Научная статья на тему 'Оценка эффективности обучения интернами-педиатрами (анализ результатов анонимного анкетирования)'

Оценка эффективности обучения интернами-педиатрами (анализ результатов анонимного анкетирования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ВРАЧИ-ИНТЕРНЫ / ПЕДИАТРИЯ / QUESTIONNAIRE / INTERNSHIP / PEDIATRICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хильчевская В.С.

В статье представлен анализ результатов анонимного анкетирования врачей-интернов специальности «педиатрия» по окончании обучения в интернатуре. Все участники опроса были удовлетворены предоставленными им клиническими базами. Достоверно выше оценили качество обучения по программе двухгодичной интернатуры интерны, обучавшиеся на условиях государственного заказа и проходившие интернатуру на базе многопрофильной областной детской клинической больницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICACY EVALUATION OF TRAINING MADE BY INTERNS-PEDIATRICIANS (ANALYSIS OF ANONYMOUS QUESTIONNAIRE RESULTS)

The paper analyzes results of anonymous questionnaire of interns in pediatrics at the end of internship training. All respondents were satisfied with facilities of hospitals they worked at. Interns trained by the state work and took internship at the multifield regional children’s clinical hospital, rated the quality of education at two-year internship significantly higher.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности обучения интернами-педиатрами (анализ результатов анонимного анкетирования)»

УДК 616-053.2: 378.147+614.252:374.6

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНАМИ-ПЕДИАТРАМИ (АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНОНИМНОГО АНКЕТИРОВАНИЯ)

Хильчевская В.С.

ВГОУ «Буковинский государственный медицинский университет», Украина, г. Черновцы, пл. Театральная, 2

Резюме. В статье представлен анализ результатов анонимного анкетирования врачей-интернов специальности «педиатрия» по окончании обучения в интернатуре. Все участники опроса были удовлетворены предоставленными им клиническими базами. Достоверно выше оценили качество обучения по программе двухгодичной интернатуры интерны, обучавшиеся на условиях государственного заказа и проходившие интернатуру на базе многопрофильной областной детской клинической больницы. Ключевые слова: анкетирование, врачи-интерны, педиатрия.

EFFICACY EVALUATION OF TRAINING MADE BY INTERNS-PEDIATRICIANS (ANALYSIS OF ANONYMOUS QUESTIONNAIRE RESULTS)

Khilchevskaya V.S.

State Higher Educational Establishment «Bukovinian State Medical University», 2, Theatre Square, Chernovtsi, Ukraine

Abstract. The paper analyzes results of anonymous questionnaire of interns in pediatrics at the end of internship training. All respondents were satisfied with facilities of hospitals they worked at. Interns trained by the state work and took internship at the multifield regional children's clinical hospital, rated the quality of education at two-year internship significantly higher. Key words: questionnaire, internship, pediatrics.

Введение

Подготовка в интернатуре является одним из необходимых видов послевузовского обучения, без которого выпускники с дипломом о высшем медицинском образовании не могут быть допущены к самостоятельной

профессиональной деятельности [3]. Совершенствование качества подготовки специалистов на этапе прохождения первичной специализации (интернатуры) является наиболее актуальной проблемой последипломного медицинского

образования [1, 4]. Учебный процесс с врачами-интернами должен быть максимально приближённым к условиям практической деятельности врача, что эффективно повышает уровень их теоретических знаний и способность к самостоятельному решению конкретных практических вопросов [2].Цель работы: оценить качество обучения в интернатуре

по специальности «Педиатрия» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней с позиций субъектов обучения путём анализа результатов анонимного анкетирования врачей-интернов.

Материал и методы

В опросе принял участие 31 врач-интерн выпуска 2014 и 2015 годов, среди которых количество девушек составило 88,0% и лишь 12,0% - лиц мужского пола, 42,0% интернов учились на контрактных условиях и 58,0% - по государственному заказу. Кроме того, при анализе учитывали базу стажирования, а именно прохождение первичной специализации на базе многопрофильной детской областной больницы (74,0% интернов), детской городской (13,0%) или центральных районных больниц (13,0%).

Всем интернам в конце второго года обучения предлагалось оценить качество обучения в интернатуре по специально

разработанной деканатом

последипломного образования анкете. Среди вопросов, на которые нужно ответить, оценив качество по четырёхбалльной системе (от 2 до 5, соответственно, от «неудовлетворительно» до «отлично»), были «Организация очного цикла обучения на кафедре», «Теоретический уровень лекционного материала», «Доступность, наглядность, полнота преподавания во время практических и семинарских занятий», «Отношение к Вам профессорско-преподавательского состава»,

«Преподавание модуля «Неотложные состояния», «Подготовка к тестовому лицензионному экзамену (ЛИЭ) «Крок-3. Общая врачебная подготовка» и другие. Показатели психоэмоционального

состояния интернов по окончании интернатуры изучались с помощью теста личностной тревожности Ч. Спилбергера, теста Айзенка, опросника А.М. Вейна [5] для выявления вегетативных изменений. Полученные данные анализировали методами вариационной статистики, корреляционного многофакторного

анализа с использованием программы «Statistica 6.0».Результаты исследования и их обсуждение

Анализ анкет показал, что подавляющее большинство (96,8%) респондентов оценивали свою подготовку на очном цикле как хорошую и отличную. Средний балл оценки качества обучения на профильной кафедре составлял 4,35±0,55. Выпускники интернатуры отметили высокое качество лекций на кафедре (средний балл 4,55±0,50), семинарских и практических занятий (средний балл 4,20±0,65), а также эффективную подготовку к тестовому экзамену «Крок-3» (средний балл 4,29±0,63). Достаточную информацию на модуле «Неотложные состояния» по результатам опроса получили 87,1% интернов, остальные 4 врача-интерна (12,9%) оценили обучение на модуле на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Анализ показателей успеваемости показал, что в зависимости от формы

обучения, лучшей оказалась успеваемость интернов бюджетной формы обучения на модуле «Неотложные состояния» (г=0,62, p<0,05), при сдаче полугодовой (г=0,58, p<0,05) и годовой (г=0,64, p<0,05) аттестаций. В ходе 149шверсите анкетирования интерны-бюджетники

проявили гораздо больший 149шверс к возможной дальнейшей научной работе (г=0,75, p<0,05), более высоко оценили уровень научно-практических и клинических конференций во время прохождения интернатуры (г=0,65, p<0,05)

Все участники анкетирования отметили удовлетворённость подготовкой на клинических базах. Организацию заочного цикла на клинической базе 100% опрошенных оценили на «хорошо» и «отлично» (средний балл составил 4,61±0,40), что положительно

коррелировало с прохождением интернатуры на базе многопрофильной областной детской клинической больницы (г=0,58, р<0,05). Врачи-интерны, которые проходили интернатуру на базе многопрофильной областной детской больницы, более высоко оценили организацию очного цикла на кафедре (г=0,68, р<0,05), в частности, процесс подготовки к тестовому экзамену по неотложной помощи «Крок-3» (г=0,70, p<0,05).

Корреляционный многофакторный анализ показал, что оценка интернами организации обучения на очном цикле интернатуры по специальности

«педиатрия» достоверно ассоциировала с уровнем подачи лекционного материала (г=0,56, р<0,05), доступностью и полнотой преподавания во время практических и семинарских занятий (г=0,58, р<0,05), подготовкой к тестовому экзамену «Крок-3» (г=0,71, р<0,05), отношением к интернам преподавателей кафедры (г=0,42, р<0,05), а также уровнем показателя личностной тревожности (г=0,59, р<0,05) и выраженностью вегетативной дисфункции (г=0,58, р<0,05). Последние корреляции, вероятно, можно объяснить длительной напряженной работой над

многочисленными разноплановыми

О Р И Г И Н А Л Ь Н Ы Е С Т А Т Ь И

вопросами по педиатрии и постоянной готовностью к этапным контролям уровня знаний и умений. С показателями экстраверсии (интроверсии) и

эмоциональной лабильности ни один из результатов анонимного анкетирования не коррелировал, что можно объяснить готовностью будущих врачей-педиатров к профессиональной деяльности независимо от данных особенностей их личности.

Выводы

Таким образом, врачи-интерны по специальности «Педиатрия», в целом, дают положительные отзывы об организации и качестве обучения в интернатуре. Запланировано продолжение мониторинга изучения требований врачей-интернов на основании анкетирования на уровне деканата и профильной кафедры.

Литература

1. Колюбакина, Л.В. Анализ показателей успеваемости врачей-интернов специальности «Педиатрия» на профильной кафедре [Текст]// Materials of XI international research and practice conference «Trends of modern science - 2014», (Sheffield, May 30 - June 7, 2014). - P. 75-77.

2. Мишутина, О.Л., Волченкова, Г.В. Результаты анкетирования врачей-интернов и ординаторов по стоматологии с целью изучения требований и запросов потребительских услуг [Текст] // Электронный математический и медико-биологический журнал. - 2013. - Том 12, Вып. 1. - С. 24-26.

3. Об опыте оптимизации обучения педиатров в интернатуре / Н.В. Нагорная, М.П. Лимаренко, Г.И. Баешко [и др.] // Здоровье ребенка. - 2008. - № 3. - С. 122-127.

4. Обучение интернов-педиатров как управляемый процесс / Л.А. Безруков, Е.К. Колоскова, В.С. Хильчевская // Пробл. пит. педiатрii та вищо'1 мед. осв^и: зб. наук. праць, присвячених пам'ят професора Ю.М.Вггебського. - Донецьк, 2008. - С. 232235.

5. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; отв. ред. Крымский С.Б. - К.: Наукова думка, 1989. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.