Научная статья на тему 'Изучение психоэмоционального уровня студентов при симуляционном обучении в медицинском вузе'

Изучение психоэмоционального уровня студентов при симуляционном обучении в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СИМУЛЯЦИЯ / SIMULATION / ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / СТРЕСС / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юткина Ольга Сергеевна

В статье анализируется психоэмоциональный уровень и толерантность к неопределенности у студентов медицинской академии, при прохождении стандартного имитационного модуля: «Острый стенозирующий ларинготрахеит». Использованы два психологических теста: Люшера и Баднера. Шкала толерантности к неопределенности Бандера является достаточно простой методикой, но способной диагностировать важную гуманистическую личностную черту, и в этом смысле она применима в широком спектре задач от профессионального консультирования до психотерапевтической работы. Тест Люшера представляет собой выбор цветов из восьмицветового ряда, которые позволяют дать интерпретацию актуального состояния исследуемого, а именно: существующая ситуация, или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, неподходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения, или источники беспокойства; существующая проблема, или поведение, порожденное стрессом. Также происходит подсчет уровня тревожности. Результаты эксперимента показывают, что до симуляции 10,9% исследуемых, находились в состоянии дезадаптации, 41,8% незначительной тревожности, 27,3% эмоциональной напряженности. Несмотря на чувство напряжения, а иногда и настоящего стресса при работе с виртуальным тренажером, студенты предпочитают видеть непосредственные результаты производимого лечения или манипуляции, а не просто читать о них в учебниках или слушать на лекциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение психоэмоционального уровня студентов при симуляционном обучении в медицинском вузе»

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ СТУДЕНТОВ ПРИ СИМУЛЯЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ Юткина О.С. Email: Yutkina1793@scientifictext.ru

Юткина Ольга Сергеевна - кандидат медицинских наук, ассистент, кафедра детских болезней, лечебный факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Амурская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации,

г. Благовещенск

Аннотация: в статье анализируется психоэмоциональный уровень и толерантность к неопределенности у студентов медицинской академии, при прохождении стандартного имитационного модуля: «Острый стенозирующий ларинготрахеит». Использованы два психологических теста: Люшера и Баднера. Шкала толерантности к неопределенности Бандера является достаточно простой методикой, но способной диагностировать важную гуманистическую личностную черту, и в этом смысле она применима в широком спектре задач — от профессионального консультирования до психотерапевтической работы. Тест Люшера представляет собой выбор цветов из восьмицветового ряда, которые позволяют дать интерпретацию актуального состояния исследуемого, а именно: существующая ситуация, или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, неподходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения, или источники беспокойства; существующая проблема, или поведение, порожденное стрессом. Также происходит подсчет уровня тревожности. Результаты эксперимента показывают, что до симуляции 10,9% исследуемых, находились в состоянии дезадаптации, 41,8% - незначительной тревожности, 27,3% - эмоциональной напряженности. Несмотря на чувство напряжения, а иногда и настоящего стресса при работе с виртуальным тренажером, студенты предпочитают видеть непосредственные результаты производимого лечения или манипуляции, а не просто читать о них в учебниках или слушать на лекциях.

Ключевые слова: студенты, симуляция, психология, стресс.

STUDENTS 'PSYCHOEMOTINAL LEARNING IN SIMULATION TRAINING IN THE MEDICAL UNIVERSITY Yutkina O.S.

Yutkina Olga Sergeevna — Candidate of Medical Sciences, Assistant, DEPARTMENT OF CHILDREN'S DISEASES, MEDICAL FACULTY, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION AMUR STATE MEDICAL ACADEMY OF THE MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION,

BLAGOVESHCHENSK

Abstract: psychoemotional level and tolerance to uncertainty in students of the medical academy are analyzed in the article, when passing the standard imitation module: "Acute stenosing laryngotracheitis". Two psychological tests were used: Lusher and Badner. The Bander tolerance scale is a simple enough technique, but capable of diagnosing an important humanistic personality trait, and in this sense it is applicable in a wide range of tasks - from professional counseling to psychotherapeutic work. The Luscher test is a selection of colors from the eight-color series that allow you to give an interpretation of the current state of the subject, namely: the existing situation, or the behavior appropriate to the existing situation; Behaviors that are held back, or behavior that is not appropriate to the situation; Rejected or suppressed features of behavior, or sources of anxiety; The existing problem, or the behavior generated by stress. The level of anxiety is also calculated. The results of the experiment show that before the simulation, 10.9% of the subjects were in a state of disadaptation, 41.8% - of minor anxiety, and 27.3% of emotional tension. Despite the feeling of stress, and sometimes of real stress when working with a virtual simulator, students prefer to see the immediate results of the treatment or manipulation performed, rather than just reading about them in textbooks or listening to lectures. Keywords: students, simulation, psychology, stress.

УДК616-08-039.71. 616-053.7

На современном этапе «успешный врач» обязан иметь большой практический опыт. Для того чтобы отработать без риска для пациентов все необходимые навыки и выработать умения, создаются симуляционно-аттестационные центры - учреждения, осуществляющие с помощью симуляционных технологий обучение, тестирование и аттестацию студентов, ординаторов, аспирантов и врачей. Основу этих центров составляют классы по различным специальностям, обучение в которых происходит на симуляционном оборудовании различных уровней реалистичности [1, 2].

Приобретение профессиональных знаний и практических навыков, столь необходимое для каждого человека в период его обучения в вузе, относится к стрессовым факторам [3, 6]. Особенно остро эта проблема возникает у студентов медицинских вузов, которые испытывают сильнейшее психоэмоциональное напряжение, как из-за значительного объема учебного материала, так и в процессе овладения практическими навыками при прохождении имитационных модулей на базе симуляционно-аттестационного центра.

В воспитательной и педагогической практике следует различать, по меньшей мере, два типа психических стрессоров, к одному из которых относятся ситуации перенапряжения в любых его формах: соревнования, экзамены, зачеты, коллоквиумы, опросы и др.; к другому же -процесс самого воспитания, обучения и учения с повседневными формами сложного взаимодействия микрострессоров и микрострессов. Выделение последних (вместо, например, обсуждения взаимодействия «стимул - реакция») представляется совершенно оправданным, прежде всего, потому, что механизмы макро - и микрострессов едины. Адаптация учащихся к образовательному процессу зависит от многих факторов: физического развития, конституции, развития нервной системы, функционального состояние органов и систем, и в том числе от состояния психоэмоциональной сферы личности [4, 5, 7, 8, 9].

В эксперименте участвовали 74 студента 5 курса лечебного факультета Амурской ГМА, при прохождении стандартного имитационного модуля симуляционно-аттестационного центра «Острый стенозирующий ларинготрахеит». Стандартный имитационный модуль «Острый стенозирующий ларинготрахеит» включен в программу обучения студентов на цикле «Детские болезни».

Для анализа психоэмоционального уровня и толерантности к неопределенности у студентов, использованы два психологических теста: Баднера и цветовой тест Люшера. Результатами шкалы толерантности к неопределенности Бандера является выявление уровня толерантности и интолерантности к неопределенности, которая представляет собой симуляционная аттестация. Тест Люшера представляет собой выбор цветов из восьмицветового ряда, который позволяет дать интерпретацию актуального состояния исследуемого, а именно: существующую ситуацию, или поведение, подходящее к существующей ситуации; черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, неподходящее к существующей ситуации; отвергнутые или подавленные черты поведения, или источники беспокойства; существующая проблема, или поведение, порожденное стрессом. Также происходит подсчет уровня тревожности.

По результатам проведенного теста Люшера было выявлено, что у 10,9% тестируемых до симуляции выявлено состояние дезадаптации, что, скорее всего, вызвано эмоциональной напряженностью, выражающейся во временном снижении психических функций (от их нормального уровня развития) в силу механизмов накопления физиологического нервного истощения и возникновения симптомов псевдоадаптивного поведения. Признаки эмоциональной напряженности выявлены у 27,3% учащихся, незначительная тревожность определялась у 41,8% студентов, 20% респондентов показали состояние спокойствия перед прохождением стандартного имитационного модуля «Острый стенозирующий ларинготрахеит» (р<0,05).

При гендерном анализе психоэмоционального состояния студентов выявили, что эмоциональная напряжённость более выражена в женской группе - 59,1%. В состоянии дезадаптации находились 13,8% участников, у 20,3% - незначительная тревожность, и только 6,8% студенток оставались спокойными (р<0,05).

Эмоционально спокойными и уравновешенными перед прохождением стандартного имитационного модуля «Острый стенозирующий ларинготрахеит» оказались более половины представителей мужской группы учащихся - 62,5%, 25% респондентов пребывали в незначительной тревожности, и только у 12,5% - выявлена эмоциональная напряженность, состояние дезадаптации не определялось ни в одном случае (р<0,05).

После симуляции тест Люшера показал, что число студентов с состоянием дезадаптации снизилось в 2 раза (составило 5,5%), но они так и остались в состоянии эмоционального

напряжения (34,8%), что может быть связано с чрезмерной мобилизацией физиологических функций организма (в первую очередь, нервной системы), возникающее в условиях решения трудной задачи или в опасной ситуации (р<0,05). Признаки незначительной тревожности и спокойствия выявлены у 45,4% 14,3% учащихся соответственно (р<0,05).

Результаты шкалы толерантности к неопределенности Баднера показали, что до симуляции уровень толерантности к неопределенности у 54,6% студентов был средним, у 29,6% - ниже среднего, 13,5% - низкий уровень, 2,3% - выше среднего (р<0,05). Так как личность, толерантная к неопределенности, рассматривает любую неопределенную ситуацию как возможность выбора, развития, приобретения нового опыта, не испытывает деструктивной тревоги в неопределенных ситуациях, способна активно и продуктивно действовать в них, то можно говорить о том, что полученные данные свидетельствует, что только 86,4% исследуемых были готовы к сдаче модуля. Остальные студенты были не готовы, что может быть обусловлено не надлежащей подготовкой к занятию, стрессом, индивидуальной профессиональной не пригодностью или чрезмерной мобилизацией физиологических функций организма (особенно нервной системы), возникающей в условиях решения трудной задачи.

После симуляции увеличилось количество респондентов с высоким и выше среднего уровнями толерантности к неопределенности, 2,3% и 4,6% соответственно, что может быть обусловлено снижением уровня тревожности (р<0,05).

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня профессиональной додипломной подготовки при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе обучения в медицинском вузе существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока - мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, а также при прохождении текущей, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации со студентами лечебного и педиатрического факультетов АГМА, переживая при этом эмоциональный стресс.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии в обучении студентов не только как составную часть клинической подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в работе по повышению эффективности индивидуального взаимодействия педагогов и студентов; саморегуляции студентами своих психических состояний в период прохождения имитационных модулей симуляционно-аттестационного центра.

Список литературы / References

1. Ильин П.О. Симуляционные технологии в медицинском образовании и клинической практике // Вестник современной клинической медицины, 2014.

2. Свистунова А.А. Симуляционное обучение в медицине. Составитель Горшков М.Д. М.: издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013.

3. Юткина О.С., Бабцева А.Ф. Роль балльно-рейтинговой технологии в улучшении качества образовательного процесса и активизации самостоятельной работы студентов по клинической генетике в медицинском ВУЗе. В сборнике: Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ. Вузовская педагогика. Материалы конференции. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого; Главный редактор С.Ю. Никулина, 2013. С. 147-149.

4. Юткина О.С. Когнитивное развитие детей с патологией нервной системы // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 5 (35). С. 115-117.

5. Юткина О.С. Конституциональные особенности детей в зависимости от физического развития // International scientific review, 2015. № 2 (3). С. 84-86.

6. Юткина О.С. Юткина Ю.Р. К вопросу о проблеме межличностных отношений современной молодежи // Наука, техника и образование, 2015. № 4 (10). С. 188-190.

7. Юткина О.С. Физическое развитие и психосоматический статус школьников // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 3 (85). С. 104-106.

8. Yutkina O.S., Yutkina Y.R. Alexithymia in adolescents depending on physical development / China-Russian Union for Innovation and development of Chinese Medicine The 13th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science. The conference proceedings / HARBIN, CHINA, 2016. C. 116-117.

9. Yutkina O.S. Adaptive reactions of children depending on their age / China-Russian Union for Innovation and development of Chinese Medicine The 13th Sino-Russia Forum of Biomedical and Pharmaceutical Science. The conference proceedings / HARBIN, CHINA, 2016. C. 118-119.

ИСТОЧНИКИ СВОБОДНЫХ РАДИКАЛОВ ПРИ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ Андреев К.А.1, Сидоров Г.Г.2, Ефременко Е.С.3 Email: Andreev1793@scientifictext.ru

'Андреев Кирилл Андреевич - студент;

2Сидоров Геннадий Геннадьевич — студент;

3Ефременко Евгений Сергеевич - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой,

кафедра биохимии,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской

Федерации, г. Омск

Аннотация: алкогольная патология относится к категории нозологических форм, патогенез которых тесным образом сопряжен с интенсификацией процессов свободнорадикального окисления различных субстратов и метаболитов. Повышенная продукция веществ свободнорадикальной природы в условиях алкогольной интоксикации и алкогольной зависимости является одним из важнейших факторов повреждения биомолекул, а соответственно, развития многочисленных метаболических нарушений. В статье рассматриваются источники и механизмы генерации свободных радикалов при алкогольной интоксикации и алкогольной зависимости.

Ключевые слова: алкоголизм, алкогольная интоксикация, алкогольная зависимость, свободные радикалы, окислительный стресс, активные формы кислорода.

SOURCES OF FREE RADICALS IN ALCOHOL INTOXICATION AND ALCOHOL DEPENDENCE Andreev K.A.1, Sidorov G.G.2, Efremenko E.S.3

'Andreev Kirill Andreevich - student;

2Sidorov Gennady Gennadievich - student;

3 Efremenko Evgeniy Sergeevich - Head of the Department ofBiochemistry, PhD in Medical sciences, Associate

Professor, BIOCHEMISTRY DEPARTMENT, FEDERAL STATE FUNDED EDUCATIONAL INSTITUTION FOR HIGHER EDUCATION OMSK STATE MEDICAL UNIVERSITY MINISTRY OF PUBLIC HEALTH RUSSIAN FEDERATION, OMSK

Abstract: alcoholic pathology belongs to the category of nosological forms, the pathogenesis of which is closely associated with the intensification of the processes of free radical oxidation of various substrates and metabolites. Increased production of free-radical substances in conditions of alcohol intoxication and alcohol dependence is one of the most important factors in the damage to biomolecules and, consequently, the development of numerous metabolic disorders. The article discusses the sources and mechanisms of generation of free radicals in alcohol intoxication and alcohol dependence.

Keywords: alcoholism, alcohol intoxication, alcohol dependence, free radicals, oxidative stress, reactive oxygen species.

УДК 616.89-008.44'.'3+6'2-092.'8

Несмотря на отсутствие какого-либо одного, универсального механизма, по которому этанол оказывает влияние на организм, метаболические эффекты, как самого этанола, так и продуктов его распада, связаны с трансформацией окислительно-восстановительного статуса в клетках [1, с. 35]. Полагают, что одним из центральных факторов, определяющих данное изменение, может являться алкоголь-индуцированная гиперпродукция активных форм кислорода (АФК) [2, с. 98].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.