Научная статья на тему 'Интерактивные методы обучения на факультете иностранных учащихся и их оптимизация с помощью языка-посредника'

Интерактивные методы обучения на факультете иностранных учащихся и их оптимизация с помощью языка-посредника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД / ИНОСТРАННЫЕ УЧАЩИЕСЯ / MEDICAL EDUCATION / INTERACTIVE EDUCATION TECHNIQUES / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демидкин В.В., Муконин А.А., Дьяков М.Ю.

Рассматриваются итоги внедрения интерактивного метода обучения на факультете иностранных учащихся. Особые требования к преподаванию на клинических кафедрах необходимость осмотра пациента, клинический разбор, написание истории болезни требуют поиск путей донести клинически значимую информацию до обучающихся. Поэтому при проведении занятий нами широко используется язык-посредник. Это позволило нам оптимизировать процесс получения знаний, улучшило результаты образовательной деятельности и позволило эффективно формировать у студентов клиническое мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демидкин В.В., Муконин А.А., Дьяков М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF INTERACTIVE EDUCATION AT THE FACULTY OF FOREIGN STUDENTS TRAINING WITH INTERMEDIATE LANGUAGE ASSISTANCE

The results of implementation of interactive method of teaching at the Faculty of Foreign Students Training are considered. Specific requirements for teaching at the clinical departments necessity to examine the patient, case clinical analysis and writing a case history need to find ways to deliver clinically important information to the students. Therefore, during our classes intermediate language is widely used. This allowed us to optimize the process of gaining knowledge, to improve the results of educational activity and to form effective clinical thinking in students.

Текст научной работы на тему «Интерактивные методы обучения на факультете иностранных учащихся и их оптимизация с помощью языка-посредника»

УДК 61:378.147+378.193

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ И ИХ ОПТИМИЗАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ ЯЗЫКА-ПОСРЕДНИКА

Демидкин В.В., Муконин А.А., Дьяков М.Ю.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. Рассматриваются итоги внедрения интерактивного метода обучения на факультете иностранных учащихся. Особые требования к преподаванию на клинических кафедрах - необходимость осмотра пациента, клинический разбор, написание истории болезни - требуют поиск путей донести клинически значимую информацию до обучающихся. Поэтому при проведении занятий нами широко используется язык-посредник. Это позволило нам оптимизировать процесс получения знаний, улучшило результаты образовательной деятельности и позволило эффективно формировать у студентов клиническое мышление.

Ключевые слова: медицинское образование, интерактивный метод, иностранные учащиеся.

OPTIMIZATION OF INTERACTIVE EDUCATION AT THE FACULTY OF FOREIGN STUDENTS TRAINING WITH INTERMEDIATE LANGUAGE ASSISTANCE

Demidkin V. V., Mukonin A.A., Dyakov M.Y.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. The results of implementation of interactive method of teaching at the Faculty of Foreign Students Training are considered. Specific requirements for teaching at the clinical departments - necessity to examine the patient, case clinical analysis and writing a case history - need to find ways to deliver clinically important information to the students. Therefore, during our classes intermediate language is widely used. This allowed us to optimize the process of gaining knowledge, to improve the results of educational activity and to form effective clinical thinking in students.

Key words: medical education, interactive education techniques, foreign students

ми словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и за-

Введение

Одним из важнейших элементов комплексного преобразования сферы высшего образования является переход на двухуровневую систему обучения с обязательной реализацией компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Как правило, подобные радикальные преобразования влекут за собой изменения в требованиях к образовательному процессу. Одной из таких новаций является требование к использованию в процессе обучения студентов интерактивных методов обучения.

Как следует из определения, интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» -действовать) - означает взаимодействие, режим беседы, диалога с кем-либо. Други-

даний от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый [2].

Обоснование актуальности применения метода

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в вузе. Особенно актуальны данные методы в системе подготовки специалистов-медиков. Следовательно, к преподавателям предъявляются требования не только отличных знаний по теории преподаваемой дисциплины (умение провести аудиторные занятия, прочитать лекцию), но и, например, умение организовать занятие непосредственно в клинике, у постели больного, а в заключение провести обсуждение увиденных клинических случаев в форме совместной деятельности студентов, когда все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, оценивают действия других и моделируют алгоритм действий, иными словами, погружаются в реальную атмосферу врачебной деятельности.

Учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать, излагать свое мнение и принимать решения. В итоге, достигаются самые важные цели интерактивного метода - высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, позитивная взаимозависимость, личная ответственность, навыки совместной работы и работа в группах [3]. По мнению М. Гулаковой с соавт. [1], по сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

Применение интерактивной методики обучения на факультете иностранных учащихся ГБОУ ВПО СГМУ

На факультете иностранных учащихся методика интерактивного образования

реализована на клинических кафедрах. При этом нами используется оригинальная методика, позволяющая с помощью языка-посредника добиваться оптимальных результатов в преподавании клинических дисциплин.

Начиная с III курса, студенты входят в клинику, непосредственно знакомятся с врачебной и сестринской деятельностью, вместе с преподавателем участвуют в обходах, клинических осмотрах больных, а также совершенствуют практические навыки путем выполнения сестринских и некоторых врачебных манипуляций (перевязки, инъекции, измерение внутриглазного давления и т.д.).

Известную проблему представляет языковой барьер между студентом и пациентом. Если теоретическая часть может быть изложена с помощью языка-посредника в аудитории, то понять жалобы, анамнез, а также задать и интерпретировать ответы на вопросы, задаваемые больному, не представляется возможным. Для того, чтобы студент мог принять участие в расспросе и клиническом исследовании больного, преподаватель осуществляет перевод online сведений, излагаемых пациентом. Такая методика направлена не только на то, чтобы передать определенную информацию, но и способствует развитию коммуникативных умений и навыков; обеспечивает студентов необходимыми сведениями, без которых невозможно формирование клинического мышления.

К сожалению, трансляция жалоб и анамнеза не обеспечивает эмоциональный контакт между пациентом и студентами. Но, как бы то ни было, студент становится полноправным участником процесса, подобная дискуссия, даже с использованием языка-посредника, служит основным источником учебного познания и способствует формированию профессиональных компетенций.

Особое значение приобретает собственно клиническое исследование, проводимое в форме перекрестного опроса между пациентом, преподавателем и студентами. При этом возможность использования языка-посредника позволяет в особых слу-

чаях передать студентам важную информацию о патологии, «закрытую» для пациента, но с обязательным соблюдением врачебной этики и деонтологии.

После собственно работы у постели больного обсуждение клинического случая переносится в аудиторию. В СГМУ нами внедрены следующие методы обсуждения: дискуссия и самопрезентация. Во время дискуссии (диалогового обучения) студенты учатся критически мыслить, анализировать полученные у постели больного сведения, клиническую информацию, работают с документами и различными источниками информации, оценивают альтернативные мнения, принимают продуманные решения. Диалоговое обучение приучает работать в команде и прислушиваться к чужому мнению: для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры,

Сущность технологии самопрезентации состоит в том, чтобы с помощью доступных средств донести до сознания слушающего важную и необходимую информацию, аргументировано изложить свою позицию, мнение, точку зрения. Как правило, для реализации этого метода студентам дается время, и при цикловом обучении становится частью домашнего задания. При подготовке самопрезентаций студенты глубже вникают в суть разбираемой

патологии, пользуются дополнительными источниками информации, обращаются за консультативной помощью к преподавателю, тем самым совершенствуя интерактивную методику. Как справедливо замечают М.В. Гулакова с соавт. [1], обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Заключение

Таким образом, использование языка-посредника позволило нам оптимизировать процесс понимания и усвоения клинических дисциплин. Оптимизация достигнута за счет более активного включения обучающихся в образовательный процесс, наглядности, формирующей продуктивные подходы к овладению вниманием, доверительных отношений с преподавателем, в интерактивной методике принимающего на себя роль тьютора. Тем самым нами достигнуты преумножение знаний, умений, навыков, способов коммуникации обучающихся, необходимых для приобретения и совершенствования компетентно-стей, а также улучшение способов контроля за усвоением знаний и умением применять их в различных ситуация.

Литература

1. Гулакова, М.В., Харченко Г.И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация [Текст] // Концепт. - 2013. - № 11 (ноябрь). - ART 13219.

2. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения [Текст]. - Ростов н//Д.: Феникс, 2005, -474 с.

3. Масалков, И.К. Стратегия кейс задания: методология исследования и преподавания [Текст]: учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011. - 443 с.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

5. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии [Текст]: Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.