Научная статья на тему 'Роль промежуточной аттестации по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» специальности «Педиатрия» 31. 05. 02'

Роль промежуточной аттестации по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» специальности «Педиатрия» 31. 05. 02 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДИАТРИЯ / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / PEDIATRICS / DOCTORS TRAINING / COMPETENCIES / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авдеева Т.Г., Матусков М.А., Крутикова Н.Ю.

В статье впервые представлены материалы по форме проведения промежуточного экзамена по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» на кафедре поликлинической педиатрии в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава Россия у студентов выпускников педиатрического факультета 2017 года. Показана целесообразность проведения данного экзамена при подготовке врача-педиатра общей практики по специальности «Педиатрия» 31.05. Необходимо будущих врачей-педиатров научить оказывать медицинскую помощь детям и подросткам в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях, а данный экзамен позволяет осуществлять контроль полученных знаний, умений, практических навыков. Кроме того, промежуточный экзамен по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» отражает принцип преемственности в подготовке выпускников педиатрического факультета на профильных кафедрах и будет способствовать в последующем успешной сдаче итоговой аттестации и прохождению аккредитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents materials on the form of the interim examination of graduates in Outpatient and Emergency Pediatrics carried out at the Department of Out-Patient Pediatricsof the Smolensk State Medical University in 2017. The benefit of this formof examination is revealed in the article. It is necessary to teach future pediatricians to be competent to provide medical care for children and adolescents in children's outpatient departments. The examination makes it possible to monitor the students’ knowledge and practical skills. In addition, the interim examination reflects the principle of continuity in the training of graduates of the Pediatric Faculty that will subsequently contribute to the results of the final certification and accreditation.

Текст научной работы на тему «Роль промежуточной аттестации по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» специальности «Педиатрия» 31. 05. 02»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 616-053.31:378.147

РОЛЬ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ» СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ПЕДИАТРИЯ» 31.05.02.

Авдеева Т.Г., Матусков М.А., Крутикова Н.Ю.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье впервые представлены материалы по форме проведения промежуточного экзамена по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» на кафедре поликлинической педиатрии в ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава Россия у студентов - выпускников педиатрического факультета 2017 года. Показана целесообразность проведения данного экзамена при подготовке врача-педиатра общей практики по специальности «Педиатрия» 31.05. Необходимо будущих врачей-педиатров научить оказывать медицинскую помощь детям и подросткам в детских амбулаторно-поликлинических учреждениях, а данный экзамен позволяет осуществлять контроль полученных знаний, умений, практических навыков. Кроме того, промежуточный экзамен по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» отражает принцип преемственности в подготовке выпускников педиатрического факультета на профильных кафедрах и будет способствовать в последующем успешной сдаче итоговой аттестации и прохождению аккредитации.

Ключевые слова: высшее медицинское образование, педиатрия, подготовка врачей, компетенции, методы обучения.

ROLE OF IMTERIM ASSESSMENT IN OUT-PATIENT AND EMERGENCY PEDIATRICS OF THE PEDIACTIRC SPECIALTY 31.05.02.

Avdeeva T. G., Krutikova N.Y., Matuskov M.A.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary. The article presents materials on the form of the interim examination of graduates in Outpatient and Emergency Pediatrics carried out at the Department of Out-Patient Pediatricsof the Smolensk State Medical University in 2017. The benefit of this formof examination is revealed in the article. It is necessary to teach future pediatricians to be competent to provide medical care for children and adolescents in children's outpatient departments. The examination makes it possible to monitor the students' knowledge and practical skills. In addition, the interim examination reflects the principle of continuity in the training of graduates of the Pediatric Faculty that will subsequently contribute to the results of the final certification and accreditation.

Key words: higher medical education, Pediatrics, doctors training, competencies, teaching methods.

Введение. Медицинское образование в России согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по

направлению подготовки высшего профессионального образования «Педиатрия», утвержденному приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от «17» августа 2015 г. № 853,в современных условиях имеет свои особенности. Основной целью обучения на клинических кафедрах является овладение студентами соответствующими компетенциями по различным разделам педиатрии, и должно подтверждаться практическими навыками и умениями, проверка которых осуществляется в ходе текущего образовательного процесса, промежуточных экзаменах, итоговой государственной аттестации выпускников и последующей аккредитации для получения сертификата (для допуска к практической деятельности) [4, 7, 9].

В каждом высшем учебном заведении успешное образование определяется развитием современных технологий обучения, правильно организованной образовательной средой, разработанных и утвержденных рабочих программ по различным дисциплинам, включающих личностный, информационный, профессиональный, социально - средовой и материально - технический компоненты [4, 9]. Медицинский вуз должен гарантировать подготовку специалиста, обладающего необходимым уровнем компетенций, способного обеспечить в дальнейшем на практике клиническую эффективность применяемых образовательных технологий и стандартов оказания медицинской помощи. Система обучения основана на формировании профессиональных компетенций и включает совокупность однородных приемов, средств, способов, предъявляемых к обучающимся студентам для обеспечения усвоения предмета, преобразование процесса обучения дисциплины в знания, умения, навыки, а также формирование личностных качеств студента [3, 8]. Освоение входных ключевых компетенций дисциплины «Поликлиническая педиатрия» основывается на достижении цели образовательной деятельности предшествующих кафедр, что важно учитывать, приступая к разработке рабочей программы. Тогда как выходные компетенции изучаемой дисциплины должны быть взаимосвязаны с образовательной деятельностью смежных и последующих учебных дисциплин на других кафедрах, а также соответствовать потребностям прак-

тического здравоохранения. Данное положение порождает необходимость в вертикальных согласованиях учебных целей между кафедрами, что является основой работы цикловых методических комиссий по дисциплинам, в частности по педиатрии. Кроме того, решение определенных вопросов осуществляется на центральном методическом совете университета. При этом важным организационным компонентом является деятельность педиатрического деканата и ученого совета факультета, а также практического здравоохранения. Реализация компетентного подхода в системе медицинского образования в настоящих условиях позволяет по-новому рассматривать проблему качества подготовки специалистов на кафедре поликлинической педиатрии. При этом важно учитывать мнение как заказчика, так и самих обучающихся, с учетом качества предоставляемых образовательных услуг при изучении дисциплины. Необходимо адаптировать рабочие программы дисциплины «Поликлиническая педиатрия» согласно выявленным потребностям органов практического здравоохранения. Базисным критерием оценки качества образования выступает при этом профессиональная компетентность педагога. Она служит интегральной характеристикой преподавателя - специалиста и определяет его способность решать в образовательном процессе современные профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях, с использованием знаний профессионального жизненного опыта, ценностей и наклонностей [2, 3, 6].

Цель исследования - представить форму проведения промежуточного экзамена на кафедре поликлинической педиатрии ФГБОУ ВО СГМУ Минздрава России по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» в соответствии с требованиями ФГОС ВО по специальности «Педиатрия» 31.05.02. и отразить мнение практических врачей-педиатров по предложенной форме и содержанию экзамена.

Методы, используемые в работе - теоретические, аналитические, количественные, статистические.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно ФГОС ВО специальности «Педиатрия» 31.05.02., на занятиях у студентов 5, 6-го курсов педиатрического факультета, во время прохождения производственной практики после 5 курса (в качестве помощника участкового врача педиатра) на кафедре «Поликлиническая педиатрия», предусматривается развитие клинического мышления будущего специалиста на основе разработанных и утвержденных компетенций. Полученные знания и умения используются при работе в амбу-латорно-поликлинических учреждениях. Важно обучать студентов дифференциально-диагностическому подходу верификации инфекционных и соматических заболеваний в амбулаторно-поликлинических условиях у детей и подростков, составлению диагностических алгоритмов, назначению индивидуальных схем лечения согласно утвержденным Министерством здравоохранения России стандартов, клинических рекомендаций. Определять показания к госпитализации, направлению в санаторий, составлять план диспансеризации и проведения реабилитационных мероприятий, организовывать профилактические мероприятия и оказывать первую врачебную неотложную помощь.

Выбор методов обучения дисциплины «Поликлиническая педиатрия» определяется целями и задачами учебной дисциплины. Формирование профессиональных компетенций будущего врача участкового педиатра направлено на коммуникативную, диагностическую, лечебную, экспертную, профилактическую, санитарно-просветительную, научно-

исследовательскую деятельность. При этом внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий в виде электронного обучения, дистанционных образовательных и симуляционных технологий не должно подменять формирование одной из главных компетенций врача участкового педиатра, а именно коммуникативной

[1, 4, 6].

Во время прохождения цикла по «Поликлинической и неотложной педиатрии» личный контакт студента с пациентом должен занимать половину рабочего вре-

мени в ходе практических занятий и до 75% - во время прохождения производственной практики после 5-го курса - в качестве помощника участкового врача-педиатра. При анкетировании их о качестве оказания образовательных услуг на кафедре поликлинической педиатрии 94% студентов-выпускников отмечают именно недостаточность времени по непосредственному общению со здоровыми и больными детьми в амбулаторно-поликлинических условиях. Испытывают они затруднения при контакте с пациентом, особенно при посещении на дому (78% студентов). Это объясняется ограничением доступа студентов к пациенту из-за отказов его или семьи на осмотр (отсутствует информированное добровольное согласие). Данное положение дел снижает эффективность педагогического процесса по качеству приобретения обучающимися необходимых практических навыков и умений для осуществления выбранной профессиональной деятельности. В связи с этим на всех дальнейших этапах обучения следует особое внимание обращать на формирование коммуникативной компетенции. Для формирования коммуникативных компетенций по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия», в современных условиях, при ограничении доступа к работе с пациентами, на наш взгляд, эффективны интерактивные методы обучения. Они позволяют создать обучающимся комфортные условия обучения, когда в учебном процессе можно выявить свою успешность, интеллектуальную состоятельность, владение этикой и деонтологией при общении с родителями и детьми, медицинским персоналом. Все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания через практическую деятельность, что способствует глубокому пониманию цели и задач дисциплины. Для развития диагностической компетенции необходимо использовать следующие методы: индивидуальную работу в форме су-первизии, когда обучающийся студент работает под руководством участкового врача на приеме, при посещении больного на дому, в отделении профилактики, в кабинете функциональной диагностики, проце-

дурном кабинете, кабинете имммунопро-филактики, в приемном отделении и на фильтре. Кроме того, проводится обучение в мини-группах, когда идет обсуждение и разбор клинического случая.

Для развития лечебной компетенции используется выполнение проблемных заданий с учетом разбора клинических случаев, вопросов фармакотерапии амбулаторного больного, его диспансеризации и реабилитации, оформления необходимой медицинской документации. Определяются показания к проведению неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе и выбор места проведения терапии (стационар, дневной стационар, амбулаторное лечение, санаторно-курортное лечение). Решается вопрос о группе здоровья и наличии возможных социальных льгот по заболеванию. Широко используются методы алгоритмизированного обучения в соответствии со стандартами лечения (опорные схемы).

Для развития экспертной компетенции используется работа с экспертными документами в амбулаторно-поликлинических условиях. Их перечень представлен на странице кафедры сайта академии. Изучается законодательная база организации работы и делопроизводство учреждений ам-булаторно-поликлинического звена, с учетом обслуживания городского и сельского детского населения. При решении различных клинических задач и ситуаций проводится экспертная оценка качества медицинской помощи пациентам.

Для развития профилактической и сани-тарно-просветительской компетенций проводятся просмотр и обсуждение видеофильмов, создание презентаций, рефератов, а также игровое моделирование с использованием опросников и реальная работа в отделениях профилактики и Центрах здоровья по вопросам Здорового Образа Жизни (ЗОЖ).

Для развития научно-исследовательской компетенции используются методы пресс-конференции, дискуссии, клинического моделирования, экспертного анализа, индивидуальной научно-практической деятельности при различных состояниях по выбору студентов, создание презентаций,

рефератов, научных переводов с последующей подготовкой научных статей, докладов на научные конференции.

Полученные знания, умения, навыки оцениваются на кафедре преподавателями ежедневно в ходе текущего контроля. Результаты самостоятельной работы студента, как одного из важных этапов образовательной деятельности обучающихся на кафедре, также оцениваются при проверке рабочих тетрадей преподавателем ежедневно. Они разработаны на кафедре (для 5, 6 курсов), одобрены цикловой методической комиссией по педиатрии и утверждены центральным методическим советом университета, содержат для каждого занятия, кроме домашних заданий и литературы для подготовки, набор тестов, ситуационных задач, бланков рецептов, форм медицинской документации, перечень рефератов, действующих приказов, контрольные вопросы.

Итоговой контроль по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» впервые у выпускников-педиатров 2017 года будет проводиться на кафедре в виде промежуточного экзамена.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с расписанием, агосударст-веннаяитоговая аттестация определяется приказом ректора СГМУ. Промежуточный экзамен по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» осуществляется в 12-м семестре, после окончания цикла по данной дисциплине и выделенных дней на подготовку (трех дней), и включает обязательные аттестационные испытания:

- проверку уровня практических знаний; проверку уровня теоретической подготовленности путем тестового контроля в компьютерном классе и собеседования по вопросам;

- оценку умений решать конкретные профессиональные задачи в ходе собеседования;

- работуна фантоме.

Для проведения промежуточного экзамена на кафедре подготовлен банк тестов с ответами - 410. Представлен перечень теоретических вопросов - 65. Практические навыки включают 65 заданий (оформление различных форм медицинской документа-

ции). Рецепт выписывает каждый студент. Банк ситуционных задач для экзамена содержит - 150. Все вышеназванные материалы за 3 месяца до проведения экзамена были представлены для публичного ознакомления на сайте кафедры.

В последний день цикла в 12-м семестре по дисциплине « Поликлиническая и неотложная педиатрия» студент получает оценку за выполнение индивидуального контрольного задания по практическим навыкам и выписыванию рецепта, которая входит в итоговую оценку промежуточного экзамена. На экзамен будут представлены 35 экзаменационных билетов. Каждый билет содержит два теоретических вопроса и одну ситуационную задачу. До получения билета студенты сдают тесты в компьютерном классе, получают каждый свой вариант из 60 тестов и оцениваются по данному разделу. При положительной сдаче тестового контроля, студенты берут билет, который состоит из 2-х вопросов и 1 -й ситуационной задачи. Оценивается экзамен по пятибалльной системе.

Нами проведено анкетирование участковых врачей-педиатров и администрации детских поликлиник г. Смоленска (всего участвовало 28 человек) по оценке формы и содержанию составляющих промежуточного экзамена по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия».

Установлено, что форма проведения экзамена, по мнению 94% респондентов, полностью отражает разделы работы участкового врача-педиатра, тогда как 6% опрошенных врачей посчитали, что предложен большой объем вопросов и тестов. Содержание и объем предлагаемых практических навыков и умений для студентов также нашли положительный отзыв у 96% опрошенных.

Нами проведено сравнение среднего показателя балльно-рейтинговой оценки у студентов 2015-2016 учебного года на кафедре (данные студенты не имели промежуточного экзамена по дисциплине «По-

ликлиническая и неотложная педиатрия) и обучающихся 2016-2017 учебного года (впервые проводится промежуточный экзамен по дисциплине). Выявлено повышение среднего балла от 3,7 балла до 4,0 (р<0,05), что свидетельствует о повышении мотивации к получению знаний, умений и навыков в процессе обучения данной дисциплины, а также отражает большую ответственность студентов перед предстоящим экзаменом. По нашему мнению, как и по мнению студентов (92%), индивидуальная самостоятельная работа их при использовании «Рабочих тетрадей» также позволяет при подготовке к сдаче промежуточного экзамена лучше овладевать навыками и умениями.

Как показало анкетирование выпускников, наиболее трудными для них оказываются вопросы неотложных состояний и проведение мануальных навыков (92% студентов), что важно учитывать при дальнейшей организации учебного процесса, с широким использованием симуляци-онных и фантомных тренажеров.

Выводы. Обучение студентов специальности «Педиатрия» 31.05.02. в СГМУ на кафедре поликлиническая педиатрия по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» проводится в соответствии с предлагаемыми компетенциями по ФГОС ВО, потребностями заказчика - органов практического здравоохранения и направлено на сдачу промежуточного экзамена по дисциплине, итоговой государственной аттестации выпускников с последующей их аккредитацией для получения сертификата.

Повышение балльно-рейтинговых показателей у выпускников по дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия» определяется повышением мотивации к обучению в связи с проведением промежуточного экзамена, итоговой государственной аттестации выпускников с последующей их аккредитацией для получения сертификата.

Литература

1. Авдеева Т.Г. Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины « Поликлиническая педиатрия» в современных условиях.

2. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б. Мотивация повышения психолого-педагогических ком-

петенций преподавателя для обеспечения инновационного подхода непрерывного медицинского образования на современном этапе // Педагогические науки. 2013. № 2. [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: www.science-education.ru/108-8888

3. Бухарина Т. Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза // Врач: научно-практический журнал - 2011. - № 10. - С. 71-73.

4. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. Воронеж. 2011. - 384 с.

5. Инновационные технологии в формировании научного мышления студентов медицинского ВУЗа // Сборник научно методических трудов. Киров 2013. - 198 с.

6. Кудрявая Н.В. Педагогика в медицине / Под ред. проф. Н.В. Кудрявой М.: «Академия», 2012. -2-е издание. - 22 с.

7. Новикова О.Н. Вопросы медицинского образования / О.Н. Новикова // Вятский медицинский вестник. - 2011. - № 3-4. - С. 71-72.

8. Рябова Е.А., Настаушева Т.Л. Применение инновационных подходов обучения на кафедре госпитальной и поликлинической педиатрии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. № 5 (40). - Новосибирск: СибАК, 2014.

9. Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ. 2015. - № 2 - 287 с.

УДК 616-053.2:378.147+614.252:374.6

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГОЙ КАК ИНСТРУМЕНТ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ НЕОНАТОЛОГИЯ И ПЕДИАТРИЯ

Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р., Новикова О.Б., Пашинская Н.Б., Плеска-чевская Т.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. На основании анализа анкетирования 30 врачей педиатров и неонатологов, получивших профессиональную подготовку в интернатуре и ординатуре в период с 1980 г. по 2015 г., предложены конкретные меры по улучшению качества подготовки кадров высшей квалификации: внедрение тренингов с применением симуляторов, расширение электронных информационно-образовательных ресурсов, дистанционных технологий, междисциплинарных модулей вариативной части программы, способов проведения клинической практики. Ключевые слова: образовательная услуга, ординатура, симуляционное обучение, дистанционные технологии, междисциплинарные модули.

SATISFACTION OF CONSUMERS OF THE EDUCATIONAL SERVICE AS A TOOL TO IMPROVE THE QUALITY OF THE PERSONNEL OF HIGHER QUALIFICATION TRAINING IN THE SPECIALTIES OF NEONATOLOGY AND PAEDIATRICS

AlimovaI.L., IbatulinA.G., KalandiaM.R., NovikovaO.B., PashinskayaN.B., Pleskachevs-kaya A.T.

Smolensk State Medical University,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.