Часть теоретического материала представлена в дистанционной системе Moodle. К услугам слушателей современная электронная библиотека, современные периодические издания.
Междисциплинарный подход в преподавании паллиативной медицинской помощи постоянно совершенствуется и возможен при совместном участии преподавателей кафедр внутренних болезней ФПДО, кафедры лучевой диагностики, лучевой терапии с курсом онкологии, нервных болезней, психиатрии и наркологии, специалистов практического здравоохранения, прошедших соответствующее обучение по данной специальности.
Таким образом, сегодня в стране и нашем вузе на самом высоком уровне поставлены задачи подготовки врачей по вопросам паллиативной медицинской помощи. Этот процесс подготовки специалистов будет включать в себя повышение квалификации в рамках циклов тематического усовершенствования, в том числе непрерывного медицинского образования, и повышение квалификации врачей в рамках сертификационных циклов.
Отдельные модули программы - «Лечение острой и хронической боли», «Паллиативная медицинская помощь в терминальной стадии неонкологических заболеваний» - включены в циклы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по терапевтическим специальностям.
Обучение по паллиативной медицине должны получить не только врачи, непосредственно работающие в специализированных учреждениях паллиативной помощи, но и онкологи, гериатры, терапевты, врачи общей практики, неврологи и врачи скорой и неотложной помощи.
Литература
1.Федеральный закон от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148786/.
2.Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 №2511-p «Об утверждении «Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации».
3.Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
4.Ведение больных с болевым синдромом в общей врачебной практике. Клинические рекомендации. Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) Российской Федерации, 2013.
5.Введенская Е.С. Концептуальная структурно-организационная модель системы паллиативной медицинской помощи взрослому населению. Здравоохранение Российской Федерации, 2014. 2: 25-30.
6.Укрепление паллиативной медицинской помощи в качестве одного из компонентов комплексного лечения на протяжении всего жизненного цикла. // Всемирная организация здравоохранения, исполнительный комитет, сессия 134 ЕВ 134/28. М., 2014. С. 9-22
7. Письмо Минздрава России от 27.02.2014 № 25-4/10/2-1277. «О разработке учебного модуля по теме «Терапия острой и хронической боли» и сопроводительные материалы на 37 л.
УДК 378 В.В. Шамраева, О.В. Журавлёва
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия
ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Резюме Широкое применение активных методов обучения студентов на кафедре педиатрии (дежурства в стационаре, выступления с докладами, обзорами медицинской прессы, съемка учебных фильмов и другое) сочетается с разнообразными методиками интерактивного обучения (мастер-классы, тренинги, организация уроков здоровья и многое другое). Все это способствует улучшению качества подготовки студентов педиатрического факультета.
Ключевые слова: медицинский вуз, педиатрия, активные методы обучения. OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS
V.V. Shamraeva, O.V. Zhuravleva
FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract Wide application of active methods of teaching students at the department of pediatrics (duty in the hospital, presentations with a review of the medical press, educational films, etc.) is combined with a variety of interactive teaching methods (master classes, trainings, organization of health lessons and much more). All this contributes to the improvement of the quality of students of the pediatric faculty.
Key words: higher medical school, pediatrics, active teaching methods.
Модернизация отечественного высшего образования характеризуется
переориентацией его на личностную парадигму и компетентностный подход как приоритетныи, что отражено в ФГОС ВО по специальности 31-05.02 «Педиатрия».
На кафедре педиатрии в настоящее время преподается 12 дисциплин в соответствии с ФГОС. В учебном процессе используются как активные, так и интерактивные методы преподавания- Одним из наиболее важных моментов оптимизации учебного процесса является личный опыт преподавателя как врача, возможность привести примеры из практики, проанализировать свои и чужие ошибки (прежде всего из своей профессиональной деятельности), показать работу отделений и т.п., что значительно обогащает учебный процесс. Все преподаватели кафедры являются практикующими врачами, для преподавания неонатологии привлечен, как совместитель, врач-неонатолог высшей категории.
Из традиционных активных методов обучения на кафедре, кроме общепринятых, давно используется такое направление как самостоятельная работа с литературой: поиск необходимых по тематике занятий свежих статей из журналов и медицинских газет в библиотеке Амурской ГМА и/или из сайтов самих журналов, самостоятельная проработка их и умение сделать пятиминутный доклад перед группой.
Мы вернулись к позабытому, но очень эффективному методу преподавания -это создание учебного фильма (или видеоматериала) с размещением его на едином образовательном портале [1]. На сегодняшний день снято под контролем доцента 12 учебных фильмов. «Главные роли» в них исполняют, конечно же, студенты. Фильмы пользуются большим спросом и, со слов студентов, неизменно помогают при подготовке к занятиям.
Шестикурсники в качестве внеаудиторной самостоятельной работы дежурят в приемном покое Амурской областной детской клинической больницы, на следующий день (имитация врачебной «пятиминутки») докладывают о своем дежурстве, подробно разбирается один из поступивших пациентов.
Разбор учебной истории болезни или выписки из истории болезни - это очень важная часть занятия. Студент докладывает проработанную накануне историю болезни ребенка в группе, самостоятельно выводит причинно-следственные связи развития заболевания, дает оценку всем проведенным дополнительным методам исследования, лечения и динамике состояния пациента. На этапах отчетов студентов по больному ребенку (в том числе и по курируемому в стационаре) возникают интерактивные методы обучения, т.к. может сразу же возникнуть дискуссия, клинический разбор ситуации.
Интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся и педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем, и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса.
Приведу примеры образовательных технологий, которые не первый год используются на кафедре.
1.Разминки и тренинги (это различные психологические тренинги, прежде всего направленные на улучшение процессов памяти и восприятия информации студентами) - проходят в течение 5 минут в игровои форме и всегда вызывают оживление аудитории (как после физической разминки).
2.«Мозговой штурм» - всем кафедрам знакомая форма контроля.
3.Деловые и ролевые учебные игры; клинический разбор ситуации с элементами деловой игры
- наиболее интересно проводить при изучении клинических дисциплин на старших курсах. Они позволяют выявить, кроме всего прочего, пробелы в тактике педиатра, юридической грамотности, соблюдении принципов этики и деонтологии. Одновременно на таких играх и разборах обсуждаются последствия неправильных действий врача, в т.ч. с точки зрения закона.
4.Интерактивные лекции.
5.Мастер-класс специалистов в преподаваемой области: на лекциях и на практических занятиях. Мы не первый год активно сотрудничаем с медицинским представителей фирмы «Нестле» в г. Благовещенске (по вопросам питания детей грудного и раннего возраста
- при этом обязательно сохраняется принцип пропаганды грудного вскармливания!).
6.Мастер-класс при изучении кардиологии проходит при участии заведующей отделением функциональной диагностики, которая помогает студентам понять особенности проведения и интерпретации у детей таких методов диагностики, как ЭКГ, КИГ, суточное холтеровское мониторирование.
7.Работа в малых группах используется при решении клинических ситуационных задач.
8.Использование и анализ видео- и фотоматериалов, например, разбор всей группой представленных на слайдах рентгеновских снимков органов грудной полости, экскреторных урограмм; просмотр фильма о вреде курения, обсуждение в группе.
9.Студенты педиатрического факультета всегда активно участвуют в такой форме внеаудиторной самостоятельной работы, как круглые столы, дебаты, учебные и научно-практические конференции.
Ю.Эти формы работы, а также ежегодное участие в социальном проекте «Ярмарка здоровья» позволяют студентам усваивать материал на более высоком уровне, а «слушателям» - лучше его воспринять, т.к. в этих ситуациях общение идет на равных.
Кроме того, студенты педиатрического факультета - фавориты в организации различного рода детских праздников, культурно-познавательных мероприятиях для детей (так называемых «Школах здоровья»), проводимых в детской городской клинической больнице Благовещенска.
Мы так же в рамках внеаудиторной самостоятельной работы привлекаем студентов к проведению бесед с родителями, детьми или средним и младшим медперсоналом.
Подготовка таких праздников, бесед - это возможность качественно и глубоко проработать изучаемый материал и улучшить свои коммуникативные способности, тем более, когда аудитория - незнакомые дети разных возрастов, родители и будущие коллеги.
Отдельно можно выделить такую форму работы со студентами как учебно-исследовательская работа (УИРС). Она позволяет студенту реализовать себя как субъект учения и служит мостиком к научной работе, играет важную роль в интеграции учебного, воспитательного, научного процессов и в формировании ценностной ориентации студентов. Учебно-исследовательская работа помогает будущим врачам лучше понять пути получения новых знаний и привнести в организационные формы обучения большее число научных методов, придавая тем самым учебному и научному процессам практико-ориентированную направленность, наглядность.
На лекциях и занятиях мы в дальнейшем обязательно приводим студентам результаты, полученные их товарищами в ходе исследований. Показательным является тот факт заинтересованности, когда студенты продолжают начатое исследование, выполненное другими студентами ранее, или желают продолжить глубже изучать определенную проблему. Педиатры всегда активно участвуют в итоговых заседаниях СНО, конференциях «Инициативная молодёжь XXI века» и конференциях на иностранных языках.
Следует остановиться и на таком инновационном методе преподавания, как отработка практических навыков и умений в симуляционно-аттестационном центре. Здесь у нас задействованы все курсы. На кафедре разработаны и внедрены в практику занятии 5 стандартных имитационных модулей с различными действиями - в зависимости от курса [2].
Активная работа кафедры на портале Moodle в рамках функционирования единой электронной информационно-образовательной среды - еще одно немаловажное направление для улучшения качества подготовки специалистов в медицинском вузе.
Литература
1. Шамраева В.В. Применение видеоматериалов в учебном процессе // Материалы научно-методической конференции «Проектирование и ресурсное обеспечение образовательных программ, современные электронные образовательные ресурсы и методики обучения с их использованием». Благовещенск. 2015. С. 101-103.
2. Шамраева В.В. Применение симуляционных технологий при обучении студентов педиатрического факультета // Материалы учебно-методической конференции «Дистанционные и симуляционные технологии в подготовке врача». Благовещенск. 2017. С. 84-86.
3. Шамраева В.В. Функционирование электронной информационно-образовательной среды ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России // Материалы учебно-методической конференции «Дистанционные и симуляционные технологии в подготовке врача». Благовещенск 2017. С. 86-88.
УДК 378
В.В. Шимко, В.Ф. Кулеша, А.П. Сахарюк
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, Благовещенск, Россия ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОДУЛЯ «ФАКУЛЬТЕТСКАЯ ХИРУРГИЯ»
Резюме В статье отражены современные технологии при проведении практических занятий, посвященных повышению качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: медицинский вуз, практические занятия, качество подготовки специалистов.
OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS WHILE STUDYING THE MODULE «FACULTY SURGERY»
V.V. Shimko, V.F. Kulesha, A.P. Saharyuk FSBEI HE Amur SMA HM, Blagoveshchensk, Russia
Abstract The article presents modern technologies used during practical classes devoted to the quality increase of specialists training.
Key words: higher medical school, practical classes, quality of specialists training.
Предмет «Хирургические болезни» является одним из базисных, профилирующих у студентов, обучающихся в медицинском вузе по специальности «Лечебное дело». На 4 курсе студенты изучают вопросы факультетской хирургии, где рассматриваются типичные