Научная статья на тему 'Влияние инновационных технологий организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных студентов'

Влияние инновационных технологий организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / QUALITY OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна

В статье представлены разнообразные формы инновационных методов и технологий, применяемых в обучении иностранных студентов медиков. Использование инновационного подхода к организации учебного процесса продиктовано необходимостью подготовки специалистов международного уровня. Проблема повышения качества образования иностранных студентов чрезвычайно актуальна. Освоение знаний по дисциплинам медицинского профиля и практических навыков является сложным процессом даже для отечественных студентов. Иностранные учащиеся испытывают дополнительные трудности, связанные с разным уровнем базовой подготовки, необходимостью изучения русского языка для общения с больными и использованием языка-посредника в образовательном процессе. В статье структурирован инновационный подход к организации обучения иностранных студентов. Особое внимание уделено использованию компьютерных технологий. Цель исследования: определить влияние использования инновационных технологий в организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных учащихся. Методы: анализ и структурирование инновационных технологий, используемых в образовательном процессе, определение роли использования компьютерных технологий в повышении качества знаний студентов, статистическая обработка результатов промежуточной аттестации студентов на кафедре патологической анатомии в течение 5 лет. Результаты: на основании анализа влияния инновационных технологий, в частности, компьютерного тестирования, на качество знаний, сделаны выводы о прогрессивном улучшении показателей качества знаний иностранных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES ORGANIZATIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR IMPROVING THE QUALITY OF KNOWLEDGE OF FOREIGN STUDENTS

The article presents various forms of innovative methods and technologies used in the training of foreign medical students. The use of an innovative approach to the organization of the educational process is dictated by the need to train specialists of an international level. The problem of improving the quality of education of foreign students is extremely important. Mastering knowledge in medical disciplines and practical skills is difficult even for domestic students. Foreign students experience additional difficulties associated with different levels of basic training, the need to learn the Russian language to communicate with patients, and use the intermediary language in the educational process. The article structured an innovative approach to the organization of training of foreign students. Particular attention is paid to the use of computer technology. Purpose: to determine the impact of the use of innovative technologies in the organization of the educational process on improving the quality of knowledge of foreign students. Methods: analysis and structuring of innovative technologies used in the educational process, determining the role of using computer technologies in improving the quality of students' knowledge, statistical processing of the results of exams at the Department of Pathological Anatomy for 5 years. Results: based on an analysis of the impact of innovative technologies, in particular, computer testing, on the quality of knowledge, conclusions are drawn about the progressive improvement of the quality indicators of knowledge of foreign students.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных технологий организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных студентов»

педагогические науки

Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

УДК 378.14

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0007

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

© 2019

AuthorlD: 727645

SPIN: 7664-9214

Горяинова Галина Николаевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия»

AuthorlD: 769003

SPIN: 1381-4270

Литвинова Екатерина Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Патологическая анатомия» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица Карла Маркса, 3, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье представлены разнообразные формы инновационных методов и технологий, применяемых в обучении иностранных студентов - медиков. Использование инновационного подхода к организации учебного процесса продиктовано необходимостью подготовки специалистов международного уровня. Проблема повышения качества образования иностранных студентов чрезвычайно актуальна. Освоение знаний по дисциплинам медицинского профиля и практических навыков является сложным процессом даже для отечественных студентов. Иностранные учащиеся испытывают дополнительные трудности, связанные с разным уровнем базовой подготовки, необходимостью изучения русского языка для общения с больными и использованием языка-посредника в образовательном процессе. В статье структурирован инновационный подход к организации обучения иностранных студентов. Особое внимание уделено использованию компьютерных технологий. Цель исследования: определить влияние использования инновационных технологий в организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных учащихся. Методы: анализ и структурирование инновационных технологий, используемых в образовательном процессе, определение роли использования компьютерных технологий в повышении качества знаний студентов, статистическая обработка результатов промежуточной аттестации студентов на кафедре патологической анатомии в течение 5 лет. Результаты: на основании анализа влияния инновационных технологий, в частности, компьютерного тестирования, на качество знаний, сделаны выводы о прогрессивном улучшении показателей качества знаний иностранных обучающихся.

Ключевые слова: образование, инновационные технологии, качество знаний.

INFLUENCE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES ORGANIZATIONS OF THE EDUCATIONAL PROCESS FOR IMPROVING THE QUALITY OF KNOWLEDGE OF FOREIGN STUDENTS

© 2019

Goryainova Galina Nikolajevna, candidate of medical sciences, associate professor

of the department "Pathological Anatomy" Litvinova Ekaterina Sergeevna, candidate of medical sciences, associate professor of the department "Pathological Anatomy" Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, 3, e-mail: [email protected])

Abstract. The article presents various forms of innovative methods and technologies used in the training of foreign medical students. The use of an innovative approach to the organization of the educational process is dictated by the need to train specialists of an international level. The problem of improving the quality of education of foreign students is extremely important. Mastering knowledge in medical disciplines and practical skills is difficult even for domestic students. Foreign students experience additional difficulties associated with different levels of basic training, the need to learn the Russian language to communicate with patients, and use the intermediary language in the educational process. The article structured an innovative approach to the organization of training of foreign students. Particular attention is paid to the use of computer technology. Purpose: to determine the impact of the use of innovative technologies in the organization of the educational process on improving the quality of knowledge of foreign students. Methods: analysis and structuring of innovative technologies used in the educational process, determining the role of using computer technologies in improving the quality of students' knowledge, statistical processing of the results of exams at the Department of Pathological Anatomy for 5 years. Results: based on an analysis of the impact of innovative technologies, in particular, computer testing, on the quality of knowledge, conclusions are drawn about the progressive improvement of the quality indicators of knowledge of foreign students.

Keywords: education, innovative technologies, quality of knowledge.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время Российская высшая школа стремительно интегрируется в мировую образовательную среду, при этом огромное внимание уделяется проблемам обучения иностранных студентов. Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов из стран дальнего зарубежья, конкурируют с многочисленными зарубежными вузами. Возникает необходимость изучения опыта зарубежной образовательной системы и обеспечение международного уровня подготовки специалистов [1]. В связи с глобализацией рынка труда, все более широким использованием компьютерных, информационных технологий в образовательный процесс активно внедряются инновационные технологии, ориентирован-

ные на подготовку качественно новых специалистов.

Анализ данных. Организации обучения иностранных учащихся на международном уровне в соответствии с требованиями зарубежных потребителей способствует работа системы менеджмента качества, основанная на международных стандартах. Использование инновационных технологий предусмотрено такими документами по качеству, как Миссия, Видение, Политика вуза [2,3].

В течение многих лет в университете осуществляется подготовка специалистов для стран ближнего и дальнего зарубежья. Огромную ответственность по обучению иностранных студентов разделяют все подразделения университета, в том числе, кафедры [4].

Организация работы вуза основана на концепции развивающей образовательной среды с использованием инновационных технологий [5-12]. Внедрение современ-

Goryainova Galina Nikolajevna, Litvinova Ekaterina Sergeevna pedagogical

INFLUENCE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES ORGANIZATIONS ... sciences

ных методов обучения, основанных на мультимедийных технологиях, является в настоящее время чрезвычайно актуальной проблемой [13-19]. Разработанные с использованием языка-посредника учебно-методические комплексы, включающие лекции, компьютерные тестовые программы, электронные тренажеры, наборы ситуационных и проблемных задач, прошли регистрацию в ИНФОРМРЕГИСТРе. Большое внимание уделяется практическим навыкам морфологического исследования патологических процессов. Сотрудниками кафедры созданы электронные обучающие тренажеры, позволяющие студентам осваивать навыки диагностики морфологической картины изучаемых заболеваний и процессов с использованием наборов макро- и микроскопических препаратов кафедрального музея. Разработаны альбомы для самостоятельной работы студентов на практических занятиях с препаратами и для самоподготовки, основанные на использовании ориентировочной основы действия. Безусловно, подобные инновации помогают нам значительно повысить качество образовательного процесса на кафедре для иностранных студентов, способствуют развитию навыков самостоятельной работы с мультимедийными технологиями при подготовке к занятиям, зачетам, экзаменам. Однако не потеряли актуальности широко известные и разрабатываемые в течение многих лет методы обучения, в частности, проблемное обучение, направленное на тренировку навыков клини-ко-морфологического мышления [4].

Повышение качества образования требует оценки исходных знаний обучающихся, контроля качества полученных в процессе обучения знаний, а также при проведении промежуточной аттестации. Оценка знаний студентов с помощью компьютерных технологий значительно экономит время проведения процедуры, позволяет не только проверять качество знаний, но и анализировать результаты проверки. Компьютерное тестирование позволяет ранжировать студентов, мониторировать как студента, так и группу или курс. Кроме того, компьютерное тестирование позволяет оценивать и качество заданий теста, своевременно и адекватно их корректировать, ранжировать сложность заданий. Появляется возможность оценивать тесты разного уровня сложности в зависимости от поставленной цели: проведение проверки исходного уровня знаний, итоговых занятий, экзамена, олимпиады, междисциплинарного тестирования. При необходимости по результатам компьютерного теста осуществляется оперативное изменение содержание занятия, лекции, назначение индивидуальных консультаций, подготовка пособий, систематизирующих учебный материал и облегчающих его усвоение студентами с более низким уровнем базовой подготовки.

Компьютерные тесты являются составной частью фонда оценочных средств по дисциплине, который проверяется и утверждается вместе с рабочими программами дисциплин [20].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Определение влияния использования инновационных технологий в организации учебного процесса на повышение качества знаний иностранных учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Нами был проведен анализ динамики изменений качества знаний иностранных студентов за предыдущие пять лет (с 2013/2014 по 2017/2018 учебные годы) по результатам экзаменационных сессий на кафедре. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Представленные данные свидетельствуют о том, что в течение последних пяти лет успеваемость иностранных студентов по дисциплине «патологическая анатомия», включающая оценку теоретической и практической подготовки, возросла. На протяжении всех пяти лет исследования все иностранные студенты допущены 38

к теоретической части экзамена по результатам допуск-ного компьютерного тестирования.

По результатам исследования выявлено, что количество студентов, не допущенных к экзамену, несколько увеличилось. В эту категорию вошли иностранные учащиеся, пропустившие занятия и получившие неудовлетворительные оценки на итоговых занятиях. В то же время, количество неудовлетворительных оценок, полученных на экзамене в исследуемый период, значительно снизилось (в два раза). По нашему мнению, это свидетельствует о своевременном выявлении пробелов в знаниях студентов на этапах итогового компьютерного тестирования, что привело к не допуску к экзамену и стимулировало студентов к своевременной коррекции качества знаний по темам дисциплины.

Таблица 1 - Результаты экзаменационных сессий иностранных студентов

Учебный год Не допущены Освобождены по рейтингу Экзаменационные оценки (в % от допущенных к экзамену) Средний

(в % от общего числа студентов) «5» «4» «3» «2»

2013-2014 24 7 20 12 43 25 3.0

2014.2015 17 4 23 18 29 30 3.0

2015/2016 12 11 32 19 32 17 3.6

2016/2017 36 39 19 24 18 3,7

2017/2018 30 28 19 41 12 З.б

Показатель по слабоуспевающим студентам (не допущенные к экзамену и получившие неудовлетворительные оценки по результатам экзамена) снизился с 49% до 42%. В то же время увеличилась доля не допущенных к экзамену за счет учащихся, пропустивших большое количество занятий и не ликвидировавших вовремя академическую задолженность. Среди студентов, допущенных к экзамену, представленность хороших и отличных оценок увеличилась с 32% в 20013/2014 учебном году до 47% в 2017/2018 учебном году, значительно возросло число отличных оценок. Доля удовлетворительных оценок существенно не изменилась. Значительным достижением является увеличение среднего балла по результатам экзамена с 3.0 до 3.6. В целом, результаты исследования свидетельствуют о значительном улучшении показателей качества знаний студентов. В то же время, следует отметить нестабильность изменений некоторых показателей. Так, количество отличных оценок в 20172018 году уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 11%, в то же время, возросла доля удовлетворительных оценок. Вариабельность показателей, по нашему мнению, связана с разной базовой подготовкой обучаемых.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате исследования выявлено, что применение инновационных методов в организации образовательного процесса, использование мультимедийных лекций, пособий, тренажеров, компьютерного тестирования позволило значительно повысить уровень подготовки иностранных учащихся по дисциплине, что нашло отражение в улучшении показателей качества знаний иностранных студентов-медиков в течение пяти лет. Имеющиеся трудности, связанные с объективными причинами, могут быть преодолены с помощью дальнейшего использования и развития инновационного подхода к организации образовательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Козырев, В. А. Высшее образовании России в зеркале Болонского процесса / В. А. Козырев, Н. Л. Шубина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - С.6.

2. Брановский, Ю. С. Создание образовательной информационной среды в университетском комплексе / Ю. С. Брановский, А. Х. Ардеев // Вестн. Ставрапол. гос. ун-та. Ставрополь. - Изд-во СГУ, 2004. - Вып. 36. - С. 118-121.

3. Витвицкая, Л. А. Деятельностный подход к проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса / Л. А. Витвицкая // Высшее образование сегодня. - 2009. - №6. - С. 55-58.

4. Деревцова, С. Н. Интеграция как вектор развития медицинского образования / С. Н. Деревцова // Высшее образование сегодня. - 2009. - №2. - С. 80-82.

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)

педагогические науки

Горяинова Галина Николаевна, Литвинова Екатерина Сергеевна ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

5. Колюжный, А. С. Компьютерное тестирование как способ контроля знаний студентов /А. С. Колюжный, О. Г. Павлов //Высшее образование сегодня. - 2009. - № 7. - С. 67-69.

6. Ликсина Е.В. Образовательный портал - технологическая основа единой информационной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 164-167.

7. Добудько Т.В., Горбатов С.В., Добудько А.В., Пугач О.И. Методика оценки электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 311-316.

8. Братцева О.А., Булатова О.В. Инклюзивная образовательная среда как условие развития профессиональной мобильности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 58-61.

9. Богословский В.И., Аниськин В.Н. Роль и место холистичной информационно-образовательной среды на этапе цифровизации процессов обучения и воспитания личности // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 305-311.

10. Лялюк А.В., Тучина О.Р. Риски образовательной среды в формировании концепции психолого-педагогической безопасности современного вуза: классификация и подходы к оценке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 147-151.

11. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Аниськин С.В. Проектирование холистичной образовательной среды как информационной инфраструктуры педагогического университета // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 17-23.

12. Никонова Н.И., Журавлева А.А. Стратегии чтения в условиях реализации регионального компонента образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 176-179.

13. Наводнов, В. Г. Интернет-экзамен в сфере профессионального образования /В.Г. Наводнов, А.С. Масленников //Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 25-28.

14. Рашидова З.Д. Мультимедийная образовательная среда как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 225-228.

15. Новикова А.В. Опыт использования информационных интерактивных образовательных технологий в техническом вузе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 6 (22). С. 239-242.

16. Барахсанова Е.А., Данилова А.И. Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 38-40.

17. Сергиевская И.Л. Создание мультимедийной образовательной среды для формирования готовности курсантов к профессонально-ориентированному высказыванию (на примере военно-технического вуза) //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 279-283.

18. Гузева М.В. К обоснованию проблемы развития критического мышления студентов педагогических вузов в условиях медиаобразова-ния // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 41-44.

19. Федорова Н.Ю. Дидактические принципы в процессе обучения иностранных слушателей с использованием мультимедиа-технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 158-161.

20. Рубцова, Е.В. Повышение качества образовательного процесса иностранных учащихся с помощью информационных компьютерных технологий // ОБРАЗОВАНИЕ. ИННОВАЦИИ. КАЧЕСТВО: материалы VМеждународной научно-методической конференции. — 2012. - С. 44-47.

Статья поступила в редакцию 13.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.