знаний, умений и практических навыков, возможна только при условии тесного взаимодействия между преподавателем и студентом. Неотъемлемой частью учебного процесса в решении этих задач является
самостоятельная работа обучаемых. Аудиторная самостоятельная работа студентов реализуется на практических и семинарских занятиях при выполнении лабораторных работ, курации больных.
При изучении любой медицинской специальности визуализация играет ключевую роль. В некоторых случаях волнение и боязнь преподавателя не позволяют студентам показать свои знания. Дополнительно исключается субъективный фактор оценки [1]. Использование обучающих систем уменьшает нервозность обучаемых при выполнении контрольных мероприятий (тесты, экзамены).
Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения студентов, не стоит так же забывать, что она развивает компьютерную компетенцию (благодаря частой работе с носителями информации, телекоммуникационными сетями, вэб-камерой, интернет-ресурсами и т.д.).
Залогом успешного прохождения программ дистанционного образования является наличие сильной мотивации обучающегося. Если человек не способен учиться без постоянного надзора преподавателей и не готов проводить много времени перед с компьютером, дистанционное образование не для него. На наш взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.
Одним из недостатков дистанционного образования является недостаточная компьютерная грамотность обучающих и обучаемых. В соответствии с требованиями времени, главная задача клинической кафедры, в частности, при изучении дисциплины «Общая хирургия», состоит в формировании у студентов клинического мышления, приобретения ими достаточного объема теоретических знаний и практических навыков, умений, компетенций, необходимых современному врачу.
Литература
1. Андреев А-А- Введение в дистанционное обучение: учебно-методическое пособие- М- ВУ, 1997- 85 с-
2. Зайченко Т-П- Основы дистанционного обучения: теоретико-практический базис: учебное пособие- СПб.: Изд-во РГПУ им- А-И- Герцена, 2004- 167 с-
3. Коровин А-Я-, Базлов С.Б-, Нарсия В.В., Туркин Д.В., Андреева М.Б., Кулиш В.А. / Оптимизация учебного процесса на кафедре факультетской хирургии // Международный журнал экспериментального образования- 2012- № 4-2- С- 112-115;
4. Михеева Н.М. Учебная практика студентов медицинского вуза - новый стандарт овладения профессиональными компетенциями / Н.М. Михеева, Ю.Ф. Лобанов, Е.Б. Беседина, И.В. Иванов // Успехи современного естествознания. 2012. № 7. С. 41-45.
УДК 614.2 Л. Д. Ерохина
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский ГМУ» Минздрава России, Владивосток, Россия ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»
Резюме Определение качества образования и выработки оценочных критериев - важная проблема высшего образования в эпоху его трансформации- Цель статьи - представить одну из возможностей оценки качества образования в области изучения биомедицинской этики с помощью некоторых видов самостоятельной работы- Опыт использования информационных и медиа- источников, социологических этюдов делает изучение биомедицинской этики интересным и живым процессом-
Ключевые слова: биомедицинская этика, высшее образование, медицинский вуз, оценка качества-
USING THE INDEPENDENT WORK TO DETERMINE THE QUALITY OF STUDYING BIOMEDICAL ETHICS
L. D. Erokhina
FSBEI HE «Pacific State Medical University» of the Ministry of Health of Russia, Vladivostok, Russia
Abstract An attempt to determine the quality of education and develop its criteria is an important problem of higher education during the period of its transformation. The purpose of the article is to present one of opportunities of the quality assessment of education in the biomedical ethics that students of medical university study by means of some types of independent work. The use of information and media sources, sociological essay turns studying biomedical ethics into interesting and live process-
Key words: biomedical ethics, higher education, higher medical school, quality assessment-
Разработка подходов к оценке качества образования занимает в настоящее время существенное место в планах работы любого вуза. Согласно Концепции общероссийской
системы оценки качества образования, под качеством образования в данной концепции понимается «характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям».
Еще недавно образование рассматривалось как способ и процесс передачи знаний, умений и навыков, в связи с чем учебно-познавательная деятельность студентов оказывалась Удаленной из содержания жизни. Цель образования сводилась к усвоению учебной информации. Она коррелировала с повсеместным падением интереса к обучению и, как следствие, к будущей профессиональной деятельности. Доминирующим направлением в высшем образовании в настоящее время становится личностно-ориентированная парадигма, которая предопределяет отказ от принятого в рамках традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как траектории, по которой нормативно следует студент. Она предполагает различные современные методы измерения результатов обучения в зависимости от способностей и ожиданий студента и специфики дисциплин, включенных в учебные планы вуза. Курс «Биомедицинская этика», включенный в систему профессиональной подготовки студентов медицинских вузов, являясь важной частью гуманитарной подготовки студентов, создает идеальное поле для развития личностных траекторий обучения. Наряду с другими курсами данный курс обеспечивает полноту базовых гуманитарных знаний, а также восполняет нравственно-мировоззренческий вакуум современного образования.
Основополагающие положения биоэтики составили основание для сформировавшегося в последние годы нового международно-признанного этического стандарта медицинской науки и практики, нашедшего выражение в документах международного права, многих национальных законодательствах (включая российское законодательство в области совершенствования здравоохранения), этических кодексах и декларациях международных и национальных медицинских ассоциаций.
Изучение дисциплины направлено на развитие навыков морально-нравственного восприятия и аксиологической оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать свое собственное видение биоэтических проблем и способов их разрешения. Изучение биомедицинской этики стало объективной необходимостью, так как все чаще врач вынужден решать нравственные проблемы, возникающие при использовании новых технологий в своей деятельности. Как отмечают авторы, «Освоение новых технологий в ходе прогресса - это не одномоментная акция, но достаточно длительный процесс, в ходе которого выявляются все новые ценностные напряжения, конфликты и противоречия, ведь многие из этих технологий оказывают чрезвычайно глубокое воздействие на жизнь человека и общества, порождают такие ситуации, когда приходится ставить под вопрос, переосмысливать действующие нормы культуры» [1].
Освоение дисциплины требует и соответствующего набора оценочных средств. Сегодня наличие отработанной системы оценки студентов - признак зрелости вуза. Европейские стандарты и рекомендации по внутренней гарантии качества обучения в вузах включают оценку студентов как одну из важных составляющих этой системы. Она может осуществляться на уровне текущей, промежуточной и итоговой аттестаций. Оценка качества изучения биомедицинской этики осуществляется на уровнях текущей и промежуточной аттестаций.
Главным достоинством текущей аттестации является ее систематичность, проявляющаяся в мониторинге качества обучения. Это означает, что в процессе обучения можно использовать самые различные методы и формы. Учитывая междисциплинарный и практикоориентированный характер биомедицинской этики, мониторинг качества изучения данной дисциплины может осуществляться не только при помощи традиционных способов опроса и уже привычных форм проверки результатов самостоятельной работы в виде тестовых заданий, докладов, презентаций, дискуссий, групповых и поточных конференций и др. Важнейшую роль играют индивидуальные траектории, которые требуют от преподавателя и студента согласованных действии и взаимопонимания. Именно на них и обращается внимание в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава РФ (ТГМУ) при изучении биомедицинской этики. Именно биомедицинская этика - одна из немногих дисциплин, которая по своей природе может обращаться к отдельному человеку и воздействовать на его духовный мир.
Следует пояснить, что биомедицинская этика к настоящему времени представляет собой достаточно широкое поле, наполненное этическими знаниями, этическими проблемами многих отраслей медицины и, соответственно, тех специальностей и направлении, которые готовят специалистов к работе в медицине и смежных областях: фармация, сестричество. Данное обстоятельство приводит к разделению самой биомедицинскои этики на определенные виды, соответствующие выбранной специальности, и этические задачи, решаемые в конкретных областях, могут отличаться друг от друга. Однако преподавание биомедицинской этики существенно сдерживается малочисленностью специальной учебной и научно-методической литературы. Принимая во внимание данное обстоятельство, преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин разработали несколько учебников и учебных пособий для студентов ТГМУ, одобренных Федеральным институтом развития образования. Это «Медицинская этика и деонтология» под редакцией Л.Д. Ерохиной (Владивосток: ТГМУ, 2017); «Фармацевтическая биоэтика» под редакцией Л.Д. Ерохиной (Владивосток: ТГМУ, 2017); «Медсестринская биоэтика» под редакцией Л.Д. Ерохинои (Владивосток: ВГУЭС, 2016), а также подготовленный к изданию сборник нормативно-правовых документов по биомедицинской этике с заданиями и комментариями.
Основная цель пособий - овладение базовыми принципами и приемами научного познания, введение в круг философских и социальных проблем биомедицинской этики, связанных с обла-
стью будущей профессиональной деятельности медиков, выработка навыков самостоятельной работы с оригинальными и адаптированными текстами по этике и биомедицинской этике.
Пособия, учебники, конечно же, являются важнейшими базовыми элементами обучения, знание которых позволяет оценить качество образования. Но они дают учебные знания, а индивидуальная траектория обучения, относящаяся к виду самостоятельной работы, обеспечивается, как отмечает супрунова Е.П., «умением самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способностью к самообразованию и накоплению знаний» [2].
Обретение знаний требует постановки целей и планирования. И здесь ведущая роль принадлежит преподавателю, организующему ее с учетом индивидуальных способностей и научных предпочтений каждого обучающегося. Опыт работы преподавателей кафедры показал, что часть студентов к самостоятельной работе не готова и даже против этой формы. Поэтому в практике подготовки к занятиям приходится делить студентов на две группы. В первую входят студенты, предпочитающие традиционные формы освоения дисциплины. Измерение качества обучения в этой группе заключается в определении рейтинга оценок. Вторую группу составляют студенты, намеренные попробовать свои силы в творческой деятельности.
Преподаватель формирует портфель заданий для обеих групп и направление работы студентов, которые включают: а) обязательную подготовку к текущим аудиторным занятиям с последующим изложением результатов в форме выступлений, докладов, презентаций, выполнения контрольных и тестовых заданий и т.п.; б) творческую или проектную деятельность, имеющую своей целью развитие аналитических навыков и компетенций. И в первом, и во втором случаях преподаватель формулирует цели и задачи планируемой деятельности, определяет формы и виды отчетности, задает вектор поиска информации, оценивает работу в виде обязательных или дополнительных баллов, учитываемых при промежуточной аттестации по курсу. Часть из составленного плана включается в индивидуальную карту-план в раздел обязательной работы, а часть - в раздел по выбору студента.
К числу обязательных видов самостоятельной работы относится работа с первоисточниками, художественной и актуальной современной научной литературой. Как показывает практика, самая большая трудность для студентов состоит в поиске информации и самостоятельном изучении научной литературы. Учебный процесс в современном вузе строится таким образом, что самостоятельная работа студента занимает примерно 70% учебного времени. Самостоятельная работа превращается в главный источник и резерв повышения качества подготовки студентов. Им предлагается значительный объем работы в виде отдельных тем или ^даже целых разделов изучаемой дисциплины, изучение кейсов, упражнений и ситуативных задании. Выбор - важнейшее^, а может быть и центральное звено в цепи организационных мероприятий по созданию эффективной методики самостоятельной работы магистрантов с учебным материалом. Учитывая современные средства и технологии обучения, выбор определяется достаточной обеспеченностью не только литературой и учебно-методическими пособиями по данной теме, но и наличием медиаматериалов, позволяющих в доступной и яркой форме вырабатывать алгоритм погружения в проблему и ее анализ. Работа со второй группой показала, что освоение материала происходит быстрее и эффективнее в том случае, когда погружение в мир научной литературы сопровождается обращением к аудио- и визуальным источникам [3]. Мониторинг СМИ, анализ и интерпретация различных медиасообще-ний развивают творческое воображение, коммуникативные умения, самостоятельность мышления.
Так, например, для самостоятельной работы предлагаются следующие темы: «Этический анализ внедрения нанотехнологий в медицину», «Научные исследования в сестринской биоэтике», «Биоэтика и ядерная медицина» и ряд других. Каждый студент ищет и использует источники информации по указанным темам в зависимости от своих возможностей и потребностей, что придает самостоятельной работе индивидуализированный характер, повышает ответственность обучающихся, а, следовательно, и мотивацию к учению. Как правило, поиски ведутся в видеоблогах, видеороликах, социальной рекламе, фильмах и т.д. Сбор научной литературы ведется в архивах научных журналов, электронных библиотеках. Студент научается выделять и детализировать ключевые эпизоды и действующие лица медиатекстов, проникать в логику авторской позиции, выявлять оценочные позиции аудитории, рецензировать прочитанное и просмотренное, обобщать, выстраивать собственные гипотезы.
Правильная постановка задачи и подбор литературы для освоения тем, выработка алгоритмов прочтения литературы, обеспечение студентов необходимыми методическими и учебными материалами - это малая, но и наиболее трудоемкая часть работы преподавателя по организации самостоятельной работы его подопечных. В методике преподавания уже создано немало форм самостоятельной работы, вошедших в практику обучения студентов, требующих не только погружения в тексты и информационное поле, но и умения нестандартно мыслить, интерпретировать факты и процессы, реализовывать теоретические знания в практической направленности. Для биомедицинской этики игровой элемент необходим как ситуация проигрывания возможных реальных практик, с которыми студентам придется или уже сейчас приходится стакиваться в реальной жизни. Описание таких игр и возможностей их разработки изложены в ряде статей преподавателей кафедры [4].
Все указанные формы действительно приучают студентов к аудитории, на практике формируют умение представлять результаты своей самостоятельной работы, но, с другой стороны, этих форм явно недостаточно. Важна и исследовательская сторона работы, формирующая новые компетенции и новые уровни знаний студента в любой отрасли специализации или направления.
В связи с вышесказанным нам представляется возможным в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин использовать такую редкую форму самостоятельной работы,
как подготовка этюдов, т.е. зарисовок «схваченных» событий или процессов повседневной жизни, наблюдаемых в течение определенного времени. В современных социо-гуманитарных дисциплинах он используется редко, хотя в классической науке он был достаточно популярен. Использование технологии этюда в учебном процессе формирует навыки самостоятельного исследования социальных фактов. С методикой создания этюдов (в данном случае -социологических этюдов) можно познакомиться в некоторых работах авторов данной статьи [5].
Этюд «с натуры» в виде изучения практики поведения врачей и больных (взрослых и детей), врачей и родственников благодаря личностному взгляду превращает эти рутинные действия в своего рода импровизацию, игру. В свою очередь удачный результат работы провоцирует студента на поиск новых тем, сюжетов и актуализирует неповторимые, оригинальные профессионально важные качества личности студента - креативность, гибкость, способность к эффективному межличностному взаимодействию, решение практических задач и т.п. Это дает студенту новые рациональные возможности осознать себя не объектом, а субъектом деятельности, поскольку он сам определяет и ставит перед собой цели и задачи, пытается их достичь, анализирует. Все это способствует его положительной мотивации к учебе и постепенному превращению обучения в самообучение.
Таким образом, образование из пассивного усвоения знаний в ходе самостоятельной работы трансформируется в органическую потребность интериоризации и производства собственных знании и решений, а также формирования повышенной ответственности преподавателя за результаты обучения студента. Требования к преподавателю в этой связи заключаются в правильной постановке задач, которые бы способствовали выработке у студента практикоориентированных умений и компетенций, умения анализировать, принимать решения в нестандартных ситуациях, что очень важно для будущей эффективной профессиональной деятельности.
Литература
1. Ерохина Л.Ц., Грибань А.Н., Трифонова Г.А., Ерохин А.К. Проблема свободы и ответственности в религиознои морали и биомедицинской этике // Современные проблемы медицинского права>; биомедицинской этики и судебной медицины: Материалы Всероссийской научно-практическои конференции. Казань, 2-4 июня 2016. М.: Национальный институт медицинского права, 2016. С. 89-96.
2. Супрунова Е.П. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов в медицинском вузе // Проблемы высшего образования: материалы междунар. науч.-метод. конф., Хабаровск, 6-8 апр. 2016 г.: в 2 т. / под ред. Т.В. Гомза. Хабаровск: изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2016. Т.2. С. 72-75.
3. Трифонова Г.А., Ерохина Л.Д., Урядова В.В., Ерохин А.К. Возможности медиаобразования в формировании интереса к учебе // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2-4. С. 105-112.
4. Ерохин А.К., Ерохина Л.Д., Трифонова Г.А. Значение ролевой игры в формировании у иностранных и российских студентов интереса к изучению гуманитарных дисциплин в высшей школе // Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Владивосток, ДВФУ, 11-13 ноября 2015 г. Владивосток: ДВФУ, 2015. С. 304-307.
5. Трифонова Г.А., Ерохина Л .Д. Учебные задачи социологических этюдов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № S3. С. 28- 32. [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2017/470043.htm
УДК 614
С.В. Медведева, Г.В. Григоренко, Т.В. Заболотских, М.В. Харченко
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
АЛГОРИТМ ПОДДЕРЖАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ПЕДИАТРИИ
Резюме Наиболее эффективным методом обучения пропедевтике является обучение «у постели больного». Однако врач должен начинать работать с больным, имея не только базовые теоретические знания, но и широкии спектр профессиональных компетенций и прочно закрепленные клинические навыки без риска нанесения вреда пациенту. Современные высокотехнологичные симуляторы в искусственно созданной профессиональной среде открывают новые горизонты для практической подготовки обучающихся, повышения их квалификации и оценки ее уровня.
Ключевые слова: пропедевтика, профессиональные компетенции, симуляционное обучение, медицинский вуз.
THE ALGORITHM OF MAINTAINING A COMMUNICATIVE AND PRACTICAL SKILLS IN PEDIATRICS
S.V. Medvedeva, T.V. Grigorenko, T.V. Zabolotskikh, M.V. Kharchenko
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The most effective method of teaching propaedeutics is training "at the bedside". However, the physician should begin working with the patient, having not only basic theoretical knowledge but also a wide range of professional competences and well-established clinical skills without risk of harm to the patient. Modern highly technological simulators in an artificially created professional environment, open new horizons for the practical training of students, improving their skills and the assessment of its level. Key words: propaedeutics, professional competence, simulation training, higher medical school.