Научная статья на тему 'Компетентностнии в преподавании дисциплин цикла дополнительной профессиональной программмы повышения квалификации по специальности "травматология и ортпедия"'

Компетентностнии в преподавании дисциплин цикла дополнительной профессиональной программмы повышения квалификации по специальности "травматология и ортпедия" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ТРАВМАТОЛОГИЯ / ОРТОПЕДИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / COMPETENCY / COMPETENCE / TYPES OF COMPETENCES / TRAUMATOLOGY / ORTHOPEDICS / HIGHER MEDICAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оразлиев Д.А., Олифирова О.С.

В данной статье рассматриваются отличие и сходство понятий «компетентность» и «компетенция», виды компетенций. Представлены компетенции, которыми должны обладать слушатели после изучения дисциплин травматолого-ортопедических циклов по направлениям «Травматология» и «Ортопедия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оразлиев Д.А., Олифирова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF COMPETENCE APPROACH IN TEACHING TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS

The article discusses the difference and similarity of the concepts "competence" and "competency", the types of competencies. The authors outline competencies a student should master in traumatology and orthopedics according to educational programs of traumatology and orthopedics

Текст научной работы на тему «Компетентностнии в преподавании дисциплин цикла дополнительной профессиональной программмы повышения квалификации по специальности "травматология и ортпедия"»

Условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации включают следующие параметры: учебно-методическая документация и материалы по всем разделам; учебно-методическая литература для внеаудиторной работы; материально-техническая база, обеспечивающая организацию всех видов дисциплинарной подготовки; кадровое обеспечение реализации программы, соответствующее требованиям штатного расписания кафедры; нормативно-правовые акты Российской Федерации.

В рамках системы НМО были подготовлены следующие программы: «Герниология», «Механическая желтуха», «Острые заболевания гепатопанкреатодуоденальной зоны», «Желудочно-кишечные кровотечения», «Термические поражения», «Актуальные вопросы эндоскопии».

На обучение принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей «Лечебное дело» и прошедшие профессиональную переподготовку по специальности «Хирургия». Обучение ведется с отрывом от основного места работы.

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, практические занятия, стажировка), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

В процессе изучения раздела дисциплины используются традиционные технологии, формы и методы обучения - лекции, семинары, практические занятия, а также активные интерактивные формы проведения занятий - интерактивный семинар, отработка практических навыков в симуляционно-аттестационном центре (САЦ), электронное обучение.

В содержании дополнительной профессиональной программы для формирования профессиональных навыков, необходимых для оказания профильной помощи, отводятся часы на стажировку: 12 часов (2 дня) - 18 академических часов (3 дня). Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, закрепления теоретических знаний, приобретения практических умений, навыков и их эффективного использования при исполнении должностных обязанностей врача-хирурга. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер. Содержание стажировки определяется с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания программы повышения квали-фикацииврачей-хирурговпоспециальности «Хирургия». Стажировка проводится вхирургическом,эндо-скопическом, колопроктологическом, ожоговом отделениях ГАУЗ АО «Амурская областная клиническая больница». Стажировка предусматривает участие в хирургических операциях, курацию больных, обходы отделений, разбор больных, участие в лечебно-диагностических мероприятиях. В качестве руководителя стажировки привлекаются ведущие хирурги лечебных учреждений - заведующие отделениями.

В профессиональную программу повышения квалификации включены планируемые результаты обучения, которые направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-хирурга, его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностей работников сферы здравоохранения.

Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности «Хирургия» завершается итоговой аттестацией обучающихся. В дополнительной профессиональной программе содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по специальности «Хирургия» осуществляется посредством проведения зачета и выявляет теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. При успешной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

Литература

1. Макаров А.И. Динамика предпочтений и пути повышения мотивации студентов медицинского вуза при выборе хирургической специальности // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С.114-115.

2.Олифирова О.С., Оразлиев Д.А. Некоторые аспекты преподавания хирургических специальностей в интернатуре // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе: материалы конференции. Красноярск, 2011. С. 194-196.

3. Совцов С.А., Пряхин Ф.Н. Инновационные пути развития системы подготовки врача-хирурга // Пироговская хирургическая неделя: материалы Всероссийского Форума. СПб, 2010. С. 116-117.

УДК 378.147 Д. А. Оразлиев, О.С. Олифирова

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия КОНЦЕПЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ЦИКЛА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАМММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТПЕДИЯ»

Резюме В данной статье рассматриваются отличие и сходство понятий «компетентность» и «компетенция», виды компетенций. Представлены компетенции, которыми должны обладать слушатели после изучения дисциплин травматолого-ортопедических циклов по направлениям «Травматология» и «Ортопедия».

Ключевые слова: компетентность, компетенция, виды компетенций, травматология,

ортопедия, медицинский вуз.

THE CONCEPT OF COMPETENCE APPROACH IN TEACHING TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS

D. A. Orazliev, O. S. Olifirova FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia

Abstract The article discusses the difference and similarity of the concepts "competence" and "competency", the types of competencies. The authors outline competencies a student should master in traumatology and orthopedics according to educational programs of traumatology and orthopedics.

Key words: competency, competence, types of competences, traumatology, orthopedics, higher medical school.

Компетенции - это способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений, навыков в решении конкретных профессиональных задач. Формирование профессиональных компетенций врача-специалиста травматолога и ортопеда преДполагает овладение системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений.

Цель изучения дисциплин «Травматология» и «Ортопедия» - получение фундаментального образования, способствующего дальнейшему развитию личности, формированию у обучающихся на факультете последипломного образование целостного и естественнонаучного мировоззрения. Постдипломное повышение квалификации травматологов-ортопедов должно преследовать главную цель - улучшение качества специализированной травматолого-ортопедической помощи населению путем освоения новых и современных диагностических приемов, методов консервативного и оперативного лечения повреждений и заболеваний органов опоры и движения как у детей, так и у взрослых, а также освоение различных аспектов реабилитации.

Специалист должен обладать компьютерной грамотностью, владеть различными способами решения проблем, гибким и инновационным мышлением, склонностью и способностью к непрерывному образованию. Сравнивая определения «компетентный» и «компетенция», можно обнаружить их сходство и близость:1) знания в определённой области; 2) предоставленные полномочия делать или решать что-либо. То есть, эти понятия являются взаимозаменяемыми. Компетентность стала рассматриваться как личностная категория, а компетенции превратились в единицы учебной программы и составили «анатомию» компетентности.

Общекультурные компетенции (ОК) характеризуются:

- способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности травматолога и ортопеда;

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального травматологического и ортопедического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, толерантности;

- способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции травматолога и ортопеда;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты при работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются следующим образом.

В диагностической деятельности:

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области травматологии и ортопедии;

- способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики группы травматических повреждений опорно-двигательного аппарата, заболеваний и патологических процессов в травматологии и ортопедии;

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы ортопедических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов распространения патологии по органам, системам и организму в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при травматических повреждениях опорно-двигательного аппарата, заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в травматологии и ортопедии;

в лечебной деятельности:

- способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при травматологических повреждениях и ортопедических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения сочетанных и комбинированных травм, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

- способностью и готовностью назначать травматолого-ортопедическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным травматолого-ортопедических больным, так и больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями;

в реабилитационной деятельности:

- способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма;

- способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации травматолого-ортопедических больных (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса), определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии;

в профилактической деятельности:

- способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья травматолого-ортопедических больных (взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

- способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии ортопедических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактическиемероприятияпо предупреждениюинфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам;

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций травматологии и ортопедии;

- способностью и готовностью использовать знания организационной структуры по травматологии и ортопедии, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений травматологии и ортопедии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам травматолого-ортопедического профиля.

ФГОС ВО базируются на новой интерпретации целей, результатов высшего профессионального образования и способов их оценки, а также на новых технологиях обучения: компетентностном подходе, системе зачётных единиц, балльно-рейтинговой системе, а также внедрении электронных образовательных ресурсов.

Таким образом, при формировании компетенций у слушателей деятельность преподавателей плавно меняется от «транслятора» знаний на работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у слушателей профессиональных умений, к позиции «консультанта» совместно со слушателем проектирующего его будущую профессиональную деятельность.

Литература

1. Миронов С.П., Шестерня Н.А., Гусев Б.В. и др. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием по специальности «Травматология и ортопедия». Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова. Москва, 2001. 161 с.

2. Оразлиев Д.А. «Ситуационные задачи с заранее обвяленными ошибками для слушателей факультета последипломного образования». Вузовская педагогика. Современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании. //Вузовская педагогика: материалы конференции. Красноярск, 2015. С. 81-89.

3. Фадеева Е.И. Компетентность^ подход к имиджу современного педагога//Управление образованием /научно-методический журнал. 2008. №2

4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 163 р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы».

5. Сергеева В.В., Чуйкова С.Ю., Селиверстова И.Г. Концепция компетентностного подхода в преподавании дисциплин математического и естественнонаучного цикла. //Инновационные технологии в совершенствовании качество образования. / Материалы международной научно-методической конференции. Благовещенск 2014. С. 219-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.