Научная статья на тему 'Основные принципы подготовки специалистов-медиков на кафедре общей гигиены'

Основные принципы подготовки специалистов-медиков на кафедре общей гигиены Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ГИГИЕНА / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИКОВ / GENERAL HYGIENE / HIGHER MEDICAL SCHOOL / MEDICAL SPECIALISTS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коршунова Н.В., Горбунов М.М., Литовченко Е.А., Коршунов Д.В.

В статье излагаются современные принципы изучения гигиенической науки и практики. Представлены основные цели, задачи качественной подготовки специалистов-медиков, а также система воспитания и контроля полученных знаний у студентов на кафедре общей гигиены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коршунова Н.В., Горбунов М.М., Литовченко Е.А., Коршунов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN PRINCIPLES OF PREPARATION OF MEDICAL SPECIALISTS` TRAINING AT THE DEPARTMENT OF GENERAL HYGIENE

The article reveals modern concepts of study of hygiene science and practice. Main goals and tasks of quality training of medical specialists as well as the system of students'' upbringing and control of knowledge gained department at the of common hygiene are presented.

Текст научной работы на тему «Основные принципы подготовки специалистов-медиков на кафедре общей гигиены»

задания. Одним из важных компонентов, как обучения, так и контроля приобретенных практических навыков, мы считаем работу у постели больного - курацию с последующим оформлением и защитой истории болезни. Именно история болезни является документом, в котором отражаются не только история заболевания, результаты осмотра и обследования, но и мысли врача о диагнозе, его обосновании, проведении дифференциального диагноза, выбора терапевтических воздействий.

Нами регулярно проводится анализ историй болезни, оформленных студентами, а также качество докладов по собранной информации при курации пациента. Это демонстрирует способность студента самостоятельно установить топический и клинический диагнозы, провести дифференциальную диагностику, оформить план обследования и лечения, дать практические рекомендации больному по дальнейшему образу жизни и профилактическим мероприятиям. Только около трети студентов предоставляют истории болезни, соответствующие требованиям. Основными недостатками являются поверхностно собранные жалобы и анамнез, отсутствие качественного обоснования диагноза. Особые проблемы отмечаются при оформлении дифференциального диагноза - зачастую он проводится формально, сравниваются нозологические формы, порой весьма примитивно, в табличном варианте. Соответственно существуют и проблемы с выбором терапии: зачастую она назначается стандартно соответствующей нозологической форме, без учета стадии заболевания, преобладающей симптоматики, сопутствующей патологии. Учитывая сложности, возникающие при написании истории болезни, перед ее оформлением все курируемые больные докладываются при разборе соответствующих тем на практических занятиях, а затем осматриваются совместно с преподавателем с подробным анализом особенностей течения заболевания у конкретного больного. Облегчает данную задачу имеющееся на кафедре и доступное для всех студентов методическое пособие «Методика осмотра и оформления истории болезни неврологического больного».

Усвоение всех правил осмотра, обследования пациента, последовательности в оформлении истории поможет в будущем специалисту хорошо справляться с этой работой, чувствовать себя более уверенно при проведении диагностики и дифференциальной диагностики различных заболеваний.

В заключение необходимо остановится на такой важной итоговой составляющей изучения любой дисциплины, как экзамен. Знания и умения, полученные при изучении дисциплины, переходят в разряд профессиональных компетенций только тогда, когда они неоднократно повторяются и закрепляются в долговременной памяти. Этому способствуют различные методы контроля знаний и практических навыков с проведением текущего, рубежного, итогового тестирования. Высшей оценкой успеха, достигнутого студентом в процессе изучения дисциплины, является объективная экзаменационная оценка. Экзамен - важный заключительный этап изучения и закрепления знаний по дисциплине. Он учит умению выделять главное, систематизировать полученные знания, тренирует и укрепляет долговременную память, развивает и повышает адаптивные возможности всего мозга и вегетативной нервной системы в связи с повышенной умственной нагрузкой, повышает устойчивость к стрессам.

Литература

1.Алипов H.H., Соколов A.B., Сергеева О.В. Контроль знаний в медицинском вузах: проблемы и пути решения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013. №4 (14). С. 55-63.

2.Гиббс Т., Химион Л.В. Выяснение общего анамнеза: встреча двух экспертов. // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2013. №1(11). С. 60-69.

3.Карнаух B.H., Карнаух А.И. Оценка эффективности организации и оптимизации учебного процесса. // Материалы международной конференции «Высшее образование на Дальнем Востоке и в странах АТР на пороге XXI века». Ч. II-Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ. 1999. С. 48-50.

4.Наумова H.A. Система оценки качества знаний студентов в вузе // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2009. №2. С. 320-324.

УДК 378.14

Н.В. Коршунова, М.М. Горбунов, Е.А. Литовченко, Д-В. Коршунов

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МЕДИКОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ

Резюме В статье излагаются современные принципы изучения гигиенической науки и практики. Представлены основные цели, задачи качественной подготовки специалистов-медиков, а также система воспитания и контроля полученных знаний у студентов на кафедре общей гигиены.

Ключевые слова: общая гигиена, медицинский вуз, подготовка специалистов-медиков.

MAIN PRINCIPLES OF PREPARATION OF MEDICAL SPECIALISTS' TRAINING AT THE DEPARTMENT OF

GENERAL HYGIENE

N.V. Korshunova, M.M. Gorbunov, E.A Litovchenko, D.V. Korshunov

FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The article reveals modern concepts of study of hygiene science and practice. Main goals and tasks of quality training of medical specialists as well as the system of students' upbringing and control of knowledge gained department at the of common hygiene are presented.

Key words: general hygiene, higher medical school, medical specialists" training.

Руководством ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) были сформулированы миссия и политика в области качества развития нашего вуза, ориентирующие всех сотрудников на кооперативное достижение единых целей в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров.

В условиях повышения требований к качеству образования на кафедре общей гигиены были четко сформулированы цели, задачи, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Целью освоения дисциплины является следующее: обеспечить студентов информацией для освоения методологии профилактической медицины, приобретения гигиенических знаний и умений по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.

Задачи освоения дисциплины сформулированы последовательно, а именно:

- соединить в лечебной деятельности выпускника элементы первичной и вторичной профилактики, сформировать систему мышления и действий в лечебно-диагностическом процессе, направленную на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- дать знания и умения для решения профессиональных задач диагностики состояния здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях с использованием приемов доказательной медицины и элементов парадигмы оценки риска, для участия в разработке научно-обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, пропаганды здорового образа жизни, а также по использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.

При этом выдвигаются следующие требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен знать:

1. основы взаимодействия организма человека и окружающей среды,роль гигиены в научной разработке проблемы укрепления здоровья, повышения работоспособности, продления активной жизни человека, сущность первичнои и вторичной профилактики;

2. гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания, механизмы их воздействия на организм и диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне;

3. основы доказательной медицины в установлении причинно-следственных связей изменений состояния здоровья человека с воздействием факторов среды обитания;

4. гигиенические мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций и оптимизации условий пребывания больных в ЛПУ;

5. гигиенические основы здорового образа жизни;

6. гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине;

7. основные положения законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования.

Студент должен уметь:

1. оценивать вероятность (идентифицировать и характеризовать опасность) неблагоприятного действия на организм естественно-природных, социальных и антропогенных факторов окружающей среды в конкретных условиях жизнедеятельности человека по данным:

1.1. структуры питания, пищевой и биологической ценности пищевых продуктов и их доброкачественности, нарушений постулатов здорового (рационального) питания индивидуума и коллективов, показателей пищевого статуса;

1.2. качества питьевой воды по данным лабораторных исследований;

1.3. качества атмосферного воздуха населенных мест;

1.4. условий пребывания человека в жилых и общественных зданиях по показателям микроклимата, инсоляции, естественного и искусственного освещения, чистоты воздуха и эффективности вентиляции помещений;

1.5. комплексной оценки экспозиции вредными химическими веществами при многомаршрутных сценариях воздействия;

1.6. условий и режима труда на производстве при работе в контакте с вредными и опасными факторами производственной среды (микроклимат, шум, вибрация, источники ионизирующих и неионизирующих излучений, запыленность, загрязнение химическими веществами);

1.7. физического развития детей и подростков, индивидуальных и групповых показателей здоровья, режима и условий обучения школьников (режим учебных занятий, организация физического воспитания, медицинского обслуживания);

2. осуществлять гигиенический контроль организации питания и кондиционирования воды в полевых условиях (военная гигиена, экстремальные ситуации);

3. обосновывать необходимость проведения адекватных лечебно-профилактических мероприятий по данным гигиеническои характеристики условий труда и ранним изменениям в состоянии здоровья и работоспособности, а также в случае возникновения профессиональных отравлений (профессиональных заболеваний);

4. давать рекомендации по проведению закаливания водой, воздухом, солнцем и адаптации к неблагоприятным климатогеографическим факторам во время путешествий, отдыха, смены места жительства;

5. проводить гигиеническое воспитание и обучение населения по вопросам здорового образа жизни и личной гигиены;

6. самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач.

Студент должен иметь представление: о принципах гигиенического нормирования и прогнозирования факторов среды обитания; о межсекторальном сотрудничестве в профилактической медицине при реализации программ укрепления здоровья и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционнои природы; о структуре и содержательной части работы государственной системы социально-гигиенического мониторинга.

Известно, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития обучающихся. И именно в этом его главная общественная ценность, то есть, образование должно быть тесно переплетено с воспитанием. На кафедре общей гигиены имеются свои традиции и постоянно проводятся дискуссии о здоровом образе жизни. Значимость приобретения навыков здорового образа жизни подчеркивается так же во время чтения лекций, проведения конференций, практических занятий и т.д. Все это в комплексе помогает воспитывать не просто высококвалифицированных специалистов, а полноценные личности, руководствующиеся в жизни принципами оиоэтики и гуманизма.

Обучение невозможно без анализа результативности образовательных технологий. На кафедре общей гигиены соблюдаются основные принципы контроля знаний по изучаемой дисциплине согласно разработанной схеме.

Рисунок 1. Принципы контроля знаний в вузе-

Таким образом, управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов-медиков на кафедре общей гигиены является основой для формирования высококвалифицированных врачей всех видов лечебной, диагностической и профилактической деятельности.

Литература

1. Вроейнстийн А.И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценке качества в вузах. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. 180 с.

2. Высшее образование: Нормативные документы. Выпуск 1. Дополнительные квалификации / Сост B.C. Сенашенко, М.П. Баранов, Ю.Б. Васенев // СПб., Изд-во С.Петерб-го ун-та, 2002. 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.