Настоящая рабочая учебная программа^исциплины разработана с целью повышения квалификации участковых терапевтов, врачей общей практики по приоритетным направлениям развития здравоохранения и развития практических навыков по повышению онконастороженности и эффективному внедрению скрининговых программ по раннему выявлению онкологических заболевании.
Цикл включает базовый раздел, а также 6 тематических (нозологических) разделов. Базовый раздел содержит информацию об эпидемиологической ситуации в России, основных факторах ^риска развития онкологических заболевании и предраковых состояний, современных методах ранней диагностики онкологических заболеваний, в том числе скрининговых технологиях, и интерпретации полученных результатов с целью принятия диагностического решения о дальнейшей маршрутизации пациента. Доказано, что скрининг-обследование является одним из основополагающих принципов раннего выявления онкологических заболеваний.
Тематические разделы посвящены онконастороженности и диагностике злокачественных новообразований легких, органов пищеварения, молочной железы, репродуктивной системы, предстательной железы и органов мочеполовой системы, кожи, кроветворной и лимфоидной систем.
Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей цикла «Онконастороженность и ранняя диагностика онкологических заболеваний врачами первичного звена» осуществляется на клинических базах Амурского областного онкологического диспансера, Амурской областной клинической больницы, клиники «Семейный врач» Амурской ГМА.
Литература
1.Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «Онкология».
2. Алгоритмы выявления онкологических заболеваний в работе врача общей практики. Методические рекомендации для организаторов здравоохранения, врачей общей практики, профильных специальных врачей-онкологов. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.2009
3. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году. Под редакцией А.Д. Карпина, В.В. Старин-ского, Г.В. Петровой. МНИОИ имени П.А. Герцена-филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России. Москва. 2016.
4. Злокачественные новообразования в России в 2015 году. Под редакцией А.Д. Карпина, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. МНИОИ имени П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИРЦ» Минздрава России. Москва. 2016.
УДК 378
Н.А. Третьякова, А.Н. Собко, В.В. Батаева
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПАЛЛИАТИВНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В
ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Резюме Паллиативная медицинская помощь, призванная облегчить страдания и улучшить качество жизни больных с ограничивающими продолжительность жизни заболеваниями, впервые признается самостоятельным видом медицинской помощи. В статье подчеркивается необходимость профессиональной подготовки врачей с целью обучения их специфическим вопросам оказания паллиативной медицинской помощи. Междисциплинарный подход в преподавании паллиативной помощи позволяет повысить эффективность обучения специалистов в приобретении необходимых компетенций в период становления службы.
Ключевые слова: паллиативная медицинская помощь, подготовка врачей, последипломное образование, медицинский вуз.
INTER-DISCIPLINE APPROACH IN TEACHING «PALLIATIVE ASSISTANCE TO THE POPULATION IN POSTGRADUATE EDUCATION»
N.A. Tretyakova, A.N. Sobko, V.V. Bataeva
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Palliative care, organized to alleviate suffering and improve the quality of life of patients with life-limiting diseases, is for the first time recognized as an independent type of medical care. The article emphasizes the need for professional doctors4 training with a view to teaching them specific issues of palliative care. The inter-discipline approach in the teaching of palliative care allows to increase the efficiency of training specialists in acquiring the necessary competencies during the formation of service.
Key words: palliative medical, doctors4 training, postgraduate education, higher medical school.
К сожалению, естественное течение большинства хронических заболеваний характеризуется про-грессированием и на том или ином этапе завершается декомпенсацией с неизбежным летальным исходом. В последние десятилетия в России отмечается увеличение числа больных, страдающих различными нозологическими формами хронических прогрессирующих заболеваний, которые нуждаются в оказании паллиативной помощи. Научное обоснование и сопровождение организации паллиативной помощи позволит разработать и апробировать организационную модель паллиативной помощи па-
циентам.
Паллиативная помощь - направление медико-социальной деятельности, целью которого является улучшение качества жизни больных и их семей, оказавшихся перед лицом смертельного (уносящего жизнь) заболевания. Эта цель достигается благодаря предупреждению и облегчению страданий путем раннего выявления, тщательной оценки и купирования боли и других симптомов.
Современная паллиативная помощь возродила известные в течение столетий преимущества работы в сплоченной команде специалистов, обладающих различными знаниями и умениями, для обеспечения единой цели - всесторонней помощи (физической, психологической и духовной) терминальным больным, что сегодня принято называть интегрированным мультидисциплинарным подходом.
Паллиативная помощь населению в Российской Федерации регламентируется рядом нормативных документов: Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 36; приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1343н «Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению»; приказ Минздрава России от 6 августа 2013 г. п 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций и специальностей» (в нее включены врачи-специалисты, в том числе врачи паллиативной медицинской помощи).
Принятые нормативные документы призваны решить вопрос качества жизни больных с хроническими и острыми болями. Например, согласно приказу 1175н от 20 декабря 2012 года упрощен алгоритм выписки наркотических анальгетиков для обеспечения медикаментами для обезболивания.
Подготовка медицинских кадров по паллиативной медицине является одним из трех основополагающих направлений стратегии успешного развития паллиативной помощи как отрасли здравоохранения наряду с доступностью лекарственных препаратов и политикой, осуществляемой государством в области организации служб на всех уровнях медицинской помощи.
Важность профессиональной подготовки и постоянного обучения специалистов подчеркивается в основных международных документах по организации паллиативной помощи: «Паллиативная помощь: руководство ВОЗ для осуществления эффективных программ» (модуль 5 серии «Борьба с раком: знания в практику», 2007); «Рекомендации 24 (2003) Комитета Министров Света Европы по организации паллиативной помощи в государствах-участниках» и «Белая книга» Европейской ассоциации паллиативной помощи о стандартах и нормах паллиативной помощи в Европе» (2009), «Методические рекомендации по организации паллиативной помощи» в России.
Подготовка специалистов по паллиативной медицине контролируется Правительством России и лично Президентом. В списке поручений Президента значится разработка соответствующих образовательных программ в медицинских организациях высшего и среднего профессионального образования.
В нашем вузе началась подготовка врачей основам паллиативной помощи с 2016 года. Обучены специалисты на краткосрочных циклах тематического усовершенствования, примерно треть - врачи из регионов. Разработаны программы и проводятся циклы тематического усовершенствования по паллиативной медицине в рамках непрерывного медицинского образования для врачей (36 часов).
Основные разделы, входящие в курс обучения, следующие.
Нормативно-правовые и организационные аспекты паллиативной медицинской помощи. Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению. Структура службы паллиативной медицинской помощи
Основные принципы, философия и специфика паллиативной медицинской помощи. Особенности курации неизлечимых больных. Качество жизни в паллиативной медицине - принципы и практика. Междисциплинарный подход при оказании паллиативной медицинской помощи. Вопросы этики и деонтологии в паллиативной медицине.
Диагностика и лечение хронической боли различного генеза. Этиология, патогенез, диагностика. Принципы лечения хронической боли. Принципы лечения хронической боли у неизлечимых больных. Фармакотерапия хронической боли. Нелекарственные методы лечения хронической боли.
Паллиативная медицинская помощь в терминальной стадии неонкологических заболеваний. Болезни органов дыхания и сердечно - сосудистой системы. Болезни нервной системы (инсульт, ней-родегенеративные болезни). Болезни почек и печени. Болезни крови и эндокринные заболевания. Инфекционные заболевания (ВИЧ/СПИД, туберкулез). Психические заболевания.
Паллиативная медицинская помощь онкологическим больным. Контроль симптомов основного заболевания лекарственными препаратами, хирургическими и мини-инвазивными технологиями. Симптоматическое лечение клинических проблем, не связанных с основным заболеванием.
Психологические, социальные и духовные аспекты паллиативной медицинской помощи. Группы психологического риска. Морально-этические проблемы эвтаназии. Профилактика синдрома профессионального выгорания персонала.
Чтобы достичь наилучшего результата, формат обучения должен быть разнообразным. Методика преподавания включает лекции, практические занятия, клинические разборы конкретных cлучaевJ семинары, психологические тренинги, ролевые игры, стажировку на базе отделения паллиативнои помощи.
Часть теоретического материала представлена в дистанционной системе Moodle. К услугам слушателей современная электронная библиотека, современные периодические издания.
Междисциплинарный подход в преподавании паллиативной медицинской помощи постоянно совершенствуется и возможен при совместном участии преподавателей кафедр внутренних болезней ФПДО, кафедры лучевой диагностики, лучевой терапии с курсом онкологии, нервных болезней, психиатрии и наркологии, специалистов практического здравоохранения, прошедших соответствующее обучение по данной специальности.
Таким образом, сегодня в стране и нашем вузе на самом высоком уровне поставлены задачи подготовки врачей по вопросам паллиативной медицинской помощи. Этот процесс подготовки специалистов будет включать в себя повышение квалификации в рамках циклов тематического усовершенствования, в том числе непрерывного медицинского образования, и повышение квалификации врачей в рамках сертификационных циклов.
Отдельные модули программы - «Лечение острой и хронической боли», «Паллиативная медицинская помощь в терминальной стадии неонкологических заболеваний» - включены в циклы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по терапевтическим специальностям.
Обучение по паллиативной медицине должны получить не только врачи, непосредственно работающие в специализированных учреждениях паллиативной помощи, но и онкологи, гериатры, терапевты, врачи общей практики, неврологи и врачи скорой и неотложной помощи.
Литература
1.Федеральный закон от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148786/.
2.Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 №2511-p «Об утверждении «Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации».
3.Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
4.Ведение больных с болевым синдромом в общей врачебной практике. Клинические рекомендации. Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации, 2013.
5.Введенская Е.С. Концептуальная структурно-организационная модель системы паллиативной медицинской помощи взрослому населению. Здравоохранение Российской Федерации, 2014. 2: 25-30.
6.Укрепление паллиативной медицинской помощи в качестве одного из компонентов комплексного лечения на протяжении всего жизненного цикла. // Всемирная организация здравоохранения, исполнительный комитет, сессия 134 ЕВ 134/28. М., 2014. С. 9-22
7. Письмо Минздрава России от 27.02.2014 № 25-4/10/2-1277. «О разработке учебного модуля по теме «Терапия острой и хронической боли» и сопроводительные материалы на 37 л.
УДК 378 В.В. Шамраева, О.В. Журавлёва
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Резюме Широкое применение активных методов обучения студентов на кафедре педиатрии (дежурства в стационаре, выступления с докладами, обзорами медицинской прессы, съемка учебных фильмов и другое) сочетается с разнообразными методиками интерактивного обучения (мастер-классы, тренинги, организация уроков здоровья и многое другое). Все это способствует улучшению качества подготовки студентов педиатрического факультета.
Ключевые слова: медицинский вуз, педиатрия, активные методы обучения. OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS
V.V. Shamraeva, O.V. Zhuravleva
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Wide application of active methods of teaching students at the department of pediatrics (duty in the hospital, presentations with a review of the medical press, educational films, etc.) is combined with a variety of interactive teaching methods (master classes, trainings, organization of health lessons and much more). All this contributes to the improvement of the quality of students of the pediatric faculty.
Key words: higher medical school, pediatrics, active teaching methods.