Научная статья на тему 'Преподавание фтизиатрии на педиатрическом факультете'

Преподавание фтизиатрии на педиатрическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ / TEACHING PHTHISIOLOGY / ФГОС ВПО / ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / PEDIATRIC FACULTY / FSES HPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поддубная Людмила Владимировна, Зырянова Татьяна Валентиновна, Шилова Елена Петровна, Кононенко Владимир Григорьевич

С целью установить особенности преподавания дисциплины Фтизиатрия студентам педиатрического факультета по ФГОС ВПО нами проведен анализ рабочей программы и учебно-методического комплекса по специальности «Педиатрия», составленных сотрудниками кафедры фтизиопульмонологии. Дана оценка методов обучения, применяемых на кафедре. Переход в преподавании фтизиатрии на ФГОС ВПО и изменение содержания предмета Фтизиатрия требует внесения дополнений в формулировку компетенций, диктует необходимость увеличения роли самостоятельной работы студентов, делает необходимым совершенствование оценочной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поддубная Людмила Владимировна, Зырянова Татьяна Валентиновна, Шилова Елена Петровна, Кононенко Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PHTHISIOLOGY AT PEDIATRIC FACULTY

The analysis of the working program and educational and methodical complex in «Pediatrics» made by the staff of hthisiopulmonology chair was performed for the purpose to establish features of teaching Phthisiology discipline to students of pediatric faculty on FSES HPE. The assessment of the methods of training applied in department is presented. Transition in phthisiology teaching according to FSES HPE and change of maintenance of Phthisiology subject demands entering some additions into the formulation of competences, dictates the necessity of self-performed students’ work, arise the necessary of improvement of estimated system.

Текст научной работы на тему «Преподавание фтизиатрии на педиатрическом факультете»

№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 616-002.5:378.661

ПРЕПОДАВАНИЕ ФТИЗИАТРИИ НА ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Л. В. Поддубная, Т. В. Зырянова, Е. П. Шилова, В. Г. Кононенко

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

С целью установить особенности преподавания дисциплины Фтизиатрия студентам педиатрического факультета по ФГОС ВПО нами проведен анализ рабочей программы и учебно-методического комплекса по специальности «Педиатрия», составленных сотрудниками кафедры фтизиопульмонологии. Дана оценка методов обучения, применяемых на кафедре. Переход в преподавании фтизиатрии на ФГОС ВПО и изменение содержания предмета Фтизиатрия требует внесения дополнений в формулировку компетенций, диктует необходимость увеличения роли самостоятельной работы студентов, делает необходимым совершенствование оценочной системы.

Ключевые слова: преподавание фтизиатрии, ФГОС ВПО, педиатрический факультет.

Поддубная Людмила Владимировна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Новосибирский госудврственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

Зырянова Татьяна Валентиновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Новосибирский госудврственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

Шилова Елена Петровна — ассистент кафедры фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Новосибирский госудврственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

Кононенко Владимир Григорьевич — доктор медицинских наук, профессор кафедры фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Новосибирский госудврственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

С учетом довольно неоднозначной обстановки в стране, в нашем регионе по туберкулезу, с одной стороны, — снижение показателя заболеваемости, с другой — утяжеление клинических форм туберкулеза, вопросы раннего и своевременного выявления этого заболевания остаются актуальными. Поэтому изучения предмета — туберкулез является частью основной профессиональной образовательной программы по любой специальности: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология». Преподавание туберкулеза на нашей

кафедре проводится с 1967 года, когда впервые в Новосибирском государственном медицинском институте была организована первая за Уралом кафедра туберкулёза. Возглавила и в последующем 22 года заведовала кафедрой Екатерина Ивановна Щуцкая, первая в Сибири женщина-фтизиатр, получившая звание профессора.

В этот период с большим энтузиазмом работали доцент Рашель Марковна Перельман, ассистенты Валентина Алексеевна Журавлёва и Лия Ивановна Гринева. Преподавание туберкулёза поводилось только на 4-м курсе лечебного факультета. В 1970-1978 годах штат кафедры увеличился, работали уже 14 человек. На кафедру пришли высококвалифицированные специалисты-фтизиатры: доценты Б. Н. Присс, канд. мед. наук Т. И. Дербикова, канд. мед. наук Л. Г. Белова; канд. мед. наук Г. М. Курилович, В. С. Мишина, молодые врачи-выпускники НГМИ, в последующем защитившие диссертации, В. М. Рейхруд, А. Н. Шкунов, Т. А. Колпакова, Ю. Г. Зелинский, М. И. Крупенко, Т. Г. Теньковская, В. Н. Пряхина, М. В. Федорова, Т. В. Зырянова. Опытный и высоко эрудированный врач, педагог, Екатерина Ивановна первая в Новосибирском медицинском институте, совместно с кафедрой педагогики (проф. Наумов Л. Б.), ввела в учебный процесс элементы «машинного» обучения и контроля, ситуационные задачи, тестовый контроль. С 1989 по 2003 год возглавлял кафедру доцент Владимир Григорьевич Кононенко. С 2003 года по настоящее время кафедрой руководит профессор Л. В. Поддубная. Преподавание туберкулёза в настоящее время проводится на стоматологическом, лечебном и педиатрическом факультетах. Заложенные нашими учителями принципы преподавания туберкулеза сохраняются, но при этом и меняются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Переход в преподавании фтизиатрии на ФГОС ВПО и изменение содержания предмета Фтизиатрия требует внесения дополнений в формулировку компетенций, диктует необходимость увеличения роли самостоятельной работы студентов, делает необходимым совершенствование оценочной системы.

По приказу Министерства образования и науки РФ от 08.11.2010 подготовка по специальности 060103 «Педиатрия» будет осуществляться согласно ФГОС ВПО, который включает в себя рабочие программы учебных дисциплин (модулей), обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. В основу образовательного стандарта высшего профессионального образования положена модульная система, которая предполагает введение целенаправленныхрасширенных образовательных программ в отличие от предметной и «линейной» (последовательной) системы обучения, которые практикуются в Российских вузах.

Введение ФГОС ВПО вызвано требованиями рынка труда. Выпускнику вуза уже недостаточно только получить знания, надо еще овладеть и компетенциями, которые помогут ему при устройстве на работу успешно применять свои знания на практике.

Цель: установить особенности преподавания дисциплины Фтизиатрия студентам педиатрического факультета в современных условиях с учетом требований ФГОС ВПО.

Материалы и методы. Проведен анализ, дана оценка методов обучения, применяемых на кафедре фтизиопульмонологии для студентов педиатрического факультета.

Результаты. Рабочая программа по дисциплине Фтизиатрия является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 060103 «Педиатрия» в соответствии с ФГОС ВПО. При подготовке дипломированного специалиста необходимо

учитывать характеристику профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности педиатра являются дети в возрасте от 0 до 15 лет и подростки от 15 до 18 лет. Анатомо-физиологические особенности определенного возраста детей (до 3 лет, 4-9 лет и др.) накладывают отпечаток на характер течения специфического процесса, его исходы, что освещается в лекционном материале (проблемные лекции). Следует обязательно учитывать виды профессиональной деятельности, к которым готовится специалист: профилактическая, диагностическая, лечебная, реабилитационная, психолого-педагогическая, научно-исследовательская. В соответствии с видами профессиональной деятельности специалист должен решать профессиональные задачи. Профилактическая деятельность предполагает проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение заболевания туберкулезом, осуществление диспансерного наблюдения. Диагностическая деятельность — диагностика заболеваний и неотложных состояний на основе клинических и лабораторно-инструментальных методов исследования. Важной является лечебно-профилактическая деятельность и оказание врачебной помощи при неотложных состояниях.

Чтобы качественно решать профессиональные задачи, выпускник в результате освоения основной программы высшего образования должен овладеть компетенциями [1]. Компетенция рассматривается как динамичная совокупность знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и личностного развития выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенция — способность и готовность применять знания, умения, навыки для успешной деятельности специалиста-педиатра. По окончании вуза выпускник должен обладать определенным набором как профессиональных, так и общекультурных компетенций, которые указаны в ФГОС [7].

В результате изучения медико-профилактических, общеклинических и педиатрических дисциплин у выпускника должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма деятельности врача-лечебника [5, 6].

Рассмотрим более подробно отдельные компетенции, которыми обучающийся должен овладеть в процессе освоения дисциплины Фтизиатрия. С учетом новых рекомендаций Российского общества фтизиатров (РОФ) [3, 8], современных представлений о латентной туберкулезной инфекции (ЛТИ), активной инфекции, широкого применение пробы с аллергеном туберкулезным рекомбинантным Диаскинтест (ДСТ) компетенция ПК-13, с нашей точки зрения, должна быть дополнена, и она должна содержать следующий материал.

ПК-13: обучающийся должен обладать способностью и готовностью организовать проведение туберкулинодиагностики и пробы с аллергеном туберкулезным рекомбинантным Диаскинтест (ДСТ), а также флюорографических осмотров детей и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты; проводить отбор лиц для вакцинации и ревакцинации БЦЖ с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики.

Освоение студентами данной компетенции позволит студентам овладеть методикой оценки туберкулиновой пробы Манту с 2 ТЕ ППД-Л и пробы Диаскитест (ДСТ), что в практической деятельности позволит качественно решать профессиональные задачи формирования групп высокого риска по заболеванию туберкулезом, раннего и своевременного выявления туберкулеза.

При овладении компетенцией ПК-17 — способен и готов выявлять основные патологические симптомы и синдромы заболеваний — необходимо использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом МКБ [4]. Туберкулез — универсальное заболевание, так как характеризуется различной локализацией, разнообразием клинических проявлений, что затрудняет его диагностику. Поэтому важно уметь собрать анамнез, выделив при этом информативные социальные, эпидемиологические особенности, провести клинико-лабораторное обследование, и далее, используя алгоритм, разработанный сотрудниками нашей кафедры, поставить развернутый клинический диагноз.

Овладение данной компетенцией осуществляется на клинических практических занятиях. Главная и определяющая особенность любого занятия — наличие дискуссии, постановка проблемы, диалог между преподавателем и студентами и между самими студентами [2]. При проведении занятий используются интерактивные методы обучения: дискуссии, решение проблемных задач и разбор проблемных ситуаций.

Огромную роль в овладении компетенциями и реализации рабочей программы играет самостоятельная работа, которая составляет 1/3 трудоемкости учебной деятельности (55 ч).

Самостоятельная работа — это выполнение обучающимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением педагога (Микельсон Р. М., 1940). Самостоятельная работа студента — это вид учебного труда, позволяющий целенаправленно формировать и развивать самостоятельность студентов как личностное качество. Она делится на аудиторную (контактную) и внеаудиторную. Первая проводится под контролем преподавателя и представлена лекциями, т. е. освоением теоретического материала (36 ч), и практическими занятиями, где приоритет отдается работе у постели больного, работе с историями болезни, с рентгенограммами пациентов, клиническим разборам, а также решению ситуационных задач. При составлении задач необходимо помнить, что, используя на практических занятиях ситуационные задачи, студенты должны показать уровни компетенции: знать, уметь и владеть. Задачи предназначены для закрепления теоретического материала. Формулируя вопросы к задаче, необходимо учитывать то, что студент должен показать знания патогенеза и патоморфологии, методы выявления туберкулеза. Уметь выделить основные клинические симптомы и синдромы заболевания, интерпретировать результаты обследования, проводить дифференциальную диагностику, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, найти ошибки в наблюдении за пациентом до постановки диагноза, определить показания к проведению химиопрофилактики и превентивного лечения при ДТИ. При этом четко владеть алгоритмом постановки диагноза.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории. В рабочую программу по дисциплине Фтизиатрия нами включены следующие виды самостоятельной работы: реферат и составление презентаций, мини-исследование, обзор-анализ научных статей, конспекты монографий, поиск информации в Интернете, соцопросы. На долю этого вида деятельности обучающегося приходится 33 % от общей трудоемкости дисциплины. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов сопровождается индивидуальными (групповыми) консультациями, собеседованием, приемом отработок пропущенных занятий.

Оценка качества освоения дисциплины проводится по баллам и включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся (проводится в форме

зачета после прохождения цикла «Фтизиатрия» в виде тестового контроля, написания и защиты истории болезни, индивидуального собеседования и решения клинико-рентгенологических задач), итоговую государственную аттестацию выпускников (тестовые задания, ситуационные задачи).

Заключение. Переход в преподавании фтизиатрии на ФГОС ВПО помогает овладеть компетенциями, сформировать у выпускника врачебное поведение и основы клинического мышления, обеспечивающие решение профессиональных задач. Однако изменение содержания предмета Фтизиатрия в последние годы требует внесения дополнений в формулировку компетенций, диктует необходимость увеличения роли самостоятельной работы студентов, делает необходимым совершенствование оценочной системы, что и легло в основу разработанного сотрудниками нашей кафедры учебно-методического комплекса дисциплины.

Список литературы

1. Компетентностный подход в обучении студентов медицинского вуза [Электронный ресурс] / В. Т. Казуб [и др.] // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2014. — № 1. — Режим доступа :

(http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1241). — Дата обращения : 12.11.2014.

2. Лыгина Н. И. Деятельность преподавателя высшей школы : «нормы» качества, самоанализ, планирование / Н. И. Лыгина, Е. Ю. Чернова. — Новосибирск, 2009. — С. 46.

3. Приказ МЗ РФ от 29.12.2014 № 951 «Об утверждении методических рекомендаций по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания».

4. Приказ МЗ РФ № 932н от 15.11.2012 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в РФ».

5. Система менеджмента качества в НГМУ и её роль в реализации ФГОС / А. А. Попова [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 43-44.

6. Турчина Ж. Е. Оптимизация учебного процесса на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО [Электронный ресурс] / Ж. Е. Турчина // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2013. — № 3. — Режим доступа : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=989). — Дата обращения : 10.09.2015.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060103 «Педиатрия». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.11.2010 № 1122.

8. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению туберкулеза органов дыхания. — М. ; Тверь : ООО Изд-во «Триада», 2014. — С. 56.

TEACHING PHTHISIOLOGY AT PEDIATRIC FACULTY

L. V. Poddubnaya. T. V. Zyryanova, E. P. Shilova, V. G. Kononenko

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk)

The analysis of the working program and educational and methodical complex in «Pediatrics» made by the staff of hthisiopulmonology chair was performed for the purpose to establish features of teaching Phthisiology discipline to students of pediatric faculty on FSES HPE. The assessment of the methods of training applied in department is presented. Transition in phthisiology teaching according to FSES HPE and change of maintenance of Phthisiology subject demands entering some additions into the formulation of competences, dictates the necessity of self-performed students' work, arise the necessary of improvement of estimated system.

Keywords: teaching phthisiology, FSES HPE, pediatric faculty.

About authors:

Poddubnaya Lyudmila Vladimirovna — doctor of medical science, professor, head of phthisiopulmonology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

Zyryanova Tatyana Valentinovna — candidate of medical science, assistant professor of phthisiopulmonology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

Shilova Elena Petrovna — assistant of phthisiopulmonology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

Kononenko Vladimir Grigoryevich — doctor of medical science, professor of phthisiopulmonology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 343-65-12, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Competence-based approach in training of students of medical school [electronic resource] / V. T. Kazub [et al.] // Medicine and education in Siberia : online scientific publication.

— 2014. — N 1. — Access mode : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=1241).

— Access date : 12.11.2014.

2. Lygina N. I. Activity of the teacher of the higher school : «standards» of quality, introspection, planning / N. I. Lygina, E. Y. Chernov. — Novosibirsk, 2009. — P. 46.

3. The order of the MH of the Russian Federation by 29.12.2014 N 951 «About the approval of methodical recommendations about improvement of diagnostics and treatment

of tuberculosis of respiratory organs».

4. The order of the MH of the Russian Federation N 932n by 15.11.2012 «About the statement of the Order of delivery of health care to the patients with tuberculosis in the Russian

Federation».

5. Quality management system in NSMU and its role in realization of FSES / A. A. Popova

[et al.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST : materials All-Russian scientific and pedagogical conf. with international participation. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 43-44.

6. Turchina J. E. Optimization of educational process on clinical chair of medical school

in connection with transition to FSES HPE [electronic resource] / J. E. Turchina // Medicine and education in Siberia : online scientific publication. — 2013. — N 3. — Access mode : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=989). — Access date : 10.09.2015.

7. The federal state educational standard of higher education in 060103 «Pediatrics». Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation by 08.11.2010 N 1122.

8. Federal clinical recommendations on diagnostics and treatment of tuberculosis of respiratory organs. — M. ; Tver : JSC PH Triada, 2014. — P. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.