УДК 378.14:[617.3:616-001 ]:378.661 (470.56)
А. М. ГУРЬЯНОВ, В. В. ЗАХАРОВ, А. А. САФРОНОВ, Т. В. ГЛУХОВА, А. А. САФРОНОВ, А. И. ЛАПЫНИН
РЕАЛИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ ОрГМУ
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
A. M. GURYANOV, V. V. ZAHAROV, A. A. SAFRONOV, T. V. GLUHOVA, A. A. SAFRONOV, A. I. LAPYNIN
IMPLEMENTATION OF CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION
IN THE DEPARTMENT OF TRAUMATOLOGY AND ORTHOPEDICS OrSMU
FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia
РЕЗЮМЕ
Наряду с подготовкой студентов, проблема непрерывного медицинского образования является одной из наиболее важных задач и приоритетных направлений работы кафедры в настоящее время. Основной базой подготовки специалистов для травматологической службы Оренбуржья являются кафедра и клиника травматологии и ортопедии. В настоящее время разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального и непрерывного медицинского образования по шести направлениям с применением симуляционных технологий для отработки практических навыков. Широко используются разработки и результаты собственных научных исследований, клинические рекомендации, стандарты и протоколы лечения, утвержденные Министерством здравоохранения Российской
Гурьянов Андрей Михайлович - к. м. н., доцент кафедры травматологии и ортопедии; тел. 8-903-398-91-66; e-mail: [email protected]
Захаров Владислав Валентинович - к. м. н., доцент кафедры травматологии и ортопедии; тел. 8-922-537-09-28; e-mail: [email protected]
Сафронов Андрей Александрович - д. м. н., профессор кафедры травматологии и ортопедии; тел. 8-922-855-00-50; e-mail: [email protected]
Глухова Татьяна Владимировна - ассистент кафедры травматологии и ортопедии; тел. 8-922-530-50-63; e-mail: [email protected]
Сафронов Александр Андреевич - к. м. н., доцент кафедры травматологии и ортопедии; тел. 8-922-855-00-50; e-mail: [email protected]
Лапынин Александр Иванович - к. м. н., ассистент кафедры травматологии и ортопедии; тел. 8-922-530-50-63; e-mail: [email protected]
Федерации, а также опыт наших зарубежных коллег. Широко применяются интерактивные технологии и дистанционные методы обучения, внедрение которых позволило нам повысить качество организации учебного процесса и мотивацию слушателей на получение новых знаний и освоение современных высокотехнологичных методов лечения.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СИМУЛЯЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ТРАВМАТОЛОГИЯ, ОРТОПЕДИЯ.
SUMMARY
Along with the training of students, the problem of continuous medical education is one of the most important tasks and priorities of the Department at the present time. The main base of training for the trauma service of Orenburg are the Department and clinic of traumatology and orthopedics. Currently, programs of additional professional and continuous medical education in six areas are developed and implemented, with the use of simulation technologies to practice practical skills. Widely used are the developments and results of our own research, clinical guidelines, standards and treatment protocols approved by the Ministry of health of the Russian Federation, as well as the experience of our foreign colleagues. Interactive technologies and distance learning methods are widely used, the introduction of which allowed us to improve the quality of the educational process and motivate students to gain new knowledge and develop modern high-tech treatments.
KEY WORDS: MEDICAL EDUCATION, SIMULATION TECHNOLOGIES, DISTANCE LEARNING, TRAUMATOLOGY, ORTHOPEDICS.
Преподавание дисциплины травматологии и ортопедии началось в Оренбургском государственном медицинском институте в первой половине шестидесятых годов и первоначально осуществлялось кафедрой госпитальной хирургии на базе открытого в 1961 году 80-коечного травматологического отделения городской больницы № 4. В сентябре 1966 года был открыт самостоятельный курс травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии, который возглавил профессор Иван Кириллович Никитенко. В 1970 году курс был преобразован в кафедру, которой до 1992 года руководил профессор И. К. Никитенко, а с 1992 года по 2011 год кафедру возглавлял профессор Сергей Алексеевич Павловичев [3]. В настоящее время в реализации непрерывного медицинского образования (НМО) на кафедре участвуют заведующий кафедрой Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор А. А. Сафронов, доценты В. В. Захаров, А. М. Гурьянов, А. А. Сафронов, ассистенты Т. В. Глухова и А. И. Лапынин. При их участии разработаны программы повышения квалификации по основным направлениям профессиональной подготовки и учебно-методические пособия по наиболее актуальным вопросам травматологии и ортопедии, которые размещены в электронно-библиотечной системе университета и доступны для широкого круга врачей.
Наряду с подготовкой студентов, проблема непрерывного медицинского образования является одной из наиболее важных задач и приоритетных направлений работы кафедры в настоящее время. При этом в соответствии с рекомендациями «Международные стандарты в медицинском образовании» существенная доля времени, отведенного на обучение, отводится отработке практических навыков и умений в рамках реализации образовательных программ [5, 6]. По инициативе профессора С. А. Павловичева в клинике реализованы современные способы оперативного лечения повреждений позвоночника и артроскопия крупных
суставов. Новыми лечебными технологиями и научными направлениями кафедры стали эндопро-тезирование крупных суставов и суставов кисти, микрохирургическая реконструкция при травмах конечностей. Внедрению их способствовал профессор А. А. Сафронов.
Сегодня базой кафедры является специализированная клиническая больница на 200 коек, располагающая травматолого-ортопедическим отделением, отделениями экстренной и плановой травматологии, анестезиологии и реанимации, ожоговым отделением, дневным стационаром и амбулаторной службой. Основными базами подготовки специалистов для травматологической службы Оренбуржья являются кафедра и клиника травматологии и ортопедии. Обучение будущих травматологов начинается в клинической ординатуре, а в последующем на циклах тематического усовершенствования, организованных для врачей-хирургов и травматологов-ортопедов. В настоящее время разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального и непрерывного медицинского образования по шести направлениям. Причем предложены программы и для врачей нехирургического профиля. В последние годы на кафедре используется новая симуляционная технология для отработки практических навыков остеосинтеза и сухожильного шва. Учитывая высокую стоимость силиконовых сухожильных спейсеров и пластиковых моделей костей, в качестве операционного материала используются сухожилия и кости животных, подвергнутые специальной обработке. На кафедре оборудован специальный стол с фиксатором для костей и тендодержатели, приобретено необходимое оборудование для проведения остеосинтеза переломов проксимального отдела бедренной кости, блокируемого интрамедуллярного остеосинтеза, чрескостного компрессионно-дистракционного, накостного остеосинтеза пластинами и отработки навыков сухожильного шва. При проведении симуляционных занятий преподаватель еще раз объясняет теоретические основы остеосинтеза и тенорафии, на муляже проводит демонстрационное оперативное пособие. В последующем
обучающиеся самостоятельно отрабатывают практические умения.
Кроме того, в процессе обучения врачей широко используются разработки и результаты собственных научных исследований сотрудников кафедры, а также национальные руководства, утвержденные клинические рекомендации, стандарты и протоколы по направлению «Травматология и ортопедия», а также зарубежный опыт наших коллег со всего мира. Приоритетным направлением исследовательской работы кафедры много лет остаются проблема хирургической инфекции, изучение механизма транслокации микроорганизмов, разработка пробиотиков, изучение функции внешнего дыхания при травмах, регенерация костной ткани. Научные труды профессора Вячеслава Ивановича Никитенко произвели настоящий переворот в учении о раневой инфекции. Обнаруженные им защитные механизмы микроорганизмов сенной палочки по отношению к возбудителям раневой инфекции и феномен транслокации давно уже вышли за пределы кафедры и сплотили вокруг себя большую группу исследователей многих клинических кафедр, морфологов и практических врачей. Разработанный Вячеславом Ивановичем на основе этого пробиотик «Споробактерин» утвержден как лекарственная форма и широко внедрен в клиническую практику на территории Российской Федерации и в зарубежных странах при лечении атопических дерматитов, раневой инфекции, остеомиелита, термических ожогов, перитонита, заболеваний гастроинтестинально-го тракта [2, 3].
Изучению чрескостного остеосинтеза и его роли в лечении переломов и их осложнений были посвящены работы доцента кафедры В. Н. Строкова и профессора А. А. Сафронова. В настоящее время данное направление продолжено ассистентом кафедры А. И. Лапыниным. Авторами получены хорошие результаты при лечении несросшихся переломов, ложных суставов и дефектов костей, перипротезных переломов. Результатом данной работы стали шесть рационализаторских предложений и новых методик лечения несросшихся переломов, которые внедрены в лечебных учреждениях города Оренбурга. Татьяной Владимировной
Глуховой и Ольгой Александровной Речкуновой ведутся исследования по эффективности озоноте-рапии и изучению иммунного статуса и фосфор-но-кальциевого обмена у пациентов с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
Новым научным направлением для кафедры стали исследования по микроанатомическому строению сухожилий и возможностям их микрохирургической реконструкции, которые проводятся совместно с кафедрой оперативной хирургии и клинической анатомии им. С. С. Михайлова (зав. - проф. С. В. Чемезов). Разработаны новая техника и способ микрохирургической реконструкции сухожилий конечностей, которые внедряются в лечебную работу и широко применяются в образовательном процессе при подготовке врачебных кадров по специальности «травматология и ортопедия» [1, 3, 4].
На кафедре широко применяются современные информационные технологии преподавания и оборудование (интерактивная доска, мультимедийные проекторы, компьютеры с возможностью выхода в интернет), дистанционные методы обучения с возможностью стажировки врачей на рабочем месте. Это позволило преподавателям использовать в своей работе различные стили обучения, приспосабливаясь к определенным потребностям аудитории, что помогает слушателям понять более сложный материал в результате более эффективной его подачи. Как результат, повысилось качество организации учебного процесса на кафедре.
Внедрение интерактивных и симуляционных технологий повысило качество организации учебного процесса на кафедре и мотивацию слушателей на получение новых теоретических знаний и освоение современных высокотехнологичных методов лечения, помогло направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Кроме этого, у врачей на доклиническом этапе появилась возможность самостоятельно отработать мануальные навыки с правом на ошибку, недопустимую в клинике, что позволяет повысить профессионализм врачей-травматологов.
Применение новейших информационных ресурсов дает возможность достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи.
Совместная научная и лечебно-диагностическая работа сотрудников кафедры и клинической базы, постоянное совершенствование учебного процесса позволяют сегодня кафедре и клинике оставаться ведущим лечебно-диагностическим, учебным и научно-исследовательским центром
травматолого-ортопедической службы Оренбургской области. Ярким подтверждением тому может быть неиссякаемый поток травматологов, хирургов и врачей других специальностей на циклах повышения квалификации и тематического усовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гурьянов, А. М. Макромикроскопическая анатомия и микротопография пяточного (ахиллова) сухожилия / А. М. Гурьянов, В. В. Ивлев // Морфология. - 2017. - Т. 152, № 5. - С. 84-87.
2. Никитенко, В. И. Феномен транслокации бактерий и его значение в патогенезе хирургической инфекции при повреждениях / В. И. Никитенко // Актуальные вопросы хирургии повреждений : материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии ГОУ ВПО ОрГМА. - Оренбург, 2006. - С. 34-36.
3. Павловичев, С. А. Кафедре травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Оренбургской государственной медицинской академии - 40лет. В кн.: Актуальные вопросы хирургии повреждений/ С. А. Павловичев, В. В. Захаров, С. В. Никитин //
Региональная научно-практическая конференция, посвященная 40-летию кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии ГОУ ВПО ОрГМА. - Оренбург, 28-29 ноября 2006. - С. 3-5.
4. Филаретова, Т. В. Иммунный статус у больных с нестабильностью эндопротезов крупных суставов / Т. В. Филаретова, А. А. Сафонов, А. М. Чайников, И. Э. Лященко // Вестник Уральской медицинской академической науки. - Екатеринбург. - 2012. -№ 4 (41). - С. 174.
5. Accreditation Council for Graduate Medical Education (ACGME) and American Board of Medical Specialties (ABMS). ABMS/ACGME Core Competencies, 1999.
6. General Medical Council. Good Medical Practice. 3rd Edition. General Medical Council. London. -2001. - http://www.gmc-uk.org.