Овчинников. М. 1995.
3. Руководство по оториноларингологии / Под ред. И.Б. Солдатова. М. Медицина, 1997. 608 с.
References
1. Blockij A.A. Optimizaciya obucheniya studentov i metodov specializi-rovannoj podgotovki v VUZe. A.A. Blockij, V.V. Antipenko [Optimization of student learning and specialized training methods at a university. A.A. Blotsky, V.V. Antipenko]. Metodicheskaya konf. «Elektronno-obrazovatel'nye tekhnologii: vozmozhnosti di-stancionnogo obucheniya vmedicinskom obrazovanii». [Methodical Conf. "Electronic educational technologies: the possibilities of distance learning in medical education"]. Blagoveshchensk, 2016, pp. 17-18. (In Russ.)
2. Ovchinnikov YU.M. Otorinolaringologiya. YU.M. Ovchinnikov. [Otorinolaringologiya. YU.M. Ovchinnikov]. Moscow, 1995. (In Russ.)
3. Rukovodstvo po otorinolaringologii. Pod red. I.B. Soldatova. [Guide to Otorhinolaryngology. Ed. I.B. Soldatova]. Moscow. The Medicine, 1997, 608 p. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 05.02.2020 Координаты для связи
Блоцкий Александр Антонович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой оториноларингологии и офтальмологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Антипенко Виктория Викторовна, к.м.н., доцент кафедры оториноларингологии и офтальмологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]
< GQ
О
m <
о. ш О ш
О
К
и
УДК 378.147
Н.П.Володченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Улучшение качества подготовки специалистов с целью обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда является одной из постоянных, важнейших задач высшей школы. Студенты 3-го курса только начинают изучение клинических дисциплин. С общей хирургии начинается их знакомство с клиникой хирургических болезней. Приобретенные ими теоретические знания, умения и практические навыки будут служить основой для дальнейшего изучения таких дисциплин, как факультетская и госпитальная хирургия [3, 4].
Всем известно, шаткий фундамент исключает возможность создания крепкой постройки. Именно это обстоятельство объясняет значимость для студента фундаментального изучения общей хирургии. Студенты, к сожалению, зачастую имеют слабую мотивацию к процессу обучения. Учитывая этот безотговорочный факт, естественно, приходит понимание возрастающей роли преподавателя как организатора и, в известной степени, катализатора учебного процесса. Однако при этом может возникнуть следующее противоречие. С одной стороны - это необходимость придерживаться общепринятых методологических стандартов обучения (четкое разделение занятия на этапы
- начальный, основной и заключительный; использование стандартных методов контроля -опрос, тестирование, разбор больных, решение клинических ситуационных задач и т. д.), а с другой
- необходимость повышения интереса студентов к учебе.
Относительно легкий и быстрый доступ к систематизированному и иллюстрированному материалу благодаря современным техническим возможностям расхолаживает студента. Решение
Резюме Данная статья посвящена оптимизации учебного процесса при изучении общей хирургии в условиях кредитно-модульной системы. Данная проблематика имеет многогранный характер. Главная задача клинической кафедры, в частности, кафедры хирургии, состоит в формировании у студентов клинического мышления, достаточного объема теоретических знаний и практических навыков, компетенций, необходимых
современному врачу.
Ключевые слова: общая хирургия, теоретические знания, практические навыки, компетенции
этой проблемы отчасти возможно при условии некоторого изменения тактики обучения. Студент не должен слепо пересказывать прочитанное, а проводить анализ и сопоставление отдельных фрагментов материала. Студент должен переосмысливать полученную информацию, после чего стараться провести ассоциативные связи между блоками информации, работая над решением клинической задачи. Поэтому преподаватель, которому не безразличен конечный результат учебного процесса, имеет право на некоторую импровизацию. Например, больше уделять внимания тестам на постановку, последовательность действий; проводить опрос не в начале занятия, а в процессе проверки тестовых заданий и решения клинических задач, начиная от простых, одноходовых, заканчивая более сложными.
Для лучшего овладения практическими навыками, например, такими, как наложение повязок и транспортных шин, использование тех или иных методов временной остановки кровотечения, определение группы крови и резус-фактора, вправление вывихов, анализ результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, мы используем элементы игры. На кафедре разработаны и широко используются деловые ролевые игры по разделам «кровотечение», «травматология».
Многие практические занятия сопровождаются разбором тематических больных. Студент не должен бояться больного. При таком условии со временем студент научится устанавливать достоверный диагноз, что позволит ему избрать оптимальную лечебную тактику и рассчитывать на успешное решение проблемы. Реализация поставленных перед студентом задач, а именно приобретение теоретических знаний, умений и практических навыков, возможна только при условии тесного взаимодействия между преподавателем и студентом.
OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN LEARNING GENERAL SURGERY UNDER MODERN CONDITIONS
N. P. Volodchenko
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract This article is dedicated to the optimization of the educational process in the learning of General Surgery under conditions of credit-module system. This problem is multifaceted. The main task of the clinical department, in particular the Department of General Surgery, is the formation of students' clinical thinking, sufficient volume of theoretical knowledge and practical skills required by modern physicians.
Key words: General Surgery, theoretical knowledge, practical skills, competences.
Неотъемлемой частью учебного процесса в решении этих задач является самостоятельная работа обучаемых. Самостоятельная аудиторная работа студентов реализуется на практических и семинарских занятиях при выполнении лабораторных работ, курации больных. В изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль. В некоторых случаях волнение и боязнь преподавателя не позволяют студентам полностью продемонстрировать свои знания. Дополнительно исключается субъективный фактор оценки. Использование обучающих систем уменьшает нервозность обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены).
Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения студентов, не стоит также забывать, что она эффективнее традиционной, развивает компьютерную компетенцию (благодаря частой работе с носителями информации, телекоммуникационными сетями, вэб-камерой, интернет-ресурсами и т.д.) [1, 2]. Залогом успешного прохождения программ дистанционного образования является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить достаточно много времени перед компьютером, дистанционное образование не для него. На наш взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.
Одним из недостатков дистанционного обучения является недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых. Главная задача клинической кафедры, в частности, при изучении дисциплины «общая хирургия», состоит в формировании у студентов клинического мышления, достаточного объема теоретических знаний и практических навыков, умений, компетенций, необходимых современному врачу.
Литература
1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 1997. 85 с.
2. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. 167 с.
3. Коровин А.Я., Базлов С.Б., Нарсия В.В., Туркин Д.В., Андреева М.Б., Кулиш В.А. / Оптимизация учебного процесса на кафедре факультетской хирургии // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 112-115;
4. Михеева Н.М. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями / Н.М. Михеева, Ю.Ф. Лобанов, Е.Б. Беседина, И.В. Иванов // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 41-45.
References
1.Andreev A.A. Vvedenie v distancionnoe obuchenie: uchebno-metodicheskoe posobie. [Introduction to distance learning: a teaching tool]. Moscow: VU, 1997, 85 p. (In Russ.)
2. Zajchenko T.P. Osnovy distancionnogo obucheniya: teoretiko-prakticheskij bazis: uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena. [The basics of distance learning: theoretical and practical basis: a training manual]. St.-Peterburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2004, 167 p. (In Russ.)
3. Korovin A.YA., Bazlov S.B., Narsiya V.V., Turkin D.V., Andreeva M.B., Kulish V.A. Optimizaciya uchebnogo processa na kafedre fakul'tetskoj hirurgii. [The optimization of the educational process at the department of faculty surgery]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. International Journal of Experimental Education.] 2012, vol. 4-2, pp. 112-115. (In Russ.)
4. Miheeva N.M. Uchebnaya praktika studentov medicinskogo vuza - novyj standart ovladeniya professional'nymi kompetenciyami / N.M. Miheeva, YU.F. Lobanov, E.B. Besedina, I.V. Ivanov. [Educational practice of students of a medical university - a new standard for mastering professional competencies./ N.M. Mikheeva, Yu.F. Lobanov, E.B. Besedina, I.V. Ivanov ]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. [Successes in modern science.] 2012 vol. 7, pp. 41-45. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 18.01.2020 Координаты для связи
Володченко Нина Петровна, д.м.н., заведующая кафедрой хирургии с курсом урологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: ninavolodcenko@ gmail.com
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@
AmurSMA.su, [email protected]
< GQ
О
m <
о. ш О ш
О
К
и
J S CI
УДК 004.58
И.В. Жуковец, В.И. Павленко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В ФГБОУ ВО АМУРСКАЯ ГМА МИНЗДРАВА РОССИИ
Введение Термин «инновационная технология» заимствован частично педагогикой из производственной сферы, однако, как и любая профессиональная деятельность, педагогическая деятельность реализуется в определённых действиях, направленных на решение задач развития, воспитания и образования личности набором методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения [2]. С 70-х гг. прошлого столетия сформировалась идея полной управляемости учебного процесса с точно заданными целями, достижение которых поддается четкому описанию и определению. Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования, целью которого является научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда [1, 3]. Вместе с тем происходит перераспределение труда и на сегодняшний день педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [2, 4]. Инновационные технологии обучения должны помочь преподавателям высшей школы реализовать поставленные задачи.
Цель данной работы: оценить инновационные технологии обучения в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России для определения перспектив развития в данном направлении.
Материалы: теоретические,
аналитические, статистические
Резюме Изменения в системе высшего образования на сегодняшний день связаны с внедрением информатизации и инновационных технологий обучения, которые должны обеспечить формирование общего развития личности и профессиональных компетенций у выпускников. Электронная информационно-образовательная среда ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России соответствует требованиям федеральных стандартов, а инновационные компьютерные технологии занимают все большую нишу в образовательном процессе, что способствует улучшению качества образования. Ключевые слова: компьютерные технологии, высшее образование.