Научная статья на тему 'Особенности самостоятельной подготовки студентов выпускных курсов при изучении дисциплины «Педиатрия, детские инфекции»'

Особенности самостоятельной подготовки студентов выпускных курсов при изучении дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДИАТРИЯ / ДОДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SELF-TRAINING / PEDIATRICS / UNDERGRADUATE MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарнавская С. И., Шахова О. А.

Проанализированы особенности самостоятельной подготовки студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» на основании результатов анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза. Отмечена роль самообразования в дальнейшей профессиональной карьере и целесообразность использования разных информационных ресурсов для успешной познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of independent training of students of the "General medicine" and "Pediatrics" specialties in "Pediatrics, Pediatric infectious diseases" were analyzed on the basis of the results of medical school graduates’ anonymous surveys. The role of independent training in the future professional career and the practicability of the use of various information resources for successful students’ cognitive activity were assessed.

Текст научной работы на тему «Особенности самостоятельной подготовки студентов выпускных курсов при изучении дисциплины «Педиатрия, детские инфекции»»

УДК 616.9-053.2:378.147-322:378.180.6

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ КУРСОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДИАТРИЯ,

ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ»

Тарнавская С.И., Шахова О.А.

Буковинский государственный медицинский университет 58002, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2

Резюме. Проанализированы особенности самостоятельной подготовки студентов специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» на основании результатов анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза. Отмечена роль самообразования в дальнейшей профессиональной карьере и целесообразность использования разных информационных ресурсов для успешной познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: самостоятельная подготовка, педиатрия, додипломное медицинское образование

PECULIARITIES OF GRADUATE STUDENTS INDEPENDENT TRAINING IN STUDYING "PEDIATRICS, PEDIATRIC INFECTIOUS DISEASES"

TarnavskaS.I., ShahovaO.A.

Bukovinian State Medical University, 2 Theatre Square, Chernivtsi, Ukraine

Summary. The peculiarities of independent training of students of the "General medicine" and "Pediatrics" specialties in "Pediatrics, Pediatric infectious diseases" were analyzed on the basis of the results of medical school graduates' anonymous surveys. The role of independent training in the future professional career and the practicability of the use of various information resources for successful students' cognitive activity were assessed. Keywords: self-training, Pediatrics, undergraduate medical education

Введение. В современных рыночных условиях, при наличии глобальной информационной системы образования, качественное высшее медицинское образование ассоциируется с подготовкой квалифицированных специалистов,

способных эффективно и профессионально работать по специальности и конкурировать на рынке труда [1].

Успех подготовки специалистов зависит от многих факторов, одним из которых является эффективная самостоятельная работа студентов. В процессе внедрения кредитно-модульной системы обучения в вузах значительная часть учебного материала выносится на самостоятельную

подготовку студентами. Поэтому основной задачей становится правильная

организация и мотивация активной самостоятельной работы студентов [2].

В связи с этим применение инновационных технологий обучения, основанных на современных

информационных платформах,

способствует лучшему и более эффективному усвоению знаний, позволяет решать новые задачи, формируя новое мировоззрение студентов, способных к навыкам самостоятельного и творческого поиска новой информации [4]. Формирование творческой активной личности, креативного и нестандартного

мышления, умение быстро оценивать ситуацию и принимать конкретные решения являются ценными качествами будущих специалистов, которые помогут им быстро адаптироваться на рынке труда.

Самостоятельная работа студента -одна из организационных форм обучения, регламентируется рабочим учебным планом и выполняется студентом самостоятельно вне аудиторных занятий. Возможными видами самостоятельной работы студентов является подготовка к практическому занятию с применением методических указаний, разработанных преподавателями, обработки

дополнительной литературы, создание алгоритмов, структурно-логических схем, написание рефератов, аннотаций, докладов для выступления с сообщениями на практических занятиях, дежурство в клинике за пределами учебного времени.

Одной из форм организации обучения с целью углубления, обобщения и закрепления знаний, которые студенты получают в процессе обучения, а также применения этих знаний на практике, является индивидуальная работа студентов. Как индивидуальное задание в программе дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» предложены: анализ клинических случаев, работа с архивным материалом клиники, подготовка литературного обзора по клиническим случаям, которые испытывают трудности дифференциальной диагностики и/или лечения, выступление на клинической и/или клинико-патологоанатомической конференции.

Самостоятельная работа способствует формированию интеллектуальных и творческих качеств, необходимых будущему специалисту. Она воспитывает потребность постоянного пополнения своих знаний, стремление к самообразованию, способствует развитию самоконтроля, дисциплины и

организованности [3].

Цель работы. Целью работы было оценить особенности самостоятельной подготовки студентов 5 курса специальностей «Лечебное дело» и «Педиатрия» по дисциплине «Педиатрия,

детские инфекции».

Методика. На базе кафедры педиатрии и детских инфекционных болезней Высшего государственного ученого заведения Украины «Буковинский государственный медицинский

университет» проводилась сравнительная оценка эффективности подготовки 65 студентов 5 курса специальностей «Педиатрия» и «Лечебное дело» по дисциплине «Педиатрия, детские инфекционные болезни». Первую группу составили 34 студента 5 курса специальности «Лечебное дело» (контрактная форма обучения - 58,8% студентов), II группу - 31 студент 5 курса специальности «Педиатрия» (контрактная форма обучения - 53,3% студентов).

Студенты учились по кредитно-модульной системе с использованием элементов дистанционного обучения. Изучение дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» на 5 курсе проводили по отдельным содержательным модулям: неонатология, пульмонология и

гематология, детские инфекционные болезни. Длительность цикла обучения для студентов 5 курса составляла - 18 дней, 110 академических часов.

Всем студентам проводили анонимное анкетирование с помощью анкеты, которая содержала 10 вопросов, касающихся методики преподавания дисциплины «Педиатрия, детские инфекции», отношения студентов к обучению, форм и методов самостоятельной подготовки студентов, использования новых информационных ресурсов.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась на персональном компьютере с использованием пакета прикладных программ "Statistiсa 5.0".

Результаты и их обсуждение. При анализе полученных данных отмечено, что большинство студентов выпускных курсов владеют навыками самостоятельной подготовки к практическим занятиям. Так, рационально использовать учебную литературу могут 67,6% студентов I группы и 80% рф>0,05) респондентов II группы. В тоже время решать проблемные клинические задачи готовы 41,2%

опрошенных студентов I группы и только пятая часть (20%, рф<0,05) студентов II группы, что свидетельствует о возможно недостаточном уровне теоретических и практических знаний у студентов специальности «Педиатрия» или неготовности к практической

профессиональной деятельности.

Умение воспринимать и

систематизировать учебный материал, выделять ключевые моменты среди полученной информации отметили 70,6% и 66,7% (рф>0,05) студентов I и II группы соответственно. В тоже время необходимость проведения самоконтроля в процессе познавательной деятельности определили 53,3% студентов II группы и только четвертая часть (23,5%, рф<0,05) респондентов I группы, что свидетельствует о более высоком уровне ответственности и необходимости закрепления полученных знаний студентами специальности «Педиатрия». Относительный риск проведения самоконтроля при внеаудиторном обучении студентов специальности «Педиатрия» по отношению к группе сравнения составил - 1,8 (95% ДИ: 1,2-2,7) при соотношении шансов - 3,7 (95% ДИ: 2,0-6,9).

Несмотря на то, что среднее время самостоятельной подготовки к

практическим занятиям по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» среди когорты опрошенных I и II группы существенно не отличалось и составило 3,3±0,1 и 3,2±0,1 (р>0,05) часа соответственно, только половина студентов I группы (47,1%) и почти две трети студентов (66,7%) II группы ответили, что им хватает времени на самостоятельную подготовку по педиатрии.

При этом наиболее эффективным средством получения информации при подготовке к практическим занятиям, по мнению участников опроса, является использование печатной учебной литературы. Так, 55,8 и 80,0% (рф<0,05) студентов I и II группы соответственно предпочитают использовать печатные учебники и пособия при подготовке по

дисциплине«Педиатрия ...». В тоже время увеличивается количество студентов, которые используют электронные учебники и интернет-ресурсы: 41,2 и 40,0% (рф>0,05) респондентов I и II группы соответственно. Каждый десятый опрошенный использует возможности дистанционных образовательных ресурсов для совершенствования самостоятельной познавательной деятельности. При этом, 41,2 и 46,6% студентов I и II группы отметили, что для повышения эффективности самоподготовки к практическим занятиям по дисциплине «педиатрия, детские инфекции» необходимо наличие визуализации полученной информации с помощью видеоматериалов, схематических

рисунков, графологических

структурированных схем. Использование только возможностей сервера

дистанционного обучения - MOODL, где кратко представлены основные учебные материалы по педиатрии, по данным анкетирования, определили у 35,3% студентов I группы и 20,0% (рф>0,05) II группы соответственно.

Детальный анализ проведенного опроса показал, что две трети студентов (60%) специальности «Педиатрия» и только треть студентов (29,4%, рф<0,05) специальности «Лечебное дело» акцентировали внимание на том, что самостоятельная работа студентов способствует формированию

самостоятельности, инициативности,

дисциплинированности, точности, и чувство ответственности будущего врача. При этом 80% опрошенных учащихся II группы и только 55,8% (рф<0,05) респондентов I группы отметили, что образование в течение всей жизни -важный фактор успешного

трудоустройства и собственного саморазвития. Показатели риска востребованности самообразования у студентов специальности «Педиатрия» по сравнению со студентами специальности «Лечебное дело» составили:

относительный риск - 1,9 (95%ДИ: 1,5 -2,3) при соотношении шансов - 3,2 (95%ДИ: 1,7 - 6,1). Полученные данные

свидетельствуют о наличии определенного профессионального выбора студентов специальности «Педиатрия» и об отсутствии мотивации к обучению у студентов специальности «Лечебное дело» в связи с неопределенностью в будущей профессии данной категории студентов.

Среди опрошенных студентов уровень успешности I группы был выше, чем в группе сравнения. Так, на «хорошо» и «отлично» учились 46,2% опрошенных I группы и только 32,0% респондентов II группы. В то же время на «удовлетворительно» и «хорошо» учились 41,7 и 60,0% студентов I и II групп соответственно. Низкую

удовлетворительную успеваемость

регистрировали в обеих группах с одинаковой частотой 8,3% и 8,0% соответственно. Наличие низкой успеваемости по дисциплине «Педиатрия, детские инфекции» коррелировала с преимущественным обучением студентов на условиях контракта за средства физических или юридических лиц (г=0,5,р<0,05), невозможностью решать проблемные клинические ситуации (г=-0,4,р<0,05), использованием только информационных ресурсов системы МООБЬ (г=-0,5,р<0,05), низкой мотивацией к самостоятельной

познавательной деятельности студентов (г=-0,6,р<0,05) и отсутствием

необходимости постоянного

самообразования как залога успешной работы будущего специалиста.

Выводы. Таким образом, оценка эффективности самостоятельной

подготовки студентов при изучении дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» продемонстрировала, что, несмотря на наличие более низкой успеваемости по дисциплине у студентов специальности «Педиатрия», отчетливо прослеживается более высокий уровень мотивации к самостоятельной

познавательной деятельности данной категории студентов, стремление получить фундаментальные знания по дисциплине, желание работать самостоятельно, повышение шансов проведения

самоконтроля при подготовке по

педиатрии в 3,7 раза, а востребованности в самообразовании - в 3,2 раза, что связано с профессиональной мотивацией данной категории студентов.

Литература

1. Геруш 1.В., Гайдуков В.А., Букатару Ю.С., Маринчина 1.М. Дистанцiйнi технологи навчання як одна з шновацшних технологiй у навчальному процесi [Текст]. Медична освгга. 2012. №3 (додаток): - С.35-37.

2. Гурська О.В. Мюце та роль самостшноi роботи студенев у навчальному процесi. Витоки педагоriчноi майстерностi. 2014. вип.13: - С. 103-107.

3. Красношлык З.П. Самостоятельная работа студентов вуза как показатель цели развивающего обучения. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. -Новосибирск: СибАК, 2012.- 134с.

4. Трофименко А.С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. Sci-Article.ru. 2014. №13 - С.68-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.