Научная статья на тему 'Готовность студентов-педиатров к самостоятельной профессиональной деятельности глазами студентов'

Готовность студентов-педиатров к самостоятельной профессиональной деятельности глазами студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДИАТРИЯ / ДОДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SELF-TRAINING / PEDIATRICS / UNDERGRADUATE MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарнавская С.И.

В статье проведен анализ готовности студентов специальности «Педиатрия» к самостоятельной практической работе на основании результатов анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза. Отмечена роль постоянного самообразования в дальнейшем профессиональном росте, оценены особенности подготовки студентов 5 и 6 курсов специальности «Педиатрия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарнавская С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF STUDENTS-PEDIATRICIANS TO THE SELF-PROFESSIONAL ACTIVITY ASSESSED BY THEMSELVES

The article analyzes the readiness of the students of the specialty “Pediatrics” for independent practical work on the basis of the results of anonymous questioning of the graduates of a medical college. The role of constant self-education in the further professional growth was noted, features of preparation of students of 5 and 6 courses of a specialty “Pediatrics” were estimated.

Текст научной работы на тему «Готовность студентов-педиатров к самостоятельной профессиональной деятельности глазами студентов»

УДК 378.147.091.33-027.22:614.253.4

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Тарнавская С.И.

Буковинский государственный медицинский университет, 58002, Украина, г. Черновцы, пл. Театральная, 2

Резюме: В статье проведен анализ готовности студентов специальности «Педиатрия» к самостоятельной практической работе на основании результатов анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза. Отмечена роль постоянного самообразования в дальнейшем профессиональном росте, оценены особенности подготовки студентов 5 и 6 курсов специальности «Педиатрия».

Ключевые слова: самостоятельная подготовка, педиатрия, додипломное медицинское образование

READINESS OF STUDENTS-PEDIATRICIANS TO THE SELF-PROFESSIONAL ACTIVITY ASSESSED BY THEMSELVES Tarnavskaya S.I.

Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine

Summary: The article analyzes the readiness of the students of the specialty "Pediatrics" for independent practical work on the basis of the results of anonymous questioning of the graduates of a medical college. The role of constant self-education in the further professional growth was noted, features of preparation of students of 5 and 6 courses of a specialty "Pediatrics" were estimated. Keywords: self-training, Pediatrics, undergraduate medical education

Введение

В современных условиях реформирования системы здравоохранения возникает необходимость усовершенствования подготовки медицинских кадров. На данный момент целью высшего учебного заведения является не только выпуск специалистов, которые получили качественную подготовку, но и разработка принципиально новых информационно-коммуникационных технологий и применение активного менеджмента для успешного конкурирования в сфере образования [5].

Одним из ключевых факторов повышения качества подготовки медицинских кадров, готовых к самостоятельной практической деятельности, является использование инновационных методов преподавания в педагогической деятельности.

Перед представителями медицинских вузов стоит непростая задача - подготовить студентов к самостоятельной врачебной деятельности, обучить принятию решительных действий в экстренных ситуациях, то есть стимулировать клиническое мышление, активизировать творческий потенциал, формировать устойчивый интерес к образованию и будущей профессии [4].

Традиционная подготовка студентов, направленная исключительно на получение определенных знаний и умений, на данный момент является устаревшей [1]. Подготовка студентов по принципу знание-контроль-оценка постепенно вытесняет-

ся инновационными методами образования, суть которых в умении использовать на практике полученные знания, интерпретировать знания из других смежных дисциплин, адекватно воспринимать новую информацию, творчески подходить к решению самой сложной задачи, постоянно самоусовершенствоваться.

Формирование творческой активной личности, креативного и нестандартного мышления, умение быстро оценивать ситуацию и принимать конкретные решения являются ценными качествами будущих специалистов, которые помогут им быстро адаптироваться на рынке труда.

В свою очередь, качество и эффективность проводимых занятий зависят от умелого использования эффективных педагогических технологий — это активные и интерактивные методы, предполагающие не пассивное восприятие материала, а акцент на взаимодействие обучающихся, активное участие их в учебном процессе.

В связи с этим внедрение проблемно-ориентированного обучения позволит повысить эффективность подготовки студентов, поскольку переносит акценты с преподавания на обучение путем внедрения новых направлений изучения клинических дисциплин, в частности на решение проблемы лич-ностно-ориентированного с преобладанием самообучения [2]. В отличие от традиционного метода, направленного преимущественно на простое вос-

производство знаний, проблемно-ориентированное обучение стимулирует необходимость самостоятельного получения информации: на пути решения проблемы студенты изучают клиническую дисциплину практически самостоятельно [3]. Подходы данного метода обучения облегчают усвоение знаний базовых медицинских дисциплин, формирование практических навыков и умений решения проблем путем активизации роли студента в решении проблемы для реальных задач из клинической практики.

Таким образом, важным условием педагогической деятельности преподавателей высшей школы является формирование у студентов навыков и умений учиться, самостоятельно отбирать наиболее важную и нужную информацию. Сущность формирования учебной деятельности студентов заключается в создании мотивов к образованию, которые должны направлять студентов к активному овладению знаниями, умениями, навыками.

Цель работы

Целью работы было оценить эффективность подготовки студентов 5-6 курсов специальности «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции».

Методика

На базе кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Высшего государственного учебного заведения Украины «Буковинский государственный медицинский университет» проводилась сравнительная оценка эффективности подготовки 80 студентов 5-6 курса специальностей «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекционные болезни». Первую группу составили 36 студентов 5-го курса специальности «Педиатрия» (контрактная форма обучения - 58,8% студентов), II группу - 44 студента 6-го курса специальности «Педиатрия» (контрактная форма обучения - 53,3% студентов).

Обучение студентов проводилось по кредит-но-модульной системе с использованием элементов дистанционного обучения. Изучение дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» на 5-м курсе осуществляли по отдельным содержательным модулям: неонатология, пульмонология и гематология, детские инфекционные болезни. Длительность цикла обучения для студентов 5-го курса составляла -18 дней, 110 академических часов. Длительность обучения студентов 6 курса составила 55 дней, 510 академических часов. Изучение дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» на 6 курсе проводили по отдельным модулям: пульмонология, кардиоло-

гия, гематология, нефрология, неонатология, эндокринология, гастроэнтерология, амбулаторно-по-ликлиническая помощь детскому населению.

Все студенты проходили анонимное анкетирование с помощью анкеты, которая содержала 16 вопросов, касающихся методики преподавания дисциплины «Педиатрия, детские инфекции», а также отношения студентов к обучению, его формам и методам использования новых информационных ресурсов, индивидуальной самооценки готовности к профессиональной деятельности.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ «Statistiсa 5.0».

Результаты и их обсуждение

При анализе полученных данных отмечено, что более трети студентов II группы (36,3%) и только каждый десятый представитель I группы (11,1%, рф<0,05) акцентировали внимание на том, что самостоятельное образование в течение всей жизни -важный фактор саморазвития и успешного трудоустройства. При этом практически с одинаковой частотой респонденты I и II групп (22,2% и 27,3%, рф>0,05) отмечали, что самостоятельная работа способствует формированию самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, точности и формирует чувство ответственности будущего врача.

При оценке вероятного стиля своей будущей работы 27,3% студентов II группы выявили желание работать в команде, в отличие от положительного выбора данного стиля работы у 11,1% (рф>0,05) представителей I группы. Работать самостоятельно, без внешнего вмешательства готовы 33,3% студентов II группы и 11,1% (рф<0,05) студентов I группы. Необходимость быть «генератором идей» отметили 18,2% опрошенных II группы и 22,2% (рф>0,05) респондентов I группы. 21,2 % студентов II группы и 55,6% (рф<0,05) студентов I группы предпочитают работать в качестве подчиненного с заданиями, которые допускают проявление собственной инициативы. Показатели риска готовности к самостоятельной работе у студентов 6 курса специальности «Педиатрия» по сравнению со студентами 5 курса были выше и составили: относительный риск - 3,0 (95%ДИ: 2,3 - 3,8) при соотношении шансов - 3,9 (95%ДИ: 1,8 - 8,4).

Самореализацию в будущей профессии своих интересов и способностей отметили 33,3% и 36,3% респондентов I и II группы. В то же время возможность стать самостоятельной и независимой

личностью за счет реализации себя в будущей профессии акцентировала почти половина респондентов II группы (45,5%) и только пятая часть (22,2%, рф<0,05) представителей I группы.

Субъективная оценка уровня информированности о своей будущей профессии показала, что более половины студентов II группы (54,5%) отмечают владение достаточно высоким уровнем знаний, но без собственного практического опыта, в отличие от 33,3% (рф<0,05) опрошенных I группы. Полученные результаты вероятно связаны с увеличением учебных часов по педиатрии на 6 курсе в течение последних лет и, соответственно, созданием условий лучшей подготовки будущих специалистов по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции», зрелостью клинического мышления за счет внедрения элементов проблемно-ориентированного обучения и повышением профессиональной мотивации студентов выпускного курса. Показатели риска лучшей самооценки профессиональной подготовки по педиатрии студентов 6 курса по сравнению со студентами 5 курса составили: относительный риск - 1,6 (95% ДИ: 1,2-2,2) при соотношении шансов - 2,4 (95% ДИ: 1,3-4,2).

Однако около трети студентов I и II группы (44,4% и 36,4% соответственно) указывают на достаточный уровень преимущественно теоретических знаний, что свидетельствует о необходимости дополнительной практической подготовки студентов выпускных курсов медицинских вузов.

При этом наиболее значимыми факторами, которые усложняют обучение, по данным анкетирования являются: необходимость сочетать учебу и работу (22,2% и 45,4% (рф<0,05) респондентов I и II группы); личная неорганизованность (22,2% и 36,3% (рф>0,05) респондентов I и II группы); недостаточный уровень довузовской подготовки (44,4% и 18,2% (рф<0,05) респондентов I и II группы).

В то же время, факторами, которые способствуют усовершенствованию учебного процесса,

ЛИТЕРАТУРА

по мнению студентов, выступают внедрение новых инновационных методик обучения (33,3% и 45,4% (рф>0,05) респондентов I и II группы) и расширение практики по выбранной специальности (44,4% и 45,4% (рф>0,05) респондентов I и II группы).

Среди опрошенных студентов уровень успеваемости I группы был выше, чем в группе сравнения. Так, на «хорошо» и «отлично» учились 44,4% студентов I группы и только 36,0% респондентов II группы. В то же время, на «удовлетворительно» и «хорошо» учились 33,3% и 36,4% студентов I и II групп соответственно. Низкую удовлетворительную успеваемость регистрировали в обеих группах с одинаковой частотой 22,2% и 27,2% соответственно. Наличие низкой успеваемости по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» коррелировала с преимущественным обучением студентов на условиях контракта за средства физических или юридических лиц (г=0,5,р<0,05), невозможностью работать самостоятельно (г=0,4,р<0,05), низкой мотивацией к самообразованию как залогу успешной работы будущего специалиста (г=0,7,р<0,05).

Выводы

Таким образом, оценка готовности студентов выпускных курсов к самостоятельной практической деятельности по данным анкетирования показала, что, несмотря на наличие более низкой успеваемости по дисциплине у студентов 6 курса специальности «Педиатрия», отчетливо прослеживается более высокий уровень осознания необходимости постоянного самообразования, что подтверждалось повышением шансов готовности к самостоятельной работе в 3,9 раза по сравнению со студентами 5 курса, а также более высоким уровнем информированности в будущей профессии. Необходимость расширения практического обучения и внедрение новых инновационных методик обучения диктует недостаточный уровень практических знаний у студентов 5 и 6 курса.

1. Абдрахманова А.О., Калиева М.А., Сыздыкова А.А. и др. Эффективные методы преподавания в медицинском вузе. -Методические рекомендации. Изд. 1. Астана, 2015. - 55 с.

2. Богуцкая Н.К. Имплементация гибридной учебной программы по педиатрии с элементами проблемно-ориентированного обучения в рамках проекта «TAME» по предотвращению медицинских ошибок // Смоленский медицинский альманах. - 2017. - С. 58-62.

3. Богуцкая Н.К. Виртуальные пациенты в обучении интегрированному ведению болезней детского возраста // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - С. 64-68.

4. Геруш И.В., Богуцкая Н.К., Билоус Т.М. Проблемно-ориентированное обучение в современных образовательных программах по медицине: стратегия, структура и процесс в сопоставлении с традиционным обучением // American Scientific Journal. - 2016. - Vol. 6 (6). - С. 20-24.

5. Кефели-Яновская Е.И. Основные принципы применения информационных технологий в совершенствовании подготовки студентов на первых курсах обучения в медицинских университетах // Запорожский медицинский журнал. -2014. - № 2 (83). - С. 135-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.