Научная статья на тему 'Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков'

Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2361
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / PSYCHOLOGICAL TESTING / ТРЕВОЖНОСТЬ / ANXIETY / ДЕПРЕССИЯ / DEPRESSION / УСПЕВАЕМОСТЬ / ACADEMIC ACHIEVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маслова Н.Н., Зайцева В.М., Ковалева Э.А., Титова Е.П., Павлюченкова Н.А.

В статье обсуждаются результаты психологического тестирования студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. Оценивается выраженность тревожности и депрессии у студентов-медиков разных факультетов как факторов, оказывающих влияние на успешность освоения дисциплин и образование в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маслова Н.Н., Зайцева В.М., Ковалева Э.А., Титова Е.П., Павлюченкова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE DEGREE OF ANXIETY AND DEPRESSION IN MEDICAL STUDENTS

Results of psychological testing of medical, pediatric, dental and pharmaceutical students are discussed in the article. The severity of anxiety and depression in medical students of different faculties is evaluated being as significant factor having an influence on academic achievement.

Текст научной работы на тему «Исследование показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков»

УДК 616.8 - 008.64: 378.180.6

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И ДЕПРЕССИИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Маслова Н.Н., Зайцева В.М., Ковалева Э.А., Титова Е.П., Павлюченкова Н.А., Булычева Ю.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье обсуждаются результаты психологического тестирования студентов лечебного, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов. Оценивается выраженность тревожности и депрессии у студентов-медиков разных факультетов как факторов, оказывающих влияние на успешность освоения дисциплин и образование в вузе.

Ключевые слова: психологическое тестирование, тревожность, депрессия, успеваемость.

STUDY OF THE DEGREE OF ANXIETY AND DEPRESSION IN MEDICAL STUDENTS

Maslova N.N., Zaitseva V.M., Kovaleva E.A., Titova E.P., Pavlyuchenkova N.A., Bulycheva Y.A.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,

Abstract. Results of psychological testing of medical, pediatric, dental and pharmaceutical students are discussed in the article. The severity of anxiety and depression in medical students of differentfaculties is evaluated being as significantfactor having an influence on academic achievement. Key words: psychological testing, anxiety, depression, academic achievement.

Тревога - это проценты, которые мы авансом платим нашим несчастьям. Уильям Ралф Индж.

Существуют различные исследования, рассматривающие факторы, которые оказывают влияние на успешность учебной деятельности студентов. В некоторых из них различают мотивацию достижений и мотивацию избегания неудач. Разные исследования изучают вопросы внешних и внутренних факторов, определяющих успех обучения в вузе, таких как интерес к профессии, адаптацию к учебному процессу и

др. [1, 2].

Тревожность - это свойство, индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам [6]. В некоторых случаях тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности. Современные исследования направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности [3].

В процессе обучения в высших медицинских учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся [4]. В ранее проведенных исследованиях [1, 2] был показан высокий уровень тревожности у студентов медицинских вузов.

Целью настоящей работы явилось изучение показателей выраженности тревожности и депрессии у студентов-медиков разных факультетов и курсов, которые могут оказать влияние на успешность обучения в вузе, качество освоения учебных дисциплин и результаты сдачи экзаменов.

Методика

Для оценки уровня тревожности студентов была использована шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера - Ю.Ханина (1976), которая позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство и состояние. Шкала состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (высказывания 1-20) и личностную (высказывания 21-40) тревожность. Оценка уровня тревожности проводилась следующим образом: до 30 баллов - низкая тревожность; 31-45 - умеренная, 46 и более баллов - высокая тревожность.

Исследование уровня депрессии проводилось с помощью опросника Бека (1961), который включает 21 категорию симптомов и жалоб. Каждой из категорий соответствует 4 - 5 утверждений. Интерпретация

результатов производилась в соответствии с установленными А.Т. Веск значениями: 09 - отсутствие депрессивных симптомов, 10-15 - легкая депрессия (субдепрессия), 16-19 - умеренная депрессия, 20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести), 30-63 - тяжелая депрессия. Надежность и валид-ность данных шкал подтверждена.

Исследование выполнено с участием 243 студентов 4 курса СГМА, среди которых 93 студента лечебного факультета, 85 - педиатрического, 39 - стоматологического, 24 -фармацевтического, 82 учащихся 1 курса и 112 - 6 курса лечебного факультета. Средний возраст учащихся 4 курса 20,9 ± 2,4 года, 6 курса - 22,7 ± 1,7. Каждому испытуемому были разъяснены цели и задачи исследования.

Статистическая обработка полученных данных была проведена с помощью программ «Microsoft Excel» и Statistica 10.0.

Результаты исследования

При оценке результатов тестирования по шкалам Ч. Спилбергера и Л. Ханина у студентов 4 курса получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Распределение результатов оценки реактивной и личностной тревожности

у студентов 4 курса

Факультет Реактивная тревожность, % Личностная тревожность, %

низкая умеренная высокая низкая умеренная высокая

Лечебный 19,5 52,2 28,3 3,3 46,2 50,5

Педиатрический 22,4 50,6 27,0 1,2 30,0 68,8

Стоматологический 7,7 56,4 35,9 12,8 35,9 51,3

Фармацевтический 8,4 45,8 45,8 0,00 37,5 62,5

Таким образом, наибольшее число студентов с высоким уровнем реактивной тревожности выявлено на фармацевтическом факультете, в то время как учащихся с высокой личностной тревожностью больше на педиатрическом факультете.

При сравнении уровня ситуативной и личностной тревожности у студентов 1, 4, 6

курсов лечебного факультета наиболее высокий процент тревожных нарушений выявлен у студентов 1 курса, по сравнению с 4 курсом и 6 курсом (рис. 1, 2). При этом количество студентов с высокой личностной тревожностью на 1 курсе достоверно выше, чем на 4 и 6 (р<0,05).

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

56,1%

46,2% 47,3%

35,4%

8,5%

3,3% 4,5%

50,5%

48,2%

Низкая

Высокая

Умеренная ■ 1 курс □ 4 курс □ 6 курс

Рис. 1. Уровень ситуативной тревожности по шкале Ч. Спилбергера и Л. Ханина у студентов 1, 4, 6 курсов лечебного факультета.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

59,7%

52,2%

48,2%

29

19,5% 19,6%

10,9% ■ ■

Высокая

Низкая Умеренная

■ 1 курс □ 4 курс □ 6 курс

Рис. 2. Уровень личностной тревожности по шкале Ч. Спилбергера и Л. Ханина у студентов 1, 4, 6 курсов лечебного факультета.

Таблица 2

Результаты оценки выраженности депрессии у студентов 4 курса

Факультет Нет депрессии Легкая депрессия Умеренная депрессия Выраженная депрессия Тяжелая депрессия

Лечебный 73,9 11,8 5,7 3,2 5,4

Педиатрический 72,9 18,6 6,0 2,5 0,0

Стоматологический 66,7 25,6 0,0 7,7 0,0

Фармацевтический 54,2 37,4 4,2 4,2 0,0

При анализе степени выраженности депрессии у студентов 4 курса по опроснику Бека обнаружены следующие данные (табл. 2).

Таким образом, тяжелая депрессия выявлена только у студентов лечебного факультета, наибольшее число студентов с выраженной и тяжелой депрессией также учится

на лечебном факультете.

При сравнении уровня выраженности депрессивных расстройств среди студентов 1, 4, 6 курсов (рис. 3), наиболее высокий процент обследуемых с тяжелой депрессией выявлен на 1 курсе (р<0,05).

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

73,9% 73,2%

20,7%

23,2% 20,6% 18

тяжелая депрессия

умеренная депрессия и субдепрессия ■ 1 курс □ 4 курс □ 6 курс

Рис. 3. Уровень депрессии по опроснику Бека у студентов 1, 4, факультета.

Обсуждение результатов

Таким образом, по результатам исследования было установлено, что наибольшее количество студентов в вузе находятся в состоянии повышенной тревожности. Это можно объяснить достаточно высокими требованиями к учебному процессу студентов медицинского вуза.

У студентов 1 курса по сравнению с 4, 6 курсами выявлен высокий процент как депрессивных, так и тревожных расстройств, что объясняется реакцией периода адаптации на смену образа жизни, повышением умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Высокий уровень личностной тревожности студентов 1 курса объясняется, воз-

нет депрессии

6 курсов лечебного

можно, продолжающимся процессом становления личности.

Доля студентов 6 курса с тяжелой депрессией выше, чем таковых студентов 4 курса, что, предположительно, связано с предстоящим выбором специализации и государственными экзаменами.

Выводы

Учитывая высокую степень тревожности студентов-медиков, при проведении практических занятий рекомендуется делать больший акцент на наглядные материалы (таблицы, схемы, презентации), давать время для подготовки и не ограничивать студентов во времени ответа, отдавать предпочтение письменному, а не устному опросу.

Литература

1. Зайцева, В.М. Ценностно-мотивационная сфера личности будущих медицинских специалистов [Текст] / В.М. Зайцева // Научные труды научно-практической конференции ученых МАДИ, МСХА, ЛГАУ, ССХИ 10-11 декабря 2002. Москва - Луганск - Смоленск. -Методика и педагогика. - 2003. - Т. 3. - С. 54-60.

2. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст]: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 415 с.

3. Краткий психологический словарь [Текст] / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского; ред. - сост. Л.А. Карпенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 505 с.

4. Проявления психоэмоционального стресса у студентов-медиков в зависимости от успеваемости в период сессии [Текст] / А.Ю. Туровая, А.Х. Каде, М.А. Величко [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 5 - С. 145-146.

5. Филатова, Е.Г. Диагностика и лечение психогенного головокружения [Текст] / Е.Г. Филатова // Лечащий врач. - 2009. - № 5. - С. 14-20.

6. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юс-тицкис. - 4-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.