Научная статья на тему 'Изучение возможностей повышения качества преподавания дисциплины «Клиническая патофизиология» на педиатрическом факультете'

Изучение возможностей повышения качества преподавания дисциплины «Клиническая патофизиология» на педиатрическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / КАЧЕСТВО ПРЕПОДАВАНИЯ / QUALITY OF TEACHING / КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ / CLINICAL PATHOPHYSIOLOGY / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова И. Л., Демяненко А. Н., Плескачевская Т. А., Зайцева В. М.

В статье обсуждаются возможности повышения качества преподавания дисциплины «Клиническая патофизиология» на основе анализа результатов проведенного исследования удовлетворенности образовательных потребностей студентов педиатрического факультета и мнения студентов о качестве преподавания дисциплины Исследование включало анкетирование студентов-педиатров 4 курса и анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова И. Л., Демяненко А. Н., Плескачевская Т. А., Зайцева В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF POTENTIALS TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING OF CLINICAL PATHOPHYSIOLOGY AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS

The article discusses potentials to improve the teaching process in the course of Сlinical Pathophysiology. The study involved questioning (a survey) of the 4 th year pediatric students with a particular focus on their satisfaction with the quality of the discipline teaching and how the teaching meets their professional and education needs and interests.

Текст научной работы на тему «Изучение возможностей повышения качества преподавания дисциплины «Клиническая патофизиология» на педиатрическом факультете»

УДК 616-053.2:378.180.6 (07.07)

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ» НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Алимова И.Л., Демяненко А.Н., Плескачевская Т.А, Зайцева В.М.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье обсуждаются возможности повышения качества преподавания дисциплины «Клиническая патофизиология» на основе анализа результатов проведенного исследования удовлетворенности образовательных потребностей студентов педиатрического факультета и мнения студентов о качестве преподавания дисциплины Исследование включало анкетирование студентов-педиатров 4 курса и анализ полученных результатов.

Ключевые слова: студенты, качество преподавания, клиническая патофизиология, компетенции

ASSESSMENT OF POTENTIALS TO IMPROVE THE QUALITY OF TEACHING OF CLINICAL PATHOPHYSIOLOGY AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS

Alimova I.L, Demyanenko A.N, Pleskachevscaya T.A, Zaytseva V.M.

Smolensk State Medical University 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The article discusses potentials to improve the teaching process in the course of dinical Pathophysiology. The study involved questioning (a survey) of the 4th year pediatric students with a particular focus on their satisfaction with the quality of the discipline teaching and how the teaching meets their professional and education needs and interests.

Key words: students, the quality of teaching, clinical pathophysiology, competencies.

Введение

В условиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов. Важным фактором в этой области деятельности является определение профессиональных интересов и удовлетворенности студентов качеством предоставляемых образовательных услуг, позволяющих сформировать требуемые профессиональные компетенции, которые позволят им быть востребованными на рынке труда, а также способствовать профессиональной и личностной самореализации [4]. Важно выявлять и анализировать сильные и слабые стороны ор-

ганизации учебного процесса и целенаправленно осуществлять меры по его усовершенствованию. Под удовлетворенностью студентов понимают субъективную, эмоционально-окрашенную оценку качества тех или иных объектов, условий учебной деятельности, в том числе межличностных отношений [1].

Согласно ФГОС на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС с сентября 2014 года для студентов 4 курса начато преподавание новой дисциплины - «Клинической патофизиологии». На основании утвержденной рабочей программы объем учебной дисциплины составил 36 часов, из них аудиторных занятий -24 часа (8 часов лекционный материал и 16 часов - практические занятия). Основной

целью дисциплины является формирование у студентов педиатрического факультета компетенций, связанных с умением использовать полученные знания о патологических процессах, происходящих в организме, о характере компенсаторных механизмов, обеспечивающих сохранение функции пораженного органа, при различной соматической патологии у детей разных возрастных групп в клинической практике.

Особое внимание студентов обращается на то, что основной задачей клинической патофизиологии является формирование и развитие знаний, практических умений и навыков, крайне необходимых в будущей работе врача-педиатра. Наиболее значимыми компетенциями являются: умение изучать и анализировать характер и тяжесть нарушений функций жизненно важных органов человека на каждом этапе заболевания; способность выявлять взаимосвязи патогенеза заболевания и его клинических проявлений; навыки определения степени влияния патологического процесса на пораженный орган, а также на другие органы и системы организма ребенка.

Преподавание этой дисциплины на клинической кафедре имеет свою специфику, поскольку позволяет студентам отрабатывать полученные знания и умения в условиях максимального контакта с реальными пациентами, формирует навыки общения с пациентами различного возраста и их законными представителями, а также с сотрудниками медицинских учреждений, что является важной составляющей будущей деятельности врача-педиатра.

Целью исследования стала попытка оценить степень удовлетворенности студентов 4 курса педиатрического факультета качеством преподавания дисциплины и осознания ими профессиональной значимости компетенций, формируемых и развиваемых при изучении дисциплины «Клиническая патофизиология», для изучения возможностей повышения качества преподавания предмета.

Материалы и методы

Для проведения исследования сотрудниками кафедры была разработана анкета,

включающая 13 вопросов, затрагивающих заинтересованность и отношение студентов к предмету, осознания ими профессиональной актуальности и востребованности полученных знаний и умений, а также удовлетворенность предоставляемой образовательной информацией и возможностями формирования профессиональных навыков. Особое внимание было уделено отношению студентов к практическим занятиям и лекциям. В анонимном анкетировании, проведенном после завершения курса лекций и практических занятий по «Клинической патофизиологии», приняли участие 92 студента 4 курса педиатрического факультета.

Результаты

Исследование показало, что большинство студентов дают достаточно высокую оценку организации и проведению практических занятий на кафедре («хорошо» -62% и «отлично» - 33%). При оценке мнения студентов об использовании в работе современных технологий и средств, а также доступности учебно-методического материала, установлено, что половина опрошенных студентов отмечают недостаточность использования на практических занятиях презентаций, учебных фильмов и высказывают пожелание о более широком использовании указанных образовательных средств в процессе обучения. Данный факт позволяет говорить о наличии у студентов подсознательного желания, а возможно, и сформированной привычки, к пассивному восприятию материала. Однако преподавание клинических дисциплин, в том числе и дисциплины «Клиническая патофизиология», в первую очередь, ориентировано на активное взаимодействие студентов с преподавателями и пациентами, формирование навыков общения с больными детьми, и эффективное применение накопленных знаний в клинической работе, а также активное развитие клинического мышления будущего врача.

Противоречивая ситуация возникает и при анализе пожеланий студентов. 70% студентов высказало пожелание о необходимости более длительной и тесной работе с пациентами у постели больного, включаю-

щей сбор анамнеза, осмотр, участие в проведении инструментальных методов обследования. Однако на практике при курации пациентов у некоторых студентов в течение цикла отмечалось безынициативное посещение курируемых детей, особенно находящихся в удовлетворительном состоянии и в периоде реконвалесценции, не имеющих ярких жалоб и характерной для данной нозологии клинической картины. Это противоречие позволяет предположить недостаточно развитое чувство ответственности за пациента, что типично для студентов, только пришедших на клинические базы. Тем не менее такая ситуация требует своевременной коррекции и психолого-деонто-логического сопровождения с начальных курсов [1, 2].

Кроме того, более половины студентов отмечают недостаточное количество аудиторных занятий, необходимых для усвоения объема знаний по данной дисциплине.

Интересные данные получены при оценке объективности, корректности и доброжелательности преподавателей в работе со студентами. 68% опрошенных оценили данные параметры на «отлично» и 26% на «хорошо». Таким образом, по мнению студентов 4 курса при проведении практических занятий на первый план выходят именно личностные качества преподавателя. По мнению опрошенных студентов, личная оценка уровня знаний соответствует выставленным баллам преподавателями, что говорит об объективном отношении к студентам и их объективной самооценке. Так, средний балл студентов по дисциплине составил - 4,0, что говорит о хорошей теоретической подготовке студентов, тяге к новым знаниям и готовности к их совершенствованию.

Важным аспектом работы на кафедре является организация самостоятельной работы студентов. Помимо обсуждения темы, задач и результатов практических занятий, а также курации пациентов в программу подготовки по «Клинической патофизиологии» включена самостоятельная работа студентов, предполагающая написание истории болезни. Организация самостоятельной работы на кафедре была оценена на «хо-

рошо» 54% опрошенными и 29% на «отлично», что свидетельствует о хорошем методическом обеспечении данного раздела работы.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что важным фактором повышения успеваемости студентов является мотивация [2, 3]. При оценке мотивации к изучению дисциплины после прохождения цикла получены следующие данные: 87% студентов-педиатров имеют высокую мотивацию к дальнейшему освоению дисциплины, результативность преподаваемого предмета, возможность практического применения полученных знаний 39% опрошенных оценили на «отлично» и 58% на «хорошо». Только 3% опрошенных студентов не в полном объеме осознают практическую значимость предмета и связь со смежными дисциплинами.

Доступность изложения материала на лекциях оценена 60% студентов на «отлично» и 36% на «хорошо», что говорит о высоком профессионализме лекторов. По результатам анкетирования 92% опрошенных студентов считают оформление и подачу лекционного материала легко воспринимаемым и запоминающимся. Оценка соответствия содержания лекций и преподаваемой на кафедре тематики практических занятий также высока: 52% оценили на «отлично» и 34% на «хорошо», что говорит о правильной организации занятий и преемственности в проведении цикла, что также повышает мотивацию и интерес к изучаемой дисциплине.

Таким образом, проведенное психолого-педагогическое исследование позволяет сделать выводы, позволяющие оптимизировать организацию процесса обучения студентов педиатрического факультета по дисциплине «Клиническая патофизиология».

Выводы

1. У студентов 4 курса педиатрического факультета отмечается стремление к пассивному созерцанию и восприятию преподаваемого материала, в связи с чем в процессе преподавания дисциплины необходимо шире привлекать студентов к самостоятельной работе и разбору ку-

рируемых пациентов, шире использовать активные формы обучения во время аудиторных занятий.

2. Для улучшения качества подготовки студентов педиатрического факультета по дисциплине «Клиническая патофизиология» целесообразно расширить преподавание данной дисциплины на кафедре в рамках вариативной части.

3. Наиболее значимыми факторами мотивации студентов к изучению предмета

являются личность преподавателя, его корректность, объективность и доброжелательность, умение организовать учебный процесс.

4. Определяющим фактором в повышении результативности преподавания является правильная организация проведения аудиторных занятий и преемственность между лекционным курсом, тематикой и содержанием практических занятий.

Литература

1. Блинова, Е.Г. Оценка степени удовлетворенности студентов качеством преподавания в медицинском вузе [Текст] / Е.Г. Блинова, И.В. Гегечкори, Н.Г. Жернекова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 40-45.

2. Мешкова, Т.А. Качество преподавания как неотъемлемая часть культуры качества в вузе [Текст] / Т.А. Мешкова // Вопросы образования. - 2010. - № 3. - С. 115-134.

3. Мищенко, Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов у учебной деятельности [Текст] / Л.В. Мищенко // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 3. - С. 122-128.

4. Мормужева, Н.В. Мотвация обучения студентов профессиональных учреждений [Текст] / Н.В. Мормужева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международ. науч. конференции. - Челябинск, 2013. - С. 160-163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.