Научная статья на тему 'Использование технических средств визуализации в методике преподавания патологической анатомии'

Использование технических средств визуализации в методике преподавания патологической анатомии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ / HIGHER MEDICAL SCHOOL / INFORMATION TECHNOLOGIES / PATHOLOGIES ANATOMY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меньщикова Наталья Валерьевна, Барабаш Регина Андреевна, Макаров Игорь Юрьевич

В современных условиях концепция модернизации российского образования заключается в формировании универсальных знаний, освоении ключевых компетенций и совершенствовании опыта самостоятельной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают смещение акцентов на сам процесс познания, мотивационную составляющую обучающихся, так как эффективность данного процесса зависит от познавательной активности студентов. Данная статья описывает опыт использования передовых информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» в медицинском вузеIn modern conditions, the concept of upgrading Russian education consists in the formation of universal knowledge, the development of key competencies and improving the experience of independent activity. Federal state educational standards of higher education imply a shift in emphasis on the process of cognition, the motivational component of students, since the effectiveness of this process depends on the cognitive activity of students. This article describes the experience of using advanced information technology in the process of teaching the pathological anatomy in at higher medical school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование технических средств визуализации в методике преподавания патологической анатомии»

3.Popov E.B. Osnovy pedagogiki: uchebnoe posobie. E.B. Popov. [Popov E.B. Fundamentals of pedagogy: a training manual. E.B. Popov]. 3rd ed., Erased. Moscow, Berlin. Direct Media, 2018, 133 p.: il., tabl.

Статья поступила в редакцию 22.01.2020

Координаты для связи

Корнеева Лариса Сергеевна, к.м.н., ассистент кафедры внутренних болезней ФПДО ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, science.dep@ AmurSMA.su

ш УДК 378.147

< GQ

О

m <

о. ш О ш

О

К

U

J Д

Н.В. Меньщикова, Р-А. Барабаш, И.Ю. Макаров

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОМ АНАТОМИИ

Патологическая анатомия как морфологическая дисциплина играет существенную роль в становлении клинического мышления у будущего специалиста. Поэтому качество и наглядность учебного материала является залогом формирования у студентов глубоких теоретических и практических знаний. Большое значение в этом имеет принцип наглядности. Применяемая ранее методика преподавания на большинстве кафедр патологической анатомии была основана на изучении и описании макро- и микропрепаратов с использованием микропроекторов, микроскопов, слайдов и зарисовок микропрепаратов в тетрадях. Теоретические знания студенты получали из учебников, лекций и методических пособий. Несомненно, новые условия требуют оптимизации преподавания всех медицинских дисциплин. Особенно это относится к патологической анатомии как базовой образовательной медицинской дисциплине, которая формирует у студентов целостное представление об организме человека, его патологии в конкретных условиях.

В учебный процесс постоянно внедряются новые методы обучения, направленные не только на повышение качества получаемых знаний, но и на стимулирование познавательной деятельности у студентов путем повышения мотивации к обучению, расширения возможностей и уровня самостоятельной работы, привлечения к учебному процессу различных технических средств и наглядных материалов.

Резюме В современных условиях концепция модернизации российского образования заключается в формировании универсальных знаний, освоении ключевых компетенций и совершенствовании опыта самостоятельной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предполагают смещение акцентов на сам процесс познания, мотивационную составляющую обучающихся, так как эффективность данного процесса зависит от познавательной активности студентов. Данная статья описывает опыт использования передовых информационных технологий в процессе преподавания дисциплины «Патологическая анатомия» в медицинском вузе.

Ключевые слова: медицинский вуз, информационные технологии, патологическая анатомия.

Основное направление в совершенствовании методик и повышении качества преподавания на кафедре патологической анатомии связано с использованием передовых информационных технологий. С недавнего времени микроскопическая техника стала оснащаться цифровыми окулярными камерами, что позволило не только заниматься микрофотосъемкой, но и передавать изображения непосредственно с микроскопа на экран. Оснащение учебных аудиторий телевизионными экранами позволяет использовать цифровые носители информации. С их помощью при теоретическом разборе изучаемого материала демонстрируются изображения макро- и микропрепаратов, превосходящие по информативности имеющийся табличный фонд.

Применение данных методик позволяет не только повысить качество подачи теоретического и практического материала, но и напрямую способствует повышению интереса обучаемых к предмету посредством активного участия в обсуждении, разборе основных вопросов, а также к самостоятельной подготовке презентационного материала для занятий.

Яркость и четкость изображения, проработка деталей облегчают процесс объяснения микропрепаратов, позволяет студенту самому целенаправленно найти под микроскопом все тканевые и клеточные изменения, связать их с клиническими проявлениями заболеваний и возникшими осложнениями, вспомнить знания нормальной гистологии. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта и отвечает на вопросы студентов, возникающие в процессе зарисовки препаратов. Как показывает опыт, занятия по патологической анатомии, на которых применяются электронные технологии, проходят намного активнее, а эффективность их значительно выше. При объяснении препаратов преподаватель может по-

THE USE OF VISUALIZATION TECHNICAL DEVICES IN THE METHOD OF TEACHING PATHOLOGICAL ANATOMY

N.V. Menshchikova, R.A. Barabash, I.Yu. Makarov

FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk

Abstract In modern conditions, the concept of upgrading Russian education consists in the formation of universal knowledge, the development of key competencies and improving the experience of independent activity. Federal state educational standards of higher education imply a shift in emphasis on the process of cognition, the motivational component of students, since the effectiveness of this process depends on the cognitive activity of students. This article describes the experience of using advanced information technologies in the process of teaching the pathological anatomy at a higher medical school.

Key words: higher medical school, information technologies, pathologies anatomy.

казать непосредственно патологический процесс и сравнить участки патологически измененной ткани с нормальными структурами.

Ярким признаком повышения интереса к данному методу подачи материала является то, что студенты по собственной инициативе, копируя изображения, создают собственные фонды иллюстративного материала для подготовки к зачетам и экзамену.

Использование цифровых средств визуализации в преподавании патологической анатомии позволяет внедрять и другие формы обучения, такие как использование электронного атласа цифровых патогистологических изображений, чтение лекций, составление сборников заданий для тестового контроля и многое другое. На основе создаваемой компьютерной базы данных микропрепаратов, демонстрирующих различные процессы, а также переведенных в цифровой формат материалов лекций разрабатываются программы для дистанционного обучения в рамках непрерывного медицинского образования. Эти методы позволяют обеспечить высокий уровень передачи знаний студентам, дополняют и совершенствуют традиционные подходы в преподавании патологической анатомии, усиливают мотивацию студентов к освоению предмета и повышают качество преподавания патологической анатомии.

Таким образом, повышение качества преподавания патологической анатомии является многокомпонентной, многоуровневой системой, которая направлена на формирование профессиональных качеств будущего врача.

Литература

1.Рыбакова М.Г., Кузнецова И.А. Современные подходы к преподаванию патологической анатомии в медицинских вузах // Материалы V съезда Российского общества патологоанатомов: Сборник научн. трудов. М., 2018. С. 286.

2.Меньщикова Н.В., Барабаш Р.А., Макаров И.Ю. Опыт использования технических средств визуализации в преподавании патологической анатомии //Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2019. Вып. 8. С. 302-306.

3.Друшевская В.Л. Некоторые аспекты преподавания патологической анатомии в медицинском вузе в современных условиях // Межд. журн. эксперимент. обр. 2012. №4(2). С. 72-74.

References

l.Rybakova M.G., Kuznecova I.A. Sovremennye podhody k prepodavaniyu patologicheskoj anatomii v medicinskih VUZah. [Modern approaches to the teaching of pathological anatomy in medical universities. Materialy V s"ezda rossijskogo obshchestva patologoanatomov: Sbornik nauchn. Trudov. [Materials of the V Congress of the Russian Society of Pathologists: Collection of scientific. labor.] Moscow, 2018, p. 286. (In Russ)

2.Men'shchikova N.V., Barabash R.A., Makarov I.YU. Opyt ispol'zovaniya tekhnicheskih sredstv vizualizacii v prepodavanii patologicheskoj anatomii. [The experience of using technical visualization tools in the teaching of pathological anatomy]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. [Quality Management System: experience and prospects]. 2019, issue. 2019, pp. 302-306.(In Russ)

3.Drushevskaya V.L. Nekotorye aspekty prepodavaniya patologicheskoj anatomii v medicinskom VUZe v sovremennyh usloviyah. [Drushevskaya V.L. Some aspects of teaching pathological anatomy in a medical university in modern conditions]. Int. journal experiment. arr. [ Mezhd. zhurn. eksperiment. obr.] 2012, vol. 4(2), p. 72-74.

Статья поступила в редакцию 23.01.2020

Координаты для связи

Меньшикова Наталья Валерьевна, к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Барабаш Регина Андреевна, ассистент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Макаров Игорь Юрьевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]

< GQ

О

fO <

а. ш О ш

О

S£ U

УДК 371:002 Н.В. Нигей

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»

Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из важнейших элементов обучения. Это связано с тем, что преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, являясь своеобразным проводником в мир знаний, но эффективность познания нового материала зависит от собственных усилий студента. Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды их индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя [2].

Основная цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом и научной информацией, развивать познавательные способности, творческую активность студентов и интерес к научно-исследовательской работе, заложить основы самоорганизации, саморазвития, самовоспитания, самореализации и самооценки с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию [1].

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Резюме В статье рассмотрены теоретические особенности организации и алгоритм формирования навыков самостоятельной работы студентов. Выделены условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы. Показаны организация и алгоритм формирования самостоятельной работы студентов на примере темы «Введение в медицинскую информатику». Важно отметить, что самостоятельность в учебной работе способствует развитию заинтересованности студента в изучаемом материале, вырабатывает у него умение и потребность самостоятельно получать знания, что весьма важно для специалиста с высшим образованием. Процесс самостоятельной учебной работы формирует умения и привычку размышлять над содержанием знаний осваиваемой отрасли и ее профессиональными задачами.

Ключевые слова: самостоятельная работа, студент, сообщение, информация, медицинская информатика, алгоритм, задание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.