Научная статья на тему 'Variative subjects as the way to satisfy students’ individual requirements'

Variative subjects as the way to satisfy students’ individual requirements Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДИАТРИЯ / ВАРИАЦИОННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / HIGHER EDUCATION / MEDICAL EDUCATION / PEDIATRICS / VARIATIVE SUBJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Avdeeva T.G., Matuskov M.A., Sosin D.V.

The article deals with enhancement of students’ practical training in Pediatrics. Choice of queations of themes, organization and training activities of variative subjects at the Department of Policlinic Pediatrics of the SSMU are highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Avdeeva T.G., Matuskov M.A., Sosin D.V.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Variative subjects as the way to satisfy students’ individual requirements»

УДК 614.-053.2:614.23+61(071.1):378.147

ВАРИАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ КАК СПОСОБ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авдеева Т.Г., Матусков М.А, Сосин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Статья посвящена совершенствованию практической подготовки студентов высшей школы по специальности «Педиатрия» (квалификация «Врач-педиатр общей практики»). Рассматриваются вопросы обоснования выбора тематики, организации и проведения занятий вариативных дисциплин на кафедре поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО СГМУ Минздрава России.

Ключевые слова: высшее образование, медицинское образование, педиатрия, вариационные дисциплины.

VARIATIVE SUBJECTS AS THE WAY TO SATISFY STUDENTS' INDIVIDUAL REQUIREMENTS

Avdeeva T. G., Matuskov M.A., Sosin D.V.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya str., Smolenks, Russia, 214019

Abstract. The article deals with enhancement of students' practical training in Pediatrics. Choice of queations of themes, organization and training activities of variative subjects at the Department of Policlinic Pediatrics of the SSMU are highlighted.

Key words: higher education, medical education, pediatrics, variative subjects.

Введение

Преимуществом отечественной школы подготовки врачей-педиатров всегда была профессиональная ориентированность, что позволяло готовить специалистов для практического здравоохранения и обеспечивать их готовность к самостоятельной работе после окончания вуза. Российская высшая медицинская школа в настоящее время переживает сложнейший период. Сейчас необходимо готовить выпускников, соответствующих требованиям не закончившего своего реформирования здравоохранения. В условиях протекающих реформ и перехода на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) [3] высшая медицинская школа должна сохранить имеющиеся преимущества и использовать новые возможности, предоставляемые образовательным организациям в рамках федерального стандарта.

Сегодняшнее здравоохранение требует акцентировать внимание на практической подготовке выпускников, в то же время, законодательство, охраняя права человека, дает право пациенту, родителям ребенка отказаться от профессионального взаимодействия со студентом, не имеющим соответствующего допуска к самостоятельной работе. В таких условиях становится проблематичным полноценное формирование ряда общекультурных и профессиональных компетенций [1].

Педиатрическое образовательное сообщество призвано искать и находить пути дальнейшего совершенствования подготовки педиатров, корректируя обучение в соответствии с запросами практического здравоохранения и медицинской науки, решая современные задачи в области улучшения здоровья детей. Подготовка врача в современных условиях строится с учетом освоения практических навыков и умений на основе полученных студентами

набора знаний. Перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения[2].

Реализация практико-ориентированного обучения требует от студента - педиатра не просто знания техники выполнения той или иной процедуры, но и овладения определенным набором методик и манипуляций, большую часть которых к моменту окончания медицинского ВУЗа он должен выполнять самостоятельно. Кроме того, компетентностный подход предусматривает овладение и общекультурными компетенциями, среди которых определяющими, на наш взгляд, являются навыки коммуникации, способность получать новую информацию и использовать по назначению с соблюдением необходимой степени конфиденциальности.

Актуальность исследования

В настоящее время базовая часть основной образовательной программы унифицирована для всех образовательных организаций, ориентированных на подготовку специалиста «врача-педиатра общей практики». Подготовка студентов проводится в строгом соответствии с требованиями стандарта ФГОС ВО [3]. Образовательный стандарт предусматривает подготовку студентов не только по базовым дисциплинам, но и по группе вариативных дисциплин. Кроме того, действующий образовательный стандарт предусматривает индивидуализацию подготовки студентов с использованием блока вариативных дисциплин, изучающихся по выбору обучающихся.

При подготовке к реализации образовательного процесса по специальности 31.05.02 - «Педиатрия», квалификация «Врач-педиатр общей практики» профессорско-преподавательский состав всех образовательных организаций самостоятельно формирует перечень вариативных дисциплин. Такой подход позволяет индивидуализировать образовательный процесс в масштабах страны с учетом потребностей как обучающихся, так и практического здравоохранения региона.

Основная образовательная программа высшего образования (ООП ВО), реализуемая в ГБОУ ВПО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России (СГМУ) по направлению подготовки (специальность) 31.05.02 - «Педиатрия», квалификация «Врач-педиатр общей практики», представляет собой систему документов, разработанную профессорско-преподавательским составом и утвержденную ученым советом СГМУ, с учетом требований рынка труда на основе ФГОС ВО.

Данная ООП ВО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению. Включает в себя - учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, а также программы учебной и производственных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

При реализации программ высшего медицинского образования в современных условиях одной из важных задач, стоящих на первом месте, является выбор будущей специальности и места будущей профессиональной деятельности обучающимися.

Процесс обучения организуется таким образом, чтобы максимально познакомить студентов с возможными областями их трудовой деятельности, в том числе и обусловленными особенностями региона. Такие особенности отражены как в дисциплинах базовой профессиональной части учебного плана ФГОС ВО, так и через дисциплины (модули) вариативной части, изучение которых осуществляется по выбору студентов, в установленные учебным планом сроки.

В соответствии с ФГОС ВО подготовка по вариативной части ООП ВО «Педиатрия» в СГМУ дает возможность расширения компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), что позволяет обучающимся получить углубленные знания, умения и навыки для будущей успешной профес-

сиональной деятельности и (или) дальнейшего продолжения обучения по программам подготовки кадров высшей квалификации (ординатура, аспирантура).

Цель исследования - представить обоснование выбора вариативных дисциплин на кафедре «Поликлиническая педиатрия» в СГМУ согласно ФГОС ВО при подготовке по специальности «Педиатрия», квалификация «Врач-педиатр общей практики».

Объект исследования

ООП ВО по направлению подготовки 31.05.02 - «Педиатрия», квалификация «Врач-педиатр общей практики», форма обучения очная, реализуемая в СГМУ, система документов, разработанных профессорско-преподавательским составом и утвержденных ученым советом СГМУ с учетом требований рынка труда, на основе ФГОС ВО.

Методы исследования: теоретический, аналитический, статистический, контент-анализ средств массовой информации, документации МЗ РФ, годовых областных и городских статистических отчетов по здравоохранению, метод анкетирования.

Результаты исследования

На кафедре поликлинической педиатрии СГМУ согласно ФГОС ВО реализуется обязательная для изучения базовая учебная дисциплина - «Поликлиническая и неотложная педиатрия» с трудоемкостью 11 зачетных единиц (396 академических часов). Преподавание учебной дисциплины осуществляется в 9-12 семестрах студентами 5 и 6-го курсов педиатрического факультета.

Кроме преподавания базовой дисциплины, на кафедре созданы рабочие программы по трем вариативным учебным дисциплинам, которые относятся к профессиональному циклу. Изучение этих дисциплин осуществляется студентами по выбору. В 10-м семестре обучающимся предлагается для изучения учебная дисциплина «Тактика ведения детей раннего возраста на педиатрическом участке» в объеме 2 ЗЕ (72 часа), в 11 семестре -учебная дисциплина «Оптимизация медицинской помощи детям подросткового

возраста на педиатрическом участке», которая содержит 3 ЗЕ (108 часов), в 12 семестре - учебная дисциплина «Социальная педиатрия» с трудоемкостью 3 ЗЕ (108 часов).

Все вариативные дисциплины выполняют функцию фундаментальной, профессиональной подготовки специалиста. Задачей любой из выбранных учебных дисциплин вариативной части профессионального цикла при подготовке врача-педиатра общей практики является усиление основных профессиональных ориентационных линий в содержании образования, с учетом демографических показателей здоровья в России, и в Смоленской области в частности.

Наиболее актуальными сегодня в практическом здравоохранении являются проблемы в неонатологической, педиатрической, социальной и подростковой педиатрии. Требуется более глубокое изучение вопросов по организации работы учреждений первичного звена, различных организованных коллективов с проведением занятий на базах этих учреждений (поликлиника, дом ребенка, детский дом, школа-интернат, центры восстановительного лечения, центры здоровья, реабилитационные центры). Учебными базами кафедры поликлинической педиатрии (в соответствии с договорами) для проведения учебного процесса являются вышеназванные учреждения. Изучение вариативных дисциплин на этих учебных базах позволяет ознакомить студентов педиатрического факультета с наиболее актуальными проблемами педиатрии (тактика ведения здоровых и больных новорожденных и детей раннего возраста на педиатрическом участке и в организованных коллективах).

На занятиях изучаются социальные болезни у детей и подростков, вредные привычки, их профилактика, лечение, работа с детьми и подростками, семьей по вопросам здорового образа жизни (ЗОЖ). Акцент делается на медицинское обслуживание детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детских поликлиниках, детских садах и школах. Таким образом, закрепление ключевых компетенций в подготовке врача-педиатра общей

практики осуществляется при знакомстве с работой детских амбулаторно-

поликлинических учреждений. Кроме того, программа учебного процесса предлагает каждому студенту проявить индивидуальную образовательную активность путем выполнения самостоятельной работы.

Рабочие программы, разработанные на кафедре «Поликлиническая педиатрия» по вариативным дисциплинам отражают, содержание, являясь частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Педиатрия», квалификация «Врач-педиатр общей практики», в соответствии с ФГОС ВО.

Требования к конечным результатам освоения дисциплины включают профессиональные компетенции. К ним относятся: знать принципы диспансерного наблюдения, проведения профилактических и реабилитационных мероприятий у новорожденных, родившихся доношенными и недоношенными, детьми раннего возраста с различными группами риска и здоровья, детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, вопросы социальной педиатрии с учетом организации работы на педиатрическом участке и в различных организованных коллективах. Уметь осуществлять диагностику заболеваний и патологических состояний, оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе при угрожающих жизни состояниях, определять показания к госпитализации, проводить иммунопрофилактику, осуществлять работу с родителями по вопросам ЗОЖ, питанию, режиму дня, двигательному режиму, массажу. Осуществлять планирование работы с предварительной оценкой показателей здоровья детей, оформлять медицинскую документацию, проводить экспертизу временной утраты трудоспособности, проводить работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, знать принципы экспертизы стойкой утраты трудоспособности. Проводить профориентацию, подготовку к службе в армии, будущей семейной жизни.

Организация учебной деятельности студентов осуществляется в следующих фор-

мах. Аудиторная работа (68% от общей трудоемкости). Проводятся лекции, клинические практические занятия, включающие освоение теоретического и практического материала по учебной дисциплине. Клинические практические занятия осуществляются под руководством преподавателя, включают также аудиторную самостоятельную работу студентов по заданию (под контролем) преподавателя; в содержание практических занятий включена практическая деятельность студента (осмотр ребенка, прием пациента в поликлинике под контролем участкового врача или обслуживание больного на дому, с последующим заполнением амбулаторной карты). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (32% от общей трудоемкости): написание учебной амбулаторной карты, направление на МСЭ, отчет по анализу качества диспансеризации и проведение профилактических мероприятий. Составление плана работы, оформление и разбор рефератов, презентаций по предложенным темам, создание учебных фильмов. Имеется возможность выполнения индивидуальных и групповых научно-исследовательских работ студентами с последующим представлением материала в виде печатных работ, выступлений с докладами. Заканчивается изучение дисциплины промежуточной аттестацией в форме зачета, включающего три этапа: первый -теоретическая подготовка оценивается по результатам тестового контроля; второй этап - собеседование по рабочей тетради и дневнику практической работы; третий этап - практическая часть: а) написание рецепта с расчетом дозы и курса, б) оформление медицинской документации, в) интерпретация анализов, инструментальных методов исследований, г) комплексная оценка здоровья ребенка или подростка с выделением группы риска и группы здоровья, д) оформление плана диспансерного наблюдения и проведения реабилитационных и профилактических мероприятий у обследованного ребенка.

Можно сказать, что в компетентностно-ориентированном образовательном процессе у студента появляется новая роль -

самопрезентация и последовательное формирование компетентностной составляющей в результатах своего образования: от образовательного процесса по данной учебной дисциплине, включая производственную практику, до защиты конечных результатов образования в форме компетенций на государственной итоговой аттестации.

Задача отдельно взятого преподавателя и всей кафедры в целом в процессе формирования компетенций у студентов - использовать различные методы формирования и развития компетенции, современные образовательные технологии, разрабатывать проверочные задания, фонды оценочных средств результатов освоения программы и достижения требований ФГОС ВО. Именно такая организация образовательного процесса при изучении дисциплин вариативного характера, с усилением роли самостоятельной работы студентов и совершенствование контроля их знаний, способствует повышению качества образования и подготовки выпускников к практической деятельности, особенно на амбулаторном этапе.

С целью изучения значимости вариативных дисциплин для обучающихся среди студентов проводилось анкетирование. При обработке анкет установлено, что приоритетное значение в выборе вариативного цикла имеет: - интерес к изучаемой проблеме;

- качество материала, который расширяет и дополняет обязательные учебные программы по базовой дисциплине;

- тематика по современным методам обследования, диагностики и лечения пациентов;

возможность отработки практических навыков.

Опыт реализации дисциплин вариативной части учебного плана на кафедре поликлинической педиатрии в СГМУ свидетельствует о целесообразности их преподавания. Для более активного привлечения студентов к изучению выбранного курса вариативных дисциплин требуется разработка программ, включающих разделы работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях (дом ребенка, детский дом, школа интернат, реабилитационный центр для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации)

Выводы

1. На педиатрическом факультете актуальна проблема создания и внедрения новых вариативных дисциплин.

2. Вариативные дисциплины требуют периодического обновления как тематики, так и их содержания.

3. Вариативные дисциплины требуют дальнейшей работы по усовершенствованию их методического обеспечения: корректировки рабочих программ, издания учебно-методических пособий, курсов лекций, материального обеспечения проведения занятий.

Литература

1. Авдеева, Т.Г. Активные и интерактивные подходы к преподаванию дисциплины «поликлиническая педиатрия» в современных условиях [Текст] // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ 2015. - № 2 - С. 43-47.

2. Матусков, М.А. Анкетирование обучающихся как критерий качества обеспечения учебного процесса [Текст] // Наука и образование в современной конкурентной среде: Материалы II Международной научно-практической конференции - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. - С. 16-20.

3. Приказ Минобрнауки России от 17.08.2015 № 853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2015 N 38880) Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186079/ (26.02.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.