УДК 378.147.091.33-027.22:614.253.4
ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПЕДИАТРОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ Тарнавская С.И.
Буковинский государственный медицинский университет, 58002, Украина, г. Черновцы, пл. Театральная, 2
Резюме: В статье проведен анализ готовности студентов специальности «Педиатрия» к самостоятельной практической работе на основании результатов анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза. Отмечена роль постоянного самообразования в дальнейшем профессиональном росте, оценены особенности подготовки студентов 5 и 6 курсов специальности «Педиатрия».
Ключевые слова: самостоятельная подготовка, педиатрия, додипломное медицинское образование
READINESS OF STUDENTS-PEDIATRICIANS TO THE SELF-PROFESSIONAL ACTIVITY ASSESSED BY THEMSELVES Tarnavskaya S.I.
Bukovinian State Medical University, 2, Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine
Summary: The article analyzes the readiness of the students of the specialty "Pediatrics" for independent practical work on the basis of the results of anonymous questioning of the graduates of a medical college. The role of constant self-education in the further professional growth was noted, features of preparation of students of 5 and 6 courses of a specialty "Pediatrics" were estimated. Keywords: self-training, Pediatrics, undergraduate medical education
Введение
В современных условиях реформирования системы здравоохранения возникает необходимость усовершенствования подготовки медицинских кадров. На данный момент целью высшего учебного заведения является не только выпуск специалистов, которые получили качественную подготовку, но и разработка принципиально новых информационно-коммуникационных технологий и применение активного менеджмента для успешного конкурирования в сфере образования [5].
Одним из ключевых факторов повышения качества подготовки медицинских кадров, готовых к самостоятельной практической деятельности, является использование инновационных методов преподавания в педагогической деятельности.
Перед представителями медицинских вузов стоит непростая задача - подготовить студентов к самостоятельной врачебной деятельности, обучить принятию решительных действий в экстренных ситуациях, то есть стимулировать клиническое мышление, активизировать творческий потенциал, формировать устойчивый интерес к образованию и будущей профессии [4].
Традиционная подготовка студентов, направленная исключительно на получение определенных знаний и умений, на данный момент является устаревшей [1]. Подготовка студентов по принципу знание-контроль-оценка постепенно вытесняет-
ся инновационными методами образования, суть которых в умении использовать на практике полученные знания, интерпретировать знания из других смежных дисциплин, адекватно воспринимать новую информацию, творчески подходить к решению самой сложной задачи, постоянно самоусовершенствоваться.
Формирование творческой активной личности, креативного и нестандартного мышления, умение быстро оценивать ситуацию и принимать конкретные решения являются ценными качествами будущих специалистов, которые помогут им быстро адаптироваться на рынке труда.
В свою очередь, качество и эффективность проводимых занятий зависят от умелого использования эффективных педагогических технологий — это активные и интерактивные методы, предполагающие не пассивное восприятие материала, а акцент на взаимодействие обучающихся, активное участие их в учебном процессе.
В связи с этим внедрение проблемно-ориентированного обучения позволит повысить эффективность подготовки студентов, поскольку переносит акценты с преподавания на обучение путем внедрения новых направлений изучения клинических дисциплин, в частности на решение проблемы лич-ностно-ориентированного с преобладанием самообучения [2]. В отличие от традиционного метода, направленного преимущественно на простое вос-
производство знаний, проблемно-ориентированное обучение стимулирует необходимость самостоятельного получения информации: на пути решения проблемы студенты изучают клиническую дисциплину практически самостоятельно [3]. Подходы данного метода обучения облегчают усвоение знаний базовых медицинских дисциплин, формирование практических навыков и умений решения проблем путем активизации роли студента в решении проблемы для реальных задач из клинической практики.
Таким образом, важным условием педагогической деятельности преподавателей высшей школы является формирование у студентов навыков и умений учиться, самостоятельно отбирать наиболее важную и нужную информацию. Сущность формирования учебной деятельности студентов заключается в создании мотивов к образованию, которые должны направлять студентов к активному овладению знаниями, умениями, навыками.
Цель работы
Целью работы было оценить эффективность подготовки студентов 5-6 курсов специальности «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции».
Методика
На базе кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Высшего государственного учебного заведения Украины «Буковинский государственный медицинский университет» проводилась сравнительная оценка эффективности подготовки 80 студентов 5-6 курса специальностей «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекционные болезни». Первую группу составили 36 студентов 5-го курса специальности «Педиатрия» (контрактная форма обучения - 58,8% студентов), II группу - 44 студента 6-го курса специальности «Педиатрия» (контрактная форма обучения - 53,3% студентов).
Обучение студентов проводилось по кредит-но-модульной системе с использованием элементов дистанционного обучения. Изучение дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» на 5-м курсе осуществляли по отдельным содержательным модулям: неонатология, пульмонология и гематология, детские инфекционные болезни. Длительность цикла обучения для студентов 5-го курса составляла -18 дней, 110 академических часов. Длительность обучения студентов 6 курса составила 55 дней, 510 академических часов. Изучение дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» на 6 курсе проводили по отдельным модулям: пульмонология, кардиоло-
гия, гематология, нефрология, неонатология, эндокринология, гастроэнтерология, амбулаторно-по-ликлиническая помощь детскому населению.
Все студенты проходили анонимное анкетирование с помощью анкеты, которая содержала 16 вопросов, касающихся методики преподавания дисциплины «Педиатрия, детские инфекции», а также отношения студентов к обучению, его формам и методам использования новых информационных ресурсов, индивидуальной самооценки готовности к профессиональной деятельности.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ «Statistiсa 5.0».
Результаты и их обсуждение
При анализе полученных данных отмечено, что более трети студентов II группы (36,3%) и только каждый десятый представитель I группы (11,1%, рф<0,05) акцентировали внимание на том, что самостоятельное образование в течение всей жизни -важный фактор саморазвития и успешного трудоустройства. При этом практически с одинаковой частотой респонденты I и II групп (22,2% и 27,3%, рф>0,05) отмечали, что самостоятельная работа способствует формированию самостоятельности, инициативности, дисциплинированности, точности и формирует чувство ответственности будущего врача.
При оценке вероятного стиля своей будущей работы 27,3% студентов II группы выявили желание работать в команде, в отличие от положительного выбора данного стиля работы у 11,1% (рф>0,05) представителей I группы. Работать самостоятельно, без внешнего вмешательства готовы 33,3% студентов II группы и 11,1% (рф<0,05) студентов I группы. Необходимость быть «генератором идей» отметили 18,2% опрошенных II группы и 22,2% (рф>0,05) респондентов I группы. 21,2 % студентов II группы и 55,6% (рф<0,05) студентов I группы предпочитают работать в качестве подчиненного с заданиями, которые допускают проявление собственной инициативы. Показатели риска готовности к самостоятельной работе у студентов 6 курса специальности «Педиатрия» по сравнению со студентами 5 курса были выше и составили: относительный риск - 3,0 (95%ДИ: 2,3 - 3,8) при соотношении шансов - 3,9 (95%ДИ: 1,8 - 8,4).
Самореализацию в будущей профессии своих интересов и способностей отметили 33,3% и 36,3% респондентов I и II группы. В то же время возможность стать самостоятельной и независимой
личностью за счет реализации себя в будущей профессии акцентировала почти половина респондентов II группы (45,5%) и только пятая часть (22,2%, рф<0,05) представителей I группы.
Субъективная оценка уровня информированности о своей будущей профессии показала, что более половины студентов II группы (54,5%) отмечают владение достаточно высоким уровнем знаний, но без собственного практического опыта, в отличие от 33,3% (рф<0,05) опрошенных I группы. Полученные результаты вероятно связаны с увеличением учебных часов по педиатрии на 6 курсе в течение последних лет и, соответственно, созданием условий лучшей подготовки будущих специалистов по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции», зрелостью клинического мышления за счет внедрения элементов проблемно-ориентированного обучения и повышением профессиональной мотивации студентов выпускного курса. Показатели риска лучшей самооценки профессиональной подготовки по педиатрии студентов 6 курса по сравнению со студентами 5 курса составили: относительный риск - 1,6 (95% ДИ: 1,2-2,2) при соотношении шансов - 2,4 (95% ДИ: 1,3-4,2).
Однако около трети студентов I и II группы (44,4% и 36,4% соответственно) указывают на достаточный уровень преимущественно теоретических знаний, что свидетельствует о необходимости дополнительной практической подготовки студентов выпускных курсов медицинских вузов.
При этом наиболее значимыми факторами, которые усложняют обучение, по данным анкетирования являются: необходимость сочетать учебу и работу (22,2% и 45,4% (рф<0,05) респондентов I и II группы); личная неорганизованность (22,2% и 36,3% (рф>0,05) респондентов I и II группы); недостаточный уровень довузовской подготовки (44,4% и 18,2% (рф<0,05) респондентов I и II группы).
В то же время, факторами, которые способствуют усовершенствованию учебного процесса,
ЛИТЕРАТУРА
по мнению студентов, выступают внедрение новых инновационных методик обучения (33,3% и 45,4% (рф>0,05) респондентов I и II группы) и расширение практики по выбранной специальности (44,4% и 45,4% (рф>0,05) респондентов I и II группы).
Среди опрошенных студентов уровень успеваемости I группы был выше, чем в группе сравнения. Так, на «хорошо» и «отлично» учились 44,4% студентов I группы и только 36,0% респондентов II группы. В то же время, на «удовлетворительно» и «хорошо» учились 33,3% и 36,4% студентов I и II групп соответственно. Низкую удовлетворительную успеваемость регистрировали в обеих группах с одинаковой частотой 22,2% и 27,2% соответственно. Наличие низкой успеваемости по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» коррелировала с преимущественным обучением студентов на условиях контракта за средства физических или юридических лиц (г=0,5,р<0,05), невозможностью работать самостоятельно (г=0,4,р<0,05), низкой мотивацией к самообразованию как залогу успешной работы будущего специалиста (г=0,7,р<0,05).
Выводы
Таким образом, оценка готовности студентов выпускных курсов к самостоятельной практической деятельности по данным анкетирования показала, что, несмотря на наличие более низкой успеваемости по дисциплине у студентов 6 курса специальности «Педиатрия», отчетливо прослеживается более высокий уровень осознания необходимости постоянного самообразования, что подтверждалось повышением шансов готовности к самостоятельной работе в 3,9 раза по сравнению со студентами 5 курса, а также более высоким уровнем информированности в будущей профессии. Необходимость расширения практического обучения и внедрение новых инновационных методик обучения диктует недостаточный уровень практических знаний у студентов 5 и 6 курса.
1. Абдрахманова А.О., Калиева М.А., Сыздыкова А.А. и др. Эффективные методы преподавания в медицинском вузе. -Методические рекомендации. Изд. 1. Астана, 2015. - 55 с.
2. Богуцкая Н.К. Имплементация гибридной учебной программы по педиатрии с элементами проблемно-ориентированного обучения в рамках проекта «TAME» по предотвращению медицинских ошибок // Смоленский медицинский альманах. - 2017. - С. 58-62.
3. Богуцкая Н.К. Виртуальные пациенты в обучении интегрированному ведению болезней детского возраста // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - С. 64-68.
4. Геруш И.В., Богуцкая Н.К., Билоус Т.М. Проблемно-ориентированное обучение в современных образовательных программах по медицине: стратегия, структура и процесс в сопоставлении с традиционным обучением // American Scientific Journal. - 2016. - Vol. 6 (6). - С. 20-24.
5. Кефели-Яновская Е.И. Основные принципы применения информационных технологий в совершенствовании подготовки студентов на первых курсах обучения в медицинских университетах // Запорожский медицинский журнал. -2014. - № 2 (83). - С. 135-136.