УДК 618.1:378.147.322:378.180.6
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КЛИНИЧЕСКОЙ
КАФЕДРЕ
Смирнова Т.И., Крюковский С.Б.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. В статье рассмотрены основные подходы к использованию интерактивных методов обучения в медицинском вузе на клинической кафедре. Показаны: методика проведения деловой игры, преимущества симуляционного обучения и управляемой самостоятельной работы студентов, роль преподавателя высшей школы. Ключевые слова: интерактивные методы обучения, деловая игра, симуляционные технологии, управляемая самостоятельная работа студентов.
PRACTICAL METHODS OF TEACHING STUDENTS IN THE CLINICAL
DEPARTMENT
Smirnova T.I., Kryukovsky S.B
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Summary. The article deals with the main approaches to interactive teaching methods applied at the clinical department in higher medical educational institutions. The article describes business game procedure, advantages of the simulation-based as well as independent students' training and the role of a high school teacher training the.
Keywords: interactive teaching methods, a business game (role-play), simulation technology, guided self-study students.
Модернизация отечественного высшего профессионального образования
характеризуется переориентацией его на компетентностныйподход как
приоритетный. Концепцией модернизации российского образования определена основная цельв подготовке
квалифицированных, готовых к
эффективной работе по
специальностиврачей, способных к постоянному профессиональному росту.
Ключевыми факторами в повышении качества подготовки студентов
медицинских вузов на клиничеких кафедрах
выступаютфундаментальнаятеоретическая подготовка и овладение необходимыми практическими навыками. Но самый важныйпрактический навык,
определяющий профессионализм и квалификацию врача, этосформированное клиническое мышление, которое должно развиваться в процессе обучения и совершенствоваться на протяжении всей последующей врачебной деятельности.
Понятие «клиническое мышления» всегда связано с выбором оптимального решения из ряда возможных в каждой конкретной клинической ситуаций, а следовательно, оно является
разновидностью продуктивного
мышления.
Существующая в настоящее время традиционная система на всех этапах обучения в медицинском вузе, приспособленная для сообщения студентам точных, конкретных сведений по медицине, в своей основе оказывается
недостаточно эффективной для формирования у них профессионального способа мышления - способности клинически мыслить. За редким исключением, у студентов младших курсов ещё не сформировалась система знаний. Есть какие-то сведения о той или иной патологии, однако они зачастую никак не взаимосвязаны. На клинических кафедрах необходимо разложить всё по полочкам, научить самостоятельно учиться, донести до каждого, что ответственность за образование лежит на самом студенте. Ни школа, ни вуз не в состоянии насильно вложить знания в молодых людей. Многое зависит от самого студента - насколько он сам захочет получить медицинскую информацию. Поэтому при обучении на клинических кафедрах важно заинтересовать студентов, зародить жажду поиска, научить правильной самостоятельной работе.
На 4-м курсе говорим студентам, что пустое времяпровождение закончилось, отныне только вы в ответе за качество образования, которое получите. Преподаватель может лишь научить добыть необходимую информацию, посоветовать тот или иной литературный источник, интернет-ресурс, объяснить азы общения с пациентами. «Из-под палки ни в кого не вложить знания».
Ключевыми задачами подготовки студентов являются: 1) поэтапное углубление теоретических знаний по специальности; 2) детализация
теоретических знаний с учетом современных достижений в изучаемой области; 3) развитие у студентов клинического мышления и умения обобщать и анализировать полученные данные; 4) совершенствование
практических навыков по оказанию медицинской, особенно неотложной, помощи.
Основная форма учебного процесса на кафедре - это практические занятия. Именно на них реализуется важнейший принцип современного обучения: успешноеприменение полученных
теоретических знаний в практической деятельности. Кроме того, основное
направление в организации учебного процесса на кафедре - это работастудента у постели больного под контролем преподавателя с
последующимпредставлением истории болезни в группе при разборе темы занятия, а такженаписание истории болезни, этапных и выписных эпикризов, справок и т.д. Согласно хронокарте занятия, до 70% аудиторного времени отводится на осмотр больных, написание истории болезни, интерпретации результатов обследования.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом, рабочейпрограммой
дисциплины, квалификационной
характеристикой специалиста на кафедре разработан перечень практических навыков, которые студент должен приобрести за время обучения на кафедре. Степень освоения практических навыков фиксируется вжурнале занятий. Контроль освоения практических навыков проводится преподавателем на каждом практическом занятии в виде тестового контроля, собеседования, составления диагностических, тактических и лечебных алгоритмов, а также при работе с больным. Учебные пособия и стандартывыполнения обязательного минимума практических умений, приобретаемых студентами, обеспечивают более качественную самостоятельную работу студентов на практическомзанятии, что значительно повышает качество приобретаемых ими не только знаний, но иумений.
Состояние клинической подготовки студента характеризуется как
оченьсложный и «больной» вопрос в работе любого вуза, независимо от его статуса ивеличины. С одной стороны, нарастающие требования к
профессиональным компетенциям
выпускников, а с другой, нерешенные проблемы клинических кафедр, которые испытывают общеизвестные трудности в своей работе, во многом затрудняют подготовку специалистов уже на начальных этапах клинического обучения. При наличии в группе 11-13 студентов далеко не всегда осуществляется
полноценный разбор каждого из курируемых больных тем более контроль преподавателя за качеством выполнения каждым студентом
объективногообследования пациента. В реальной клинике эта ситуация усугубляется отсутствием индивидуальной обеспеченности студентов тематическими больными и вынужденнойработой в группе.
Главной задачей обучения в высшем медицинском учебном заведении являетсяподготовка специалиста не только с базовыми теоретическими знаниями, но ипрактическими навыками, которые позволят ему с лучшим качеством выполнять профессиональную
деятельность врача [1]. Поэтому большая роль в подготовке компетентного специалиста отводится производственной практике, основными задачами которой являются: обеспечение плавного перехода с этапа теоретической подготовки в условиях вуза кпрактической деятельности в условиях лечебного учреждения; ликвидация психологического барьера при переходе от учебного фантома креальному пациенту; качественно новый уровень подготовки для эффективной личностной адаптациик условиям работы в практическом здравоохранении;
формирование потребности и желания к постоянному саморазвитию и
самосовершенствованию; полноценная самореализация личностных и
профессиональных качеств впрактической деятельности.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования. Главными характеристиками выпускника медицинского вуза являются его компетентность и мобильность, поэтому акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента [1].
Основные формы традиционно используются на клинических кафедрах: лекции, практические и семинарские занятия. Одна из форм проведения семинара - семинар-доклад с элементами
диспута. Доминирующие принципы такого занятия - воспитывающее обучение, научность, связь теории с практикой, систематичность, сознательность,
активность, учёт
индивидуальныхособенностей студентов
[4].
Переход на компетентностный подход при организации процесса
обученияпредусматривает широкое
использование в учебном процессе активных иинтерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых иролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов) всочетании с внеаудиторной работой [2].
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»). Следовательно, «интерактивные методы» можноперевести как «методы,
позволяющие студентам
взаимодействовать между собой», или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательнойдеятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельностистудентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оцениваютдействия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового
сотрудничества по разрешению проблемы [2].
Интерактивные методы обучения можно разделить наигровые и неигровые. Неигровые интерактивные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, групповые дискуссии, мозговой штурм, методы кооперативного обучения. Игровые интерактивные методы обучения: деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг [1].
Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности исоциального взаимодействия, снимает противоречия между абстрактным
характеромучебного предмета и реальным характером профессиональной
деятельности [3].
При организации интерактивного обучения необходимо соблюдать следующиеправила: 1) в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники; 2) необходимо позаботиться о психологической подготовке участников (не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к
непосредственному включению в те или иные формы работы); полезны разминки, постоянное поощрение за активноеучастие в работе; 3) обучающихся в технологии интерактива не должно быть много (оптимальноеколичество участников - до 25 человек); 4) аудитория должна быть подготовлена с таким расчетом, чтобы участникам было легкопересаживаться для работы в малых группах; 5) четкое закрепление процедур и регламента. Об этом надо договориться всамом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважатьего достоинства [2].
В ходе проведения деловой игры выделяют следующие этапы:
1) подготовительный этап, который включает:
- разработку сценария, плана, общего описания игры,
- разработку творческих заданий, связанных с будущей профессией,
- подготовку материального обеспечения;
2) ввод в игру:
- постановка проблемы, цели, знакомство с правилами, регламентом,
- распределение ролей, формирование групп,
- консультации;
3) проведение игры как таковой:
- преподаватель организует проведение самой игры, следит за характером принимаемых решений, разъясняет неясности и т.д.;
4) этап анализа и обобщения:
- выводы из игры, анализ результатов, рефлексия, оценка и самооценка, обобщение, рекомендации.
Пример проведения деловой игры:
- студентам предлагается разделиться на 2 группы;
- в каждой группе выбирается пациент, врач-специалист, врач функциональной диагностики, врач-лаборант, эксперты;
- пациенту необходимо представить характерные жалобы соответствующего заболевания;
- врач-специалист должен с помощью активного расспроса выявить необходимый симптомокомплекс и поставить диагноз;
- врач функциональной диагностики и врач-лаборант из предложенных наборов дополнительных методов обследования выбирают нужные;
- за работой каждой группы следят эксперты, которые оценивают работу каждого.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочностьзнаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную
жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент надеятельность, взаимоуважение и демократичность [3].
В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить,
решатьсложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Интерактивные методы обучения помогают решить следующие проблемы: формирование у обучающихся интереса к дисциплине; оптимальное усвоение рабочего материала; развитие интеллектуальной самостоятельности; обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения;установление взаимодействия между учащимися; формирование у студентов мнений, отношений, профессиональных и жизненныхнавыков [4].
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивномобучении меняется
взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает
место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Студент становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
Для облегчения изучения дисциплины внедряется система дистанционного образования, позволяющая студентам изучать лекционный материал и проверять свои знания с помощью тестов, задавать вопросы преподавателю и общаться с однокурсниками в режиме форума.
Использованиеинтерактивных технологий и организация фантомного, симуляционного обучениястудентов
является необходимым, приоритетным направлением в учебном процессевысшего медицинского образования [4].
Внедрение симуляционных технологий в учебный процесс должно бытьнаправлено на развитие
профессиональных компетенций
деятельности врача иформирование у него клинического мышления, а не ограничиваться фактомприобретения
современного оборудования.
Использование симуляционных
технологий в процессе подготовки медицинских кадров на всех этапах непрерывного медицинскогообразования позволяет воссоздать реальную контролируемую ситуацию для
отработкинавыков оказания медицинской помощи, дает возможность многократного повторения определенных упражнений и действий, доводя их до автоматизма, и обеспечиваетконтроль качества оказания медицинской помощи по результатам выполнениятренинга. Фантомы-
симуляторы, интерактивные тренажеры, роботы пациентов ивиртуальные симуляторы позволяют организовать обучение в различных
клиническихситуациях, в том числе моделировать редкие клинические сценарии, а такжепредполагают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждогообучающегося.
Симуляционное обучение является средством для формирования ипринятия универсального согласованного стандарта в лечении пациента, по которомууровень знания обучающихся может быть стандартизирован и оценен [2].
Процесс обучения направлен на приобретение практических умений и навыков, необходимых для
самостоятельной профессиональной
врачебной деятельности, формирования клинического мышления обучающихся и их профессиональных компетенций (ориентированность на результат). Результат обучения оценивается постепени владения обучающимися умениями и навыками профессиональной врачебной деятельности. Преимущества
симуляционного обучения: отсутствие риска дляпациента и обучающегося; координация действий обучающихся в ходе практическоготренинга;
неограниченное количество тренингов и их повторов; неограниченнаядлительность учебного процесса; эффективная отработка действий при редкихклинических случаях; уменьшение влияния стрессовых факторов при первых реальныхвмешательствах и интервенциях на живом пациенте; возможность объективной оценки уровня качества практической подготовки врача, проведение тестирования, промежуточной и итоговой аттестаций, сертификации и экзаменов [1, 4].
Введение в учебный процесс симуляционных технологий -
несовмненный плюс в подготовке компетентного врача. Благодаря им оттачиваются практические навыки. Но у манекенов не соберешь анамнеза, не выслушаешь жалобы... Живого человека не в состоянии заменить ни один робот. Научить ориентироваться в ситуационных задачах, развить клиническое мышление -главная задача преподавателя клинической кафедры.
В контексте высшего образования особую значимость
приобретаетпрофессиональная мотивация педагогов, которая, стимулируя профессиональнуюдеятельность преподавателя, способна обеспечить
учебно-профессиональнуюмотивацию, учебную активность и успеваемость студентов. Д. Карнеги утверждает, что на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать; и онзаключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать. Более половины успеха в работе врача зависит от эффективности самоподготовки.
Как же организовать подготовку специалистов так, чтобы он был эффективным и профессионально мобильным в течение всей жизнедеятельности? Какими знаниями, умениями, навыками и механизмами должен владеть будущий специалист, чтобы образование пронизывало всю его сознательную жизнь, т.е. образование не на всю жизнь, а через всю жизнь? Важно развить у студентов способность к постоянному, непрерывному
самообразованию, стремление к пополнению и обновлению знаний, к творческому использованию их на практике, в сферах будущей профессиональной деятельности [5].
Особое внимание уделяется
управляемой самостоятельной работе студентов как одной из форм подготовкиобразованной, творческой и профессионально мобильной личности -компетентного специалиста. Студент, наряду с лекциями и семинарскими занятиями, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности - центр тяжести переносится на самоучение. Управляемая самостоятельная работа студентов должна позволить снизить аудиторную нагрузку как преподавателя, так и студента.
Условия для эффективной
самостоятельной работы
студентов:обеспечение правильного
сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы, методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее, обеспечение студента необходимыми учебными и
методическими материалами с целью
превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий, контроль над ходом самостоятельной работы и использование мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Проще контролировать наличие процесса самостоятельной работы, сложнее -содержание и очень сложно - структуру процессасамостоятельной работы
студента. Наибольшую роль при этом приобретает текущий контроль. При текущем контроле возможны
своевременная, немедленная коррекция процесса обучения, целенаправленное исправление допущенных ошибок. Новый материал выдается только после усвоения предыдущего. Самый сильный
мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей профессиональной
деятельности; полезность выполняемой работы.
Современная высшая школа ставит перед преподавателем вуза (особенно университета!) важные и неотложные задачи воспитания не только узкого специалиста, но, прежде всего, - человека. Преподаватель воспитывает ежедневно и ежечасно: своим внешним видом, поведением, эрудицией, умением жить интересами студентов, сопереживать, советовать и т.п. Молодые люди очень чутко откликаются па нашу заинтересованность в их судьбе и учёбе. И быть только «предметником» мы просто не имеем права!
Нравственные заповеди молодым преподавателям:
1. Любить студентов и свою работу. Не превращаться в урокодателя, не роботизировать творческий, неповторимый учебный процесс.
2. Всегда повышать свой интеллектуальный и культурный уровень, больше читать произведения мировой и отечественной классической литературы.
3. Быть оптимистом: унылому преподавателю не место в аудитории.
4. Уметь выслушать и понять, простить.
5. Уметь признавать свои ошибки и правильно оценивать свои поступки. Это поднимет Ваш авторитет в глазах
студентов.
6. Придерживаться активной жизненной позиции, всегда жить интересами своих студентов.
7. Пусть будет Ваша душа всегда открыта задорному ветру молодости.
8. Главное - быть добрыми. Из всех нравственных категорий - доброта, добродетель (т.е. делание добра) всегда были на первом месте.
9. Помните «золотое правило нравственности», его суть проста: «не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе».
10. Осторожно прикасайтесь к душе студента: её нельзя подвергнуть структурному анализу.
11. Самому быть личностью, чтобы формировать личность студента.
12. Быть патриотами своего края, вуза, своей almamater, гордиться их славными традициями.
13. В течение всей истории человечества неизменными оставались нравственные категории добра, совести, честности, отзывчивости, умение сострадать и соболезновать. Учитесь «пропускать» студентов через своё сердце (поверьте, от этого оно становится больше!).
13. Видеть перед собой не однородную студенческую массу, а помнить, что каждый студент - неповторимая личность с собственными ценностями и жизненными установками.
14. Воспитывать студентов всем своим видом, улыбкой, взглядом. Никогда не входить в аудиторию с недовольным, злым, безразличным видом.
15. Находить время для общения со студентом (вне занятия).
16. Мы всегда в ответе за Будущее нашего выпускника, за Будущее вообще!
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь В. Ключевский
Литература
1. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие. - Волгоград: ВГМУ, 2011. - 32 с.
2. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС в техническом университете: для преподавателей ТУСУР - Томск: ТУСУР, 2012. - 87 с.
3. Марымова Е.Б, Македонова Ю.А., Фирсова И.В. Ролевая игра как интерактивный метод обучения в медицинском вузе // Наука и образование в XXI веке, М. - 2014. -Часть VII. - С.18-20.
4. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения вобразовательном процессе вуза. - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012.-58 с.
5. Сорокина Е.И., Маковкина Л.Н., Колобова М.О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 167-169.