УДК 616-053.2:614.252:374.6
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДИАТРОВ НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКИХ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ БГМУ
Колоскова Е.К., Хильчевская В.С.
Буковинский государственный медицинский университет, Украина, г. Черновцы, Театральная пл., 2
Резюме. В статье представлены основные направления последипломной подготовки врачей-педиатров на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней и перспективы её усовершенствования.
Ключевые слова: педиатрия, последипломное непрерывное медицинское образование.
CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION OF PEDIATRICIANS AT THE DEPARTMENT OF PEDIATRICS AND CHILDREN'S INFECTIOUS DISEASES
OF BSMU
Koloskova E.K., Khilchevskaya V.S.
Bukovinian state medical university, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine
Summary. The article presents the main directions of postgraduate education of pediatricians at the Department of Pediatrics and Children's Infectious Diseases and prospects for its improvement. Key words: pediatrics, continuous postgraduate medical education.
Введение.Последипломноеобразованиес ледуетрассматриватькак систему
повышения квалификации и
переподготовки дипломированных
специалистов, исходя из их индивидуальных потребностей в получении определенных знаний, навыков и умений, личностном и
профессиональном росте [1, 3]. В этой связи особую актуальность приобретает концепция непрерывного
последипломного образования, целью которой является сначала специальная подготовка выпускников вузов к самостоятельной работе, а потом их непрерывное профессиональное
совершенствование с учетом потребностей практического здравоохранения. Конечной целью непрерывного медицинского последипломного образования является повышение качества медицинской помощи, оказываемой пациентам [7].
В большинстве стран врачи обязаны и имеют возможность непрерывно повышать свою квалификацию как с помощью традиционных образовательных
технологий (очное обучение на кафедрах высшего медицинского учебного заведения путем прохождения курса лекций и практических занятий), так и более современных, например, путем самостоятельного изучения специальных электронных образовательных материалов (модулей) или на рабочих местах, используя системы поддержки принятия клинических решений. Ответственность за качество последипломного образования традиционно несут профессиональные медицинские общества, которые разрабатывают образовательные
программы и квалификационные требования, а также часто сами проводят образовательные мероприятия [2]. В условиях отечественного последипломного
медицинского образования врачи привлекаются к самостоятельной подготовке путем посещения
конференций, циклов информации и стажировки, публикации научных работ, чтения проблемных лекций по месту работы, выступлений в средствах массовой информации и т.п. [4].
Подготовка в интернатуре по специальности является обязательным этапом последипломного медицинского обучения, без которого выпускники с дипломом о высшем медицинском образовании не могут быть допущены к самостоятельной профессиональной
деятельности [5]. Совершенствование качества подготовки специалистов на этапе прохождения первичной
специализации (интернатуры) является наиболее актуальной проблемой последипломного медицинского
образования. Учебный процесс с врачами-интернами должен быть максимально приближенным к условиям практической деятельности врача, эффективно повышать уровень их теоретических знаний и вырабатывать способность к
самостоятельному решению конкретных практических вопросов [6].
Надо отметить, что такой весомый элемент непрерывного последипломного образования, как предаттестационный цикл (или цикл стажировки) по специальности «Педиатрия», проводится как курс повышения квалификации с целью совершенствования теоретической и практической подготовки врача в соответствии с требованиями
квалификационных характеристик второй, первой и высшей категорий. Важнейшей задачей предаттестационных циклов является углубление врачами знаний, умений и навыков, ознакомление с современными достижениями в области педиатрии, оказание помощи врачам в подготовке к аттестации на категории. Для выполнения данной программы в процессе обучения на профильной кафедре проводятся лекционные, практические и семинарские занятия. Для определения уровня знаний и навыков слушателей предусмотрены базисный и
заключительный виды контроля, отдельной составляющей которого является тестирование по компьютерной тестовой программе «Elex», утвержденной МОЗ Украины. Далее экзаменационная комиссия, созданная на соответствующей кафедре, проводит экзамен, который включает два этапа: компьютерный контроль уровня знаний и оценку уровня практической и теоретической подготовки врача. После обучения на предаттестационном цикле врачи получают свидетельство установленного образца с рекомендацией о присвоении соответствующей квалификационной
категории [1, 4].
Целью работы явился теоретический анализ опыта и результатов последипломного образовательного
процесса при подготовке врачей-интернов и врачей-слушателей по специальности «Педиатрия» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного
медицинского университета (г. Черновцы).
Методика. Исследование проведено путем ретроспективного анализа накопленного опыта последипломного обучения врачей-педиатров на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней.
Результаты и их обсуждение. С 2015 года образовательный процесс в университете осуществляется в
соответствии с Законом Украины № 1556-VII «О высшем образовании» от 01.07.2014 года.
На кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней проходит подготовка врачей-интернов по программе первичной специализации по
специальности «Педиатрия», врачей других специальностей- по программе вторичной специализации по педиатрии, врачей-педиатров - по программам предаттестационного цикла и цикла стажировки по специальностям
«Педиатрия» и «Детские инфекционные болезни», а также врачей-слушателей на семи циклах тематического
усовершенствования по наиболее актуальным вопросам педиатрии. Также
осуществляется обучение врачей-интернов других специальностей по программам узких педиатрических циклов и неотложной помощи в педиатрии в рамках модуля «Неотложные состояния».
На последипломном этапе обучения на кафедре задействованы 3 профессора и 7 доцентов, имеющих высшие категории по педиатрии и категории из других, смежных, специальностей, что позволяет подавать тематику из разных областей педиатрии на современном уровне. Все преподаватели, которые работают на последипломном этапе подготовки педиатров, соответствуют требованиям Постановления Кабинета Министров Украины от 30.12.2015 № 1187 «Об утверждении Лицензионных условий осуществления образовательной
деятельности учебных заведений» (не менее 4 пунктов).
За последние пять лет в интернатуре по специальности «Педиатрия» подготовлено 66 врачей. В настоящее время на кафедре проходят интернатуру 24 врача-интерна, из которых по бюджетной форме обучаются 45,0%, на контрактной основе -54,0%. Интернатура по специальности «Педиатрия» организована в форме двухлетнего очно-заочного обучения на кафедре и в базовых учреждениях, которыми стали многопрофильная областная детская клиническая больница (ОДКБ) для 61,0% интернов, городская детская клиническая больница для 20,0% интернов, в центральных районных больницах Черновицкой области или других областей обучались соответственно 10,0 и 9,0% человек. В 2016-2017 учебном году базами прохождения заочного цикла у 75,0% интернов является ОДКБ, у 1 интерна (4,2%) - городская детская поликлиника, остальные заочный цикл проходит на базах ЦРБ Черновицкой области (12,5%) и других областей (8,4%). Подготовка педиатров в интернатуре проводится по индивидуальным учебным планам, разработанным на основании типового учебного плана и программы, обучение на очном цикле составляет от 5 до 6 месяцев.
Программой подготовки на кафедре предусмотрены лекционные, семинарские и практические занятия в соответствии с календарными планами, созданными по сквозной программе специальности «Педиатрия». Отдельные темы
предлагаются врачам-интернам в виде самостоятельного освоения как блок самостоятельной внеаудиторной работы, написания рефератов и создания мультимедийных презентаций. Кроме регламентированного методического
обеспечения, размещенного на сервере дистанционного обучения (СДО) «Moodle», кафедрой для повышения эффективности обучения в течение 20122016 гг. издано 5 учебных пособий и 2 монографии.
Стабильными остаются результаты лицензионного интегрированного экзамена «Крок-3. Общая врачебная подготовка»: за последние 5 лет случаев его несдачи среди интернов-педиатров не случалось, в 2016 году средний результат составил 84,2% верных ответов (пороговым значением считалось 70,5%). Средний балл на заключительных аттестациях за последние 5 лет был стабильным (4,12 - 4,25), качественная успеваемость колебалась в пределах от 62,5 до 91,9%.
Научная работа интернов также является неотъемлемой составляющей обучения. Врачи-интерны анализируют истории болезней, осуществляют собственные исследования, проводят статистическую обработку фактического материала. Темы для НИР врачей-интернов определяются с учетом приоритетных направлений научной и лечебно-диагностической работы кафедры, а результаты традиционно заслушиваются на итоговых конференциях врачей-интернов.
Кафедра педиатрии и детских инфекционных болезней БГМУ поддерживает тесную связь со своими выпускниками. Из когорты выпускников интернатуры последних пяти лет трудоустроено 85,0%, не трудоустроено -15,0% (10 человек). Выпускники оказались не трудоустроены по разным причинам, а именно из-за пребывания в декретном
отпуске (3,0%), трудоустройства за границей не по специальности (7,5%), о трёх выпускниках сведений нет. Всего выпускниками интернатуры по
специальности «Педиатрия» последних 5 лет охвачены город Черновцы, семь районов Черновицкой области, Ивано-Франковская, Ровенская, Львовская, Хмельницкая, Тернопольская области.
За период 2012-2016 гг. на кафедре прошли усовершенствование по принципу непрерывного последипломного
образования 673 врача. Бюджетная форма обучения составила 54,4%, контрактная -30,3%, преподаватели БГМУ (как отдельная категория слушателей) - 15,3%. Большей частью (74,4%) этого контингента были врачами Черновицкой области, 15,3% - преподаватели БГМУ и 1,5% - колледжей, а также 8,8% -педиатры из других областей. За последние пять лет рекомендацию на высшую категорию получили 118 (35,4%) педиатров, на первую - 56 (16,8%) врачей, во вторую - 48 (14,4%), и возобновили сертификат 111 (33,4%) слушателей. Для обеспечения комплексности в подготовке специалистов на циклах повышения квалификации преподаются смежные дисциплины, в частности
иммунопрофилактика, медицинская
генетика, медицинская психология.
Элементами непрерывного
медицинского последипломного
образования за период между предаттестационными циклами для врачей в соответствии со Шкалой значений видов деятельности (приказ МЗ Украины от 07.07.2009 года № 484), которые предлагает кафедра, чаще всего выступают обучение на циклах тематического усовершенствования, подготовка на прерывистых курсах, семинарах, участие в научно-практических конференциях,
заседаниях профессиональной ассоциации по специальности, участие в разработке нормативных документов. Повышение квалификации на проведенных на кафедре 32 циклах тематического
усовершенствования прошли 319 врачей по 21 -й специальности, из которых педиатрия составила 40,0%, ЗПСМ -
17,0%, детская анестезиология - 8,2%, терапия - 7,5%, неонатология - 4,6%, медицина неотложных состояний - 4,2%, лабораторная диагностика - 3,6%, а также детская пульмонология, детская гематология, детская кардиоревматология, детская неврология, детская иммунология, детская отоларингология, детская дерматология, детская урология, детская гастроэнтерология, хирургия, ОЗО, эндокринология, анестезиология,
функциональная диагностика.
Приоритетными направлениями в планировании и реализации
последипломного обучения на кафедре являются совершенствование интернет-ресурса по обеспечению непрерывного медицинского образования, использование элементов дистанционного преподавания, создание базы видео-лекций по специальности. Следует отметить возможность увеличения циклов тематического усовершенствования,
касающихся актуальных вопросов педиатрии, проблем междисциплинарного характера, проведение которых будет согласовано с учебным отделом БГМУ.
Выводы. Таким образом, методическое обеспечение, профессиональный уровень преподавательского состава, внедрение новых образовательных программ и современных учебных методик
способствуют эффективному
непрерывному последипломному
профессиональному росту специалистов-педиатров в стенах Буковинского государственного медицинского
университета.
Литература
1. Воронко А.А., Сидорова Л.Л. Концепция непрерывного профессионального развития и аттестация врачей / А.А. Воронко, Л.Л. Сидорова // Украшський медичний вюник / Therapia. - 2010. - № 6. - С. 57-61.
2. Вороненко Ю.В. Пщходи до тдготовки амейних лiкарiв в Укрш'ш та кранах Свропи / Ю.В. Вороненко, О.Г. Шекера, В.1 Ткаченко // Украшский медичний часопис. -2014. - № 3. - С. 116-120.
3. Гарас Н.Н. Преемственность до- и последипломного этапов обучения в подготовке специалистов-педиатров / Н.Н. Гарас, Т.М. Билоус // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - № 2 - С. 58-59.
4. Колоскова О.К. Досвщ безперервного тслядипломного навчання на кафедрi педiатрii та дитячих шфекцшних хвороб / О.К. Колоскова: матерiали навчально-методичноi конференци [«Актуальш питання вищоi медичноi та фармацевтичноi осв^и: досвщ, проблеми, шновацп та сучасш технолог^'»]. - Чернiвцi, 2012. - С. 103-104.
5. Мокия-Сербина С.А. Пути совершенствования подготовки врачей-интернов педиатров и общей практики-семейной медицины по разделу «Педиатрия» / С.А. Мокия-Сербина, Т.В. Литвинова, В.В. Чечель // Здоровье ребенка. - 2015. - № 6. - С. 142-144.
6. Об опыте оптимизации обучения педиатров в интернатуре / Н.В. Нагорная, М.П. Лимаренко, Г.И. Баешко [и др.] // Здоровье ребенка. - 2008. - № 3. - С. 122-127.
7. Попов С.В. Последипломная подготовка врачей: перспективы развития / С.В. Попов // Здоровье ребёнка. - 2008. - № 3. - С. 125-128.