УДК 61:378.147:378.193
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОСВОЕНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ
Дьяков М.Ю., Муконин А.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. В статье представлены пути оптимизации обучения студентов факультета иностранных учащихся на клинических кафедрах путем реализации принципа преемственности обучения, как междисциплинарной, так и между различными курсами обучения. Тем самым обеспечивается углубленное изучение клинических дисциплин и формирование клинического мышления у будущего специалиста.
Ключевые слова: медицинский, высшее образование, клинические дисциплины, преемственность, оптимизация обучения, иностранные учащиеся.
CONTINUITY IN DEVELOPING CLINICAL DISCIPLINES AT THE FACULTY
OF FOREIGN STUDENTS
Dyakov M.Y., Mukonin A.A.
Smolensk State Medical University,
The Russian Federation, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28
Summary. The paper presents the ways of optimization of foreign students training at clinical departments through the implementation of the principle of continuity of interdisciplinary or between different years training. This provides an in-depth study of clinical disciplines and formation of clinical thinking in the future specialist.
Keywords: medical education, higher education, clinical discipline, continuity, optimization of foreign students training.
Цель: представить пути к оптимизации освоения клинических дисциплин на факультете иностранных учащихся путем реализации стратегического направления преемственности образовательного
процесса.
Материалы и методы. На факультете иностранных учащихся с внедрением двуязычной системы обучения вопрос преемственности стоял особенно остро [3]. Так как лекционная система преподавания и усвоение материалов лекций на факультете имели объективные трудности как со стороны преподавателе, так и со стороны обучающегося, адаптации программ обучения к двуязычной системе потребовала создания раздаточного материала для студентов по каждым
дисциплинам. Это наилучшим образом позволило реализовать принцип преемственности, в том числе на междисциплинарном уровне. Значимым считаем реализованную на факультете междисциплинарную преемственность между клиническими кафедрами. Требование преемственности предполагает такую организацию педагогического процесса, при которой то или иное семинарское занятие, та или иная лекция являются логическим продолжением ранее проводившейся работы, они закрепляют и развивают достигнутое, поднимают студента на более высокий уровень развития [3].
При подготовке методических разработок были выявлены недостатки
учебной деятельности иностранных студентов, о которых неоднократно отмечали преподаватели: неумение работать с научной и справочной литературой, конспектировать источники; проявление лени и недостаточной работоспособности; невнимательность, пассивное восприятие лекций при низком уровне их усвоения; недостаток способностей к усвоению знаний.
В ходе неоднократных
междисциплинарных совещаний
преподавателям было предложено так переработать материалы по
преподаваемым дисциплинам, чтобы обеспечить преемственность обучения не только на разных курсах, но и между дисциплинами, изучаемыми в текущем учебном году. Осуществление решений тормозилось отчасти нехваткой
соответствующих учебных программ и учебников. Однако за счет помощи, оказанной контрактером, были получены необходимые учебные пособия и руководства, информация из которых была переработана и легла в основу методических пособий и материалов лекций для студентов.
Результаты и обсуждение. Начиная с III курса, путем адаптации расписания занятий, были предприняты попытки так организовать учебный процесс, чтобы студенты последовательно изучали темы теоретических дисциплин с последующим переосмыслением полученных знаний на занятиях на клинических кафедрах. Например, изучая местные анестетики на кафедре фармакологии, обучающиеся применяют знания на кафедре общей хирургии. Аналогично, патологическая анатомия инфекционных (гнойных) заболеваний проецируется на клинику, тем самым обеспечивая не только устойчивое усвоение морфологии, но и внося элементы диагностики и
дифференциальной диагностики.
Для синтеза теоретических и клинических знаний по внутренним болезням информация, полученная на кафедрах патологической физиологии и патологической анатомии, наилучшим образом сочетается с изучением азов
клиники и диагностики внутренних болезней на кафедре пропедевтики внутренних болезней.
Приветствуя внедрение таких дисциплин, как клиническая патанатомия и клиническая патофизиология на старших курсах на факультете иностранных учащихся, указанные дисциплины решено расположить в сетке расписания таким образом, чтобы студенты прошли их ДО важнейших клинических циклов по хирургии и внутренним болезням. Следовательно, созданы предпосылки для повторения и закрепления материала, пройденного на 1-Ш курсах, преемственности знаний и умений с последующим их совершенствованием.
Также исключительно с целью преемственности освоения клинических дисциплин первая часть производственной практики проводится во время прохождения профильных циклов во внеурочное время. Традиции российской медицинской школы нашли живой отклик среди иностранных учащихся, некоторые из них принимают активное участие как помощники среднего медперсонала, а на старших курсах - как помощник врача вне программы обучения.
Важно отметить, что преподаватели, работающие со студентами III курса, встретились с таким явлением, как высокая обращаемость студентов за помощью. Это имело место при изучении всех дисциплин, ибо трудности усвоения характерны для всех дисциплин III курса. При необходимости на кафедрах организовывались дополнительные
занятия со студентами.
К сожалению, можно отметить и ряд моментов, негативно влияющих на преемственность в освоении клинических дисциплин. В вузе не созданы достаточные условия для преемственности в изучении теоретических дисциплин на кафедрах Ы1 курсов, в том числе с учётом реального уровня довузовской подготовки первокурсников. Представляется, что создание таких условий остается важной задачей высшего профессионального образования [2].
Реализации принципа преемственности
в высшей школе уделяется особое внимание. Именно принцип
преемственности является залогом успешной реализации образовательных стандартов, являющихся средством обеспечения стабильности качества образования, его постоянного
воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования, при этом за счет преемственности удается максимально эффективно скомпилировать образовательные программы в целях достижения новых образовательных результатов [5].
Известно, что в основе ФГОС лежит принцип «Единство преемственности и развития». Требования к структуре основных образовательных программ высшего профессионального
подразумевают обязательную
преемственность в образовании, направленную на обеспечение
эффективного приобретения
теоретических знаний в аспекте прикладной медицинской науки.
Схематически преемственность в высшем образовании можно представить в виде ступеней. Каждая ступень описывается системой связей,
обеспечивающей взаимодействие
основных задач, содержания и методов обучения, с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития специалиста. Освоение каждой новой ступени невозможно без сохранения элементов предыдущих, то есть это особый поступательный процесс, когда подготовка к новому неотделима без сохранения и развития необходимых и целесообразных знаний и навыков [5].
Считаем, что в высшем профессиональном образовании основой преемственности разных этапов образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования -формирование умения приобретать теоретические навыки и реализовывать эти
знания на практике.
Для этого следуют общие для всех ступеней основные идеи, методы, организации форм обучения и воспитания, методики определения результативности [1].
В условиях, когда прогресс медицинской науки требует динамичного пересмотра содержания, методики и практики образования, перед
преподавателем ставится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирования универсальных действий, обеспечивающих преемственность важнейших дисциплин, формирования компетенций, позволяющих студентам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Еще одним обязательным условием реализации стратегии преемственности в высшем образовании является высокий уровень требований к научной, профессиональной и психолого-педагогической подготовке преподавателя, для чего профессорско-педагогический состав вуза должен регулярно проходить профессиональную подготовку по медицинской специальности и педагогике.
Заключение. Сама природа
педагогического процесса с его заданной структурой, свойствами ступенчатости и концентричности возводит в ранг организационного принципа требование преемственности, последовательности и систематичности, направленное на закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и
совершенствование [4]. Образовательный процесс всегда обращен к целостной личности, но в каждый отдельно взятый момент преподаватель решает конкретную задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивают переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, к их последовательному обогащению и развитию.
Литература
1. Годник С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: ВГУ, 1981.
2. Легенчук Д.В. Теория и практика развития системы профессионального образования на основе преемственности: Монография. - Курган, - 2008.
3. Общеевропейские компетенциивладенияиностранным языком: Изучение, обучение, оценка. М.: МГЛУ, - 2003. - 256 с.
4. Рахмонова В.К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования // Молодой ученый. - 2013. - № 3. - С. 494-495.
5. Сенашенко В.С., Вострикова Н.А. Преемственность образовательных программ-необходимое условие формирования устойчивой системы непрерывного образования // Международная научная конференция «Образование, наука и экономика в вузах. Интеграция в международноеобразовательное пространство». (Плоцк,9-14 сент. 2008). Плоцк, - 2008. - С. 58-65.