2.Men'shchikova N.V., Barabash R.A., Makarov I.YU. Opyt ispol'zovaniya tekhnicheskih sredstv vizualizacii v prepodavanii patologicheskoj anatomii. [The experience of using technical visualization tools in the teaching of pathological anatomy]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy. [Quality Management System: experience and prospects]. 2019, issue. 2019, pp. 302-306.(In Russ)
3.Drushevskaya V.L. Nekotorye aspekty prepodavaniya patologicheskoj anatomii v medicinskom VUZe v sovremennyh usloviyah. [Drushevskaya V.L. Some aspects of teaching pathological anatomy in a medical university in modern conditions]. Int. journal experiment. arr. [ Mezhd. zhurn. eksperiment. obr.] 2012, vol. 4(2), p. 72-74.
Статья поступила в редакцию 23.01.2020
Координаты для связи
Меньшикова Наталья Валерьевна, к.м.н., доцент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Барабаш Регина Андреевна, ассистент кафедры патологической анатомии с курсом судебной медицины ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Макаров Игорь Юрьевич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@ AmurSMA.su, [email protected]
< GQ
О
fO <
а. ш О ш
О
S£ U
УДК 371:002 Н.В. Нигей
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»
Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из важнейших элементов обучения. Это связано с тем, что преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, являясь своеобразным проводником в мир знаний, но эффективность познания нового материала зависит от собственных усилий студента. Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды их индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя [2].
Основная цель самостоятельной работы - научить студента осмысленно и самостоятельно работать с учебным материалом и научной информацией, развивать познавательные способности, творческую активность студентов и интерес к научно-исследовательской работе, заложить основы самоорганизации, саморазвития, самовоспитания, самореализации и самооценки с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию [1].
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.
Резюме В статье рассмотрены теоретические особенности организации и алгоритм формирования навыков самостоятельной работы студентов. Выделены условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы. Показаны организация и алгоритм формирования самостоятельной работы студентов на примере темы «Введение в медицинскую информатику». Важно отметить, что самостоятельность в учебной работе способствует развитию заинтересованности студента в изучаемом материале, вырабатывает у него умение и потребность самостоятельно получать знания, что весьма важно для специалиста с высшим образованием. Процесс самостоятельной учебной работы формирует умения и привычку размышлять над содержанием знаний осваиваемой отрасли и ее профессиональными задачами.
Ключевые слова: самостоятельная работа, студент, сообщение, информация, медицинская информатика, алгоритм, задание.
Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Основные задачи нашего
исследования заключаются в следующем:
1) развитие у студентов навыков самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;
2) формирование потребности в самообразовании, самовоспитании, самооценке и самореализации;
3) освоение содержания учебных дисциплин во внеаудиторное время в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение студента;
4) использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельной работы на практических занятиях, семинарах, итоговых занятиях, зачетах, экзаменах, конференциях;
5) развитие автономии обучения студентов.
Для достижения указанных выше задач нами был разработан алгоритм формирования навыков самостоятельной работы студентов.
1) Внимательно прочитать тему занятия.
2) Определить мотивационную характеристику данной темы.
3) Сформулировать цель занятия.
FORMATION OF STUDENTS" INDEPENDENT WORK SKILLS IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE «MEDICAL INFORMATICS»
N.V. Nigey
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract The article discusses the theoretical features of the organization and the algorithm of formation of students' independent work skills. The conditions providing successful performance of independent work are allocated. The organization and algorithm of formation of independent work of students on the example of the theme "Introduction to medical Informatics" are shown. It is important to note that independence in educational work contributes to the development of student's interest in the studied material, develops his ability and need to independently obtain knowledge, which is very important for a specialist with higher education. The process of independent educational work forms the ability and habit of thinking about the content of knowledge of the mastered industry and its professional tasks.
Key words: independent work, student, message, information, medical Informatics, algorithm, task.
4) Прочитать и ответить на вопросы для самоконтроля исходных знаний по заданной теме.
5) Ответить на вопросы для самоподготовки.
6) Решить задания для самоподготовки.
7) Прочитать ориентировочную основу занятия и выделить основные моменты предложенной темы.
8) Пройти контрольно-измерительные материалы уровня усвоения знаний: решить практическое задание (практическую и ситуационную задачи); решить тестовое задание.
9) Сравнить ответы с эталонами ответов.
10) Ознакомиться с основной и дополнительной литературой.
Рассмотрим организацию и алгоритм формирования самостоятельной работы студентов на примере темы «Введение в медицинскую информатику».
Тема занятия: «Введение в медицинскую информатику». Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-5, ОПК-7.
Мотивационная характеристика темы
Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования медицинской информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании медицинской информатики необходима в практической работе будущего врача. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов.
Цель занятия: 1. изучение теоретического материала по данной теме, 2. закрепление основных понятий по данной теме.
Студент должен знать теоретический материал в соответствии с поставленными вопросами, уметь применять полученные знания на практике, владеть способностью и готовностью анализировать полученные данные.
Практические навыки: студент должен уметь анализировать полученные данные.
Базисные знания
Приступая к изучению данной темы занятия необходимо: 1. внимательно прочитать лекцию, 2. внимательно прочитать методическое пособие «Введение в медицинскую информатику. Концепция информатизации здравоохранения России».
Вопросы для самоконтроля исходных знаний
1. Что такое медицинские информационные системы?
2. Что такое медицинская информатика?
3. Предмет, объект и цель медицинской
информатики.
4. Что такое информация и медицинская информация?
5. Что такое информатизация здравоохранения? Её главная цель. Функции. Задачи развития.
Вопросы для самоподготовки
1. Что такое медицинские информационные системы?
2. Что такое медицинская информатика?
3. Предмет, объект и цель медицинской информатики.
4. Что такое информация и медицинская информация?
5. Как происходит преобразование биосигнала в медицинскую информацию? Поясните.
6. Какие существуют виды медицинской информации?
7. Что такое объективная информация, субъективная информация?
8. Способы получения достоверной медицинской информации.
9. Какие составляющие обеспечивают степень доступности медицинской информации?
10. Как классифицируется информация по степени актуальности? Поясните.
11. Меры медицинской информации.
12. Что такое информатизация здравоохранения? Её главная цель. Функции. Задачи развития.
13. Современное состояние информатизации здравоохранения России.
14. Перечислите основные проблемы информатизации здравоохранения.
15. Как происходит информатизация здравоохранения в Амурской области?
16. Что было запланировано и сделано в рамках региональной программы модернизации здравоохраненияя за 2018 год в Амурской области?
17. Перечислите основные направления дальнейшего совершенствования организации медицинской помощи в Амурской области в период 2018-2020 годов.
Задания для самоподготовки
Задание 1.
Сопоставьте термины: «данные», «информация», «знания с определениями».
Приведите примеры данных, информации, знаний. Ниже представлены определения некоторых понятий.
1. Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления.
2. Факты, цифры и другие сведения о реальных и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате.
3. Вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области.
4. Множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому.
5. Информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими средствами, при возможном участии автоматизированными средствами с человеком.
6. Данные определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для потребителя, необходимые для принятия решений, а также для реализации других функций и действий.
Задание 2.
Решите ситуационную задачу
По электронной почте вам пришло сообщение с прикрепленной к нему картинкой.
1. Содержит ли для вас данное сообщение информацию?
2. Для кого данное сообщение может содержать какую-либо информацию? Почему?
3. Что понимают под термином «медицинская информация» применительно к компьютерной обработке данных?
Задание 3.
Решите ситуационную задачу
По электронной почте вам пришло сообщение с прикрепленной к нему картинкой.
1. Содержит ли для вас данное сообщение информацию?
2. Для кого данное сообщение может содержать какую-либо информацию? Почему?
Что понимают «медицинская применительно обработке данных?
под термином информация» компьютерной
Контрольно-измерительные уровня знаний
материалы
1. Решите задание
Сопоставьте термины - данные, информация, знания с определениями. Приведите примеры данных, информации, знаний. Ниже представлены определения некоторых понятий:
1. Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления.
2. Факты, цифры, и другие сведения о реальных и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате.
3. Вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека - специалиста
(эксперта) в определенной предметной области.
4. Множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому.
5. Информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими средствами, при возможном участии автоматизированными средствами с человеком.
6. Данные, определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для своего потребителяЛ и необходимые для принятия им решений, а также для реализации других функций и действий.
2. Решите тестовые задания
Выберите один из предложенных ответов.
1. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
1) медицинская информация
2) информационные процессы в медицине
3) компьютер
4) информационные технологии
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ
1) медицинская информация
2) информационные процессы в медицине
3)
4)
технологии
компьютер информационные
3.
НА СТЕПЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИИ ВЛИЯЮТ
методов
1) доступность данных
2) доступность адекватных
3) доступность к компьютеру
4) доступность к медицинской аппаратуре
В ходе нашего исследования были выделены Условия, которые обеспечивают успешное выполнение самостоятельной работы:
1. мотивированность учебного задания,
2. четкая постановка познавательных задач,
3. алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения,
4. четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
Как показали результаты нашего исследования, в соответствии с использованием разработанного алгоритма у студентов достаточно успешно формировались навыки самостоятельной работы. Они с интересом изучали предложенные им практические задания по отдельным темам курса. Так же наблюдался рост их познавательного интереса к данной дисциплине. В результате были получены данные, позволяющие оценить понимание студентами важности медицинской информатики для освоения будущей профессии.
Литература
1. Дрозина В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности. М., 2008.
2. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
3. Информационные технологии в управлении здравоохранением Российской Федерации: учеб. пособие/под ред. А.И. Вялкова. Изд.2-е, перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 248 с. ISBN 978-59704-2146-8
4. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: Учебник. М: изд. «Академия», 2013.
к
References
1. Drozina V.V. Kontekstno-intensificirovannyj podhod k organizacii tvorcheskoj samostoyatel'noj deyatel'nosti. [Contextually-intensified approach to the organization of creative independent activity]. Moscow, 2008.
2. Ingenkamp K. Pedagogicheskaya diagnostika: Per. s nem. [Pedagogical diagnosis: Trans. with him]. Pedagogy. Moscow: Pedagogika, 1991, 240 p.
3. Informacionnye tekhnologii v upravlenii zdravoohraneniem Rossijskoj Federacii: ucheb. posobie/pod red. A.I. Vyalkova. [Information technology in healthcare management of the Russian Federation textbook. allowance / ed. A.I. Vyalkova]. Vol. 2, rev. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2009, 248 p. ISBN 978-5-9704-2146-8
4. Kobrinskij B.A., Zarubina T.V. Medicinskaya informatika: Uchebnik. [Kobrinsky B.A., Zarubina T.V. Medical Informatics: Textbook]. Moscow: ed. Academy, 2013.
Статья поступила в редакцию 15.12.2019
Координаты для связи
Нигей Надежда Викторовна, старший преподаватель кафедры медицинской физики ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000 г. Благовещенск, ул. Горького 95. E-mail: [email protected], [email protected]
< GQ
О
(10 <
а. ш О ш
О
S£ U
J S CI
УДК 61.06.026.3/3:378(063)
О.С. Олифирова, А.А. Козка
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ХИРУРГИЯ» ЦИКЛА «ОСНОВЫ ЭНДОВИДЕОХИРУРГИИ»
Эндовидеохирургический метод оперативного лечения является одним из наиболее ярких достижений современной медицины. Этот метод ценен минимальной травматичностью, ранней реабилитацией больных и незначительным числом послеоперационных осложнений [1, 2, 3].
В рамках системы непрерывного медицинского образования (НМО) на кафедре хирургических болезней ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России подготовлена и утверждена программа повышения квалификации по специальности «Хирургия» цикла «Основы эндовидеохирургии» для хирургов и врачей хирургических специальностей трудоемкостью 36 академических часов (1 неделя). Разработанная дополнительная профессиональная программа цикла повышения квалификации «Основы эндовидеохирургии» по специальности «Хирургия» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Хирургия».
Актуальность дополнительной профессиональной программы цикла повышения квалификации состоит в необходимости совершенствования врачами-хирургами теоретических знаний и профессиональных практических навыков в обла-
Резюме В статье представлена система организации обучения хирургии по программе непрерывного медицинского образования повышения квалификации по специальности «Хирургия» цикла «Основы эндовидеохирургии». Ключевые слова: эндовидеохирургия, обучение, непрерывное медицинское образование.
ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM IN THE SPECIALTY «SURGERY» OF THE CYCLE «FUNDAMENTALS OF ENDOVIDEOSYRGERY»
О.S. Olifirova, A.A. Kozka
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk Abstract The article presents the system of organization of surgical training in the program of continuous medical education of advanced training in the specialty «Surgery» of the cycle «Basics of endovideosur-gery».
Key words: endovideosurgery, training, continuous medical education