ZH.M., Zvonnikov V.I., CHelyshkova M.B. Otv. red. Sizova ZH.M. Metodicheskie rekomendacii po ocenivaniyu specialistov zdravoohraneniya pri akkreditacii (vypusk 2). [Repl. ed. Sizova Zh.M. Guidelines for the assessment of health professionals in accreditation (issue 2)]. Moscow: Publishing House of the First MGMU. THEM. Sechenov. 2016, 32 p.

3.European Resuscitation Council Guidelines for Resuscitation 2015: Section 1. Executive summary. [Elektronnyj resurs]. URL: http://ercguidelines. elsevierresource.com/european-resuscitation-council-guidelines-resuscitation-2015-section-1-executive-summary/fulltext

Статья поступила в редакцию 14.02.2020

Координаты для связи

Григорьева Юлия Владимировна, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Шаршова Ольга Анатольевна, к.м.н., доцент кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]

< GQ

О

fO <

а. ш О ш

О

S£ U

УДК 378.147

О.М.Гончарова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»

Важной задачей высшей школы является подготовка квалифицированных врачей, отвечающих современным запросам практического здравоохранения. Итогом

обучения в медицинском вузе должна стать профессиональная компетентность, в которой будут сочетаться личностная, духовная и нравственная позиции с профессиональными знаниями, умениями и навыками. Для этого необходимо более активно совершенствовать методы обучения с использованием эффективных технологий для обеспечения высокого качества образовательного процесса и профессионального развития.

При изучении дисциплины

«Поликлиническая терапия» важнейшим направлением являются традиционные методы, которые ориентированы на изучение дисциплины при непосредственном контакте с больными на приеме и во время посещения пациента на дому под руководством преподавателей [1].

Традиционное обучение не всегда способствует сближению процессов обучения и мышления. Активизировать процессы обучения помогает проблемное обучение, которое в последнее время активно внедряется в учебный процесс при подготовке врача первичной медико-социальной помощи. Такой вид обучение

Резюме Важной задачей высшей школы является подготовка квалифицированных врачей, отвечающих современным запросам практического здравоохранения. Итогом

обучения в медицинском вузе должна стать профессиональная компетентность, в которой будут сочетаться личностная, духовная и нравственная позиции с профессиональными знаниями, умениями и навыками. Традиционное обучение не всегда способствует сближению процессов обучения и мышления. Активизировать процессы обучения помогает проблемное обучение, которое в последнее время широко внедряется в учебный процесс при подготовке врача первичной медико-социальной помощи. Такой вид обучение является важным этапом в подготовке будущего специалиста, помогает качественно решать учебные и жизненные задачи.

Ключевые слова: проблемное обучение, медицинский вуз.

является важным этапом в подготовке будущего специалиста, помогает качественно решать учебные и жизненные задачи.

С целью лучшего формирования профессиональных навыков и умений в учебном процессе используются семинары, дискуссии, «мозговые штурмы», круглые столы, ролевые игры, учебные «школы здоровья» для пациентов, мини-конференции с выступлениями студентов по актуальным темам.

Учебные школы здоровья, посвященные сердечно-сосудистым заболеваниям и факторам риска их развития, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, профилактике онкопатологии, в игровой форме способствуют формированию у студентов профессиональных навыков. Все это мотивирует студента на серьезный подход к диспансеризации, позволяет глубже оценить важность этого раздела профилактической работы для раннего выявления факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в поликлинике.

В последнее десятилетие возросла актуальность дальнейшего развития геронтологии и гериатрии как медицинской науки. С возрастом доля лиц, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, значительно возрастает по сравнению с молодыми. Необходимо подчеркнуть, что врач почти любой специальности в своей деятельности довольно часто сталкивается с пациентами пожилого и старческого возраста. При ведении больных пожилого и старческого возраста врачу приходится решать не только клинические проблемы, но и проблемы деонтологического и социального плана, что требует он него дополнительных профессиональных умений и навыков. Данная задача требует совершенствования форм и методов обучения с использованием

ACTIVE FORMS OF TRAINING OF LEARNING IN THE STUDY OF DISCIPLINE "POLYCLINIC THERAPY"

O.M. Goncharova

FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk

Abstract An important task of higher education is the training of qualified doctors who meet modern demands of practical health care. The result of training at a medical university should be professional competence, which will combine personal, spiritual and moral positions with professional knowledge, skills and abilities. Traditional training does not always help bring learning and thinking together. Problem education helps to activate the learning process which is widely, recently, introduced into the educational process in the preparation of a doctor of primary medical and social care. This type of training is an important preparatory step in the training of a future specialist, helps to qualitatively solve educational and life tasks.

Key words: problem-based learning, higher medical school.

инновационных и эффективных технологий для обеспечения высокого качества образовательного процесса и профессионального развития, опирающихся на традиционные подходы, и - в большей степени - на самостоятельную познавательную деятельность студентов.

Одним из активных методов обучения будущих специалистов является умение организовывать и проводить «школы здоровья» для пожилых пациентов. В ходе таких акций студенты самостоятельно проводят пациентам ряд диагностических мероприятий: оксигемометрию, измерение роста, веса, АД, определяют риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, а экспресс-методом - уровень холестерина и глюкозы, вычисляют индекс массы тела.

В ходе самостоятельной работы с пациентами гериартрического профиля студенты отрабатывают методику клинического обследования больного в условиях амбулаторного приема, проведение мониторинга факторов риска развития и прогрессирования хронических неинфекционных заболеваний на основании анамнеза, данных анкетирования, объективного, лабораторного и функциональных методов исследования, учатся подбирать индивидуализированную немедикаментозную терапию лицам старших возрастных групп. Проводя такие «школы», обучающиеся овладевают методами индивидуального и группового консультирования, которые способствуют совершенствованию их профессиональных навыков.

При изучении дисциплины в учебном процессе активно используются деловые и ролевые игры, моделирующие работу врача первичного звена здравоохранения. По сравнению с пассивными формами обучения преимущество использования деловой игры заключается в возможности создания условий максимально приближенных к конкретной производственной ситуации. Кроме того, по сравнению с традиционной формой проведения практических занятий, деловая игра активизирует учебный процесс. В результате обучающимся успешнее прививаются навыки коллективной работы, умение принимать ролевые решения и оценивать ситуацию, что значительно повышает интерес к изучаемой теме [2]. Посещение пациента на дому может обернуться серьезной проблемой, так как неопытный врач оказывается один на один с непредсказуемой ситуацией и от его тактики может зависеть жизнь пациента. Поэтому моделирование различных клинических ситуаций становится важным элементом обучения студентов, которые примеряют на себя различные роли при решении жизненных ситуаций. Ролевые игры дают возможность имитировать различные ситуации (прием больного с различной патологией, консультативный прием, разбор случаев, которые закончились летальным исходом, разбор ситуаций, которые требуют оказания экстренной помощи на приеме и т.д. В ходе ролевых и деловых игр формируется алгоритм оказания неотложной помощи, хода лечения, выявления показаний для госпитализации, решения экспертных

вопросов, разработки трудовых рекомендаций и профилактических мероприятий. Сталкиваясь с конкретной ситуацией из практики врача, студенты определяют имеющиеся в ней проблемы и пути их разрешения. Все это способствует развитию логического мышления, активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет интересно проводить занятия.

В ходе таких игр студенты выявляют ошибки, связанные с профессиональной медицинской деятельностью. Например, отвечая на вопрос, виновен ли в той или иной ситуации врач, рассуждают о том, как бы они поступили в данной ситуации. Преимущество ролевой игры перед другими средствами обучения заключается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и коллективную форму работы на занятиях.

Одной из важных задач современного медицинского образования является создание условий для развития у обучающихся широкого спектра компетенций и закрепление практических навыков без риска нанесения вреда пациенту.

При первом профессиональном

контакте с пациентом, особенно при

посещении его на дому, некоторые студенты испытывают определенные затруднения. Поэтому при изучении дисциплины особое внимание обращается на формирование коммуникативной компетенции. Вся работа с пациентом проводится с учетом информированного согласия, что вносит определенные ограничения в педагогический процесс. Учитывая этот факт, возникает потребность в новых технологиях преподавания дисциплины. Таким действенным и эффективным инструментом является симуляционное обучение, которое стало неотъемлемой частью подготовки специалистов первичного звена здравоохранения. Начинающий врач должен освоить базовые навыки еще до того, как столкнется с реальной работой. Симуляционное обучение дает возможность каждому обучающемуся выполнить и показать свои профессиональные навыки в соответствии с общепринятыми стандартами оказания медицинской помощи. Подготовка специалиста, ответственного за жизнь и здоровье пациента, в современном мире просто не может строиться без симуляционного компонента. Отрабатывая практические навыки без реальных пациентов, студенты не боятся пробовать и ошибаться. С целью получения максимальной пользы от занятий с имитацией реальных ситуаций студентам необходимо действовать так, как если бы перед ними был не тренажер, а настоящий пациент. Работая с «симулированным больным» студент полагается лишь на свои силы, чувствует себя ответственным за жизнь и здоровье пациента, учится избегать конфликтных ситуаций, а также эффективно преодолевать их.

Тренажеры, используемые в

симуляционном обучении, позволяют совершать неизбежные ошибки в период обучения на манекене, а не на живых людях, благодаря чему помогают в дальнейшем каждому стать хорошим

специалистом [3]. Занятия с использованием симуляционных методик проводятся в симуляционно-аттестационном центре, где студенты овладевают практическими навыками на станциях «Диспансеризация», «Диагностика заболеваний дыхательной системы», «Сбор жалоб и анамнеза». Проведение практического занятия с использованием данных станций позволяет оценить сформировавшиеся у студентов в процессе обучения определенные практические навыки врачебных методов исследования (опрос, перкуссия, аускультация) и теоретические основы дополнительных методов исследования (лабораторные, инструментальные) для диагностики основных клинических синдромов заболеваний. Студенты показывают свои умения в освоении тех врачебных методов, которые необходимы в повседневной практике врача любой специальности, отрабатывают навыки в умении интерпретировать важнейшие общепринятые дополнительные методы исследования (лабораторные, инструментальные). Такой подход к изучению дисциплины помогает студентам с интересом осваивать учебный материал, повышать уровень знаний и эффективность обучения, совершенствовать качество практических навыков. Таким образом, с целью формирования профессиональных навыков и умений в учебном процессе необходимо шире использовать круглые столы, ролевые игры, учебные «школы здоровья» для пациентов, моделирующие работу врача первичного звена здравоохранения. Такие виды обучения активизируют учебный процесс и способствуют совершенствованию навыков коллективной работы, умению принимать ролевые решения и оценивать ситуацию, что значительно повышает интерес к изучаемой теме.

Литература

1. Гончарова О.М., Бугаева Л.И. Методологические основы формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза. // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы образовательного процесса в высшей медицинской школе: от теории к практике». Чита, 2019. С. 42

2. Геллер Л.Н., Скрипко А.А., Клименкова А.А. Роль деловых игр в формировании профессиональных компетенций// Материалы научно-практической конференции «Система менеджмента качества: опыт и перспектива». Иркутск, 2017. С. 109

3.Гончарова О.М., Павленко В.А. Симуляционное обучение - обязательный компонент в подготовке врача терапевта участкового// Материалы всероссийского научно-образовательного форума «Наука и практика в медицине». Благовещенск, 2019. С. 46-48.

References

1. Goncharova O.M., Bugaeva L.I. Metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'nyh kompetencij u studentov medicinskogo vuza. [Methodological foundations of the formation of professional competencies among students of a medical university]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii Aktual'nye problemy obrazovatel'nogo processa v vysshej medicinskoj shkole: ot teorii k praktike. [Materials of the scientific-practical conference Actual problems of the educational process in higher

medical school: from theory to practice]. Chita, 2019, p. 42 (In Russ.)

2.Geller L.N., SkripkoA.A.,Klimenkova A.A.Rol' delovyh igr v formirovanii professional'nyh kompetencij [The role of business games in the formation of professional competencies]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektiva. [Materials of the scientific-practical conference Quality Management System: Experience and Prospect]. Irkutsk, 2017, p. 109 (In Russ.)

3.Goncharova O.M., Pavlenko V.A. Simulyacionnoe obuchenie - obyazatel'nyj komponent v podgotovke vracha terapevta uchastkovogo. [Simulation training is an indispensable component in the training of a local doctor's physician]. Materialy vserossijskogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma Nauka i praktika v medicine. [Materials of the All-Russian Scientific and Educational Forum Science and Practice in Medicine]. Blagoveshchensk. 2019, pp. 46-48. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.01.2020

Координаты для связи

Гончарова Ольга Михайловна, к.м.н., доцент кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]

< GQ

О

fO <

а. ш О ш

О

S£ U

УДК 378.147 Л.С- Корнеева

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание - одно из ведущих понятий в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность [2]. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле -это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой [1].

На кафедре внутренних болезней факультета последипломного образования проходят обучение ординаторы по дерматовенерологии первого и второго года обучения. Воспитательный процесс преподаватели кафедры осуществляют непрерывно как в процессе учебных занятий, так и во внеучебное время, являясь кураторами ординаторов первого и второго года. Одной из основных задач является помощь в адаптации вчерашних студентов к условиям и требованиям высшего профессионального образования. В процессе освоения дисциплины «Дерматовенерология» происходит

формирование, в частности, общекультурной компетенции (ОК-1) «Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности», которая предусматривает

Резюме Обучение будущих врачей в медицинском вузе должно обеспечивать полноценное развитие личности и профессионального мастерства на основе использованиякомпетентностногоподхода, который позволяет оптимизировать учебный процесс и сформировать у выпускника способность действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе преподавания дисциплины «Дерматовенерология» на кафедре внутренних болезней ФПДО ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России выпускная квалификационная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

Ключевые слова: высшее образование, ординатура, дерматовенерология, квалификационная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.