Научная статья на тему 'Организация обучения хирургии по программам нм'

Организация обучения хирургии по программам нм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИРУРГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SURGERY / TRAINING / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олифирова О. С., Оразлиев Д. А.

В статье представлена система организации обучения хирургии по программам непрерывного медицинского образования. Ключевые слова: хирургия, обучение, непрерывное медицинское образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олифирова О. С., Оразлиев Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SURGERY TRAINING ON CME PROGRAMS

The article presents the system of organization of surgical training in the programs of continuous medical education

Текст научной работы на тему «Организация обучения хирургии по программам нм»

Выступление с докладами на итоговой конференции способствует систематизации знаний, развитию навыков и умений применять полученные знаний в практической деятельности. Таким образом, работа студентов в научном кружке вносит значительный вклад в повышение качества образования в ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России.

Литература

1. Данильченко С. Л. Научно-исследовательская работа студентов: организация научного творчества вузовской молодежи // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 81-91.

2. Мирошниченко A.H. «О перспективах дистанционного изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф». Материалы конференции «Электронные образовательные технологии: возможности дистанционного обучения в медицинском образовании». Благовещенск. 2016. С. 37-40.

УДК 61.06.026.3/3:378(063) О.С. Олифирова, Д.А. Оразлиев

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ ПО ПРОГРАММАМ НМО Резюме В статье представлена система организации обучения хирургии по программам непрерывного медицинского образования.

Ключевые слова: хирургия, обучение, непрерывное медицинское образование.

ORGANIZATION OF SURGERY TRAINING ON CME PROGRAMS

O.S. Olifirova, D.A. Orazliev FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia Abstract The article presents the system of organization of surgical training in the programs of continuous medical education.

Key words: surgery, training, continuous medical education.

Организация постдипломного образования является важным аспектом профессиональной подготовки врачей хирургических специальностей [1, 2, 3]. В рамках системы непрерывного медицинского образования (НМО) на кафедре хирургических болезней ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России подготовлены и утверждены программы для хирургов и врачей хирургических специальностей трудоемкостью 36 академических часов (1 неделя), что соответствует 36 баллам. Разработанные дополнительные профессиональные программы по специальности «Хирургия» являются нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «Хирургия».

Актуальность дополнительной профессиональной программы состоит в необходимости совершенствования врачами-хирургами теоретических знаний и профессиональных практических навыков для самостоятельной работы у пациентов с определенными хирургическими заболеваниями, с одной стороны весьма распространенными на Дальнем Востоке и в Амурской области, а, с другой стороны, вызывающими трудности в диагностике и хирургической тактике. Предложенные программы НМО в первую очередь ориентированы на обучение врачей-хирургов районного звена Амурской области.

Цель дополнительных профессиональных программ циклов НМО по специальности «Хирургия» состоит в углубленном изучении теоретических знаний и овладении практическими умениями и навыками, обеспечивающими совершенствование профессиональных компетенций врачей для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей являются следующие компоненты: цель программы, планируемые результаты обучения, требования к итоговой аттестации обучающихся, рабочая программа учебного модуля дисциплины, учебный план, организационно-педагогические условия, оценочные материалы и другие.

Задачи дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Хирургия» определяются следующими требованиями:

1. расширить и углубить базовые, фундаментальные медицинские знания, формирующие профессиональные компетенции врача, способного успешно решать свои профессиональные задачи;

2. совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин;

3. подготовить врача, владеющего современными эндовидеоскопическими и хирургическими технологиями в диагностике и лечении определенных хирургических заболеваний (согласно программе) в соответствии с критериями качества оказания специализированной медицинской помощи.

Условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации включают следующие параметры: учебно-методическая документация и материалы по всем разделам; учебно-методическая литература для внеаудиторной работы; материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов дисциплинарной подготовки; кадровое обеспечение реализации программы, соответствующее требованиям штатного расписания кафедры; нормативно-правовые акты Российской Федерации.

В рамках системы НМО были подготовлены следующие программы: «Герниология», «Механическая желтуха», «Острые заболевания гепатопанкреатодуоденальной зоны», «Желудоч-но-кишечные кровотечения», «Термические поражения», «Актуальные вопросы эндоскопии».

На обучение принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело» и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Хирургия». Обучение ведется с отрывом от основного места работы.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия, стажировка), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

В процессе изучения раздела дисциплины используются традиционные технологии, формы и методы обучения - лекции, семинары, практические занятия, а также активные интерактивные формы проведения занятий - интерактивный семинар, отработка практических навыков в симуляционно-аттестационном центре (САЦ), электронное обучение.

В содержании дополнительной профессиональной программы для формирования профессиональных навыков, необходимых для оказания профильной помощи, отводятся часы на стажировку: 12 часов (2 дня) -18 академических часов (3 дня). Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, закрепления теоретических знаний, приобретения практическихумений, навыков и их эффективного использования при исполнении должностных обязанностей врача-хирурга. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер. Содержание стажировки определяется с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания программы повышения квалификации врачей-хирургов по специальности «Хирургия ».Стажировка проводится вхирургическом, эндоскопическом, колопроктологическом, ожоговом отделениях ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница». Стажировка предусматривает участие в хирургических операциях, курацию больных, обходы отделений, разбор больных, участие в лечебно-диагностических мероприятиях. В качестве руководителя стажировки привлекаются ведущие хирурги лечебныхучреждений-заведующие отделениями.

В профессиональную программу повышения квалификации включены планируемые результаты обучения, которые направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-хирурга, его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностей работников сферы здравоохранения.

Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Хирургия» завершается итоговой аттестацией обучающихся. В дополнительной профессиональной программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по специальности «Хирургия» осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

Литература

1. Макаров А.И. Динамика предпочтений и пути повышения мотивации студентов медицинского вуза при выборе хирургической специальности // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С. 114-115.

2.0лифирова О.С., Оразлиев Д.А. Некоторые аспекты преподавания хирургических специальностей в интернатуре // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе: материалы конференции. Красноярск, 2011. С. 194-196.

3. Совцов С.А., Пряхин Ф.Н. Инновационные пути развития системы подготовки врача-хирурга // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С. 116-117.

УДК 378-147 Д. А. Оразлиев, О.С. Олифирова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия КОНЦЕПЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЦИКЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТПЕДИЯ»

Резюме В данной статье рассматриваются отличие и сходство понятий «компетентность» и «компетенция», виды компетенций. Представлены компетенции, которыми должны обладать слушатели после изучения дисциплин травматолого-ортопедических циклов по направлениям «Травматология» и «Ортопедия».

Ключевые слова: компетентность, компетенция, виды компетенций, травматология,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.