Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества знании при изучении дисциплины "безопасность жизнедеятельности и Медицина катастроф"'

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества знании при изучении дисциплины "безопасность жизнедеятельности и Медицина катастроф" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ / SEARCH ACTIVITIES / MEDICAL EDUCATION / LIFE SAFETY / EMERGENCY MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко А.Н.

Научно-исследовательская деятельность в современной системе медицинского образования способствует повышению качества и эффективности обучения. В статье^ приводится методика совершенствования качества подготовки и углубления знаний у студентов при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф». При этом отмечается значение профессиональной мотивации в повышении качества образования в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS AS A FACTOR OF IMPROVING THE QUALITY OF KNOWLEDGE IN THE STUDY OF DISCIPLINE "LIFE SAFETY AND EMERGENCY MEDICINE"

Research activities in the modern system of medical education contributes to improving the quality and effectiveness of training. The article presents a method of improving the quality of training ana enhancing the knowledge of students in the study of discipline "life Safety and emergency medicine". The value of professional motivation in improving the quality of education in the Amur state medical Academy is noted.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества знании при изучении дисциплины "безопасность жизнедеятельности и Медицина катастроф"»

В своей повседневной работе врачу любой специальности приходится постоянно проводить дифференциальную Диагностику инфекционных и неинфекционных болезней, протекающих со схоДной клинической симптоматикой. Вместе с тем, диагностика инфекционных болезней становится все более сложной задачей из-за эволюции их клинического течения, широкого распространения микст-инфекций, завозных инфекций, появления новых нозологических форм. Поэтому овладение навыками грамотного оформления истории болезни выпускниками этап за этапом совершенствует клиническое мышление, что, несомненно, отразится на принятии правильного решения в сложных клинических случаях.

Литература

1. Тетенев Ф.Ф., Бодрова Т.Н., Калинина О.В. Клиническое мышление: формирование и развитие //Клиническая медицина, 2010. №5. С.70 - 71.

2. Лоханова Г.М. Научно-исследовательская работа студентов вуза, как компонент профессиональной подготовки будущих специалистов // Личность, семья и общество: вопросы подготовки и психологии: I Междунар.науч.-практ. конф. Новосибирск.: 2010. №1. Часть II. С. 29-32.

3. Миронов В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография. Тверь: ТГТУ. 2004. С. 12.

4. Митропанова M.H., Павловская О.А. Учебная история болезни как важная составляющая обучения студентов на кафедре детской стоматологии, ортодонтии и челюстно-лицевой хирургии// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016. №4. С. 226-228.

УДК 378

О.В. Шанова, Э.Л. Чупак, К.А. Арутюнян

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ НА КАФЕДРЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ MOODLE Резюме Данная статья посвящена эффективному управлению в образовании и рассматривает различные аспекты обучения по системе Moodle. Использование инновационных технологий в учебном процессе позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и улучшить качество получаемых знаний.

Ключевые слова: медицинский вуз, управление качеством образования, система Moodle, инновационные технологи в образовании. MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF CHILDREN'S DISEASES USING

THE «MOODLE» TRAINING SYSTEM O.V. Shanova, E.L. Chupak, K.A. Arutyunyan FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract This article is devoted to effective management in education and considers various aspects of training according to the "Moodle" system. The use of innovative technologies in educational process allows to activate cognitive activity of students and improve quality of the received knowledge.

Key words: higner medical school, quality management of education, Moodle system, innovative technologies in education.

Управление образовательным процессом в вузе является актуальной задачей, а формирование информационно-образовательной среды образовательного учреждения является необходимым условием реализации инновационных образовательных программ с учетом требований федеральных образовательных стандартов высшего образования [1]. Управление образовательным процессом вуза должно осуществляться с учетом совокупности принципов (целеполагание, адаптивность, непрерывность, обусловленность, взаимосвязь, последовательность, инновационность), оптимальное сочетание которых представляет специализированный подход, позволяющий рассматривать комплекс реализации мероприятий по информационно-технологическому сопровождению образовательных программ в виде замкнутого управленческого цикла, этапы которого в соответствии с поставленными целями наполняются инновационным содержанием адекватно новым характеристикам качества обучения. Управление образовательным процессом на основе такого подхода предполагает последовательную реализацию логически взаимосвязанных управленческих видов деятельности (постановка цели, планирование, организация мероприятий по улучшению, создание условий, мониторинг, анализ, контроль, корректировка) с учетом объективных данных мониторинга образовательных программ [2].

Включение преподавателей вуза в образовательную деятельность с позиции информационно-коммуникационных технологий в контексте актуализации электронного обучения предъявляет новые требования к реализации процесса управления [3]. Образование с использованием компьютерных технологий (методика обучения с помощью компьютера, методика компьютерного управления процессами обучения, методика обучения на основе Интернет-технологий, методика обучения на основе веб-технологии) представляет собой целый комплекс информационных средств и методик обучения, обладающих достоинствами выделения времени на индивидуальные занятия, избавления от многократного повторения учебных занятий, обеспечения качества обучения [4, 5]. В современных условиях во многих медицинских вузах страны внедряются платфор-

мы для дистанционного обучения студентов. Наиболее популярной платформой является Moodle. Moodle - это система управления курсами (LMS - Learning Management System). Кафедрой детских болезней разработаны и внедряются дистанционные курсы по различным темам (педиатрия, медицинская генетика). ^ля использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этойучебноисреды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых студентов.

Очень важная сторона Moodle, это разнообразие ресурсов и заданий, которые были использованы нами при создании курсов. Создавая курсы, сотрудники кафедры наполняли их содержимым в виде текстов в формате PDF, презентаций, ссылок. Основным элементом каждого курса является задание, которое студент получает на дом. Кафедрой были разработаны задания, направленные на самостоятельное повторение изученного материала, например, самостоятельное прочтение текста и выполнение заданий к нему, которые легко подвергаются контролю со стороны преподавателя. Важным качеством системы Moodle является то, что это система контроля за выполнением заданий.

У каждого задания существует свой метод контроля. В созданном курсе основным элементом контроля являются тестовые задания. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно). После выполнения интерактивного теста или любого другого интерактивного задания результаты отправляются в систему, и преподаватель имеет возможность проследить все результаты, переданные (отосланные) ему студентами. Контроль за выполнением заданий осуществляется асинхронным способом, т. е. студенты выполняют задание и затем через какое-то время преподаватель его оценивает. По результатам выполнения студентами заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии.

Наиболее популярны среди студентов пользуются дополнительные элементы курсов - «Ссылки» и «Видео по ссылке». Каждый студент имеет возможность просмотреть его с любого устройства с поддержкой интернета. И еще одно преимущество этого ресурса в том, что этот элемент является современным и интересным для каждого студента, что позволяет запоминать не только главную информацию, но практически все сообщение. Как показывает опыт использования этого элемента в качестве домашнего задания, студенты всегда с интересом обсуждают просмотренное видео на следующем аудиторном занятии, обмениваются мнениями, участвуют в дискуссиях. При наличии доступа к интернету студент может войти на курс и выполнять задания в удобных для него условиях. В тоже время преподаватели имеют возможность проверять успехи своих студентов с помощью современных технологий. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и центром обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Модель управления образовательным процессом с помощью средств информационно-коммуникационных технологий позволяет сопровождать все виды управленческой деятельности: планирование, организацию, мониторинг и контроль учебного процесса в соответствии с задаваемыми целями и стратегиями вуза по обеспечению качества образования.

Литература

1. Андрончев И.К. Образовательно-реабилитационные технологии в системе дополнительного образования на основе образовательно-реабилитационного комплекса: монография. Самара: СамИИт, 1999. 132 с.

2. Соловова Н.В. Процессный подход к управлению методической работой в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 14. С. 384-393.

3. Юткина О.С. Роль балльно-рейтинговой технологии в улучшении качества образовательного процесса и активизации самостоятельной работы студентов по клинической генетике в медицинском вузе / О.С. Юткина, А.Ф. Бабцева // Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика: материалы конференции / Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. 2013. С. 147-149.

4. Шанова О.В., Бойченко Т.Е., Бабцева А.Ф. Использование симуляционного обучения на кафедре детских болезней // Материалы конференции по вузовской педагогике «Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе». Красноярск. 2014. С. 530-531.

5. Юткина О. С. Психоэмоциональный статус студентов при симуляционном обучении [Текст] / О. С. Юткина // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта//Материалы междунар. на-уч.-практ. конф. Чебоксары, 22.12. 2017. Чебоксары: ИД «Среда», 2017. ISBN 978-5-9500853-6-9.

УДК 378-018.43 Л.В. Круглякова, С.В. Нарышкина, М.В. Сулима

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России

г. Благовещенск ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Резюме Дистанционные технологии в последние годы находят все более широкое применение в обучении студентов вузов. Некоторое время данный способ получения новых знаний не применялся в медицинских вузах, т.к. признанным наилучшим способом обучения студентов-медиков являлась работа у постели больного. Опыт последних лет показал, что дистанционное обучение не противоречит традиционным методам, а дополняет их, открывая новые возможности. Современная законодательная база позволяет использовать дистанционные образовательные программы в медицинском вузе.

Ключевые слова: дистанционное обучение, медицинский вуз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.