УДК 61.06.026.3/3:378(063)
О.С. Олифирова, Д.А. Оразлиев
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ХИРУРГИИ В ОРДИНАТУРЕ
Резюме В статье представлена система организации обучения хирургии в ординатуре по программе ФГОС.
Ключевые слова: хирургия, обучение, ординатура.
ORGANIZATION OF SURGERY TRAINING IN RESIDENCY
O.S. Olifirova, D.A. Orazliev FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The article presents the system for organizing the training of surgery in residency under the FSE program.
Key words: surgery, training, residency.
Вопросы организации постдипломного образования сохраняют свою актуальность в связи с дефицитом хирургических кадров и недостаточной их профессиональной подготовкой [1, 2, 3]. Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 31.08.67 «Хирургия» (ординатура) разработана на основании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 26 августа 2014 года, №1110.
Целью обучения в ординатуре является подготовка квалифицированного специалиста, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности. Программа ординатуры включает все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор. Программа ординатуры по специальности «Хирургия» составлена в блочно-модульном формате и представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения и включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы си-муляционного курса и практики, а также требования к государственной (итоговой) аттестации и квалификационную характеристику выпускника ординатуры по специальности 31.08.67 «Хирургия».
Содержание программы ординатуры состоит из нескольких блоков. Блок 1. «Дисциплины (модули)» включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части. Блок 2. «Практики», относящиеся как к базовой части программы, так и к ее вариативной части. Блок 3. «Государственная итоговая аттестация».
Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными .для освоения обучающимся. К обязательным дисциплинам относятся специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины. К дисциплинам вариативной части блока 1 относятся дисциплины по выбору ординатора и факультативные дисциплины.
Объем программы ординатуры составляет 120 зачетных единиц. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа по блоку 1 «Дисциплины (модули)», составляет не более 10% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока. Зачетная единица для программ ординатуры эквивалента 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам. Максимальный объем учебной нагрузки ординатора, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю, из них на аудиторные занятия приходится 36 академических часов в неделю.
Учебный план профессиональной образовательной программы ординатуры по специальности «Хирургия» включает состав изучаемых дисциплин, их трудоемкость, объем, последовательность и сроки изучения, формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия, самостоятельная работа), формы контроля знаний и умений.
Для каждой дисциплины (модуля) составлена рабочая программа, которая определяет содержание, трудоемкость, порядок изучения и преподавания какои-либо учебной дисциплины (ее части, раздела). За время обучения в ординатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности.
Практическая подготовка ординатора осуществляется в рамках симуляционного курса и практики по специальности. В программе практики указаны цели и задачи практики, перечень формируемых профессиональных знаний, умений и навыков обучающихся в практической деятельности, методические рекомендации. Практика осуществляется на базе стационара и поликлиники.
Для реализации основной профессиональной образовательной программы ординатуры по специальности «Хирургия» ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России располагает необходимыми ресурсами, а именно: 1) учебно-методическая документация и материалы по всем разделам дисциплины; 2) учебно-методическая литература для внеаудиторной работы обучающихся; 3) материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов дисциплинарной подготовки: учебные аудитории, оборудованные всем необходимым для проведения учебного процесса, клинические базы в лечебно-профилактических учреждениях Министерства здравоохранения РФ (более 700 коек).
Контроль качества освоения программы ординатуры включает в себя текущий контроль успеваемо-
сти, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация. Цель государственной (итоговой) аттестации - выявление теоретической и практической подготовки в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.67 «Хирургия».
В результате усвоения программы ординатуры у выпускника должны сформироваться оощекуль-турные, универсальные и профессиональные компетенции. Врач-специалист хирург должен обладать профессиональными компетенциями в профилактической (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4), диагностической (ПК-5), лечебной (ПК-6, ПК-7), реабилитационной (ПК-8), психолого-педагогическои (ПК-9) и организационно-управленческой деятельности (ПК-10, ПК-11, ПК-12). Литература
1. Макаров А.И. Динамика предпочтений и пути повышения мотивации студентов медицинского вуза при выборе хирургической специальности // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С.114-115.
2. Олифирова О.С., Оразлиев Д.А. Некоторые аспекты преподавания хирургических специальностей в интернатуре // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе: материалы конференции. Красноярск, 2011. С.194-196.
3. Совцов С.А., Пряхин Ф.Н. Инновационные пути развития системы подготовки врача-хирурга // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С. 116-117.
УДК 616-08-039.71. 616-053.7 О.С. Юткина
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ СИМУЛЯЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Резюме В статье анализируется психоэмоциональный уровень и толерантность к неопределенности у студентов медицинской академии при прохождении стандартного имитационного модуля «Острый стенозирующии ларинготрахеит». Использованы два психологических теста - Люшера и Бад-нера. Шкала толерантности к неопределенности Баднера является достаточно простой методикой, но способной диагностировать важную гуманистическую личностную черту, и в этом смысле она применима в широком спектре задач - от профессионального консультирования до психотерапевтической работы. Тест Люшера представляет собой выбор цветов из восьмицветового ряда, который позволяет дать интерпретацию актуального состояния исследуемого, а именно: существующая ситуация или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, не подходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения или источники беспокойства; существующая проблема или поведение, порожденное стрессом. Так же происходит подсчет уровня тревожности. Результаты эксперимента показывают, что до симуляции 10,9 % исследуемых находились в состоянии дезадаптации, 41,8 % - незначительной тревожности, 27,3 % -эмоциональной напряженности. Несмотря на чувство напряжения, а иногда и настоящего стресса при работе с виртуальным тренажером, студенты предпочитают видеть непосредственные результаты производимого лечения или манипуляции, а не просто читать о них в учебниках или слушать на лекциях.
Ключевые слова: медицинский вуз, симуляционное обучение, психологические тесты.
ADAPTATION OF STUDENTS DURING SIMULATION TRAINNG
O.S. Yutkina
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Psychoemoional level and tolerance to uncertainty in students of the medical academy are analyzed in the aricle, when passing the standard imitaion module: "Acute stenosing laryngotracheiis". Two psychological tests were used: Lusher and Badner. The Bander tolerance scale is a simple enough technique, but capable of diagnosing an important humanisic personality trait, and in this sense it is applicable in a wide range of tasks - from professional counseling to psychotherapeuic work. The Luscher test is a selecion of colors from the eightcolor series that allows you to give an interpretaion of the current state of the subject, namely: the exising situaion, or the behavior appropriate to the exising situaion; behaviors features that are held back, or behavior that is not appropriate to the situaion; rejected or suppressed features of behavior, or sources of anxiety; the exising problem, or the behavior caused by stress. The level of anxiety is also calculated. The results of the experiment show that before the simulaion, 10.9% of the subjects were in a state of disadapta-ion, 41.8% - of minor anxiety, and 27.3% - of emoional tension. Despite the feeling of stress, and someimes of a real stress when working with a virtual simulator, students prefer to see the immediate results of the treatment or manipulaion performed, rather than just reading about them in textbooks or listening to lectures.
Key words: higher medical school, simulaion training, psychological tests.
Приобретение профессиональных знаний и практических навыков, столь необходимое для каждого человека в период его обучения в вузе, относится к стрессовым факторам, особенно если речь идет о новых технологиях обучения и улучшении качества образовательного процесса студентов [3]. Особенно остро эта проблема возникает у студентов медицинских вузов, которые испытывают сильнейшее психоэмоциональное напряжение, как из-за значи-