Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / EDUCATION / STUDENTS / ACTIVE METHODS / EVALUATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павленко Валентина Ивановна, Гончарова Ольга Михайловна, Нарышкина Светлана Владимировна

В статье представлен опыт работы преподавателей кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России по использованию различных активных методов обучения при освоении дисциплины «Поликлиническая терапия». Описаны особенности проведения занятий с использованием некоторых форм интерактивного образования. Изучена удовлетворенность студентов организацией учебного процесса при изучении дисциплины.The article presents the experience of teachers of the department of faculty and outpatient therapy of the Amur State Medical Academy in the use of various active teaching methods in the development of the discipline "Polyclinic therapy". The features of conducting classes using some forms of interactive education are described. Students` satisfaction with the organization of the educational process has been studied

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павленко Валентина Ивановна, Гончарова Ольга Михайловна, Нарышкина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»»

< GQ

О

m <

a.

ID

О ш О

S£ U

УДК 378.147:616-082

B.И. Павленко, О.М. Гончарова,

C.В. Нарышкина

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ»

Подготовка квалифицированных

врачей, отвечающих современным запросам практического здравоохранения, является важной задачей высшей школы. Итогом обучения в медицинском вузе должна стать профессиональная компетентность, в которой будут сочетаться личностная, духовная и нравственная позиции с профессиональными знаниями, умениями и навыками [3, 4]. Решить эти задачи, оставаясь в рамках только традиционных педагогических подходов, не представляется возможным, поскольку традиционное обучение не всегда способствует сближению процессов обучения и мышления. Повысить эффективность и качество обучения позволяют активные или инновационные методы, о чём свидетельствуют разнообразные научные исследования [1, 2, 5, 6, 7].

Реализация компетентностного подхода в системе медицинского образования позволяет по-новому рассматривать проблему качества подготовки будущих врачей амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения на кафедре факультетской и поликлинической терапии.

Цель работы: представить опыт работы кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России по использованию различных активных методов обучения при освоении дисциплины «Поликлиническая терапия».

Методы: теоретические, аналитические, статистические.

Резюме В статье представлен опыт работы преподавателей кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России по использованию различных активных методов обучения при освоении дисциплины «Поликлиническая терапия». Описаны особенности проведения занятий с использованием некоторых форм интерактивного образования. Изучена удовлетворенность студентов организацией учебного процесса при изучении дисциплины.

Ключевые слова: образование, активные методы, оценка учебного процесса.

Результаты и обсуждение

Преподавание дисциплины «Поликлиническая терапия» ведется на лечебном факультете в 9-12 семестрах. Данная дисциплина предназначена для решения задач по ведению больных с наиболее часто встречающимися заболеваниями внутренних органов терапевтического профиля в амбулаторных условиях: проведению диагностического поиска, лечению, определению показаний к направлению на стационарное лечение, проведению медико-социальной экспертизы, вторичной профилактики. Студент, изучивший данную дисциплину, должен владеть определенными компетенциями с учетом потенциальной возможности работы в первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлинических условиях. Поэтому основной целью обучения является формирование и усовершенствование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в медицинской, организационно-управленческой, научно-исследовательской

деятельности.

В соответствии с компетентностным подходом основной акцент при изучении дисциплины ставится не только на усвоение знаний и формирование умений, а на усвоение способов деятельности. В процессе обучения мы сочетаем как традиционные, так и инновационные методы, что способствует наиболее глубокому осмыслению изучаемой темы и повышает эффективность обучения.

Обязательным компонентом подготовки студентов является симуляционное обучение, которое предоставляет каждому обучающемуся возможность освоить и закрепить практические профессиональные навыки без риска нанесения вреда пациенту. Практические занятия проводятся в аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России на станциях «Диспансеризация» и «Диагностика заболеваний дыхательной системы».

INNOVATIVE APPROACHES TO THE TEACHING OF THE DISCIPLINE «POLYCLINIC THERAPY»

V.I. Pavlenko, O.M. Goncharova, S.V. Naryshkina

FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk

Abstract The article presents the experience of teachers of the department of faculty and outpatient therapy of the Amur State Medical Academy in the use of various active teaching methods in the development of the discipline "Polyclinic therapy". The features of conducting classes using some forms of interactive education are described. Students' satisfaction with the organization of the educational process has been studied.

Key words: education, students, active methods, evaluation of the educational process.

Разработанные стандартные имитационные модули предназначены для формирования у студентов определенных практических навыков врачебных методов исследования на первичном врачебном приеме (опрос, перкуссия, аускуль-тация, измерение артериального давления), работе с медицинской документацией, а также теоретических основ дополнительных методов исследования (лабораторные, инструментальные) для диагностики основных клинических синдромов заболеваний.

Каждое занятие состоит из следующих этапов: брифинг (инструктаж, постановка и задача тренинга), демонстрация преподавателем и отработка студентом практического навыка под контролем преподавателя, дебрифинг (обсуждение действий и полученных результатов). Непосредственно перед выполнением учебного задания студенты в течение 10 минут смотрят разработанные учебные фильмы по соответствующим темам. Во время прохождения симуляционного тренинга каждый студент показывает свои знания, техническую подготовку, скорость выполнения задания, что подразумевает индивидуализацию контроля. На занятии реализуется возможность для многократного и безопасного повторения практического навыка. Отрабатывая практические навыки без реальных пациентов, студенты не боятся пробовать и ошибаться.

На этапе подготовки к занятию обучающимся предоставляется возможность неограниченного просмотра учебного фильма (размещен на закрытой части официального сайта академии), ознакомиться с чек-листами, отработать практические навыки в учебном классе, получить консультацию преподавателя. Такой подход к изучению дисциплины помогает студентам с интересом осваивать учебный материал, повышать уровень знаний и эффективность обучения, совершенствовать качество практических навыков.

Другой формой активного обучения являются игровые методы (деловые и ролевые), которые моделируют работу участкового врача-терапевта и способствуют формированию и совершенствованию коммуникативных навыков и профессиональных компетенций. Во время ролевой игры надежно закрепляются полученные знания, открываются возможности приближения процесса обучения к соответствующим реалиям профессиональной деятельности дипломированных врачей.

Нами разработаны и апробированы следующие виды имитационных игр: «Амбулаторный прием больных с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной,

пищеварительной систем», «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача», «Консилиум», «Вызов врача на дом», «Разбор врачебных ошибок», «Разбор летальных исходов». Роли врача-специалиста, консультанта, эксперта, пациента студенты играют поочередно. В ходе ролевых и деловых игр формируется алгоритм оказания неотложной помощи, хода лечения, выявления показаний для госпитализации,

решения экспертных вопросов, разработки трудовых рекомендаций и профилактических мероприятий, успешнее прививаются навыки коллективной работы.

Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студенты определяют имеющиеся в ней проблемы и пути их разрешения, выявляют те или иные ошибки, связанные с профессиональной деятельностью. Например, отвечая на вопрос «Виновен ли врач?», рассуждают о том, как бы они поступили в данной ситуации. Все это способствует развитию логического мышления, активизирует познавательную деятельность студентов, позволяет интересно проводить занятия.

На этапе самоподготовки к ролевой игре «Сбор жалоб и анамнеза на первичном приеме врача» студентам предлагается посмотреть учебный видеофильм в двух вариантах (один из которых со специально заложенными ошибками). Работая над ошибками, обучающиеся более качественно усваивают материал.

Еще одной формой работы являются учебные «школы здоровья», посвященные сердечно-сосудистым заболеваниям и факторам риска (ФР) их развития, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, профилактике онкопатологии, респираторных инфекций, способствующие формированию у студентов профессиональных навыков в этом направлении.

Один из вариантов - игровой, где одни студенты вместе с преподавателем исполняют роли «пациентов», а другие - роли врачей-специалистов: участкового терапевта, кардиолога, невролога, физиотерапевта, диетолога, онколога, врача по лечебной физкультуре и санаторно-курортному делу. «Врачи-специалисты» проводят анкетирование по выявлению ФР, рассказывают «пациентам» об их важной роли в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, о симптомах таких серьезных заболеваний, как гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, о методах их профилактики.

В ходе проведения таких школ студенты-«пациенты» задают много вопросов о диетотерапии, санаторно-курортном лечении, лечебной физкультуре и тому подобных, на которые получают исчерпывающие ответы. Все это мотивирует студентов серьезно относиться к подготовке к занятиям, позволяет им глубже оценить важность диспансеризации и профилактической работы для раннего выявления ФР хронических неинфекционных заболеваний.

Другой вариант «школы здоровья» - работа с реальными пациентами на базе городских поликлиник. Этот вариант мы используем при проведении определенных акций, например, в рамках всероссийской акции «Оберегая сердца» совместно с добровольцами Амурского регионального отделения ВОД «Волонтеры-медики», а также при работе с пациентами пожилого и старческого возраста в рамках празднования «Дня пожилого человека»». Для пациентов гериатрического профиля «школы

здоровья» проводятся совместно с фирмой Отгоп.

Проводя такие «школы», студенты под контролем преподавателя самостоятельно осуществляют пациентам ряд диагностических мероприятий: измеряют пульс, рост, вес, АД, проводят пульсоксиметрию, определяют экспресс-методом уровень холестерина и глюкозы, индекс массы тела, степень риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. После обследования с пациентами обязательно проводятся профилактические консультирования по поводу выявленных ФР, даются рекомендации, памятки, самостоятельно изготовленные студентами, по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.

В ходе самостоятельной работы с пациентами гериатрического профиля студенты отрабатывают методику клинического обследования больного в условиях амбулаторного приема, проведения мониторинга ФР и прогрессирования хронических неинфекционных заболеваний на основании анамнеза, данных анкетирования, объективного, лабораторного и функциональных методов исследования, учатся подбирать персонифицированную

немедикаментозную терапию лицам старших возрастных групп. Проводя такие «школы», обучающиеся овладевают методами индивидуального и группового консультирования, которые способствуют совершенствованию их профессиональных навыков, закреплению полученных знаний и навыков и стимулируют самостоятельную деятельность.

«Школы» проходят на хорошем эмоциональном подъеме, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков, оттачиванию навыков работы с депрессивными, тревожными и конфликтными пациентами (реакция пациентов бывает непредсказуемой). Знания, полученные при проведении таких «школ», несомненно, помогают молодым специалистам в их дальнейшей практической деятельности.

В учебный процесс внедрены так же активные неигровые методы: круглый стол, «жужжащие группы», ситуационные задачи, мини-конференции, действия и другие.

С целью мобилизации и активации обучающихся на решение конкретных актуальных проблем проводится круглый стол «Бережливая поликлиника», в котором участвуют и практикующие врачи. В ходе дискуссии рассматриваются вопросы работы поликлиники в новых условиях, положительные и отрицательные моменты организации бережливого производства, пути решения проблем. Наряду с активным обменом знаниями, у обучающихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом.

Среди методов, которые способствуют развитию клинического мышления, формируют умение анализировать и высказывать свою точку

зрения, работать в коллективе используются такие как «Жужжащие группы», «Мозговой штурм», сase-study. Например, при использовании методики «жужжащие группы» группа студентов делится на 2-3 подгруппы, которые работают над определенным вопросом. Например: «У вас на приеме пациент с болью в животе. Ваши действия?». После обсуждения заслушиваются и анализируются ответы, формируется алгоритм действия врача.

Для контроля сформированности знаний и умений и их умения применять в конкретной клинической ситуации широко применяются ситуационные задачи различного уровня и типа. Для поиска решения данной задачи студенты могут объединяться в малые группы, пары или решать их самостоятельно. Задачи для контроля исходного уровня знаний служат так же для самоподготовки и самоконтроля студентов. Варианты решения задач обсуждаются в группе, а также анализируются ошибки.

Оперативно включить обучающихся в работу помогает блиц-опрос, например, «Проверь себя», «Дайте определение следующим терминам». Его можно проводит на любом этапе практического занятия. Для этого используются специально разработанные карточки или компьютерные симуляции.

С целью изучения степени удовлетворенности организацией практических занятий было проведено анонимное анкетирование студентов 5-6 курсов, в котором участвовал 121 человек. Получены следующие результаты: в целом полностью удовлетворены организацией учебного процесса 74,4%, частично - 25,6%, не удовлетворены - 0% опрошенных. Предпочтение активным методам обучения отдают 100% опрошенных. Самыми эффективными из используемых в учебном процессе методами, по мнению опрошенных, являются симуляционное обучение (98,3%), «школы здоровья» (90,1%), ролевые игры (91,7%). Безусловно, в ответах студентов присутствует элемент субъективизма. Тем не менее, данные опроса дают возможность оценить организацию учебного процесса с целью повышения качества преподавания дисциплины.

Заключение

Применение активных методов обучения при изучении дисциплины «Поликлиническая терапия» позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, сформировать профессиональные компетенции, добиться целевых результатов обучения, максимально приближенных к работе участкового врача-терапевта. Выбор оптимальной стратегии процесса обучения остается всегда за преподавателем.

Литература

1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Агранович О.В., Кнышова С.А., Гевандова М.Г. Инновационные технологии и интерактивные методы обуче-

ния в преподавании клинических дисциплин в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 122. С. 255-256. [Электронный ресурс] URL: http:// expeducation.ru/ru/article/view?id=10957 (дата обращения: 29.01.2020).

2.Геллер Л.Н., Скрипко А.А., Клименкова А.А. Роль деловых игр в формировании профессиональных компетенций // Система менеджмента качества: опыт и перспектива: сб.ст. по материалам научно-практической конференции. Иркутск 2017. С. 109.

3.Гончарова О.М., Бугаева Л.И. Методологические основы формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза // Актуальные проблемы образовательного процесса в высшей медицинской школе: от теории к практике: сб. ст. по материалам научно-практической конференции. Чита. 2019. С. 42.

4.Дробышева Е.С., Будневский А.В., Овсянников Е.С. Реализация компетентностно-ориентированного подхода на кафедре факультетской терапии высшей медицинской школы // Инновации в науке. 2014. № 39. С. 94 - 97.

5. Павленко В.И., Кулик Е.Г., Нарышкина С.В. Перспективные направления дистанционного обучения в системе высшего образования // Электронные технологии: возможности дистанционного обучения в медицинском образовании: сб. ст. по материалам учебно-методической конференции. Благовещенск. 2016. С. 45-49.

6. Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т 7. №1 (22). С. 299-301.

7. Оринчук В.А. Практика применения инновационных образовательных технологий в высшей школе / В.А. Оринчук, В.Е. Туватова // Инновационный Вестник Регион. 2014. № 3. С. 58-62

References

1.Agranovich N.V., Hodzhayan A.B., Agranovich O.V., Knyshova S.A., Gevandova M.G. Innovacionnye tekhnologii i interaktivnye metody obucheniya v prepodavanii klinicheskih disciplin v medicinskom vuze. [Elektronnyj resurs] [Innovative technologies and interactive teaching methods in teaching clinical disciplines at a medical university]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. [International Journal of Experimental Education]. 2016, no. 12-2, pp. 255-256. URL: http:// expeducation.ru/ru/article/view?id=10957 (date of the application: 29.01.2020).(In Russ.)

2.Geller L.N., Skripko A.A., Klimenkova A.A. Rol' delovyh igr v formirovanii professional'nyh kompetencij. [The role of business games in the formation of professional competencies]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektiva: sb.st. po materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. [Quality Management System: experience and perspective: Sat. according to the materials of the scientific-practical conference]. Irkutsk, 2017, p. 109.

3.Goncharova O.M., Bugaeva L.I. Metodologicheskie

osnovy formirovaniya professional'nyh kompetencij u studentov medicinskogo vuza. [ Methodological foundations of the formation of professional competencies among students of a medical university]. Aktual'nye problemy obrazovatel'nogo processa v vysshej medicinskoj shkole: ot teorii k praktike: sb. st. po materialam nauchno-prakticheskoj konferencii. [Actual problems of the educational process in higher medical school: from theory to practice: Sat. Art. based on materials of a scientific and practical conference]. Cheat, 2019, p. 42. (In Russ.)

4.Drobysheva E.S., Budnevskij A.V., Ovsyannikov E.S. Realizaciya kompetentnostno-orientirovannogo podhoda na kafedre fakul'tetskoj terapii vysshej medicinskoj shkoly/ [Implementation of a competency-based approach at the department of faculty therapy of a higher medical school]. Innovacii v nauke. [Innovations in science] 2014, no. 39, pp. 94 - 97. (In Russ.)

5. Pavlenko V.I., Kulik E.G., Naryshkina S.V. Perspektivnye napravleniya distancionnogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya. [ Promising areas of distance learning in higher education]. Elektronnye tekhnologii: vozmozhnosti distancionnogo obucheniya v medicinskom obrazovanii: sb. st. po materialam uchebno-metodicheskoj konferencii. [Electronic Technologies: Opportunities for Distance Learning in Medical Education: Sat. Art. based on the materials of the training conference]. Blagoveshchensk. 2016, pp. 45-49. (In Russ.)

6. Sysoeva E.YU. Innovacionnye metody obucheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. [Innovative teaching methods in the vocational education system]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. [Baltic Humanitarian Magazine]. 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 299-301. (In Russ.)

7. Orinchuk V.A. Praktika primeneniya innovacionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vysshej shkole / V.A. Orinchuk, V.E. Tuvatova. [The practice of applying innovative educational technologies in higher education. V.A. Orinchuk, V.E. Tuvatova]. Innovacionnyj Vestnik Region. [Innovative Bulletin Region]. 2014, no. 3, pp. 58-62 (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 17.02.2020

Координаты для связи

Павленко Валентина Ивановна, д.м.н., доцент, профессор кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Е-mail: amurvip59@mail. ru

Гончарова Ольга Михайловна, к.м.н., доцент кафедры факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

Нарышкина Светлана Владимировна, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. Е-mail: amurvip59@mail. ru

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@AmurSMA.su, science. dep@AmurSMA.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.