УДК 616.5+616.071:614.252
ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ
Торшина И.Е.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье представлены данные об опыте работы кафедры кожных и венерических болезней с курсом медицинской косметологии по формированию у студентов медицинского вуза практических навыков в рамках учебного модуля «Дерматовенерология». Показана необходимость этапного подхода в обучении с использованием клинических ситуационных задач, ролевых игр, «Дневника компетенций студента» и работы над оформлением «Истории болезни». Ключевые слова: образовательный процесс, дерматовенерология, практические навыки.
THE EXPERIENCE IN THE STUDY OF DERMATOVENEREOLOGY FOR PRACTICAL SKILLS Torshina I.E.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The article presents data on the experience of the Department of Skin and STDiseases with the course of medical cosmetology about the formation of the practical skills for students of the medical university. The need for a step-by-step approach in teaching using clinical situation problems, role games, the "Student Competency Diary" and work on the design of the "History of the disease" is shown. Keywords: medical education, skin and venereal diseases,practical skills.
В соответствии с требованиями действующего Федерального государственного образовательного стандарта обучение дерматовенерологии в медицинском вузе предполагает унифицированный подход, включая практические занятия, лекционный курс и учебные часы на самоподготовку [3].
На основании накопленного опыта и в ходе постоянного совершенствования методов преподавания на кафедре кожных и венерических болезней с курсом медицинской косметологии сформировался этапный подход в освоении студентами практических навыков учебной дисциплины «Дерматовенерология».
Во-первых, студенты знакомятся с общим перечнем необходимых навыков и умений в аспекте учебной дисциплины «Дерматовенерология», представленным на странице кафедры сайта университета.
Во-вторых, лекционный материал предлагает обучающимся представление основных практических навыков в аспекте оценки дерматологического статуса пациента применительно к различным нозологическим формам заболеваний не только дерматовенерологического профиля, но и в качестве мар-
Чтобы уметь воспользоваться опытом, нужен опыт.
Роберт Лембке (Robert Emil Weichselbaum)
К беде неопытность ведет
Александр Сергеевич Пушкин
керов висцеральной, инфекционной патологии: их значимость, теоретические основы и технику их исполнения, что подготавливает «почву» для дальнейшего изучения и отработки в ходе практических занятий и самоподготовки.
С другой стороны, при изучении основ дерматовенерологии на каждом практическом занятии в соответствии с его тематикой обсуждаются теоретические вопросы выполнения и применения в практической деятельности будущего врача обязательных навыков и умений.
Во время практических занятий используются интерактивные методы, а именно ролевые игры, которые имеют важное значение в процессе обучения [5]. Во время «игры» для студента предоставляется возможность «примерить» на себя состояние больного с дерматозом или ИППП (в соответствии с планом и тематикой практического занятия): в ходе дискуссии с преподавателем обсуждается необходимость выбора комплекса практических навыков и умений для установления диагноза и выполнения комплекса лечебных и профилактических мероприятий.
Таким образом, закрепляются не только теоретические знания учебной дисциплины, но и формируется клиническое мышление с основами применения необходимых компетенций [4, 5, 6].
Описанные выше теоретические основы подготовки студента к практической части обучения позволяют максимально подготовиться к непосредственному общению с больными. Однако в настоящее время (и это подтверждается многочисленными публикациями в средствах массовой информации медицинского профиля) возникают значительные трудности с возможностями кафедры в предоставлении студентам достаточного числа больных для общения и кура-ции [1, 2, 4, 7]. Причинами этой проблемы являются отказы больных и их нежелание общаться со студентами. Если больной отказывается от контакта со студентами, это может свидетельствовать о том, что на предыдущих этапах общения пациента с медицинскими работниками был допущен по отношению к нему деонтологический просчет. Правильная подготовка пациента - беседа с преподавателем о необходимости общения с обучающимся - обычно всегда разрешает возможную негативную ситуацию.
В связи с этим для более тщательной подготовки студента к общению с больным для отработки практических навыков и умений (в том числе опрос больного) на кафедре предусмотрен следующий этап: работа с «Дневником компетенций студента». Разработанный коллективом кафедры «Дневник компетенций» и включенный в образовательный процесс, позволяет систематизировать все необходимые виды практических навыков и умений. В соответствии с «Дневником компетенций», студент помимо общемедицинских, общеврачебных знаний и необходимых социально-коммуникативных компетенций должен обучиться профессиональным навыкам и умениям. Работа над «Дневником компетенций» проводится под контролем преподавателя в течение всего курса изучения дисциплины «Дерматовенерология» и включает овладение всем спектром практических навыков и умений в соответствии с учебной программой.
Итогом проверки теоретических знаний и практических навыков и умений студен-
та является курация больного: студентами отрабатываются навыки общения, осмотра кожного покрова и слизистых оболочек больных, специальные методы диагностики заболеваний кожи (граттажа, пальпации, дерма-тоскопии и др.) [3, 4, 6].
На кафедре предусмотрено, что первая беседа студента с пациентом происходит в присутствии преподавателя без группы студентов, поскольку это могло бы помешать установлению более тесного душевного контакта студента с больным и оказать негативное влияние на психику пациента. При последующих общениях куратора с пациентом присутствие всей группы студентов воспринимается больным толерантно. Каждый преподаватель кафедры уточняет готовность студента к работе с больным: четкое представление им плана сбора анамнестических данных, плана обследования пациента и достаточные теоретические основы владения специальными профессиональными компетенциями. Для исключения дидактогении, представляющей собой одну из форм отрицательного влияния на больного, вызванного ошибками в педагогическом процессе (утомление и раздражение пациента во время его осмотра и беседы с ним в присутствии обучающихся), строго соблюдается принцип сострадательного отношения студента «у постели больного».
Освоению теоретических и практических основ учебной дисциплины на кафедре способствует и умелая организация студенческого научного кружка (СНК). Заседания СНК позволяют«закрепить» обучающимися практические навыки и умения. Поскольку в работе СНК принимают активное участие все «поколения» коллектива кафедры: руководитель СНК, преподаватели, аспиранты, клинические ординаторы и студенты, то обучение практическим навыкам и умениям полезно для всех категорий обучающихся.
Таким образом, в процессе изучения учебной дисциплины «Дерматовенерология» овладение практическими навыками и умениями достигается последовательным и систематизированным подходом на каждом этапе обучения и позволяет будущему врачу в полной мере применить на практике полученные профессиональные компетенции.
236
Кратко
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова О.Ю. Преподавание практических навыков в общей врачебной практике. Проблемы и возможные пути преодоления. Российский семейный врач. - 2009. - № 1. - Т. 13. - C. 11-15.
2. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Изд-во «Институт практ. пси-хол.». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
3. Соколова Т.В., Гладько В.В., Сафонова Л.А. Практические навыки в дерматовенерологии: Справочник для врачей / Под ред. Т.В. Соколовой. - М.: ООО «МИА», 2011. - 132 с.
4. Торшина И.Е. Проблемы преподавания дисциплины «Кожные и венерические болезни» в условиях модернизации здравоохранения и совершенствования образовательного процесса в медицинском вузе // Сб.: Акт. пробл. педаг. высш. школы. Метод. и практ. обесп. учеб. проц. в высш. школе /Под ред. И.В.Отвагина. Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. -С. 35-38.
5. Торшина И.Е. Социально-коммуникативные методологии и правовые аспекты компетентностного обучения дерматовенерологии. - Смоленск: ГБОУ ВПО СГМА, 2012. - 72 с.
6. Торшина И.Е., Цыганкова Е.П., Макушкина В.К. Современные проблемы и опыт преподавания дерматовенерологии в медицинском вузе // Сб. тез. конф.: Рахмановским чтениям 30 лет: достижения и перспективы в дерматовенерологии. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. - С. 144-146.
7. Miller G.E. The assessment of clinical skills/competence/performance // Acad. Med. 1990. - Vol. 65. - S. 63-67.