клинического мышления с достаточно ориентированной профессиональной компетенцией.
Таким образом, способ «моделирования» наряду с другими способен позитивно отразиться на качестве подготовки выпускников.
Литература
1. Алипов Н.Н., Соколов А.В., Сергеева О.В. Контроль знаний в медицинских вузах: проблемы и пути решения, 2013. №4. С. 55-63.
2. Денисов И.Н. Основные направления существования подготовки врачебных кадров//Лекция для практических врачей в рамках Российского национального конгресса «Человек и лекарство». Москва, 2008. Т.1. С. 35-45.
3. Шульдяков А.А., Шамшева О.В., Мельникова И.Ю. Основные направления модернизации образовательного процесса в медицинском ВУЗе//Детские инфекции, 2015. №1. С. 65-67.
4. Гиббс Т., Химион Л.В. Связь между образованием, подготовкой и развитием компетентности //Медицинское образование и профессиональное развитие, 2012. №1. С. 153-156.
5. Тетенев Ф.Ф., Бодрова Т.Н., Калинина О.В. Клиническое мышление: формирование и развитие //Клиническая медицина, 2010. №5. С. 70-71.
УДК 378
В.А. Фигурнов, Т.В. Арсенова, П.К. Солдаткин
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОФОРМЛЕНИЯ
учебнОй истории болезни
Резюме Современное обучение в высшей медицинской школе предусматривает использование большого многообразия критериев, способов, методов обучения. Главной целью качественного обучения в медицинском вузе является подготовка высокоэрудированного врача. Серьезным и крайне важным этапом в формировании профессиональной компетенции является искусство общения с больным, выражающееся в содержательном оформлении истории болезни.
Ключевые слова: медицинский вуз, качество обучения, профессиональное общение, история болезни.
IMPROVEMENT OF THE QUALITY OF TRAINING GRADUATES ON THE EXAMPLE OF FILLING IN THE TRAINING MEDICAL HISTORY
V.A. Figurnov, T.V. Arsenova, P.K. Soldatkin FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Modern education in the higher medical school provides for the use of a wide variety of criteria, methods of education. The main goal of quality education at the higher a medical school is the training of a highly qualified physician. A serious and extremely important stage in the formation of professional competence is the art of communicating with the patient expressed in the content design of the most important document - the medical history.
Key words: higher medical school, quality of training, professional communication, medical history.
Согласно основной образовательной программе подготовки будущих врачей различных специальностей важным разделом является формирование личностных, социальных качеств студента (4).
Преподавание инфекционной патологии в системе высшего медицинского образования является неотъемлемой частью подготовки врачей по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия». Это определяется той большой ролью, которую играют инфекционные болезни в структуре общей заболеваемости и смертности, значительным ухудшением эпидемиологической ситуации как в России, так и во многих других странах, появлением новых инфекций, ухудшением экологической обстановки, увеличением миграции населения, тенденцией к изменению структуры практического здравоохранения с акцентом на догоспитальныи этап. Все это требует от преподавателей медицинских вузов более качественной подготовки выпускников с достаточно сформированными профессиональными компетенциями, с использованием различных способов обучения, позволяющих обучаемым не затеряться в рутине формирующихся проблем в будущей практической деятельности.
Кафедра инфекционных болезней с эпидемиологией и дерматовенерологией Амурской ГМА ведет дисциплину «Инфекционные болезни» для студентов 5 и 6 курсов на базе ГАУЗ АО «Амурская областная инфекционная больница», что позволяет студентам иметь непосредственный контакт с пациентами и их врачами, обеспечивает возможность работать с клиническими историями болезни, изучать результаты лабораторных и инструментальных исследований, анализировать все этапы пребывания больного в стационаре, что важно для любой клинической кафедры.
При написании учебной истории болезни по инфекционным болезням студент проявляет свою способность вести опрос пациента, собирать анамнез болезни и эпиданамнез, подробно провести объективный осмотр, что является неотъемлемой частью работы любого врача в постановке предварительного диагноза у инфекционного больного. Само общение студента с конкретным больным человеком не может не заставить обучаемого проникнуться состраданием к беде больного. Сострадание предполагает участие, а это уже формирование самой личности. Все это творчество осуществляется при постоянном взаимодействии преподавателя и обучаемого. Чаще инфекционные нозологии носят характер эпидемий либо локальных вспышек, таким образом тщательный сбор эпиданамнеза позволяет вовлечь службу Роспотребнадзора для выявления контактировавших с пациентом лиц и проведения комплекса мероприятий по ликвидации очага.
Важным пунктом в истории болезни является подробное описание локальных изменений на коже или слизистых оболочках, либо других органов и систем. Это необходимо для проведения дифференциальной диагностики заболевания у описываемого пациента с другими патологиями как инфекционной, так и неинфекционной природы, что требует от студента работы в библиотеке с дополнительной литературой. Тем самым студент овладевает навыками анализа.
Для инфекционной нозологии характерно наличие источника инфекции, путей передачи, самого возбудителя заболевания и цикличность течения. Выстраивание причинно-следственных связей в анализе полученной информации при сборе эпиданамнеза, результатов объективного осмотра и лабораторных исследований помогает студенту лучше усвоить изучаемую проблему, понять суть дисциплины в целом, тем самым развивает навыки клинического мышления. Роль преподавателя в данном процессе заключается в подборе пациентов по изучаемой тематике, в помощи установления контакта между больным и студентом, консультации и координации действий учащихся в решении вопросов по грамотному написанию истории болезни в течение всего процесса, а также в подборе литературы по изучаемой тематике. Таким образом вырабатываются навыки творчества.
При проведении дифференциальной диагностики и выборе лечения студенты активно занимаются поисковой деятельностью, работают с дополнительной литературой, т.е. активно вовлекаются в аудиторную НИРС [2, 3]. После завершения написания учебная история болезни выносится на защиту, где проходит обсуждение выполненной работы, выявляются неточности, ошибки с последующими рекомендациями к их исправлению. При защите оформленных историй болезни студент овладевает навыками общения с аудиторией, концентрируя и анализируя свои знания, отвечая на вопросы аудитории. Способность ориентироваться в багаже приобретенных знаний, это все те же навыки клинического мышления. Клиническое мышление - это содержательно специфичный процесс диалектического мышления, придающий целостность и законченность медицинскому знанию [1].
Учебная история болезней помогает не только в подготовке студента-медика к форме ведения медицинской документации, дисциплинируя его, но и позволяет вести исследования выбранной проблемы в дальнейшем, готовя актуальный материал для научных публикаций. Частью научно-исследовательской работы студентов является СНО. Тематика докладов на заседаниях студенческого научного кружка разнообразная: литературные обзоры по различным заболеваниям, результаты исследований, интересные случаи из практики. Ничто иное, как приобретенные на занятиях навыки оформления истории болезни будут способствовать более грамотному оформлению доклада на соответствующую тему. Нужно отметить, что нередко проходят междисциплинарные СНО, где встречаются студенты младших и старших курсов. Разбор интересных случаев из клинической практики наглядно показывает младшекурсникам необходимость приобретаемых ими знаний.
В качестве примера роли учебной истории болезни в формировании клинического мышления приводим редкий случай сложной дифференциальной диагностики печеночно-клеточной желтухи вирусной этиологии с подпеченочной желтухой.
Больной Н., 42 лет, был переведен из районной больницы в стационар ГАУЗ АО «Амурская областная инфекционная больница» (АОИБ) с жалобами на выраженную желтушность кожи, боли в правом подреберье. Начало заболевания протекало типично, но, несмотря на проводимую терапию в стационаре АОИБ в течение 4 недель, сохранялся желтушный синдром, боли в правом подреберье, сильный кожный зуд преимущественно в ночное время. Методами ИФА и ПЦР был подтвержден диагноз острого гепатита В, желтушная форма. В динамике отмечалась гепатомегалия с болевым синдромом, высокая гипербилирубинемия. Консилиум врачей АОИБ предположил, что причиной длительной желтухи может быть новообразование в панкреато-дуоденальной зоне (механическая, подпеченочная желтуха). При проведении пункционной биопсии печени видимых узловых образований не было, внешне печень не изменена. Гистологическое исследование оиоптата показало наличие атипичных клеток, характерных для первичного рака печени. Рабочим диагнозом стал: острый вирусный гепатит В; первичный рак печени. Несмотря на плохое самочувствие пациента, к концу месяца госпитализации появилась положительная динамика, интенсивность желтушного окрашивания кожи и склер уменьшилась, печень стала уменьшаться, снизился уровень билирубина. При пересмотре патологоанатомом биоптата печени наличие атипичных клеток не обнаружено, диагноз первичного рака печени был снят. Пациент выписан в удовлетворительном состоянии, рекомендована повторная биопсия печени через 6 и 12 месяцев. В материалах обоих биопсий гистологических признаков новообразования обнаружено не было.
Таким образом, данный случай показывает, что дифференциальная диагностика желтух сложна, требует нередко повторных исследовании в динамике заболевания, вовлекает несколько клинических дисциплин. История болезни пациента была представлена на общеврачебном заседании АОИБ с участием студентов 5 курса.
В своей повседневной работе врачу любой специальности приходится постоянно проводить дифференциальную Диагностику инфекционных и неинфекционных болезней, протекающих со схоДной клинической симптоматикой. Вместе с тем, диагностика инфекционных болезней становится все более сложной задачей из-за эволюции их клинического течения, широкого распространения микст-инфекций, завозных инфекций, появления новых нозологических форм. Поэтому овладение навыками грамотного оформления истории болезни выпускниками этап за этапом совершенствует клиническое мышление, что, несомненно, отразится на принятии правильного решения в сложных клинических случаях.
Литература
1. Тетенев Ф.Ф., Бодрова Т.Н., Калинина О.В. Клиническое мышление: формирование и развитие //Клиническая медицина, 2010. №5. С.70 - 71.
2. Лоханова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза, как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Личность, семья и общество: вопросы подготовки и психологии: I Междунар.науч.-практ. конф. Новосибирск.: 2010. №1. Часть II. С. 29-32.
3. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ. 2004. С. 12.
4. Митропанова M.H., Павловская О.А. Учебная история болезни как важная составляющая обучения студентов на кафедре детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. №4. С. 226-228.
УДК 378
О.В. Шанова, Э.Л. Чупак, К.А. Арутюнян
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ MOODLE Резюме Данная статья посвящена эффективному управлению в образовании и рассматривает различные аспекты обучения по системе Moodle. Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и улучшить качество получаемых знаний.
Ключевые слова: медицинский вуз, управление качеством образования, система Moodle, инновационные технологи в образовании. MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF CHILDREN'S DISEASES USING
THE «MOODLE» TRAINING SYSTEM O.V. Shanova, E.L. Chupak, K.A. Arutyunyan FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract This article is devoted to effective management in education and considers various aspects of training according to the "Moodle" system. The use of innovative technologies in educational process allows to activate cognitive activity of students and improve qualitv of the received knowledge.
Key words: higner medical school, quality management of education, Moodle system, innovative technologies in education.
Управление образовательным процессом в вузе является актуальной задачей, а формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения является необходимым условием реализации инновационных образовательных программ с учетом требований федеральных образовательных стандартов высшего образования [1]. Управление образовательным процессом вуза должно осуществляться с учетом совокупности принципов (целеполагание, адаптивность, непрерывность, обусловленность, взаимосвязь, последовательность, инновационность), оптимальное сочетание которых представляет специализированный подход, позволяющий рассматривать комплекс реализации мероприятий по информационно-технологическому сопровождению образовательных программ в виде замкнутого управленческого цикла, этапы которого в соответствии с поставленными целями наполняются инновационным содержанием адекватно новым характеристикам качества обучения. Управление образовательным процессом на основе такого подхода предполагает последовательную реализацию логически взаимосвязанных управленческих видов деятельности (постановка цели, планирование, организация мероприятий по улучшению, создание условий, мониторинг, анализ, контроль, корректировка) с учетом объективных данных мониторинга образовательных программ [2].
Включение преподавателей вуза в образовательную деятельность с позиции информационно-коммуникационных технологий в контексте актуализации электронного обучения предъявляет новые требования к реализации процесса управления [3]. Образование с использованием компьютерных технологий (методика обучения с помощью компьютера, методика компьютерного управления процессами обучения, методика обучения на основе Интернет-технологий, методика обучения на основе веб-технологии) представляет собой целый комплекс информационных средств и методик обучения, обладающих достоинствами выделения времени на индивидуальные занятия, избавления от многократного повторения учебных занятий, обеспечения качества обучения [4, 5]. В современных условиях во многих медицинских вузах страны внедряются платфор-