УДК: 378.14/ 37.091.3
Задачи исследования
л с О
ш О
И.В. Барабаш, С.В. Ходус, В.С. Олексик, К.В. Пустовит, А.А. Стукалов
ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Симуляционное обучение студентов-медиков с использованием интерактивных технологий стремительно превращается в ведущую обучающую и оценочную методику, которая реализуется в симуляционных центрах.
Процесс обучения медицинских специалистов в современных условиях наиболее эффективен при использовании инновационных обучающих технологий с использованием компьютерных симуляторов, специальных фантомов, муляжей и тренажеров, обеспечивающих создание виртуальных медицинских вмешательств и процедур [1].
Возможность реалистичного
моделирования, имитации клинической ситуации позволяет взаимодействовать студенту не только с преподавателем, но и со всеми участниками образовательного процесса. Интеграция интерактивных форм обучения в образовательный процесс помогает достичь ряда образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса у студента к изучаемой дисциплине, приобретение навыков коммуникации, взаимодействия, критического мышления, повышение уровня активности и самостоятельности.
Современное симуляционное обучение в медицине позволяет обучающимся получать практические навыки и умение применять их на практике в симулированных условиях реальной медицинской деятельности [2].
Цель исследования: теоретическое обоснование и проверка на практике влияния интерактивных технологий на результативность обучения студентов медицинского вуза.
1. Провести анализ самооценки теоретической и практической подготовки студентов 6 курса лечебного факультета до изучения дисциплины «Неотложные состояния в практике врача - участкового терапевта».
2. Провести анализ самооценки теоретической и практической подготовки студентов 6 курса лечебного факультета после изучения дисциплины «Неотложные состояния в практике врача - участкового терапевта».
3. Оценить эффективность применения интерактивных технологий обучения при изучении дисциплины «Неотложные состояния в практике врача - участкового терапевта».
Материалы и методы
В ходе исследования нами были проанализированы данные анонимного электронного анкетирования 90 обучающихся, проведенного после завершения изучения студентами 6 курса лечебного факультета дисциплины «Неотложные состояния в практике врача - участкового терапевта» в системе дистанционного обучения академии. Процесс преподавания данной дисциплины заключается в проведении со студентами симуляционных тренингов по темам занятий в аккредитационно-симуляционном центре ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России (АСЦ). В исследовании участвовало 90 обучающихся. Статистическую обработку данных проводили в программе SPSS Statistic 20.0, MS Office 2013.
Результаты исследования и обсуждение полученных данных
В результате проведенного исследования нами получены следующие данные: до прохождения симуляционного курса обучения 47% опрошенных свои теоретические знания оценивали на «удовлетворительно», 7% - «плохо», 46% - «отлично» и «хорошо». После прохождения курса обучения ситуация резко изменилась. Практически все, за исключением 3% опрошенных, стали оценивать уровень своих теоретических знаний положительно: 49% -«отлично», 48% - «хорошо».
Резюме В работе проведен анализ самооценки теоретической и практической подготовки студентов 6 курса лечебного факультета ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России до и после изучения дисциплины «Неотложные состояния в практике участкового терапевта» с использованием интерактивных технологий обучения. По окончании симуляционного курса уровень самооценки теоретических знаний на «хорошо» и «отлично» оценили 98% обучающихся, уровень практической подготовки - 96% респондентов. Большинство студентов поддерживают такой метод интерактивного обучения как симуляционные занятия. 80% опрошенных полностью удовлетворены качеством симуляционных занятий, проводимых в вузе.
Ключевые слова: симуляционное обучение, интерактивные технологии.
Полученные данные позволяют сделать вывод, что обучение в АСЦ с применением интерактивных и симуляционных методов обучения способствовали повышению уровня самооценки теоретических знаний студентов.
Уровень теоретической подготовки до прохождения курса обучения в АСЦ 44% (40 чел.) респондентов оценили на
удовлетворительно, 17% (15 чел.) - «плохо», 28% (25 чел.) - «хорошо» и только 11% (10 чел.) - «отлично». После прохождения симуляционного цикла самооценка практических навыков и умений у студентов повысилась: 57% (51 чел.) респондентов оценили свой уровень практической подготовки на «отлично», 39% (35 чел.) -на «хорошо» и лишь 4% (4 чел.) посчитали
60 50 40 30
20 Ш 15
10
_ I
О i лично Хорошо Удовлетворительно Плохо
■ ]>. "А" ■ I р. "К"
Рисунок 1. Самооценка уровня практической подготовки студентами до и после обучения на симуляционном цикле
Примечание. Гр. «А» - до обучения на симуляционном цикле, гр. «Б» - после обучения; п=90.
^М 26
Симу,1 ящЮВКОе ЗаНЯТНС
Ли Ч11П-СГТBi nninOjiaitbTCJIll
Друппс
О Ю i0 10 -10 S0 60 70 90 90 100
Рисунок 2. Оценка студентами значимости различных методик проведения занятий
INFLUENCE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES ON THE EFFECTIVENESS OF TEACHING MEDICAL STUDENTS
I.V. Barabash, S.V. Khodus, V.S. Oleksik, K.V. Pustovit, A.A. Stukalov
FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk
Abstract The article analyzes the self-assessment of theoretical and practical training of the 6 th year students of the medical faculty before and after studying the subject "Emergency conditions in practice of a district therapist" using interactive learning technologies. At the end of the simulation course, 98% of students rated the level of theoretical self-assessment on "good" and "excellent", 96% of respondents - the level of practical training. Most students support such interactive learning method, as simulation classes, and 80% of respondents are completely satisfied with the quality of simulation classes at the academy.
Key words: simulation training, interactive technologies. DOI 10.22448/AMJ.2019.3.90-92
свой уровень практической подготовки удовлетворительным (рис. 1).
Кроме того выявлено, что больше всего обучающихся (79%) оценили симуляционные занятия на «отлично», 17% обучающихся -«хорошо», 2% - «удовлетворительно». Высокое число положительных оценок свидетельствует о том, что большинство студентов поддерживают такой метод интерактивного обучения как симуляционные занятия. 80% опрошенных полностью удовлетворены качеством симуляционных занятий. Еще 20% удовлетворены частично. Неудовлетворенных нет.
Результаты исследования также свидетельствуют о положительном отношении к симуляционным методикам обучения: 65% опрошенных относятся к ним отлично, 34% -хорошо, и лишь 1% опрошенных посчитали их неудобными.
По мнению студентов, больше всего помогает получать знания такой компонент, как симуляционное занятие. К такому варианту ответа склонились 87 опрошенных. 66 респондентов посчитали, что на повышение знаний влияет личность преподавателя. 26 опрошенных считают, что лекция помогает приобрести больше знаний (рис. 2).
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что обучение в АСЦ с применением интерактивных методов, способствовало повышению уровня теоретических знаний и практической подготовки у студентов вуза. Выявлено, что большинство студентов поддерживают такой метод интерактивного обучения как симуляционные занятия. 80% опрошенных полностью удовлетворены качеством симуляционных занятий, проводимых в вузе. Немаловажным и значимым компонентом эффективного обучения, помимо
применяемых интерактивных методик, являются личностные качества преподавателя.
Выводы
1. До прохождения симуляционного курса «Неотложные состояния в практике врача участкового терапевта» на «хорошо» и «отлично» оценивали свой уровень теоретической подготовки всего 46% студентов, а уровень практической подготовки - 39%.
2.По окончании симуляционного курса уровень самооценки теоретических знаний на «хорошо» и «отлично» оценили 98%, уровень практической подготовки - 96% респондент ов.
3.Большинство студентов поддерживают такой метод интерактивного обучения как симуляционные занятия. 80% опрошенных полностью удовлетворены качеством симуляционных занятий,
проводимых в вузе. 4. По мнению
большинства студентов, симуляционное обучение является наиболее эффективным методом формирования профессиональных компетенций.
Литература
1.Симуляционное обучение в практической подготовке врача-педиатра/ Н.М. Михеева, Ю.Ф. Лобанова, Л.А. Строзенко, Д.Ю. Латышев и др.// Виртуальные технологии в медицине. 2018. №2 (20). С. 47-48.
2.Войт Л.Н., Бердяева И.А., Ходус С.В. Применение дистанционного и симуляционного обучения в медицинском образовании / Л.Н. Войт, И.А. Бердяева, С.В. Ходус // Материалы учебно-методической конференции «Дистанционные и симуляционные технологии в подготовке врача», Благовещенск, 2017. ФГБОУ ВО Амурская ГМА МЗ РФ. С. 21-24.
Статья поступила в редакцию 08.08.2019
Координаты для связи
Барабаш Ирина Владимировна, ассистент кафедры анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Ходус Сергей Васильевич, к.м.н., заведующий кафедрой анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Олексик Владимир Сергеевич, ассистент кафедры анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Пустовит Константин Витальевич, к.м.н., доцент кафедры анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Стукалов Анатолий Александрович, к.м.н., доцент кафедры анестезиологии, реанимации, интенсивной терапии и скорой медицинской помощи ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: [email protected]
Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: [email protected], science.dep@ AmurSMA.su