сти, промежуточную аттестацию обучающихся и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация. Цель государственной (итоговой) аттестации - выявление теоретической и практической подготовки в соответствии с содержанием основной профессиональной образовательной программы высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.67 «Хирургия».
В результате усвоения программы ординатуры у выпускника должны сформироваться оощекуль-турные, универсальные и профессиональные компетенции. Врач-специалист хирург должен обладать профессиональными компетенциями в профилактической (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4), диагностической (ПК-5), лечебной (ПК-6, ПК-7), реабилитационной (ПК-8), психолого-педагогическои (ПК-9) и организационно-управленческой деятельности (ПК-10, ПК-11, ПК-12). Литература
1. Макаров А.И. Динамика предпочтений и пути повышения мотивации студентов медицинского вуза при выборе хирургической специальности // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С.114-115.
2. Олифирова О.С., Оразлиев Д.А. Некоторые аспекты преподавания хирургических специальностей в интернатуре // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе: материалы конференции. Красноярск, 2011. С.194-196.
3. Совцов С.А., Пряхин Ф.Н. Инновационные пути развития системы подготовки врача-хирурга // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С. 116-117.
УДК 616-08-039.71. 616-053.7 О.С. Юткина
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ СИМУЛЯЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Резюме В статье анализируется психоэмоциональный уровень и толерантность к неопределенности у студентов медицинской академии при прохождении стандартного имитационного модуля «Острый стенозирующии ларинготрахеит». Использованы два психологических теста - Люшера и Бад-нера. Шкала толерантности к неопределенности Баднера является достаточно простой методикой, но способной диагностировать важную гуманистическую личностную черту, и в этом смысле она применима в широком спектре задач - от профессионального консультирования до психотерапевтической работы. Тест Люшера представляет собой выбор цветов из восьмицветового ряда, который позволяет дать интерпретацию актуального состояния исследуемого, а именно: существующая ситуация или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, не подходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения или источники беспокойства; существующая проблема или поведение, порожденное стрессом. Так же происходит подсчет уровня тревожности. Результаты эксперимента показывают, что до симуляции 10,9 % исследуемых находились в состоянии дезадаптации, 41,8 % - незначительной тревожности, 27,3 % -эмоциональной напряженности. Несмотря на чувство напряжения, а иногда и настоящего стресса при работе с виртуальным тренажером, студенты предпочитают видеть непосредственные результаты производимого лечения или манипуляции, а не просто читать о них в учебниках или слушать на лекциях.
Ключевые слова: медицинский вуз, симуляционное обучение, психологические тесты.
ADAPTATION OF STUDENTS DURING SIMULATION TRAINNG
O.S. Yutkina
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Psychoemoional level and tolerance to uncertainty in students of the medical academy are analyzed in the aricle, when passing the standard imitaion module: "Acute stenosing laryngotracheiis". Two psychological tests were used: Lusher and Badner. The Bander tolerance scale is a simple enough technique, but capable of diagnosing an important humanisic personality trait, and in this sense it is applicable in a wide range of tasks - from professional counseling to psychotherapeuic work. The Luscher test is a selecion of colors from the eightcolor series that allows you to give an interpretaion of the current state of the subject, namely: the exising situaion, or the behavior appropriate to the exising situaion; behaviors features that are held back, or behavior that is not appropriate to the situaion; rejected or suppressed features of behavior, or sources of anxiety; the exising problem, or the behavior caused by stress. The level of anxiety is also calculated. The results of the experiment show that before the simulaion, 10.9% of the subjects were in a state of disadapta-ion, 41.8% - of minor anxiety, and 27.3% - of emoional tension. Despite the feeling of stress, and someimes of a real stress when working with a virtual simulator, students prefer to see the immediate results of the treatment or manipulaion performed, rather than just reading about them in textbooks or listening to lectures.
Key words: higher medical school, simulaion training, psychological tests.
Приобретение профессиональных знаний и практических навыков, столь необходимое для каждого человека в период его обучения в вузе, относится к стрессовым факторам, особенно если речь идет о новых технологиях обучения и улучшении качества образовательного процесса студентов [3]. Особенно остро эта проблема возникает у студентов медицинских вузов, которые испытывают сильнейшее психоэмоциональное напряжение, как из-за значи-
тельного объема учебного материала, так и в процессе овладения практическими навыками при прохождении имитационных модулей на базе симуляционно-аттестационного центра.
На современном этапе «Успешный врач» обязан иметь большой практический опыт. Для того, чтобы отработать без риска для пациентов все необходимые навыки и выработать Умения, создаются симуляционно-аттестационные центры - учреждения, осуществляющие с помощью симуляционных технологий обучение, тестирование и аттестацию студентов, ординаторов, аспирантов и врачей. Основу этих центров составляют классы по различным специальностям, обучение в которых происходит на симуляционном оборудовании различных уровней реалистичности, активно используются современные электронные ресурсы [1, 2].
В воспитательной и педагогической практике следует различать по меньшей мере два типа психических стрессоров, к одному из которых относятся ситуации перенапряжения в любых его формах: соревнования, экзамены, зачеты, коллоквиумы, опросы и другое; к другому же - процесс самого воспитания, обучения и учения с повседневными формами сложного взаимодействия микрострессоров и микрострессов. Выделение последних (вместо, например, обсуждения взаимодействия «стимул - реакция») представляется совершенно оправданным прежде всего потому, что механизмы макро- и микрострессов едины. Адаптация учащихся к образовательному процессу зависит от многих факторов: физического развития, конституции, развития нервной системы, функционального состояния органов и систем, и, в том числе, от состояния психоэмоциональной сферы личности [4, 5].
Материал и методы В эксперименте участвовали 74 студента 5 курса лечебного факультета ФГ-БОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (Амурская ГМА) при прохождении стандартного имитационного модуля симуляционно-аттестационного центра (САЦ) «Острый стенозирующий ларин-готрахеит». Стандартный имитационный модуль «Острый стенозирующий ларинготрахеит» включен в программу обучения студентов в цикле «Детские болезни». Для анализа психоэмоционального уровня и толерантности к неопределенности у студентов использованы два психологических теста: Баднера и цветовой тест Люшера. Результатами шкалы толерантности к неопределенности Баднера является выявление уровня толерантности и интолерантности к неопределенности, которая представляет собой симуляционная аттестация. Тест Люшера представляет собой выбор цветов из восьмицветного ряда, которые позволяют дать интерпретацию актуального состояния исследуемого, а именно: существующая ситуация, или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, не подходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения или источники беспокойства; существующая проблема или поведение, порожденное стрессом. Так же происходит подсчет уровня тревожности.
Результаты исследования и обсуждение полученных данных По результатам проведенного теста Люшера было выявлено, что у 10,9% тестируемых до симуляции выявлено состояние дезадаптации, что, скорее всего, вызвано эмоциональной напряженностью, выражающейся во временном снижении психических функций (от их нормального уровня развития) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения. Признаки эмоциональной напряженности выявлены у 27,3% учащихся, незначительная тревожность определялась у 41,8% студентов, 20% респондентов показали состояние спокойствия перед прохождением стандартного имитационного модуля «Острый стенозирующий ларинготрахеит» (р<0,05). При тендерном анализе психоэмоционального состояния студентов выявили, что эмоциональная напряжённость более выражена в женской группе - 59,1%. В состоянии дезадаптации находились 13,8% участников, у 20,3% отмечалась незначительная тревожность, и только 6,8% студенток оставались спокойными (р<0,05). Эмоционально спокойными и уравновешенными перед прохождением имитационного модуля «Острый стенозирующий ларинготрахеит» оказались более половины представителей мужской группы учащихся - 62,5%, 25% респондентов пребывали в незначительной тревожности, у 12,5% была выявлена эмоциональная напряженность, состояние дезадаптации не определялось ни в одном случае (р<0,05). После симуляции тест Люшера показал, что число студентов с состоянием дезадаптации уменьшилось в два раза (составило 5,5%), но они так и остались в состоянии эмоционального напряжения (34,8%), что может быть связано с чрезмерной мобилизацией физиологических функций организма (в первую очередь, нервной системы), возникающей в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации (р<0,05). Признаки незначительной тревожности и спокойствия выявлены у 45,4% и 14,3% учащихся соответственно (р<0,05). Результаты шкалы толерантности к неопределенности Баднера показали, что до симуляции уровень толерантности к неопределенности у 54,6% студентов был средним, у 29,6% - ниже среднего, у 13,5% - низким, у 2,3% - выше среднего (р<0,05). Так как личность, толерантная к неопределенности, рассматривает любую неопределенную ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределенных ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них, можно утверждать: полученные данные свидетельствуют о том, что только 86,4% исследуемых были готовы к сдаче модуля. Остальные студенты были не готовы, что может быть обусловлено ненадлежащей подготовкой к занятию, стрессом, индивидуальной профессиональной непригодностью или чрезмерной мобилизациеи физиологических функций организма (особенно нервной системы), возникающей в условиях решения трудной задачи.
После симуляции увеличилось количество респондентов с высоким и выше среднего уровнями толерантности к неопределенности, 2,3% и 4,6% соответственно, что может быть обусловлено снижением уровня тревожности (р<0,05).
Заключение. Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня профессиональной до-дипломной подготовки при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако, в процессе обучения в медицинском вузе существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока - мотивационныи и функциональный. Речь идет об экзаменаци-
онных сессий, а также о прохождении текущей, промежуточной аттестаций и государственной итоговой аттестации студентами лечебного и педиатрического факультетов академии.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии в обучении студентов не только как составную часть клинической подготовки, а как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в работе по повышению эффективности индивидуального взаимодействия педагогов и студентов, саморегуляции студентами своих психических состояний в период прохождения имитационных модулей САЦ. Литература
1.Арутюнян К.А., Чупак Э.Л., Бабцева А.Ф. Использование современных электронных ресурсов на кафедре детских болезней // Материалы научно-методической конференции «Проектирование и ресурсное обеспечение образовательных программ, современные электронные образовательные ресурсы и методики обучения с их использованием». Благовещенск, 2015. С. 9-11.
2.Шанова О.В., Бойченко Т.Е., Бабцева А.Ф. Использование симуляционного обучения на кафедре детских болезней // Материалы конференции по вузовской педагогике «Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском Вузе». Красноярск, 2014. С. 530-531.
3.Юткина О.С., Бабцева А.Ф. Роль балльно-рейтинговой технологии в улучшении качества образовательного процесса и активизации самостоятельной работы студентов по клинической генетике в медицинском ВУЗе. В сборнике: Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика. Материалы конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого. 2013. С. 147-149.
4.Yutkina O.S. Adaptive reactions of children depending on their age / The 13th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science. 2016. P. 118-119.
5.Yutkina O.S. Adaptation reactions of Junior school children // Amur Medical Journal. 2016. № 3-4 (15-16). P. 122-124.
УДК 378
Т.Д. Баталова, Г.Е. Чербикова, Н.Р. Григорьев
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
Резюме ФГОС ВО по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» указывают на необходимость формирования ОК-8 - готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. В наше время умение работать в команде ценится работодателями очень высоко. Одним из вариантов формирования компетенции ОК-8 является работа в малых группах. В курсе нормальной и клинической физиологии при проведении практических занятий часто используется метод малых групп: при выполнении эксперимента реального и виртуального, решения ситуационных задач.
Ключевые слова: медицинский вуз, работа в команде, управление качеством подготовки специалистов.
FORMING THE TEAM'S WORK AS ONE OF THE ASPECTS OF QUALITY MANAGEMENT OF THE
SPECIALIST TRAINING
T.A. Batalova, G.Y. Cherbikova, N.R. Grigor'ev
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract FSBE HE in specialties "Medical business" and "Pediatrics" indicate the need for the formation of GC-8 - willingness to work in a team, tolerantly perceive social, ethnic, confessional and cultural differences. In our time, the ability to work in a team is highly valued by employers. One of the options for forming the GC-8 competence is working in small groups. In the course of normal and clinical physiology when conducting of practical exercises, the method of small groups is often used: during performing an actual and virtual experiments, solving situational problems.
Key words: higher medical school, team work, quality management of specialist4 training.
Формирование высококвалифицированного специалиста - сложная многогранная задача. Специалист должен обладать значительным багажом знаний и умений.
В наше время умение работать в команде ценится работодателями очень высоко. Поэтому большинство соискателей, не задумываясь, отмечают в резюме, что обладают этим качеством.
Команда - это группа единомышленников, сотрудничающих друг с другом для достижения намеченных общих целей. В результате такого взаимодействия появляется возможность за довольно короткий промежуток времени достичь гораздо более высоких результатов, чем работая поодиночке. В хорошо отлаженном коллективе все обязанности четко распределены между коллегами: одни генерируют идеи, другие разрабатывают планы, третьи налаживают контакты и т.д. Таким образом, дополняя друг друга, люди создают единую сбалансированную команду, в которой каждый занимается тем, что умеет делать лучше всего, а недостатки навыков компенсируются коллегиальными усилиями. В сложившейся команде хорошо отлажены коммуникации, люди