Научная статья на тему 'Выпускная квалификционная работа как форма обучения и воспитания'

Выпускная квалификционная работа как форма обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРДИНАТУРА / ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / HIGHER EDUCATION / RESIDENCY / DERMATOVENEROLOGY / QUALIFICATION WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Лариса Сергеевна

Обучение будущих врачей в медицинском вузе должно обеспечивать полноценное развитие личности и профессионального мастерства на основе использования компетентностного подхода, который позволяет оптимизировать учебный процесс и сформировать у выпускника способности действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе преподавания дисциплины «дерматовенерология» на кафедре внутренних болезней ФПДО ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России выпускная квалификационная работа является неотъемлемой частью учебного процессаThe training of future doctors at a medical university should ensure the full development of personality and professional skills based on the use of a competence approach that optimizes the educational process and forms the ability of the graduate to act in various professional situations. In the process of teaching the discipline "dermatovenerology" at the Department of Internal Medicine FPDO final qualification work is an integral part of the educational process

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеева Лариса Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выпускная квалификционная работа как форма обучения и воспитания»

medical school: from theory to practice]. Chita, 2019, p. 42 (In Russ.)

2.Geller L.N., SkripkoA.A.,Klimenkova A.A.Rol' delovyh igr v formirovanii professional'nyh kompetencij [The role of business games in the formation of professional competencies]. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektiva. [Materials of the scientific-practical conference Quality Management System: Experience and Prospect]. Irkutsk, 2017, p. 109 (In Russ.)

3.Goncharova O.M., Pavlenko V.A. Simulyacionnoe obuchenie - obyazatel'nyj komponent v podgotovke vracha terapevta uchastkovogo. [Simulation training is an indispensable component in the training of a local doctor's physician]. Materialy vserossijskogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma Nauka i praktika v medicine. [Materials of the All-Russian Scientific and Educational Forum Science and Practice in Medicine]. Blagoveshchensk. 2019, pp. 46-48. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 19.01.2020

Координаты для связи

Гончарова Ольга Михайловна, к.м.н., доцент кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, science.dep@AmurSMA.su

< GQ

О

fO <

а. ш О ш

О

S£ U

УДК 378.147 Л.С- Корнеева

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание - одно из ведущих понятий в педагогике. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность [2]. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле -это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой [1].

На кафедре внутренних болезней факультета последипломного образования проходят обучение ординаторы по дерматовенерологии первого и второго года обучения. Воспитательный процесс преподаватели кафедры осуществляют непрерывно как в процессе учебных занятий, так и во внеучебное время, являясь кураторами ординаторов первого и второго года. Одной из основных задач является помощь в адаптации вчерашних студентов к условиям и требованиям высшего профессионального образования. В процессе освоения дисциплины «Дерматовенерология» происходит

формирование, в частности, общекультурной компетенции (ОК-1) «Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности», которая предусматривает

Резюме Обучение будущих врачей в медицинском вузе должно обеспечивать полноценное развитие личности и профессионального мастерства на основе использованиякомпетентностногоподхода, который позволяет оптимизировать учебный процесс и сформировать у выпускника способность действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе преподавания дисциплины «Дерматовенерология» на кафедре внутренних болезней ФПДО ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России выпускная квалификационная работа является неотъемлемой частью учебного процесса.

Ключевые слова: высшее образование, ординатура, дерматовенерология, квалификационная работа.

владение навыками самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой, умение вести поиск и делать обобщающие выводы.

В течение ряда лет на кафедре практикуется написание выпускных квалификационных работ и проведение лекций-конференций для их защиты, в которых ординаторы принимают активное участие. Такую форму работы можно рассматривать как метод формирования сознания личности, углубления знаний по своей специальности. К последним относятся так же рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера [ 3].

При написании выпускной квалификационной работы ординаторы раскрывают свою тему по многим позициям: не только этиология, патогенез дерматоза на современном этапе, а также особенности дифференциальной диагностики и лечения в свете современной медицины. Присутствует раздел «Собственные данные», в котором происходит статистический анализ определенного дерматоза за 5 лет с соответствующими выводами с приложением графиков и диаграмм. Есть разделы «Тесты» и «Фото-задачи», в которых ординаторы самостоятельно описывают интересные случаи из практики с приложением ответов.

Данная работа готовится в течение двух лет, согласовывается с преподавателем на каждом году обучения. На лекциях-конференциях, которые проводятся в конце второго учебного года, представляются работы, которые выстроены в виде презентаций с краткими теоретическими выкладкам по теме работы. Ключевым моментом лекции-конференции является то, что ординаторы самостоятельно разрабатывают интересующие их темы. При этом они используют литературные источники за последние пять лет. Ординаторам предоставляется возможность выступить с коротким докладом и ответить на вопросы сокурсников и преподавателя.

FINAL QUALIFICATION WORK AS A FORM OF TRAINING AND EDUCATION

L. S. Korneeva

FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk

Abstract The training of future doctors at a medical university should ensure the full development of personality and professional skills based on the use of a competence approach that optimizes the educational process and forms the ability of the graduate to act in various professional situations. In the process of teaching the discipline "dermatovenerology" at the Department of Internal Medicine FPDO final qualification work is an integral part of the educational process

Key words: higher education, residency, dermatovenerology, qualification work.

Подобные конференции предоставляют ординатору возможность самостоятельно сформировать план и последовательность выступления, обозначить его актуальность, оформить презентацию по своему усмотрению. Одним из требований к докладчикам является не прочтение информации, сопровождающей наглядное изложение, а рассказ, т. е. устное изложение материала в доступной форме. Первый опыт проведения подобных мероприятий как раз «грешил» тем, что ординаторы, пытаясь преподнести информацию, использовали терминологию, которую не могли не только произнести, но даже правильно прочитать и отразить на слайде, сопровождающем доклад. Данного рода конференции, проводимые кафедрой внутренних болезней ФПДО, вызывают большой интерес у ординаторов, поскольку развивают творческий потенциал участников, дают возможность выступить перед аудиторией и приобрести неоценимый опыт публичных выступлений, а также расширить кругозор, словарный запас и в целом повысить уровень интеллектуального развития.

Литература

1. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов учреждений высшего проф. образования/Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н. Б., Волошина Е. А., Зорин К. В. Под общей редакцией: Н. В. Кудрявая. М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 320 с.

2.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: теоретико-методологические основы / Л.В. Мардахаев. Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский государственный социальный университет. -Москва, Берлин. Директ-Медиа, 2019. - 222 с.: табл., схем.

3.Попов Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие / Е.Б. Попов. 3-е изд., стер. Москва, Берлин. Директ-Медиа, 2018. - 133 с.: ил., табл.

References

1. Pedagogika v medicine: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij vysshego prof. Obrazovaniya/ Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N. B., Voloshina E. A., Zorin K. V. Pod obshchej redakciej: N. V. Kudryavaya. [Pedagogy in medicine: a textbook for students of institutions of higher prof. Education / Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N. B., Voloshina E. A., Zorin K. V. Under the general editorship: N. V. Kudryavy]. Moscow: Publishing Center Academy, 2012. - 320 p.

2.Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika: teoretiko-metodologicheskie osnovy / L.V. Mardahaev. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii, Rossijskij gosudarstvennyj social'nyj universitet. [Social pedagogy: theoretical and methodological foundations. L.V. Mardahaev. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Russian State Social University]. Moscow, Berlin. Direct Media, 2019. 222 p.: tabl., schem.

3.Popov E.B. Osnovy pedagogiki: uchebnoe posobie. E.B. Popov. [Popov E.B. Fundamentals of pedagogy: a training manual. E.B. Popov]. 3rd ed., Erased. Moscow, Berlin. Direct Media, 2018, 133 p.: il., tabl.

Статья поступила в редакцию 22.01.2020

Координаты для связи

Корнеева Лариса Сергеевна, к.м.н., ассистент кафедры внутренних болезней ФПДО ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: larisa751975@mail.ru

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, science.dep@ AmurSMA.su

ш УДК 378.147

< GQ

О

m <

о. ш О ш

О

К

U

J Д

Н.В. Меньщикова, Р.А. Барабаш, И.Ю. Макаров

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОМ АНАТОМИИ

Патологическая анатомия как морфологическая дисциплина играет существенную роль в становлении клинического мышления у будущего специалиста. Поэтому качество и наглядность учебного материала является залогом формирования у студентов глубоких теоретических и практических знаний. Большое значение в этом имеет принцип наглядности. Применяемая ранее методика преподавания на большинстве кафедр патологической анатомии была основана на изучении и описании макро- и микропрепаратов с использованием микропроекторов, микроскопов, слайдов и зарисовок микропрепаратов в тетрадях. Теоретические знания студенты получали из учебников, лекций и методических пособий. Несомненно, новые условия требуют оптимизации преподавания всех медицинских дисциплин. Особенно это относится к патологической анатомии как базовой образовательной медицинской дисциплине, которая формирует у студентов целостное представление об организме человека, его патологии в конкретных условиях.

В учебный процесс постоянно внедряются новые методы обучения, направленные не только на повышение качества получаемых знаний, но и на стимулирование познавательной деятельности у студентов путем повышения мотивации к обучению, расширения возможностей и уровня самостоятельной работы, привлечения к учебному процессу различных технических средств и наглядных материалов.

Резюме В современных условиях концепция модернизации российского образования заключается в формировании универсальных знаний, освоении ключевых компетенций и совершенствовании опыта самостоятельной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают смещение акцентов на сам процесс познания, мотивационную составляющую обучающихся, так как эффективность данного процесса зависит от познавательной активности студентов. Данная статья описывает опыт использования передовых информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» в медицинском вузе.

Ключевые слова: медицинский вуз, информационные технологии, патологическая анатомия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.