Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности технологии концентрированного обучения в повышении качества подготовки студентов в условиях холистичной образовательной среды вуза'

Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности технологии концентрированного обучения в повышении качества подготовки студентов в условиях холистичной образовательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛИСТИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ХИОС) / HOLISTICHNY INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT (HIEE) / ТЕХНОЛОГИЯ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (ТКО) / THE TECHNOLOGY OF THE CONCENTRATED TRAINING (TCT) / МЕТОД ПОГРУЖЕНИЯ В ХИОС / IMMERSION METHOD TO HIEE / ХОЛИСТИЧНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ АУДИТОРИЯ (ХКА) / THE HOLISTICHNY COMPUTER AUDIENCE (HCA) / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА (ОЭР) / THE SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK (SEW) / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА / IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF UNIVERSITY GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Богословский Владимир Игоревич, Бусыгина Алла Львовна, Добудько Татьяна Валерьяновна

В статье анализируются возможности применения технологии концентрированного обучения (ТКО) и входящего в её состав метода учебного погружения для повышения качества подготовки выпускников вуза, обучающихся в условиях холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС). Приводится характеристика холистичных компьютерных аудиторий (ХКА) кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания факультета математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета, на базе которых выполнялась опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по повышению эффективности подготовки будущих бакалавров, специалистов и магистров в процессе их обучения в вузе. Предлагается авторский вариант метода погружения в ХИОС, как инновационной формы обучения, позволяющей организовать изучение учебных дисциплин с использованием интегрированного комплекса средств, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия на личность обучающегося. Даётся подробное описание программы ОЭР и таких её компонентов, как: цель, задача, гипотеза, принципы, этапы, диагностический инструментарий. Детализируется содержание констатирующей и формирующей частей ОЭР, характеризуется состав контрольной и экспериментальной групп студентов участников эксперимента. В графической форме приводятся результаты ОЭР и дополнительные аргументы, основывающиеся на системе критериев качества обучения, которые подтверждают эффективность ТКО и метода погружения в ХИОС в решении исследуемой проблемы и правильность гипотезы ОЭР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аниськин Владимир Николаевич, Богословский Владимир Игоревич, Бусыгина Алла Львовна, Добудько Татьяна Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON DETERMINATION OF EFFICIENCY OF TECHNOLOGY OF THE CONCENTRATED TRAINING IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE HOLISTICHNY EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article possibilities of use of the technology of the concentrated training (TCT) and the method of educational dipping which is its part for improvement of quality of training of the university graduates studying in the conditions of the holistichny information and education environment (HIEE) are analyzed. The characteristic the holistichnykh of computer audiences (HCA) of department of informatics, applied mathematics and a technique of their teaching faculty of mathematics, physics and informatics of the Samara State University of Social Sciences and Education on the basis of whom the experimental and experimental work (SEW) was performed on increase in efficiency of training of future bachelors, experts and masters in the course of their training in higher education institution is provided. The authoring option of a method of dipping to HIEE as the innovative form of education allowing organizing a study of subject matters with use of the integrated complex of means, methods and methods of psychology and pedagogical impact on the identity of the student is offered. The detailed description of the OER program and its components as is given: purpose, task, hypothesis, principles, stages, diagnostic tools. The maintenance of the stating and creating parts of OER is detailed, the composition of control and experimental groups of students participants of an experiment is characterized. In the graphic form the results of SEW and additional arguments which are based on the system of criteria of quality of training which confirm efficiency of TCT and a method of dipping to HIEE in the solution of the researched problem and correctness of a hypothesis of OER are adduced.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по определению эффективности технологии концентрированного обучения в повышении качества подготовки студентов в условиях холистичной образовательной среды вуза»

УДК 378.147.015

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОЛИСТИЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

© 2017

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: vnaniskin@gmail.com) Богословский Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, профессор, начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Герценовский университет) (191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48, e-mail: vib@herzen.spb.ru) Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Добудько Татьяна Валерьяновна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики, прикладной математики и методики их преподавания Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, д. 65/67, e-mail: tdobudko@mail.ru)

Аннотация. В статье анализируются возможности применения технологии концентрированного обучения (ТКО) и входящего в её состав метода учебного погружения для повышения качества подготовки выпускников вуза, обучающихся в условиях холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС). Приводится характеристика холистичных компьютерных аудиторий (ХКА) кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания факультета математики, физики и информатики Самарского государственного социально-педагогического университета, на базе которых выполнялась опытно-экспериментальная работа (ОЭР) по повышению эффективности подготовки будущих бакалавров, специалистов и магистров в процессе их обучения в вузе. Предлагается авторский вариант метода погружения в ХИОС, как инновационной формы обучения, позволяющей организовать изучение учебных дисциплин с использованием интегрированного комплекса средств, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия на личность обучающегося. Даётся подробное описание программы ОЭР и таких её компонентов, как: цель, задача, гипотеза, принципы, этапы, диагностический инструментарий. Детализируется содержание констатирующей и формирующей частей ОЭР, характеризуется состав контрольной и экспериментальной групп студентов - участников эксперимента. В графической форме приводятся результаты ОЭР и дополнительные аргументы, основывающиеся на системе критериев качества обучения, которые подтверждают эффективность ТКО и метода погружения в ХИОС в решении исследуемой проблемы и правильность гипотезы ОЭР.

Ключевые слова: холистичная информационно-образовательная среда (ХИОС), технология концентрированного обучения (ТКО), метод погружения в ХИОС, холистичная компьютерная аудитория (ХКА), опытно-экспериментальная работа (ОЭР), повышение качества подготовки выпускников вуза.

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON DETERMINATION OF EFFICIENCY OF TECHNOLOGY OF THE CONCENTRATED TRAINING IN IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE HOLISTICHNY EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

© 2017

Aniskin Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Dean of the Faculty of mathematics,physics and informatics Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky st., 65/67, e-mail: vnaniskin@gmail.com) Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, doctor ofpedagogical sciences, professor, Head of Department of preparation and certification of shots of the top skills The Herzen State Pedagogical University of Russia (Herzen University) (191186, Russia, St. Petersburg, Moika River Emb., 48, e-mail: vib@herzen.spb.ru) Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department of pedagogy and psychology Dobudko Tatyana Valeryanovna, doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department of informatics, applied mathematics and technique of their teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443099, Russia, Samara, Maxim Gorky st., 65/67, e-mail: tdobudko@mail.ru)

Abstract. In article possibilities of use of the technology of the concentrated training (TCT) and the method of educational dipping which is its part for improvement of quality of training of the university graduates studying in the conditions of the holistichny information and education environment (HIEE) are analyzed. The characteristic the holistichnykh of computer audiences (HCA) of department of informatics, applied mathematics and a technique of their teaching faculty of mathematics, physics and informatics of the Samara State University of Social Sciences and Education on the basis of whom the experimental and experimental work (SEW) was performed on increase in efficiency of training of future bachelors, experts and masters in the course of their training in higher education institution is provided. The authoring option of a method of dipping to HIEE as the innovative form of education allowing organizing a study of subject matters with use of the integrated complex of means, methods and methods of psychology and pedagogical impact on the identity of the student is offered. The detailed description of the OER program and its components as is given: purpose, task, hypothesis, principles, stages, diagnostic tools. The maintenance of the stating and creating parts of OER is detailed, the composition of control and experimental groups of students - participants of an experiment is characterized. In the graphic form the results of SEW and additional arguments which are based on the system of criteria of quality of training which confirm efficiency of TCT and a method of dipping to HIEE in the solution of the researched problem and correctness of a hypothesis of OER are adduced.

Keywords: the holistichny information and education environment (HIEE), the technology of the concentrated training (TCT), immersion method to HIEE, the holistichny computer audience (HCA), the skilled and experimental work (SEW), improvement of quality of training of university graduates.

На основании многочисленных научных и публици- стических журнальных статей, материалов научно-прак-

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, Busygina Alla Lvovna and others pedagogical

SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON DETERMINATION OF EFFICIENCY ... sciences

тических конференций и дискуссионных площадок по вопросам высшего образования можно с уверенностью сказать, что проблема повышения эффективности подготовки будущих бакалавров, специалистов и магистров в процессе их обучения в вузах остаётся актуальной и не решённой на протяжении весьма длительного периода времени. Такое положение сохраняется и поныне, не смотря на многочисленные попытки реформирования и модернизации системы высшего образования, постоянное совершенствование структуры современной компетентностно-ориентированной образовательной парадигмы путём обновления и принятия новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), интенсивное внедрение новых образовательных информационно-коммуникационных технологий (ОИКТ), укрепление и развитие информационно-образовательных сред (ИОС) вузов, иные организационно-технические и управленческие решения, инновационные и оптимизирующие мероприятия образовательных учреждений и их учредителей, фундаментальные исследования и прикладные разработки учёных-педагогов в области качества подготовки выпускников вузов. При этом практическая реализация многих опытных разработок, инновационных проектов и новых подходов к решению отмеченной проблемы предваряется проведением опытно-экспериментальных работ (ОЭР), являющихся, по сути, разновидностью педагогического эксперимента, позволяющего проверить правильность определённой гипотезы путём «внесения преднамеренных изменений в педагогический процесс, рассчитанный на получение образовательного эффекта, с последующей проверкой» [1, с. 7].

Подобная ОЭР на протяжении 4 лет проводится на кафедре информатики, прикладной математики и методики их преподавания (ИПМиМП) факультета математики, физики и информатики (ФМФИ) Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) с целью апробации и определения эффективности технологии концентрированного обучения (ТКО) студентов в условиях холистичной информационно-образовательной среды (ХИОС) вуза (факультета, кафедры) для решения проблемы повышения качества подготовки обучающихся [2; 3]. При планировании ОЭР и формировании её методологического аппарата: определения этапов, цели, задач, гипотезы, критериальных механизмов и средств оценивания ожидаемых результатов, создании экспериментальных и контрольных групп студентов-участников педагогического эксперимента, нами использовались результаты исследований таких учёных, как: Л.В. Алиева [4], С.И. Архангельский [5], Ю.К. Бабанский [6], Е.В. Бережнова [7], Ю.В. Громыко [8], В.В. Давыдов [8], В.И. Загвязинский [9], В.В. Краевский [7], В.С. Лазарев [10], А.Я. Найн [11], А.М. Новиков [12], М.М. Поташник [9], И.В. Руденко [4], Г.Г. Румянцева [13], М.Н. Скаткин [14] и др.

Основной учебно-экспериментальной базой нашей ОЭР стали 9 холистичных компьютерных предметно-тематических аудиторий (ХКА) кафедры ИПМиМП [15, с. 143], в которых осуществляется концентрированное обучение (КО) студентов 8 факультетов СГСПУ таким учебным предметам, как: «Математика и информатика» и «ИКТ в образовании», а также лекционные и лабораторные ХКА кафедры физики, математики и методики обучения (ФМиМО) ФМФИ, которые используются для проведения учебных занятий с применением элементов технологии концентрированного обучения в таких предметных областях, как: естественнонаучная картина мира, физика, математика, биология, экология. Холистичная компоновка указанных аудиторий заключается в сочетании в одном учебном помещении традиционных технических и аудиовизуальных средств обучения (ТиАСО) с современными и перспективными компьютерными электронно-коммуникативными средствами, системами и технологиями обучения (ЭКССТО), а 240

также с электронными и бумажными информационно-образовательными ресурсами (ЭБИОР) (комбинация № 1); современных компьютерных и мультимедийных интерактивных средств со средствами лабораторного и демонстрационного практикума и соответствующим учебно-производственным оборудованием (комбинация № 2); компьютерных и мультимедийных интерактивных средств со стационарно-расположенными ТиАСО, одновременно являющимися средствами обучения и объектами изучения, и мобильными практико-ориентированны-ми ЭБИОР (комбинация № 3) [3, с. 265-266]. Последняя комбинация компоновки ХКА кафедры ИПМиМП приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Комбинация № 3 компоновки ХКА

Охарактеризованные нами ХКА служат системообразующим элементом электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза и его ХИОС, представляющей собой системно-интегративный комплекс ОИКТ; аналоговых и цифровых средств их реализации; синтез системной организации ЭБИОР; средств их разработки, хранения и обеспечения оперативного дистанционного (сетевого) и непосредственного доступа к информации, необходимой субъектам образования; а также традиционных ТиАСО, современных и перспективных ЭКССТО, лабораторного и иного учебно-производственного оборудования [16, с. 51-52]. В основе ЭИОС и ХИОС лежит принцип информационно-образовательного холизма (от греч. holos - целый, весь - философская позиция целостности), предполагающий интеграцию различных форм, методов, средств и технологий обучения, а также образовательно-научного потенциала вуза в единую педагогическую систему (ПС), обеспечивающую реализацию синергетического эффекта и системной эмерджентности в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения [2, с. 24]. Из приведённого определения следует, что кроме ХКА в структуру ХИОС вуза входят такие её обязательные компоненты, как: учебные предметные кабинеты, лаборатории и учебно-производственные мастерские, библиотеки и медиатеки, музеи и выставки, иные общекультурные и культурно-просветительские объекты и т.п. [3, с. 264265]. Так, например, важное место в ХИОС ФМФИ СГСПУ занимает политехнический мини-музей, большинство экспонатов которого служат как средствами обучения, так и объектами изучения. Несомненно, что синергия и эмерджентность сверхплотно насыщенных информацией ЭИОС и ХИОС вузов предопределяют поиск более продуктивных и эффективных технологий, обеспечивающих субъектам образования возможностями оперативного и правильного выбора необходимого образовательного контента, его адаптации и использованию для решения учебных, научных и воспитательных задач. Одной из таких технологий, по-нашему мнению, является ТКО и один из её методов, в нашем случае, -метод погружения в ХИОС вуза, эффективность кото-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

рых и проверялась нами в ОЭР.

Основной целью нашей ОЭР стало, как это уже отмечено выше, исследование проблем повышения эффективности высшего профессионального образования, а основной задачей - поиск наиболее оптимальных технологий повышения уровня профессионально-педагогической (в силу специфики образовательного учреждения) и общекультурной подготовки выпускников вуза. Исходя из этого, гипотеза выполняемой нами ОЭР была сформулирована в следующем обобщённо-констатирующем виде: повышение качества профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров по направлениям подготовки вуза будет возможно при систематическом применении ТКО в условиях вузовской ХИОС и метода погружения в эту среду. Согласно этим методологическим характеристикам, мы классифицировали ОЭР (по В.И. Загвязинскому), как «научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы» [17, с. 147], положив в её основу такие общепринятые принципы [1], как: объективности и адекватности исследовательских подходов для получения информации о целесообразности и эффективности использования ТКО в условиях ХИОС, а также системности процесса применения метода погружения в ХИОС вуза для повышения качества подготовки студентов. Комментируя отмеченные принципы проводимой нами ОЭР, следует отметить, что авторская трактовка метода учебного погружения ТКО, который рассматривается нами как метод погружения в ХИОС основывается на включении в предметно-ориентированную учебную среду интегрированного комплекса интерактивных средств ОИКТ, когнитивной визуализации [18], наглядных средств обучения [19; 20], способствующих организации учебного моделирования, убеждения, внушения, игры, релаксации и обеспечивающих сохранение обучающей доминанты у студентов на протяжении длительного времени [21]. Таким образом, метод погружения в ХИОС, предлагаемый нами для повышения качества подготовки студентов вузов, является инновационной формой обучения, позволяющей организовать изучение определённой учебной дисциплины в условиях предметно-ориентированной учебной среды ХКА с использованием интегрированного комплекса средств, методов и приёмов психолого-педагогического воздействия на личность обучающегося [3, с. 267].

При составлении программы ОЭР, которая предусматривала возможность установления обратной связи между субъектами учебного процесса на основе интерактивности ХИОС, т.е. обмен информацией между преподавателем и студентами мы, в соответствии с известным алгоритмом М.М. Поташника, определили следующие её этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический, обобщающий и внедренческий [22; 23]. В качестве диагностического инструментария ОЭР, позволявшего проводить мониторинг эффективности КО студентов в условиях ХИОС путём определения их учебных достижений на начальном, промежуточном (коррективно-регулирующем) и заключительном этапах эксперимента, использовались балльно-рейтинговые карты учебных дисциплин (БРКУД) «Математика и информатика» и «ИКТ в образовании», обучение которым происходило в ХКА; журналы учебных групп; зачётно-экзаменационные ведомости; информационно-аналитические карты Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), содержащие сведения об уровне обученности студентов по результатам выполненных ими заданий, входящих в педагогические измерительные материалы (ПИМ) ФЭПО.

Контрольные и экспериментальные группы (КГ и ЭГ) участников эксперимента формировались традиционным образом и состояли из студентов, обучавшихся в традиционных компьютерных аудиториях (ТКА) с применением традиционных ОИКТ (КГ) и

студентов, обучавшихся в ХКА с применением метода погружения в ХИОС (ЭГ). В ОЭР принимали участие студенты очной и заочной форм обучения, направления подготовки «Педагогическое образование» следующих 8 факультетов СГСПУ: художественного образования (фХО), профилей: «Музыкальное образование», «Культурологическое образование», «Изобразительное искусство»; исторического (ИФ), профилей «История» и «Обществознание»; естественно-географического (ЕГФ), профилей: «Биология» и «География», «Биология» и «Химия»; филологического (ФФ), профилей «Русский язык» и «Литература»; математики, физики и информатики (ФМФИ), профилей: «Математика», «Информатика», «Математика» и «Физика», «Физика» и «Математика», «Математика» и «Информатика», «Физика» и «Информатика»; начального образования (ФНО), профилей: «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Дошкольное образование» и «Начальное образование», «Психология и социальная педагогика»; физической культуры и спорта (ФФКиС), профиля «Физическая культура»; экономики, управления и сервиса (ФЭУС), профилей «Экономика», «Экономика» и «Иностранный язык (английский)». Участники ОЭР были объединены в две сводные группы: КГ - 487 студентов и ЭГ - 523 студента, состав которых с разбивкой по факультетам приведён на рисунках 2, 3.

Рисунок 2 - Состав КГ студентов, обучавшихся в ТКА

Рисунок 3 - Состав ЭГ студентов, обучавшихся в ХКА

Констатирующая и формирующая части ОЭР проводились в форме лонгитюдного педагогического исследования в соответствии с классической методологией В.В. Краевского [24] и представляли собой достаточно длительный педагогический эксперимент (на протяжении 4 лет) во время которого проводились наблюдения, тестирования, сравнения, моделирование, анализ и синтез возможностей, особенностей, целесообразности и эффективности применения метода погружения в ХИОС ТКО для повышения качества подготовки будущих бакалавров и магистров педагогического образования.

Основной целью констатирующей части ОЭР было

Aniskin Vladimir Nikolaevich, Bogoslovskiy Vladimir Igorevich, Busygina Alla Lvovna and others SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK ON DETERMINATION OF EFFICIENCY ...

определение показателей посещаемости занятии, успеваемости, качества знаний и уровня обученности студентов КГ и ЭГ.

Данные для диагностических срезов брались из журналов академических групп, зачётно-экзаменационных и сводных ведомостей по дисциплинам «Математика и информатика» и «ИКТ в образовании», составленных в соответствии с критериями балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов и положениями БРКУД.

По-нашему мнению, именно эти данные, полученные из традиционных отчётных документов, обязательных для контроля эффективности деятельности студентов вузов, позволяют достаточно объективно и конкретно определить реальный и актуальный уровни динамики учебных достижений студентов - участников ОЭР в определённом временном интервале. Стоит также отметить, что лонгитюдный, подход к организации констатирующей части ОЭР в естественных условиях повседневного учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения полностью соответствует известным методологическим моделям психолого-педагогического исследования [7; 11; 17; 24; 25].

Относительно особенностей формирующей части ОЭР хотелось бы отметить, что хотя она и организовывалась нами специально, но выполнялась не в виде «узкого» лабораторного эксперимента, а была сориентирована на массовое участие в ОЭР студентов большинства (8 из 10) факультетов СГСПУ.

По сути, формирующая часть ОЭР выполнялась в виде обучающего эксперимента и носила, также как и констатирующая, характер лонгитюдного педагогического исследования, целью которого было получение данных, подтверждающих или опровергающих наше предположение о рациональности и эффективности КО студентов методом их «погружения» в ХИОС вуза. Тем самым была достигнута взаимообусловленность (корреляция) констатирующей и формирующей частей ОЭР, что существенно повысило объективность её результатов. Общие результаты констатирующей и формирующей частей ОЭР приведены в таблицах 1, 2. 3 и на рисунках 4, 5, 6.

Таблица 1 - Показатели посещаемости занятий студентами КГ и ЭГ

Учебный год Показатели посещаемости занятий студентами КГ и ЭГ (%)

КГ (занятия б TEA) ЭГ (занятия в ЖА)

2013-2014 77% 75%

2014-2015 72% 30%

2015-2016 74% 37%

2016-2017 70% 39%

Рисунок 4 - Результаты посещаемости занятий студентами КГ и ЭГ

Таблица 2 - Показатели успеваемости студентов КГ и ЭГ

Учебный год Показатели успеваемости студентов КГ и ЭГ (%)

КГ (занятия б IKА) ЭГ (занятия б ХКА)

2013-2014 90% 92%

2014-2015 S5% 93%

2015-2016 87% 97%

2016-2017 Sl% 95%

Рисунок 5 - Результаты успеваемости студентов КГ и ЭГ

Таблица 3 - Показатели качества знаний студентов КГ и ЭГ

Учебный год Показатели качества знаний студентов КГ и ЭГ (%)

КГ (занятия б ТКА) ЭГ (занятия в ХКА)

2013-2014 73% 75%

2014-2015 67% 71%

2015-2016 70% 79%

2016-2017 65% 77%

Рисунок 6 - Результаты качества знаний студентов КГ и ЭГ

Приведённые результаты ОЭР, выполненной нами в 2013-2017 годах на ФМФИ СГСПУ с целью определения эффективности ТКО студентов в условиях ХИОС вуза (факультета, кафедры) для повышения качества подготовки обучающихся, позволяют сделать вывод о том, что именно метод погружения в ХИОС предоставляет новые возможности в решении исследуемой проблемы. Дополнительным аргументом, подтверждающим наш вывод, может служить система критериев качества обучения, включающая в себя группы критериев качества технологий обучения и технического обеспечения учебно-воспитательного процесса [26, с. 219], соответствие которым весьма эффективно обеспечивает ХИОС. По сути, ХИОС вуза позволяет обеспечить необходимый уровень обученности студентов, который представляет собой одно из существенных качеств обучающихся и предопределяет их способность оперировать знаниями, умениями, навыками и компетенциями, получаемыми, в том числе, и посредством ТКО [27, с. 87; 2, с. 27]. В целом, можно достаточно уверенно констатировать, что гипотеза ОЭР о возможности повышения качества профессиональной подготовки выпускников по направлениям подготовки вуза за счёт систематичности применении ТКО и её метода погружения (погружения в ХИОС) полностью подтвердилась. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. С. 6-11._

242

Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)

2. Аниськин В.Н. Повышение качества обучения студентов вуза с использованием метода погружения в холистичную информационно-образовательную среду // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы международной н-п конференции. М.; Вольск. 2017. С. 22-27.

3. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Горбатов С.В., Добудько А.В., Добудько Т.В. Технология концентрированного обучения студентов в холистичных компьютерных аудиториях единой электронной информационно-образовательной среды педагогического вуза // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 263-270.

4. Алиева Л.В., Руденко И.В. Роль опытно-экспериментальной работы вуза в развитии теории и практики воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 11-13.

5. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976. 200 с.

6. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. 560 с.

7. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М., 2006. 394 с.

8. Давыдов В.В., Громыко Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 31-37.

9. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. М., 2004. 143 с.

10. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. М., 2008. 352 с.

11. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск, 1996. 144 с.

12. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1998. 134 с.

13. Румянцева Г.Г.. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности формирования познавательной самостоятельности студентов аграрных вузов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2007. № 1 (27). С. 9-11.

14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984. 96 с.

15. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Добудько Т.В., Пугач В.И. Холистичная компоновка компьютерных аудиторий для повышения потенциала информационно-образовательной среды вуза // Высокотехнологичная информационно-образовательная среда: материалы международной н-п конференции. СПб., 2015. С. 140146.

16. Бусыгина А.Л., Аниськин В.Н. Оптимизация инвариантной подготовки преподавателей вуза на основе синергетического эффекта холистичной информационно-образовательной среды // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 3 (27). С. 46-54.

17. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2007. 208 с.

18. Резник Н.А. Технология визуального мышления // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 127-141.

19. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М., 2005. 288 с.

20. Кондратенко О.А. Дидактические принципы реализации когнитивновизуальной технологии в дистанционном обучении студентов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 84-88.

21. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Модель распределенного эвристического обучения: опыт проектирования и реализации // Известия ВГПУ. 2010. Т. 45. Вып. № 1. С. 59-65.

22. Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление. М., 1991. 215с.

23. Поташник М.М. Управление качеством образова-

ния. М., 2000. 448 с.

24. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994. 165 с.

25. Журавлев Д.В. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М., 2003. 148 с.

26. Бартасевич И.Г. Система критериев качества обучения студентов в высшем учебном заведении // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2007. № 2 (37). С. 217-220.

27. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул, 2004. 185 с.

Статья поступила в редакцию 06.11.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.