щим врачам осуществлять профессиональ- умения и опыт [6].
ную деятельность, применяя свои знания,
Литерарура
1. Еловикова Т.М., Ронь Г.И., Матюшкина А.П. и др. Компетентостный подход в обучении студентов стоматологов: стоматологическая активность в профессиональном становлении личности // Екатеринбург, 2012. - Вестник УГМА, № 25. - С. 90-93.
2. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 97-101.
3. Маисеенко Д.А. Производственная практика - важнейшее звено образовательного процесса по приобретению компетенций / Д.А. Маисеенко, А.Т. Егорова // Вузовская педагогика: современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ: материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. - Красноярск: Изд-во КрасГМУ, 2013.
- С. 373-375.
4. Место производственной практики в механизме формирования профессиональных компетенций у студентов стоматологического факультета / [Бадрак Е.Ю., Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Порошин А.В.] // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 7, ч.1. - С. 24-26.
5. Отработка мануальных навыков - метод повышения качества профессиональной подготовки студентов-стоматологов /Н.В. Тарасова, В.А. Федоров, Т.В. Федорова [и др.] // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования // Вузовская педагогика. - Красноярск, 2012. - С. 102-105.
6. Петрова Е.В., Тургенева Л.Б., Галанова Т.А. О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 220-223.
7. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 151-155.
8. Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А. и др. Модульная программа компетентност-ного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии» // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016.
- № 2. - С. 254
УДК 616-002.5:378.147
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ФТИЗИАТРИИ НА ЛЕЧЕБНОМ И ПЕДИАТРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТАХ
Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Фролова Ю.В., Василевская О.В., Колобанова А.А.
Смоленский государственный медицинский университет,
Россия, 214019, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Статья посвящена опыту реализации междисциплинарного подхода к преподаванию фтизиатрии на кафедре фтизиопульмонологии Смоленского государственного меди-
цинского университета. Цель. Проанализировать динамику исходного уровня подготовки обучающихся за 4-летний период и выявить наиболее актуальные разделы смежных дисциплин, необходимые для успешного освоения фтизиатрии. Материалы и методы. В исследование включены студенты лечебного (489 человек) и педиатрического (321 человек) факультетов, проходившие обучение на кафедре фтизиопульмонологии с 2011 по 2015 год. Осуществлялись тестирование обучающихся с использованием системы проведения и оценки программированного контроля Полиплут-7, версия 17.06. (Казанский ГМУ) и статистический анализ полученных результатов с применением Т-критерия Стьюдента. Результаты. Установлен стабильный исходный уровень подготовки студентов лечебного и педиатрического факультетов на протяжении исследуемого периода: средний балл по результатам тестирования на лечебном факультете составил от 3,4 до 3,6, на педиатрическом - от 3,1 до 3,3. В программу были включены вопросы по наиболее важным разделам смежных дисциплин, необходимым для успешного освоения фтизиатрии: лучевая диагностика, пропедевтика внутренних болезней, микробиология, эпидемиология, анатомия человека, патологическая физиология. Однако не были затронуты разделы, посвященные диагностике пульмонологической патологии, заболеваниям сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, знания которых также необходимы для более полного овладения профессиональными компетенциями при изучении дисциплины «Фтизиатрия». Заключение. Необходимо дальнейшее развитие и укрепление междисциплинарного подхода для освоения фтизиатрии, налаживание преемственности между смежными кафедрами в изучении дисциплин и включение вопросов из необходимых разделов при исходном тестировании обучающихся.
Ключевые слова: высшее образование, медицинское образование, междисциплинарный подход, фтизиатрия
INTERDISCIPLINARY APPROACH TO TEACHING OF PHTHISIOLOGY AT A
HIGHER MEDICAL SCHOOL
Myakisheva T. V. Rashkevich E.E., Frolova J. V., Vasilevskaya O. V., Kolobanova A.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.
Summary. The article is devoted to the experience of the implementation of an interdisciplinary approach to teaching at the Department of Phthisiopulmonology of Smolensk state medical university. The objective of the study was to analyze the dynamics of the initial level ofpreparation of students for the 4-year period and to identify the most important topics of related disciplines necessary for the successful development of TB. The study included medical students of therapeutic (489) and pediatric (321 people) faculties trained at the department ofphthisiopulmonology from 2011 to 2015. To carry out testing of students using the system of monitoring and evaluation of programmed Po-liplut-7, version 17.06. (Kazan State Medical University), and a statistical analysis of the results obtained using the Student's t-test.As a result of the study a stable basic level of knowledge of students of therapeutic and pediatric faculties throughout the study period was revealed: the average score on the test results at the medical faculty was from 3.4 to 3.6, in the pediatric - from 3.1 to 3.3. The program included questions on the most important topics of the related disciplines necessary for the successful development of TB: X-ray diagnostics, propaedeutics internal medicine, microbiology, epidemiology, human anatomy, pathological physiology. However, the sections, dedicated to the diagnosis of pulmonology diseases, diseases of the cardiovascular and digestive systems were not covered, knowledge of which is also requiredfor a more complete mastery ofprofessional competence in the study of the discipline "Phthisiology". The further development of the interdisciplinary approach is needed to master the discipline and to establish continuity between the adjacent fields in the study of subject. The inclusion of certain sections in the test of initial trainees is advisable.
Key words: high school, medical education, interdisciplinary approach, phtisiology.
Введение. Напряженная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу требует от врачей всех специальностей прочных знаний по профилактике, раннему выявлению и диагностике этого опасного и социально значимого заболевания. При этом изучению фтизиатрии уделена сравнительно небольшая часть аудиторных занятий, а учебно-тематический план объемный и включает не только специализированные модули, но и вопросы дифференциальной диагностики. Для успешного освоения дисциплины обучающиеся должны быть компетентны в вопросах анатомии, физиологии, эпидемиологии, владеть методами лучевой, лабораторной и микробиологический диагностики, знать симптомы и диагностические критерии заболеваний, с которыми проводится дифференциальная диагностика туберкулеза. В связи с этим необходим междисциплинарный подход к преподаванию фтизиатрии и преемственность в изучении фтизиатрии и других клинических, а также фундаментальных дисциплин.
Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки «Лечебное дело» [3] и «Педиатрия» [4] предписывает необходимость формирования у выпускников ряда общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, каждая из которых обеспечивается, как правило, изучением не одной дисциплины, а нескольких, и предусматривает последовательное их освоение в течение всего периода обучения в высшей школе по программам специалитета. Этот принцип отражен и в рабочей программе учебной дисциплины «Фтизиатрия», составленной в соответствии с ФГОС ВО. В частности, предусмотрены компетенции, владение которыми необходимо для успешного освоения фтизиатрии - это профессиональные компетенции ПК-1 (ранняя диагностика заболеваний), ПК-5 (сбор и анализ результатов исследования), ПК-6 (определение основных патологических состояний, симптомов, синдромов) и ПК-9 (ведение и
лечение пациентов с различными нозологическими формами). Их освоение обеспечивается изучением ряда дисциплин, предшествующих циклу фтизиатрии: микробиология, анатомия, патологическая анатомия, патофизиология, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика, фармакология.
Ориентация на преемственность в изучении фундаментальных и клинических дисциплин в высшей медицинской школе не является чем-то новым. Междисциплинарный подход обусловлен практической необходимостьюи всегда находил свое применение в процессе преподавания в высшей медицинской школе [1], являясь одним из факторов формирования инновационного мышления студента [2]. Однако в условиях последних требований ФГОС стало необходимым и актуальным его более глубокое внедрение, расширение и, соответственно, научное обоснование. В связи с этим нами было проведено исследование, целью которого было проанализировать динамику исходного уровня подготовки обучающихся за 5-летний период и выявить наиболее актуальные разделы смежных дисциплин, необходимые для успешного освоения фтизиатрии.
Материалы и методы. В исследование включены студенты лечебного (489 человек) и педиатрического (321 человек) факультетов, проходившие обучение на кафедре фтизиопульмонологии с 2011 по 2015 год. На кафедре фтизиопульмоноло-гии более десяти лет осуществляется определение исходного уровня знаний студентов по смежным дисциплинам с использованием системы проведения и оценки программированного контроля Полиплут-7, версия 17.06. (Казанский ГМУ). Указанная система разработана профессором А.А. Визелем и включает вопросы для специалистов различного уровня, в т.ч. до изучения цикла фтизиатрии. Вопросы, включенные в тестирование, разнообразны. Кроме узкоспециализированных, они содержат общие вопросы на эрудицию, поэтому студенты воспринимают их положительно. Для выполнения цели исследования мы
провели статистический анализ результатов тестирования за пятилетний период с применением Т-критерия Стьюдента.
Результаты. В 2011-2012 учебном году - первом, включенном в исследуемый период - средний балл, полученный студентами лечебного факультета при исходном тестировании, составил 3,6±0,08 [доверительный интервал 3,34;3,83]. На педиатрическом факультете он был достоверно ниже - 3,1±0,05 [доверительный интервал 2,96;3,31], критерий Стьюдента t=4,57, р<0,01.В последующие годы сохранялись достоверные различия в исходном уровне знаний студентов лечебного и педиатрического факультетов. Так, в 2012-2013 учебном году средний балл на лечебном факультете составил 3,6±0,04 [доверительный интервал 3,43;3,49], на педиатрическом - 3,3±0,07 [доверительный интервал 3,31;3,36], р<0,05; в 2013-2014 учебном году средний балл на лечебном факультете составил 3,4±0,04 [доверительный интервал 3,33;3,59], на педиатрическом -3,2±0,07 [доверительный интервал 2,97;3,42], р<0,05; в 2014-2015 году -3,4±0,06 [доверительный интервал 3,26;3,62] и 3,2±0,08 [доверительный интервал 2,91;3,40] соответственно на лечебном и педиатрическом факультетах, р<0,05.
Однако за исследуемый период средний балл студентов каждого отдельно взятого факультета по итогам тестирования оставался стабильным, достоверной динамики по годам установлено не было. Так, на лечебном факультете изучаемый показатель был 3,6; 3,6; 3,4; 3,4., на педиатрическом -3,1; 3,3; 3,2; 3,2.
Используемая программа содержала вопросы по наиболее важным разделам смежных дисциплин, необходимым для успешного освоения фтизиатрии: лучевая диагностика, пропедевтика внутренних болезней, микробиология, эпидемиология, анатомия человека, патологическая физиология. Однако не были затронуты разделы, посвященные диагностике пульмонологи-
ческой патологии, заболеваниям сердечнососудистой и пищеварительной систем, знания которых также необходимы для более полного овладения профессиональными компетенциями при изучении дисциплины «Фтизиатрия».
Заключение. Необходимо дальнейшее развитие и укрепление междисциплинарного подхода к освоению фтизиатрии, налаживание преемственности между смежными кафедрами в изучении дисциплин и включение вопросов из необходимых разделов при исходном тестировании. С этой целью проводится расширение междисциплинарного и межкафедрального взаимодействия по вопросам подготовки студентов. В частности, с весеннего семестра 2016-2017 учебного года запланировано и подготовлено проведение исходного тестирования обучающихся с применением унифицированных тестовых заданий, подготовленных кафедрой пропедевтики внутренних болезней и утвержденных цикловой методической комиссией по терапевтическим дисциплинам. Ожидаемые результаты:
1. Объективная и унифицированная оценка знаний обучающихся по базовым дисциплинам.
2. Выявление разделов, по которым уровень подготовки недостаточный, и на повторение которых при изучении дисциплины необходимо сделать акцент.
3. Обеспечение независимой оценки выживаемости знаний обучающихся по пропедевтике внутренних болезней.
Профессорско-преподавательский состав кафедры планирует дальнейшее расширение и укрепление междисциплинарных и межкафедральных связей для более эффективного обеспечения подготовки выпускников в соответствии с федеральными стандартами и дальнейшей продуктивной работы в системе менеджмента качества образованияв соответствии с требованиями ISO 9001-2008.
Литература
1. Лопатина А.Б. Междисциплинарный подход в обучении врачей общей практики // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5: http:www.science-
educati on.ru/ru/article/view?id=25210
2. Тихомирова О.Г. Системность и междисциплинарность обучения как фактор формирования инновационного мышления студентов // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4-3. - С. 485-487.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 95 от 9 февраля 2016 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 31.05.02 «Педиатрия». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 853 от 17 августа 2015 г.
УДК 811.111: 378.180.6:42/49
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОТИВИРУЮЩИХ ЗАДАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Омелич О.К.
Смоленский государственный медицинский университет Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Современные электронные технологии, несомненно, приносят огромную пользу, но и создают большие трудности для преподавателей. Студенты используют Интернет и электронные переводчики в качестве подсказки при выполнении множества заданий, делая их бесполезным, тогда как прежде они выполнялись добросовестно и были весьма эффективны. Как заставить студентов думать самостоятельно и как обратить современные электронные технологии на пользу обучения? Ответ на эти вопросы и стал целью нашей работы. Мы попробовали применить на практике некоторые описываемые ниже мотивирующие приёмы и задания и провели сравнительный статистический анализ результатов итогового тестирования студентов 1 курса по английскому языку в шести студенческих группах. В первых трёх группах использовались традиционные задания и упражнения, а в трёх других группах студентов обучали с расширенным использованием апробируемой методики. При сравнении результатов тестирования отметки оказались выше там, где широко применяли описываемые ниже приёмы и задания. Ключевые слова: мотивация, полисемия, перевод, содержание, анализ.
ON THE USE OF SOME MOTIVATING TASKS IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES TO THE STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY
Omelich O.K.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Summary. The use of modern electronic technologies is certainly a great advantage, but in the educational process they sometimes make a problem. The fact is that students often use the Internet as a prompter working instead of their own brains while doing numerous teacher's tasks, which makes them useless. The purpose of our study was to find some ways to make students think by themselves together with using modern technologies for a good cause. We suggested and practiced some described below techniques. We statistically processed and analyzed the results of the final tests conducted in six groups of students, three of which were taught traditionally, while in the other three