Научная статья на тему 'Использование проблемно-ориентированного обучения при изучении педиатрии выпускниками медицинского вуза(в рамках грантового проекта Erasmus +)'

Использование проблемно-ориентированного обучения при изучении педиатрии выпускниками медицинского вуза(в рамках грантового проекта Erasmus +) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАНННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ / ПЕДИАТРИЯ / PROBLEM-BASED LEARNING / MEDICAL EDUCATION / MEDICAL ERRORS / PEDIATRICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарас Н.Н.

В статье представлены результаты анкетирования студентов VI курса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело» с целью характеристики проблемно-ориентированнного обучения в изучении детских болезней в рамках участия университета в грантовом проекте TAME (Training Against Medical Error) при поддержке программы Европейского Союза Эразмус+. Показана целесообразность внедрения проблемно-ориентированнного обучения на выпускном курсе медицинского университета как элемента улучшения подготовки студентов по изучению и предотвращению наиболее распространенных медицинских ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the questionnaire of the students of the VI year of the Medical Faculty, specialty "Medicine" performed to give characteristics to problem-based learning in studying childhood diseases within the University's participation in the grant project TAME (Training Against Medical Error) with the support by the European Union Erasmus + program. The article shows the expediency of problem-based learning implementation at the graduation course of medical university as an element to improve students training for the study and prevention of the most common medical errors.

Текст научной работы на тему «Использование проблемно-ориентированного обучения при изучении педиатрии выпускниками медицинского вуза(в рамках грантового проекта Erasmus +)»

tegrative Health Care. - 2014. - Vol. 5, N 2.

13. Leary H.M. Self-Directed learning in Problem-Based Learning Versus Traditional Lecture-Based learning: A Meta-Analysis. (Published Dissertation). Utah State University. - 2012. -Utah: Logan.

14. Meo S.A. Evaluating learning among undergraduate medical students in schools with traditional and problem-based curricula / S.A. Meo // Advances in Physiology Education. - 2013. -Vol. 37, N 3. - P. 249-253.

15. Savery J.R. Overview of problem-based learning: definitions and distinctions / J.R. Savery // Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. - 2006. - Vol. 1, N 1. - P. 9-20.

16. Thomas J. Problem based learning and academic performance in residency / J. Thomas, T. Aeby, G. Kamikawa, B. Kaneshiro // Hawaii Med J. - 2009. - Vol. 68, N 10. - P. 246-248.

17. West J. Designing out Medical Error: An Interdisciplinary Approach to the Design of Healthcare Equipment / J. West J, G. Davey, B. Norris et al. // An International Journal for All Aspects of Design. - 2014. - Vol. 14, N 2. - PP. 238-266.

18. Wolff A.M. Reducing medical errors: a practical guide / A.M. Wolff, J. Bourke // Med J Aust. - 2000. - Vol. 173. N 5. - PP. 247-251.

19. Wood D.F. Problem based learning / D.F. Wood // British Medical Journal. - 2003. - Vol. 326. - P. 328-330.

20. Искренко Э.В. Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании (на примере St.George University of London, Great Britain) / Э.В. Искренко, Т.А. Полтон // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2008. - Т. 8, выпуск № 10 (50). - С. 214-218.

УДК 616-053.2:378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДИАТРИИ ВЫПУСКНИКАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА(В РАМКАХ

ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА ERASMUS +)

Гарас Н.Н.

Буковинский государственный медицинский университет, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2

Резюме. В статье представлены результаты анкетирования студентов VI курса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело» с целью характеристики проблемно-ориентированнного обучения в изучении детских болезней в рамках участия университета в грантовом проекте TAME (Training Against Medical Error) при поддержке программы Европейского Союза Эразмус+. Показана целесообразность внедрения проблемно-ориентированнного обучения на выпускном курсе медицинского университета как элемента улучшения подготовки студентов по изучению и предотвращению наиболее распространенных медицинских ошибок.

Ключевые слова: проблемно-ориентированнное обучение, медицинское образование, врачебные ошибки, педиатрия.

THE USE OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE STUDY OF CHILDREN'S DISEASES BY GRADUATE STUDENTS (WITHIN THE GRANT PROJECT ERASMUS+)

Garas N.N.

Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine

Summary. The article presents the results of the questionnaire of the students of the VI year of the Medical Faculty, specialty "Medicine" performed to give characteristics to problem-based learning in studying childhood diseases within the University's participation in the grant project TAME (Training Against Medical Error) with the support by the European Union Erasmus + program. The article shows the expediency of problem-based learning implementation at the graduation course of medical university as an element to improve students training for the study and prevention of the most common medical errors.

Key words: problem-based learning, medical education, medical errors, pediatrics.

Введение. В современной высшей медицинской школе большое внимание уделяется применению инновационных методов обучения в педагогическом процессе. Рациональное сочетание традиционных и инновационных методов обучения способствует развитию познавательных процессов и творческих способностей студентов-медиков, их подготовке к будущей профессиональной деятельности. В современных условиях на фоне конкурентной борьбы отсутствие практического опыта и навыков у студентов может быть серьезной и весомой преградой на пути к трудоустройству. В связи с этим все большую популярность приобретают современные методики обучения, направленные на формирование у студентов определенных практических навыков, в частности, большое внимание уделяется проблемно-ориентированному обучению [1].

Среди современных новейших методов организации учебно-воспитательного процесса, которые применяются для формирования и развития определенных навыков, улучшают процесс усвоения материала, учат студентов мыслить и по-настоящему применять знания на практике, проблемно-ориентированное обучение занимает ведущее место. Именно проблемно-ориентированное обучение позволяет личности на основе имеющейся многоаспектной информации сформировать свои собственные позиции, соотнести их со взглядами других, найти среди них те, которые

пересекаются с собственными взглядами, и разработать свое отношение к различным точкам зрения, то есть создать информационное мировоззрение, которое является открытым для уточнения, углубления и изменения [2].

Основная задача проблемно-ориентированного обучения состоит в обеспечении глубокого и всестороннего понимания учебного материала, развития аналитического, креативного мышления. Это средство создания мотивации, стимулирования познавательной деятельности студентов. Проблемно-ориентированное обучение способствует интегрированию учебного процесса с наукой, с проблемами реальной действительности и с жизненным опытом учащихся. Применение проблемно-ориентированного обучения позволяет выявить уровень знаний и способностей студентов, лучше понять их психологию. Во время проблемно-ориентированного обучения студентов появляется возможность самореализации и развития навыков командной работы [1, 3].

Целью работы было проанализировать особенности внедрения проблемно-ориентированного обучения при изучении педиатрии студентами 6 курса медицинского университета.

Методика. Для анализа использованы результаты анонимного анкетирования 31 студента VI курса медицинского факультета №2 специальности «Лечебное дело» Высшего государственного образователь-

ного заведения Украины «Буковинский государственный медицинский университет», отобранных методом случайной выборки. Указанная когорта студентов участвовала в проведении занятий по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» (модуль 5 «Педиатрия») с элементами внедрения проблемно-ориентированного обучения (36 часов) в рамках участия университета в грантовом проекте TAME (Training Against Medical Error) □ обучение по предотвращению врачебных ошибок (при поддержке программы Европейского Союза Эразмус+). Использованы анкеты открытого типа (возможность предоставления 1-3 вариантов ответа) с освещением позитивных аспектов и проблем при внедрении проблемно-ориентированного обучения. Занятия проходили два раза в неделю, в группах по 6-8 студентов, сформированных из различных академических групп, с использованием виртуальных пациентов - клинических случаев («кейсов»), разработанных учеными-педиатрами Университета Святого Георгия (г. Лондон, Великобритания) и адаптированных к использованию в Украине.

Результаты и их обсуждение. В отличие от традиционной методики, которая зачастую предполагает получение информации студентами с лекционного курса или внеаудиторной самостоятельной работы, изучение материала в процессе проблемно-ориентированного обучения обычно осуществляется в виде практических занятий, в небольших по численности группах студентов, в форме дискуссии, которую направляет преподаватель-тьютор. Вследствие того, что объем прямых инструкций в проблемно-ориентированном обучении сведен к минимуму, студенты берут на себя большую ответственность за

собственное обучение. При этом роль преподавателя сведена к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по использованию информационных источников и консультанта в выполнении группового задания [1, 4, 5].

Учитывая, что основными целями проекта ТАМЕ являются изучение наиболее распространенных медицинских ошибок в диагностике и лечении заболеваний детского возраста, а также внедрение инновационных методов педагогики для улучшения подготовки студентов с распространением образовательных ресурсов по типу проблемно-ориентированного обучения, направленных на минимизацию врачебных ошибок, ответы студентов дискретно отражали указанные две цели. По результатам анкетирования установлено, что основными положительными характеристиками проблемно-ориентированной методики изучения детских болезней являются (рис.): командный характер работы, возможность открытой дискуссии, реалистичность и практическая направленность случаев, мультидисциплинарный подход к виртуальному пациенту с развитием клинического мышления. Возможность самостоятельного принятия решений после всестороннего обсуждения следующего шага с коллегами, совершенствование умения обоснованно отстаивать собственное мнение на фоне минимизации влияния тьютора, а также оценка адекватности действий медицинского персонала и анализ корректности собственных решений в конкретной ситуации, что усиливается элементом ответственности за принимаемые решения, помогают будущим врачам взвешенно избегать медицинских ошибок в будущей практической деятельности.

принятие решении и их анализ

командная работа

клиническое мышление

практичность и реальность

открытая дискуссия

мультидисциплинарность

22

19

16

33

29

0 10 20 30 40 50 60

Рис. Ранжирование положительных черт проблемно-ориентированного обучения студентами при изучении детских болезней (%)

Поскольку занятия проводились со студентами выпускного курса, небольшой оказалась доля ответов о возможностях усвоения новых знаний (6%) и взаимообучения (6%), что, вероятно, указывает на определенный базис знаний выпускников. Указанное предположение подтверждается незначительной долей ответов, указывающих на дефицит знаний (10%) как одну из причин трудностей при работе с виртуальными пациентами. В большинстве респонденты указывали на трудности работы, касающиеся содержания самих кейсов, в частности, дефицит анамнестических и лабораторных данных (19%), нетипичность случаев (10%), что в большей степени указывает на системные различия организации предоставления медицинской помощи детям. Одной из проблем оказались недостаточность коммуникативных способности

выпускников, неумение корректной и обоснованной дискуссии (19%), что отражалось на отсутствии консенсусного характера принимаемых решений. Несмотря на обнаруженные трудности, большинство респондентов (91%) предложили дальнейшее внедрение методики проблемно-ориентированного обучения на выпускном курсе в виде замещения традиционной или в комбинации с последней.

Выводы. Таким образом, внедрение методики проблемно-ориентированного обучения при изучении детских болезней студентами 6 курса медицинского университета оправдано в аспекте достижения целей грантового проекта ТАМЕ как элемента улучшения подготовки студентов с изучением и предотвращением наиболее распространенных медицинских ошибок.

Литература

1. Dmitrenko N.Y. Implementation of problem-based learning in tutorials at higher educational institution / Innovative solutions in modern science. - № 1 (1). - 2016. - P. 1-13.

2. Barrows H. Problem-based learning in medicine and beyond. In L. Wilkerson, & W.H. Gijse-laers (Eds.), Bringing problem-based learning to higher education: Theory and practice. New directions for teaching and learning, 1996. - № 68. - Р. 3-13.

3. Hmelo-Silver C.E. Problem based learning: What and how do students learn? / Educational

5.

Psychology Review. - 2004. - № 16. - Р. 235-266.

Ключко С.С. Принципы организации проблемно-ориетированного обучения на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в условиях внедрения современных информационных технологий / Медицинская информатика и инженерия. - 2015. - № 4. - С. 29-33. Edstrom K., Kolmos A. PBL and CDIO: complementary models for engineering education development / European Journal of Engineering Education. - 2014. - Vol. 39, № 5, -Р. 1-17.

УДК 616.9-053.2(07.07):378.147

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ИНФЕКЦИОННЫХ

БОЛЕЗНЕЙ У ДЕТЕЙ

Грекова А.И., Яснецова А.Ф., Шевченко С.С., Смолянкин Н.Н., Соколовская В.В., Жилина Е.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул.Крупской, д. 28.

Резюме. В статье изложены формы интерактивных методов обучения, применяемые на кафедре.

Ключевые слова: интерактивное обучение, клиническая конференция, лекция - дискуссия.

INTERACTIVE FORMS OF TEACHING AT THE DEPARTMENT OF INFECTIOUS

DISEASES IN CHILDREN

Grekova, A.I., Jasnecova A.F., Shevchenko S.S., Smolyankin N.N., Sokolovskaj V. V., Zhili-na E.A.

Smolensk state medical University,

Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., D. 28.

Summary. the article describes the forms of interactive methods of teaching used at the Department.

Keywords: online training, clinical conference, lecture - discussion.

Введение. В современных условиях значительно возросли требования к качеству преподавания в медицинских вузах. С внедрением системы менеджмента качества в вузе совершенствуются и формы обучения.

Для успешной реализации подготовки врача - педиатра необходимо внедрение активных методов обучения. Особенностью активных методов обучения является то, что в их основе заложена подготовка к практической и мыслительной деятельности. Одной из активных форм обучения является внедрение интерактивных технологий, которые могут применяться как на практических занятиях, так и на лекциях

[1, 3, 5].

На кафедре инфекционных болезней у детей постоянно совершенствуются активные формы обучения и внедряются новые, интерактивные технологии. Наиболее совершенной активной формой обучения является, на наш взгляд, клиническая конференция. Эта форма обучения внедрена на кафедре несколько лет назад и постоянно совершенствуется [2, 4].

При подготовке к конференции студенты вместе с преподавателями обсуждают и выбирают тему. По данной тематике студенты самостоятельно подбирают больного, курируют его, всей группой следят за динамикой течения заболевания у ребенка и проводят на протяжении 5-7 дней подго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.