ББК К 88.40+К 74р30 УДК 37.015.3+378.172 П 48
М.А. ПОПОВА, А.Э. ЩЕРБАКОВА, А.А. ГОВОРУХИНА, А.Ю. ДРОНЬ
M.A. POPOVA, A.E. SCHERBAKOVA, A.A. GOVORUKHINA, A.Y. DRON
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И К А ЧЕСТВА ЖИЗНИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ОБР АЗОВ А ТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
INDEXES OF PSYCHOLOGICAL STATE AND QUALITY OF LIFE OF YOUTH STUDYING IN DIFFERENT FORMS IN THE CONTEXT OF INNOVA TIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Изучены показатели психологического состояния и качества жизни студентов Сургутского государственного педагогического университета при различном уровне учебных нагрузок в неблагоприятных условиях Севера России. Полученные данные указывают на выраженные сдвиги психологического состояния и качества жизни при воздействии дополнительного стрессового фактора, сопряженного с аттестационной неделей.
The article analyzes the psychological state and life quality of Surgut state teachers training university students studying at various levels of academic load in adverse conditions of the North of Russia. The obtained data show distinct shifts of psychological state and quality of life under the influence of the additional stressful factor accounted for an assessment week.
Ключевые слова: тревожность, депрессия, качество жизни, студенты, инновационная образовательная среда.
Key words: anxiety, depression, quality of life, students, innovative educational environment.
В настоящее время пристальное внимание государства направлено на вопросы сохранения здоровья и интеллектуального потенциала нации. В связи с этим происходит интенсивное внедрение инновационных технологий в систему образования России, в том числе в образовательные учреждения ХМАО - Югры.
Влияние неблагоприятных климатических условий на физиологические процессы студентов при традиционной системе обучения достаточно хорошо изучены в многочисленных исследованиях [3; 6]. В настоящее время установлена связь между психоэмоциональным стрессом и ССЗ, которые, в свою очередь, являются одной из причин ухудшения качества жизни [1; 10; 12; 14]. Следовательно, проблема оценки реакции организма на интенсивность учеб-
ных нагрузок занимает сегодня одно из ведущих мест в задачах возрастной физиологии.
Интенсификация учебных нагрузок, особенно в условиях различных педагогических инноваций, предъявляет дополнительные требования к функциональным возможностям организма учащихся [2; 6]. Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ) является экспериментальной площадкой Российской академии образования по внедрению форм личностно ориентированного профессионального образования. В СурГПУ реализуется эксперимент по организации учебного процесса на основе кредитно-зачетной системы единиц, требующей четкой организации самостоятельной работы студентов, асинхронного учебного процесса и внедрения бессессионной системы обучения.
Цель исследования заключалась в изучении психологического состояния и качества жизни студентов педагогического университета ХМАО-Югры в период семестровых занятий и во время аттестационной недели в условиях инновационной образовательной среды.
Материалы и методы исследования.
Исследования проводились в ГОУ ВПО СурГПУ на базе научно-исследовательской лаборатории «Здоровый образ жизни и охрана здоровья» Общее число обследованных составило 58 человек (33 юноши и 25 девушек). Все студенты были отнесены к 1 и 2 группам здоровья и не имели жалоб на состояние здоровья в момент исследования. Обследование проводили в период семестровых занятий (СЗ) и в период аттестационной недели (АН).
Психологическое состояние студентов оценивали по шкале депрессии Бека (BDI), опроснику Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина и анкете исследования показателей качества жизни - Short Form health survey 36, SF 36.
Шкала Бека (BDI) позволяет не только выявить наличие депрессивных симптомов, но и определять степень их выраженности [7, 8]. Анкета состояла из 21 вопроса (1-13 - когнитивно-аффективная субшкала (C-A); 14-21 - субшкала соматических проявлений депрессии (S-P)). Результаты оценивались по следующей шкале: 0-9 - отсутствие депрессивных симптомов; 10-15 - легкая депрессия (субдепрессия); 16-19 - умеренная депрессия; 20-29 - выраженная депрессия (средней тяжести); 30-63 - тяжелая депрессия.
В качестве метода изучения уровня тревожности выбрана шкала самооценки, созданная Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптированная в СССР Ю.Л. Ханиным. Данный метод является достаточно надежным, информативным и удобным в использовании инструментом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как текущее состояние) и тревожности как устойчивой особенности человека (личностная тревожность). Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, тревожностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями [7].
Шкала самооценки стояла из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность по предложенным формулам:
РТ = X1 - X2 + 50,
где: X1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9,
122 , 13, 14, 17, 18;
X2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16,
19, 20).
ЛТ = X1 - X2 + 35,
где: X1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24,
252 , 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
X2 - сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации нами были следующие ориентировочные оценки: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более -высокая тревожность.
Для оценки качества жизни был использован вопросник о состоянии здоровья SF 36 (Short Form health survey 36), являющийся общепринятым методом измерения состояния здоровья, рекомендованный всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Анкета SF 36 состоит из 36 пунктов, сгруппированных в восемь шкал [5]. Показатели каждой шкалы варьируются от 0 до 100, где 100 представляет полное здоровье. Все шкалы формируют два показателя:
Физический компонент здоровья.
Физическое функционирование (PF) - отражает степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок. Низкие показатели в этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность значительно ограничивается состоянием здоровья.
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (RP) - отражает влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием.
Болевая шкала ^Р) - это показатель интенсивности боли и ее влияния на способность заниматься повседневной деятельностью. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность человека.
Общее состояние здоровья (GH) - это оценка обследуемым своего состояния здоровья в настоящий момент и перспектив лечения. Чем меньше баллов по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
Психологический компонент здоровья.
Жизнеспособность (VT) - предполагает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении и снижении жизненной активности.
Социальное функционирование (SF) - определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность. Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
Эмоциональное состояние (RE) - оценивает степень, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности. Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленной ухудшением эмоционального состояния.
Психическое здоровье (MH) - характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, общий показатель положительных эмоций. Низкие значения
свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии [4, 5, 15].
Систематизация материала и статистические расчеты проводились с помощью пакетов статистических программ <^а^юа 6.0» и «Биостатистика 4.03». При анализе таблиц сопряженности использовали критерий %2 - хи квадрат и г-критерий. Для оценки межгрупповых различий использовался ранговые непараметрические критерии Вилкоксона и Мана-Уитни. Анализ взаимосвязей переменных осуществлялся методом линейного корреляционного анализа Пирсона (г) и ранговой корреляции Спирмена (г5) [9].
Результаты собственных исследований.
Согласно общепринятым представлениям, кроме внешних раздражителей патофизиологического характера, вызывающих при измененном состоянии защитных и регуляторных систем организма патологические реакции, на здоровье может влиять психоэмоциональное состояние человека [11].
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низком пороге ее возникновения [7; 8; 13]. В наших исследованиях тревожность рассматривалась как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.
В таблице 1 представлены результаты исследования тревожности при различном уровне учебных нагрузок, которые свидетельствуют о том, что показатели личностной (ЛТ) и реактивной (РТ) тревожности увеличивались в период аттестационной недели. Реакция юношей на стресс, проявляющаяся в увеличении показателей ЛТ и РТ, была более выражена, чем у девушек.
Средние значения показателей когнитивно-аффективной субшкалы (С-А) достоверно увеличивались в период аттестации у девушек (р=0,007) и юношей (р=0,000). Субшкала соматических проявлений депрессии ^-Р) имела достоверный прирост во время семестровой аттестации у девушек (р=0,01) и у юношей (р=0,006).
Таблица 1
Показатели уровня тревожности и депрессивных расстройств студентов в период семестровых занятий и во время аттестационной недели, М±т
Показатели Девушки (п=25) Юноши (п=33) (Р3) (Р4)
СЗ АН (Р1) СЗ АН (Р2)
ВЭ1 С-А 3,96± 0,49лл 6,80± 0,87 0,007 3,67± 0,44ллл 8,09± 1,01 0,000 0,66 0,36
S-P 2,16± 0,34л 3,80± 0,54 0,01 1,94± 0,38лл 4,15± 0,68 0,006 0,68 0,70
I 6,12± 0,65лл 10,60± 1,20 0,002 5,61± 0,64ллл 12,24± 1,59 0,000 0,59 0,44
Тест Спил- бергера РТ 35,88± 1,65л 41,92± 2,23 0,03 33,39± 1,11ллл 45,82± 1,73 0,000 0,20 0,17
ЛТ 37,72± 0,98л 42,20± 1,53 0,02 37,12± 0,76ллл 43,58± 1,49 0,000 0,63 0,53
Примечание: здесь и в таблице 2 - л р<0,05; лл р<0,01; ллл р<0,001 - достоверность различий между группами студентов в период семестровых занятий (СЗ) - Р1 и во время аттестационной недели (АН) - Р2 в одной половой группе; * р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001 - достоверность различий между юношами и девушками в СЗ - Р3 и во время АН - Р4.
При анализе средних значений суммы депрессивных расстройств (X) в период СЗ и во время АН установлено, что в первом случае у девушек и юно-
шей сумма депрессивных расстройств была практически одинакова (6,12±0,65 и 5,61±1,64 соответственно), тогда как в период экзаменационного стресса эти значения возрастали до 10,60±1,20 - у девушек (р=0,002) и 12,24±1,59 -у юношей (р=0,000).
На рисунках 1 и 2 представлено распределение студентов по степени личностной и реактивной тревожности при различном уровне учебных нагрузок. В период семестровых занятий у 88,00% девушек и 93,94% юношей отмечена умеренная личностная тревожность, которая достоверно снижалась в период аттестации с достоверным увеличением степени высокой личностной тревожности (от 8,00% до 36,00% (р=0,04) и от 3,04% до 42,42% (р=0,000) у девушек и юношей соответственно).
р=0,05
100
40
20
4,00 / Низкая тревожность
р=0,04
36.00
Умеренная тревожность
Высокая тревожность
50-, 9050705050103020100-
^ ^ 40.00 Л16°°_
44.01
ШрШ
Низкая Умеренная Высокая тревожность тревожность тревожность
СЗ (п=33)
АН (п=33)
б
Рис. 1. Распределение девушек по уровню а - личностной, б - реактивной тревожности во время СЗ и в период АН, %
0
а
р=0,000
р=0,000 80-
р=0,003
р=0,000
J2 60- р=0,003 57,58 57,58
2: лг !т
_ „]_^__
Низкая Умеренная Высокая Н изкая Умеренная Высокая
тревожность тревожность тревожность тРевожность тревожность тревожность
■СЗ (п=33) АН (п=33) ИСЗ (п = 33) АН (п = 33)
б
а
Рис. 2. Распределение юношей по уровню а - личностной и б - реактивной тревожности во время СЗ и в период АН, %
Соотношение обследованных с различной степенью РТ при смене уровня учебных нагрузок свидетельствовало о том, что в период аттестационной
недели снижалось число студентов с низкой и умеренной РТ, и возрастал процент девушек и юношей с высокой степенью РТ. Необходимо отметить, что у юношей отмечено достоверное снижение низкой реактивной тревожности (р=0,003) в стабильный период обучения и увеличение высокой степени реактивной тревожности (р=0,000) в период экзаменационной недели.
При индивидуально-типологическом анализе депрессивных расстройств (рис. 3, 4) различной степени следует, что в период СЗ у 80,00% девушек и 72,72% юношей отсутствуют признаки депрессии и лишь у 12,00% девушек и 27,27% юношей выявлена легкая депрессия.
В период аттестации уменьшается процентное соотношение студентов с отсутствием депрессивных расстройств и увеличивается процент депрессивных расстройств более тяжелой степени. Так, у 15,15% юношей (5 человек) идентифицирована тяжелая депрессия, а 21,21% и 9,09% пришлось на легкую и выраженную депрессию соответственно. У девушек, в отличие от юношей, наблюдается достоверное увеличение числа лиц с легкой депрессий до 48,00% (г=2,47; р=0,01) при достоверном снижении числа обследованных с отсутствием депрессивных расстройств до 40,00% (г=3,24; р=0,001). Также 12,00% девушек имели выраженную депрессию в экзаменационный период. Достоверных отличий между девушками и юношами в период СЗ и во время АН не обнаружено.
СЗ п=33
27,27
72,72
□ Отсутствие депрессивных растройств
□ Легкая депрессия
АН п=33
21,21
54,55
15,15
9,09
□ Отсутствие депрессивных растройств
□ Легкая депрессия
□ Выраженная депрессия
□ Тяжелая депрессия
Рис. 3. Распределение юношей по шкале депрессии Бека во время СЗ и в период АН, %
СЗ п=25
АН п=25
р=0,001 2=3,24
р=0,01 2=2,47
Рис. 4. Распределение девушек по шкале депрессии Бека во время СЗ и в период АН, % Полученные данные уровня тревожности и депрессивных расстройств учащихся в период СЗ и во время АН указывают на увеличение всех изучае-
мых показателей. Установлены более высокие значения соматических проявлений депрессии, показателей когнитивно-аффективной субшкалы, а также уровня личностной и реактивной тревожности у девушек в период итогового семестрового тестового контроля знаний, чем у юношей. Однако депрессивные расстройства у юношей имеют более тяжелую степень в период АН по сравнению с девушками. Полученные данные указывают на выраженные сдвиги психологического состояния при воздействии стрессового фактора, сопряженного с аттестационной неделей у лиц молодого возраста в условиях Севера.
В таблице 2 представлены основные результаты изучения КЖ с учетом уровня учебных нагрузок и половой принадлежности.
Показатели качества жизни (физический и психический компоненты) снижались в период АН. Заслуживает внимания тот факт, что достоверные изменения отдельных составляющих качества жизни у девушек и юношей были различны.
Таблица 2
Показатели качества жизни студентов в период семестровых занятий и во время аттестационной недели, M±m
Показатели Девушки (п=25) Юноши (п=33) (Р3) (Р4)
СЗ АН (Р1) СЗ АН (Р2)
PF 96,20± 1,45лл 88,40± 2,29 0,006 90,30± 2,91 82,27± 2,94 0,06 0,11 0,12
RP 85,00± 4,33ллл 59,60± 3,48 0,000 87,12± 3,10лл 68,94± 5,11 0,003 0,68 0,16
BP 85,24± 4,01л 70,48± 5,19 0,03 81,48± 3,48 74,91± 3,15 0,17 0,48 0,45
GH 69,88± 2,61лл 55,52± 3,32** 0,001 70,36± 2,50 68,30± 2,36 0,55 0,90 0,002
УГ 71,60± 2,84 65,40± 3,13 0,15 72,12± 2,53лл 63,64± 1,85 0,009 0,89 0,61
SF 81,00± 3,24 76,66± 4,80 0,46 86,36± 2,45лл 74,62± 3,05 0,004 0,18 0,71
RE 74,00± 5,28 68,00± 6,52 0,48 80,81± 4,36л 66,67± 5,23 0,04 0,32 0,88
MH 76,00± 2,18 72,00± 2,66 0,25 79,61± 1,84л 73,21± 1,89 0,02 0,21 0,70
Так, в первом случае достоверное снижение по сравнению с периодом СЗ отмечены по показателям: PF - физического функционирования (р=0,006); RP - ролевого функционирования (р=0,000); ВР - болевой шкалы (р=0,03) и GH - общего состояния здоровья (р=0,001). В свою очередь у юношей достоверно снижались следующие показатели: RP - ролевое функционирование (р=0,003); VI - жизнеспособность (р=0,009); SF - социальное функционирование (р=0,004); RE - эмоциональная составляющая (р=0,04) и МН - психическое здоровье (р=0,02).
Таким образом, результаты анализа психологического состояния и качества жизни студентов в период СЗ и во время АН свидетельствуют о том, что уровень учебных нагрузок влияет на показатели степени личностной и реактивной тревожности, уровня депрессивных расстройств и показатели качества жизни. Полученные результаты позволят разработать методы коррекции неблагоприятных психологических состояний студентов в процессе обучения в высшем образовательном учреждении в условиях инновационной образовательной среды на территории северных регионов России.
Литература
1. Голубчиков, С.Н. Медико-экологические проблемы улучшения жизненной среды северян [Текст] / С.Н. Голубчиков, Н.А. Хименков, С.В. Ерохин // Энергия. - 2003. -№. 4. - С. 54-57.
2. Дмитриев, Д.А. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенности на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток [Текст] / Д.А. Дмитриев, А.Д. Дмитриев, Ю.Д. Карпенко, Е.В. Саперова [Текст] // Физиология человека. - 2008. - Т. 34. - № 5. - С. 89-96.
3. Литовченко, О.Г. Особенности морфофункционального и психофизиологического развития уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7-20 лет [Текст]: автореф. дис... доктора биол. наук / О.Г. Литовченко - Челябинск, 2009. - 42 с.
4. Минаков, Э.В. Качество жизни больных с фибрилляцией предсердий [Текст]: монография / Э.В. Минаков, С.А. Ковалев, В.Н. Белов. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2005. - 110 с.
5. Новик, А.А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А.А. Новик, Т.И. Ионова [Текст] / под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007. - 320 с.
6. Поборский, А.Н. Функциональное состояние и функциональные возможности организма студентов в неблагоприятных условиях среды [Текст] / Н.А. Поборский, М.А. Юрина, Ж.Н. Лопацкая // Гигиена и санитария. - 2008. - № 5. - С. 70-73.
7. Райгородский, Р.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Р.Я. Райгородский. - Самара: БФХРАХ, 1998. - 672 с.
8. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога [Текст] / В.Л. Таланов, И.Г. Мал-кина-Пых. - СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002. - 928 с.
9. Токмачев, М.С. Математическая статистика в медицине [Текст] / М.С. Токмачев
B.А. Медик. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 800 с.
10. Ушаков, И.Б. Качество жизни и здоровье студентов [Текст] / И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова, А.Н. Корденко и др. - М.: Истоки, 2002. - 151 с.
11. Чазов, Е.И. Дизрегуляция и гиперреактивность организма как факторы формирования болезни [Текст] / Е.И. Чазов // Кардиологический вестник, 2006. - Т. 1 (13). - № 1. -
C. 5-9.
12. Agelink, M.W. Standardized tests of heart rate variability: normal ranges obtained from 309 healthy humans, and effects of age, gender, and heart rate [Text] / M.W. Agelink, R. Malessa, B. Baumann, et. all. - Clin. Auton. Res. - 2001. - Apr. - 11 (2). - P. 99-108.
13. Hoffman, R. The effect of acute stress on subsequent neuropsychological test performance (2003) [Text] / R. Hoffman, Al'Absi M // Arch. Clin. Neuropsychol. - 2004. - V. 19. -№ 4. - Р. 322.
14. Sharpley, C.F. An examination of the relationship between resting heart rate variability and heart rate reactivity to a mental arithmetic stressor / C.F. Sharpley et. all. [Text] // Appl. Psychophysiol. Biofeedback. - 2000. - V. 25. - № 3. - P. 143-153.
15. Ware, J. SF-36 Physical and mental health summary scores: a user's manual. Boston [Text] / J. Ware, M. Kosinski, S Keller // The Health Institute, New England Medical Center, 1994. - Р. 250.
ББК К 74.04(2Рос-6Хан-2Сур)+К 51.1(2Рос-6Хан-2Сур),02 УДК 371(571.122)