References
1.Andreev A.A. Vvedenie v distancionnoe obuchenie: uchebno-metodicheskoe posobie. [Introduction to distance learning: a teaching tool]. Moscow: VU, 1997, 85 p. (In Russ.)
2. Zajchenko T.P. Osnovy distancionnogo obucheniya: teoretiko-prakticheskij bazis: uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena. [The basics of distance learning: theoretical and practical basis: a training manual]. St.-Peterburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2004, 167 p. (In Russ.)
3. Korovin A.YA., Bazlov S.B., Narsiya V.V., Turkin D.V., Andreeva M.B., Kulish V.A. Optimizaciya uchebnogo processa na kafedre fakul'tetskoj hirurgii. [The optimization of the educational process at the department of faculty surgery]. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. International Journal of Experimental Education.] 2012, vol. 4-2, pp. 112-115. (In Russ.)
4. Miheeva N.M. Uchebnaya praktika studentov medicinskogo vuza - novyj standart ovladeniya professional'nymi kompetenciyami / N.M. Miheeva, YU.F. Lobanov, E.B. Besedina, I.V. Ivanov. [Educational practice of students of a medical university - a new standard for mastering professional competencies./ N.M. Mikheeva, Yu.F. Lobanov, E.B. Besedina, I.V. Ivanov ]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. [Successes in modern science.] 2012 vol. 7, pp. 41-45. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 18.01.2020 Координаты для связи
Володченко Нина Петровна, д.м.н., заведующая кафедрой хирургии с курсом урологии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: ninavolodcenko@ gmail.com
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@
AmurSMA.su, [email protected]
< GQ
О
m <
о. ш О ш
О
К
и
J S CI
УДК 004.58
И.В. Жуковец, В.И. Павленко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
В ФГБОУ ВО АМУРСКАЯ ГМА МИНЗДРАВА РОССИИ
Введение Термин «инновационная технология» заимствован частично педагогикой из производственной сферы, однако, как и любая профессиональная деятельность, педагогическая деятельность реализуется в определённых действиях, направленных на решение задач развития, воспитания и образования личности набором методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения [2]. С 70-х гг. прошлого столетия сформировалась идея полной управляемости учебного процесса с точно заданными целями, достижение которых поддается четкому описанию и определению. Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования, целью которого является научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда [1, 3]. Вместе с тем происходит перераспределение труда и на сегодняшний день педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами [2, 4]. Инновационные технологии обучения должны помочь преподавателям высшей школы реализовать поставленные задачи.
Цель данной работы: оценить инновационные технологии обучения в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России для определения перспектив развития в данном направлении.
Материалы: теоретические,
аналитические, статистические
Резюме Изменения в системе высшего образования на сегодняшний день связаны с внедрением информатизации и инновационных технологий обучения, которые должны обеспечить формирование общего развития личности и профессиональных компетенций у выпускников. Электронная информационно-образовательная среда ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России соответствует требованиям федеральных стандартов, а инновационные компьютерные технологии занимают все большую нишу в образовательном процессе, что способствует улучшению качества образования. Ключевые слова: компьютерные технологии, высшее образование.
Результаты и их обсуждение
Одной из актуальных задач реализации компетентностного подхода является поиск средств, с помощью которых можно обеспечить формирование высокого уровня компетенций выпускников. Одним из них является информационная электронно-образовательная среда, которая предусмотрена ФГОС и реализуется в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России на платформе MOODLE. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) Амурской ГМА находится на официальном сайте во вкладке «Единый образовательный портал» и обеспечивает доступ обучающихся и преподавателей к учебным планам, рабочим программам дисциплин и практик, электронным библиотечным системам и образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин и практик и др. Однако современные технологии обучения предусматривают ежегодное обновление образовательных ресурсов в связи с перерегистрацией некоторых сайтов, заменой или появлением новых, что делает крайне неудобным размещение рабочих программ в формате PDF с ежегодным обновлением и требует, на наш взгляд, разработки электронной рабочей программы с автоматической заменой образовательных ресурсов или других составляющих рабочей программы.
Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся, с учетом сохранения персональных данных, располагается в личных кабинетах. Так же в личных кабинетах располагаются портфолио обучающихся с личными достижениями в учебной, культурно-массовой, спортивной, волонтерской и других видах деятельности. По данному разделу сохраняется необходимость автоматизированного прикрепления промежуточной аттестации обучающегося в личный кабинет, что затрудняется в связи с отсутствием на сегодняшний день взаимодействия между системой MOODLE и современной системой управления вузом «1С Университет». С помощью системы «1С Университет» в ФГБОУ ВО Амурская ГМА
INNOVATIVE TEACHING TECHNOLOGIES AT THE FSBEI HE THE AMUR STATE MEDICAL ACADEMY OF THE MINISTRY OF PUBLIC HEALTH OF RUSSIA
I.V. Zhukovets, V.I. Pavlenko
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk Abstract Today changes in the education system are associated with the introduction of informatization and innovative teaching technologies which should ensure the formation of the overall personality development and professional competencies of graduates. The electronic information and educational environment of the Amur State Medical Academy meets the requirements of federal standards. Innovative computer technologies occupy an increasing place in educational process which helps to improve the quality of education.
Key words: computer technology, education.
Минздрава России осуществляется планирование учебного процесса, управление контингентом обучающихся, формирование отчетов и учет успеваемости.
Система МООЭЬЕ на сегодняшний день отвечает всем современным требованиям информационной образовательной среды и на этой платформе профильными кафедрами по дисциплинам учебного плана реализуется обучение с элементами дистанционных образовательных технологий. Элементы дистанционных образовательных технологий по дисциплинам используются для оценки исходного и выходного уровней знаний студентов по темам дисциплин учебного плана с оценкой результатов обучения (тестирования), что обеспечивает взаимодействие между участниками образовательного процесса.
На сегодняшний день разработана стратегия использования платформы МООЭЬЕ для формирования методического комплекса материалов по каждой теме занятий. В будущем это будет представлено несколькими этапами:
предъявление учебной информации студентам,
усвоение учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером,
повторение и закрепление усвоенных знаний (навыков, умений),
промежуточный и итоговый контроль,
самоконтроль достигнутых результатов обучения.
Учебная информация будет представлена записями лекций по каждой теме. Это вызывает активные дискуссии и имеет неоднозначное мнение среди профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. В первую очередь это связано с опасениями преподавателей о том, что при такой системе педагог будет не нужен, а также с дополнительной нагрузкой при формировании методических материалов для ЭИОС по темам занятий. Во-первых, данные опасения противоречат друг другу и подтверждают тот факт, что, несмотря на наличие ЭИОС в учреждении, ее разработкой и заполнением должен заниматься высококвалифицированный педагог, который обладает современными знаниями по предмету и владеет информацией и средствами для его замены в ЭИОС, во-вторых, живое общение с педагогом, его авторитет, возможность прямой дискуссии электронная среда заменить не сможет.
Необходимо учесть проблему активности студента в обучении как ведущего фактора достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки [2, 7]. В этой плоскости ЭИОС рассматривается не как система, увеличивающая объем передаваемой информации и/или увеличивающая количество контрольных мероприятий, а как система, создающая дидактические и психологические условия осмысленности учения, включающая в него студентов на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности. Говоря проще, это система, которая дает возможность студенту взаимодействовать с образовательными ресурсами при минимальном
участии преподавателя и других студентов, без ограничения времени, в месте с тем сохраняет время и дает возможность использовать актуальный материал по теме занятия, выбранный педагогом, учитывает индивидуальные особенности студента, а также самооценку собственной подготовки.
Однозначно можно сказать, что ЭИОС в медицинских вузах - это лишь часть базового образовательного процесса. Наибольшая часть образовательных ресурсов для будущего врача находится в медицинских учреждениях. Возможность общения с пациентами, написание историй болезни, участие в клинических разборах и т.д. - именно это делает студента квалифицированным врачом.
Одним из средств, с помощью которых можно обеспечить формирование высокого уровня компетенций выпускников, является использование компьютерных технологий [4, 6], которые на сегодняшний день применяются в преподавании всех дисциплин учебного плана, но в разных объемах. Современное общество характеризует процесс активного использования компьютерного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости транслируемой информации.
Необходимость внедрения новых компьютерных технологий в учебный процесс не вызывает сомнений. В ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России многие кафедры применяют такие инновационные технологии. Например, кафедра патологической анатомии с курсом судебной медицины при преподавании дисциплины «Патологическая анатомия. Клиническая патологическая анатомия» в режиме онлайн проводит детальный разбор микропрепарата и оценивает уровень знаний обучающихся. Кафедры акушерства и гинекологии в обучении используют видеофильмы по клиническим ситуациям, которые встречаются редко или требуют детального разбора каждого этапа оказания помощи. На кафедре факультетской и поликлинической терапии преподавание дисциплины «Поликлиническая терапия» проводится с использованием платформы «Бережливая поликлиника» с изучением электронной записи к врачу, правил оформления электронного листка нетрудоспособности, дорожной карты пациента и других возможностей.
В ряде исследований отмечается, что степень усвоения студентами учебного материала составляет при чтении лекций с использованием наглядных пособий - 30%, аудиовизуальных средств - 50%, при организации дискуссий -70% и при анализе конкретных ситуаций - 90% [2]. В ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, согласно результатам анкетирования обучающихся 1-6 курсов, в 75% преподавателями используются инновационные компьютерные технологии, которые способствуют лучшему усвоению материала.
Безусловно, требования к умениям, знаниям, навыкам в области компьютерных
технологий должны видоизменяться в зависимости от типа вуза, характера подготовки и специальности, но на сегодняшний день информатизация здравоохранения, введение электронных историй болезни говорит о необходимости владения компетенциями в области компьютерных технологий у студентов медицинских вузов.
С 2017 года в медицинских вузах России с целью оценки уровня знаний у студентов и допуска их к работе проводится первичная аккредитация специалистов [5]. Первый и третий этапы осуществляются с помощью современных компьютерных технологий и управления учебным процессом на интерактивной платформе методического центра аккредитации специалистов с автоматической системой оценивания результатов.
Заключение
Таким образом, инновационный характер образовательных компьютерных технологий, используемых в процессе обучения, становится одним из важнейших инструментов в повышении качестваподготовки будущихврачей,доступностии эффективности образования, с учетом социальной мобильности и активности обучающихся. Развитие информационных технологий ежегодно вносит новые коррективы в образовательный процесс, что требует от образовательных организаций дальнейшего развития в этом направлении, а также повышения квалификации специалистов среди профессорско-преподавательского
состава и специалистов сферы информационных технологий. В ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России система инновационных технологий обучения ежегодно совершенствуется с учетом современных требований к образованию в медицинских вузах. При этом требуется дальнейшее совершенствование ЭОИС и внедрение инновационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Оценка инновационных технологий обучения позволяет выявить сильные стороны и недочеты, а значит совершенствовать образовательный процесс и улучшать качество образования в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Литература
1.Асташкина, Н.В. Индивидуализация высшего гуманитарного образования. Новгород. 2000. 324 с.
2.Касаткина Н.Э., Градусова Т.К., Жукова Т.А., Кага-кина Е.А., Колупаева О.М., Солодова Г.Г., Тимонина И.В. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: методическое пособие. Кемерово. ГОУ «КРИРПО». 2011. 237 с.
3.Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ. 2013. 43 с.
4.Оганнисян Л.А., Ступак Н.Н. Инновационные технологии в образовательном процессе вуза. Таври-
ческий научный обозреватель. 2015. 2. С. 105-108.
5.Павленко В.И., Жуковец И.В., Лоскутова Н.В. Первичная аккредитация специалистов как индикатор качества организации образовательного процесса в медицинском ВУЗе. Амурский медицинский журнал. 2018. 1-2(20-21). С. 68-70.
6.Павленко В.И., Кулик Е.Г., Нарышкина С.В. Перспективные направления дистанционного обучения в системе высшего образования // «Электронные технологии: возможности дистанционного обучения в медицинском образовании»: сб. ст. по материалам учебно-методической конференции. - Благовещенск. 2016. С. 45-49.
7.Сысоева Е.Ю. Инновационные методы обучения в системе профессионального образования. Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т 7. №1 (22). С. 299-301.
References
1.Astashkina, N.V. Individualizaciya vysshego gumanitarnogo obrazovaniya. [Individualization of higher humanitarian education]. Novgorod. 2000, 324 p. (In Russ.)
2.KasatkinaN.E.,GradusovaT.K.,ZHukovaT.A.,Kagakina E.A., Kolupaeva O.M., Solodova G.G., Timonina I.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v uchebnom processe vuza: metodicheskoe posobie. [Modern educational technologies in the educational process of the university: a methodological manual]. Kemerovo. GOU «KRIRPO». 2011, 237 p. (In Russ.)
3.Muhina, T.G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: uchebnoe posobie. [Active and interactive educational technologies (forms of conducting classes) in higher education: a textbook]. Nizhny Novgorod: NNGASU. 2013, 43 p. (In Russ.)
4.Ogannisyan L.A., Stupak N.N. Innovacionnye tekhnologii v obrazovatel'nom processe vuza. [Innovative technologies in the educational process of the university]. Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. [Tauride scientific observer]. 2015, 2, pp. 105-108. (In Russ.)
5.Pavlenko V.I., ZHukovec I.V., Loskutova N.V. Pervichnaya akkreditaciya specialistov kak indikator kachestva organizacii obrazovatel'nogo processa v medicinskom VUZe. [Primary accreditation of specialists as an indicator of the quality of the organization of the educational process in a medical university]. Amurskij medicinskij zhurnal. [Amur Medical Journal]. 2018, no. 1-2(20-21), pp. 68-70. (In Russ.)
6.PavlenkoV.I.,KulikE.G.,NaryshkinaS.V. Perspektivnye napravleniya distancionnogo obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya. [Promising areas of distance learning in higher education]. «Elektronnye tekhnologii: vozmozhnosti distancionnogo obucheniya v medicinskom obrazovanii»: sb. st. po materialam uchebno-metodicheskoj konferencii. [Electronic
Technologies: Opportunities for Distance Learning in Medical Education: Sat. Art. based on the materials of the training conference]. Blagoveshchensk. 2016, pp. 45-49. (In Russ.)
7.Sysoeva E.Yu. Innovacionnye metody obucheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. [Innovative teaching methods in the vocational education system]. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. [Baltic Humanitarian Journal]. 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 299-301. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию 20.01. 2020 Координаты для связи
Жуковец Ирина Валентиновна, д.м.н., доцент, декан лечебного факультета ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России E-mail: [email protected]
Павленко Валентина Ивановна, д.м.н., доцент, декан педиатрического факультета ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России E-mail: [email protected]
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]