Научная статья на тему 'Модуль "Неотложные состояния" как важнейший элемент при подготовке к лицензионному интегрированному экзамену "Крок-3. Общая врачебная подготовка"'

Модуль "Неотложные состояния" как важнейший элемент при подготовке к лицензионному интегрированному экзамену "Крок-3. Общая врачебная подготовка" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / ИНТЕРНАТУРА / ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МОДУЛЬ "НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ" / PEDIATRICS / INTERNSHIP / TEST CONTROL / MODULE "EMERGENCIES"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хильчевская В. С.

В статье показано, что эффективность подготовки врачей-интернов к государственному лицензионному интегрированному экзамену определяется качеством обучения на профильной кафедре с использованием элементов кредитно-модульной системы в интернатуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хильчевская В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"EMERGENCIES" MODULE AS THE IMPORTANT ELEMENT IN TRAINING FOR THE LICENSE INTEGRATED EXAMINATION "STEP-3. GENERAL MEDICAL PRACTICE"

The paper shows that the effectiveness of training of interns for the state test licensed exam depends on the quality of education at the profile department, using elements of credit module system.

Текст научной работы на тему «Модуль "Неотложные состояния" как важнейший элемент при подготовке к лицензионному интегрированному экзамену "Крок-3. Общая врачебная подготовка"»

УДК 331. 378-37.01:007

МОДУЛЬ «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ» КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЛИЦЕНЗИОННОМУ ИНТЕГРИРОВАННОМУ ЭКЗАМЕНУ «КРОК-3. ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПОДГОТОВКА»

Хильчевская В.С.

Буковинский государственный медицинский университет, Украина, г. Черновцы, Театральная пл., 2

Резюме: В статье показано, что эффективность подготовки врачей-интернов к государственному лицензионному интегрированному экзамену определяется качеством обучения на профильной кафедре с использованием элементов кредитно-модульной системы в интернатуре. Ключевые слова: педиатрия, интернатура, тестовый контроль, модуль «Неотложные состояния».

«EMERGENCIES» MODULE AS THE IMPORTANT ELEMENT IN TRAINING FOR THE LICENSE INTEGRATED EXAMINATION «STEP-3. GENERAL MEDICAL PRACTICE» Khilchevskaya V.S.

Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine

Abstract. The paper shows that the effectiveness of training of interns for the state test licensed exam depends on the quality of education at the profile department, using elements of credit module system. Key words: pediatrics, internship, test control, module «Emergencies».

Введение

Подготовка врачей-интернов к лицензионному интегрированному экзамену «Крок-3. Общая врачебная подготовка» (ЛИЭ «Крок-3.ОВП») является важным этапом в усвоении и упорядочивании знаний по разделу экстренной медицины у будущего специалиста [1]. Оптимизация процесса подготовки к ЛИЭ «Крок-3. ОВП» крайне важна, поскольку от его положительного результата зависит получение интерном сертификата специалиста [5]. Важной составляющей подготовки к ЛИЭ «Крок-3. ОВП» является включение в программу интернатуры разных специальностей модуля «Неотложные состояния», тематика которого соответствуют структуре содержания экзамена [2]. Лекционные и практические занятия и модульный контроль знаний проводят преподаватели кафедр терапевтического, хирургического профилей, педиатрии и акушерства и гинекологии. В начале модуля преподаватель объясняет интернам мрачные перспективы недостаточного уровня при сдаче лицензионного экзамена (проходной уровень составляет 70,5% правильных ответов), несмотря на возможные пересдачи [3].

Основными целями модульного контроля «Неотложные состояния» является повышение ответственности врачей-интернов за качество знаний, усиления их мотивации к подготовке к экзамену, объективизация итоговой оценки по не-

отложной помощи при различных заболеваниях. Задача аудиторной подготовки врачей-интернов на модуле «Неотложные состояния» прежде всего состоит в детальном изучении не только протокольных алгоритмов оказания неотложной помощи, но и вопросов этиопатогенеза, классификации, клинико-параклинических особенностей угрожающих состояний. Контроль за процессом усвоения учебной программы модуля осуществляется путем оценки результатов решения наборов тестов из педиатрического профиля и определения рейтинга каждого обучающегося [4]. По прошествии модуля врачи-интерны сдают дифференцированный зачет по всем пройденным дисциплинам, в том числе и педиатрии. Результирующий балл является одним из определяющих критериев готовности врача-интерна к сдаче ЛИЭ «Крок-3. ОВП» и учитывается при формировании так называемой «группы риска», состоящей из интернов, не проявляющих достаточного интереса к совершенствованию теоретических знаний по медицине неотложных состояний, с которой впоследствии проводится дополнительная административная и педагогическая работа по подготовке к экзамену.

Цель работы

Оценить эффективность обучения на модуле «Неотложные состояния» при подготовке врачей-интернов педиатров к лицензионному интегрированному экзамену «Крок-3. Общая врачеб-

ная подготовка» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней Буковинского государственного медицинского университета г. Черновцы (БГМУ).

Материал и методы

Проанализированы результаты обучения в интернатуре выпускников БГМУ, которые проходили первичную специализацию по специальности «Педиатрия» на кафедре педиатрии и детских инфекционных болезней в течение последних трех лет (всего 32 интерна). Как влиятельные факторы, определявшие результативность подготовки к ЛИЭ «Крок-3. ОВП» оценивали результаты модульного контроля «Неотложные состояния», показатели исходного уровня знаний, итоги написания комплексных контрольных работ, промежуточных аттестаций.

Полученные данные анализировались методом дискриптивной статистики с использованием программы «Statistica 8.0».

Результаты и их обсуждение

Проанализированы результаты итогового модульного контроля среди интернов последних трех лет выпуска. Средний балл итогового модульного контроля «Неотложные состояния» в 2016/2017 учебном году составил 3,68 (в 2015/2016 и 2014/2015 учебных годах - 3,72 и 3,68 соответственно). Наивысшие результаты были продемонстрированы интернами по педиатрии (средний балл - 4,0), акушерству (4,0) и терапии (3,8). Средний балл комплексной контрольной работы (ККР), проведенной до модуля «Неотложные состояния», составил 78,5%, процент правильных ответов по результатам ККР, проведенной после обучения интернов-педиатров на модуле «Неотложные состояния», составил 87,3%. Также преподавателями кафедры отмечен достаточный уровень теоретических знаний интернов по вопросам неотложной помощи в педиатрии при полугодовой аттестации.

За последние три года показатели ЛИЭ «Крок-3. ОВП» врачами-интернами специальности «Педиатрия» оставались относительно стабильными (рис.). Процент правильных ответов по буклетам тестовых заданий 2017 года в груп-

пе интернов педиатров составлял 80,8% (в 2016 году - 84,2%, в 2015 году - 81,3%). За последние два года показатели педиатрического субтеста оказались менее высокими относительно общего результата, что можно объяснить увеличением доли тестовых заданий повышенной сложности и переходом на международные протоколы по оказанию неотложной помощи.

Рис.Динамика результатов ЛИЭ «Крок-3. ОВП»врачами-интернами педиатрамизапери-од 2015-2017годов(%правильных ответов)

Корреляционный многофакторный анализ показал, что результаты ЛИЭ «Крок-3» достоверно ассоциировали со средним баллом модульного контроля «Неотложные состояния» (г = 0,37, р <0,05), средним баллом по неотложной помощи в педиатрии и терапии (г = 0,38 и г = 0,73 соответственно, р <0,05) и предэкзаменационной ККР (г = 0,48, р <0,05). Не установлено вероятной корреляционной связи результатов модуля «Неотложные состояния» с формой обучения по контракту или на условиях государственного заказа, что, наверное, свидетельствовало о роли других факторов на последипломном этапе, среди которых форма обучения имеет второстепенное значение.

Выводы

Таким образом, внедрение основ кредит-но-модульной системы обучения в форме модуля «Неотложные состояния» позволяет повысить эффективность обучения будущих врачей в интернатуре, углубить знания по оказанию неотложной помощи людям разного возраста в различных ситуациях, а также достичь стабильного улучшения подготовки будущих врачей к ответственному экзамену «Крок-3. Общая врачебная подготовка».

ЛИТЕРАТУРА

1. Батман Ю.А. «Крок-3»: рассуждения и предложения / Ю.А. Батман, Л.А. Левченко, Г.Л. Линчевский // Медико-социальные проблемы семьи, 2014. - № 1, Т. 19. - С. 137-140.

2. Ехалов В.В. Принципы подготовки врачей-интернов разных специальностей по циклу «Неотложные состояния» / В.В. Ехалов, В.И. Слива, Д.М. Станин// Медицина неотложных состояний. - 2011. - № 4(35). - С. 126-128.

3. Ехалов В.В., Лященко О.В., Горбунцов В.В. Особенности подготовки врачей-интернов по специальности «Дерматовенерология» на цикле «Неотложные состояния». Збiрник матерiалiв Мiжнародноl науково-практично! конференцп «Вiтчизняна та свггова медицина в умовах сучасностi» (15-16 ачня 2016). - Днiпропетровськ: «ЗаМет». С. 132-136.

4. Клигуненко Е.Н. Перспективы оптимизации подготовки врачей-интернов по модулю «Неотложные состояния»/ Е.Н. Клигуненко, В.В. Ехалов, В.И. Слива// Медицина неотложных состояний, 2012. - № 5 (44). - С. 20-24.

5. Лщензш нишнтегрований юпит «Крок-3. Л^вальна справа та педiатрiя»: розробка тестових завдань та аналi з ре-зультатiв тестування: Методичний поабник / 1.£. Булах, Г.В. Дзяк, В.М. Лехан та iн. - Д.: АРТ-ПРЕС, 2005. - 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.