Научная статья на тему 'Имплементация гибридной учебной программы по педиатрии с элементами проблемно-ориентированного обучения в рамках проекта «Tame» по предотвращению медицинских ошибок'

Имплементация гибридной учебной программы по педиатрии с элементами проблемно-ориентированного обучения в рамках проекта «Tame» по предотвращению медицинских ошибок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДИАТРИЯ / МЕДИЦИНСКИЕ ОШИБКИ / PROBLEM-BASED LEARNING / UNDERGRADUATE EDUCATION / PEDIATRICS / MEDICAL ERRORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуцкая Н. К.

В рамках грантового проекта «TAME» по предотвращению медицинских ошибок в педиатрии разработана смешанная учебная программа дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» с элементами традиционного и проблемно-ориентированного обучения. Преимуществами проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании по сравнению с традиционным подходом являются личностная ориентация, активация более высоких уровней процессов мышления, стимулирующая мотивацию образовательная атмосфера, формирование умений взаимодействия и работы в группе, навыков решения реальных клинических проблем, что в целом способствует повышению эффективности учебного процесса по предотвращению медицинских ошибок в педиатрической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mixed curriculum on thediscipline "Pediatrics, children's infectious diseases" with traditional and problem-based learning elements has been developed within the framework of the grant project "TAME" in training against medical errors. The advantages of problem-based learning in medical education, as compared to the traditional approach, are personal orientation, activation of the higher levels of thought processes, stimulating motivation educational atmosphere, the formation of skills of interaction and group work, skills to solve real clinical problems that generally contribute to the effectiveness of the learning process of the avoiding of medical errors in pediatric practice.

Текст научной работы на тему «Имплементация гибридной учебной программы по педиатрии с элементами проблемно-ориентированного обучения в рамках проекта «Tame» по предотвращению медицинских ошибок»

менном мире необходимы постоянное профессиональное общение, обмен опытом и знаниями как среди специалистов своей страны, так и на международном уровне. В СГМУ в последние годы международное управление проводит большую работу по расширению возможностей академической мобильности обучающихся, предоставляя возможность стажировки в клиниках Польши, Германии, Италии. Но для этого обучающимся необходимо иметь достаточный уровень компетентности в области знания иностранных языков.

В целом, несмотря на определенные проблемы, все респонденты оказались довольны полученным уровнем профессиональной подготовки в интернатуре и ординатуре по выбранной специальности и ус-

пешно трудятся в лечебно-профилактических учреждениях педиатрического и неонатологического профилей.

Заключение. В современных условиях первостепенной профессиональной задачей кафедр медицинских вузов остается улучшение качества подготовки специалистов. Включение в программы подготовки кадров высшей квалификации обучающих тренингов с применением симуляторов, расширение электронных информационно-образовательных ресурсов, дистанционных технологий, междисциплинарных модулей вариативной части программы, способов проведения клинической практики является необходимым требованием современного медицинского образования.

Литература

1. Алимова И.Л., Ибатулин А.Г., Каландия М.Р. Технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования по специальности «Неонатология» на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологиии ФДПО. // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 155-157.

2. Матусков М.А. Использование дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования. // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 101-107

3. Приказ Минобрнауки России от 9.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

4. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 г. № 1061 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности

31.08.18 Неонатология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»

5. Приказ Минобрнауки России от 25.08.2014 г. № 1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности

31.08.19 Педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»

6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

УДК 616-053.2:378.147

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ГИБРИДНОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПЕДИАТРИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТА «TAME» ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ ОШИБОК

Богуцкая Н.К.

Буковинский государственный медицинский университет, Украина, 58002, Черновцы, Театральная пл.,2, 58008, Черновцы, ул. И. Главки 1/1,

Резюме. В рамках грантового проекта «TAME» по предотвращению медицинских ошибок в педиатрии разработана смешанная учебная программа дисциплины «Педиатрия, детские инфекции» с элементами традиционного и проблемно-ориентированного обучения. Преимуществами проблемно-ориентированного обучения в медицинском образовании по сравнению с традиционным подходом являются личностная ориентация, активация более высоких уровней процессов мышления, стимулирующая мотивацию образовательная атмосфера, формирование умений взаимодействия и работы в группе, навыков решения реальных клинических проблем, что в целом способствует повышению эффективности учебного процесса по предотвращению медицинских ошибок в педиатрической практике.

Ключевые слова: проблемно-ориентированное обучение, додипломное образование, педиатрия, медицинские ошибки.

IMPLEMENTATION OF HYBRID CURRICULUM IN PEDIATRICS WITH ELEMENTS OF PROBLEM-BASED LEARNING IN THE PROJECT «TAME» (TRAINING AGAINST MEDICAL ERRORS) TO PREVENT MEDICAL ERRORS

Bogutskaya N.K.

Bukovinian State Medical University, Ukraine, 58002, Chernivtsi, Theatre Square, 2, 58008, Chernivtsi, ul. J. Glavki 1/1,

Summary. Mixed curriculum on thediscipline "Pediatrics, children's infectious diseases" with traditional and problem-based learning elements has been developed within the framework of the grant project "TAME" in training against medical errors. The advantages of problem-based learning in medical education, as compared to the traditional approach, are personal orientation, activation of the higher levels of thought processes, stimulating motivation educational atmosphere, the formation of skills of interaction and group work, skills to solve real clinical problems that generally contribute to the effectiveness of the learning process of the avoiding of medical errors in pedia-tric practice.

Keywords: problem-based learning, undergraduate education, Pediatrics, medical errors.

Введение. Проблемно-ориентированное обучение (ПОО) является личностно-ориентированным педагогическим методом, применяя который студенты изучают предмет путем приобретения опыта решения открытых для обсуждения вопросов [19]. Студенты обучаются методологии мышления и одновременно получают профессиональные знания [4]. Формат ПОО впервые создан в медицинской школе в Университете МакМастер в Гамильтоне в Канаде, сейчас ПОО распространилось по всему миру и применяется во многих странах при изучении различных областей знаний, а не только медицины [7, 15]. С 2006 года издается электронный междисциплинарный журнал со свободным доступом, посвященный вопросам ПОО (The Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning).

Целью ПОО является помощь студентам в построении гибкой системы междисциплинарных знаний, получении эффективных навыков по решению приближенных к реальности проблем и самостоятельного обучения, эффективному групповому взаимодействию в приобретении знаний, умений и навыков и в повышении внутренней мотивации к обучению [1]. С 2015 года вуз принимает участие в гранто-вом проекте «TAME» (training against medical errors). Внедрение инновационной методики ПОО как основы для осуществления проекта по предотвращению врачебных ошибок в медицинской практике (TAME) требовало не только разработки новой программы обучения, а и радикального изменения традиционных подходов к преподаванию [10, 17]. Клинические случаи с использованием виртуальных паци-

ентов (линейных и разветвленных вариантов) были методической основой для участия кафедры в проекте по обучению студентов предотвращению врачебных ошибок в практике, что позволило повысить эффективность обучения выпускников-медиков, приближая процесс обучения к различным вариантам реальной ситуации [8, 11].

Целью исследования была оценка им-плементации гибридной учебной программы по педиатрии с элементами проблемно-ориентированного обучения в рамках проекта «TAME» по предотвращению медицинских ошибок.

Методика. Для достижения поставленной цели проанализированы преимущества и недостатки ПОО в обучении по предотвращению медицинских ошибок по сравнению с традиционным обучением педиатрии студентов-выпускников на додип-ломном этапе.

Результаты исследования и их обсуждение. Основой ПОО является постановка проблемы, а обучение осуществляется на пути сбора информации и проверки гипотез. Прежде всего, участникам представляют реальную актуальную проблему -клиническую ситуацию, которая требует некоторых предварительных знаний и приобретения новых знаний. Группа должна оценить факты, которые уже известны, решить, какие предположения могут или не могут быть сделаны, и связать проблему с имеющимися знаниями. В дальнейшем студенты должны определить, какая дополнительная информация необходима, путем самостоятельного обучения и открытого исследования получить эту информацию и сформулировать гипотезы. Наконец, студенты представляют и защищают свои гипотезы, и процесс повторяется снова [5].

Кардинально меняется роль преподавателя, который лишь направляет и поощряет процесс обучения, а не является донором знаний. Роль преподавателя (инструктора или руководителя группы студентов -тьютора) - способствовать обучению студентов, поддерживая, направляя и осуществляя мониторинг учебного процесса. Руководитель группы студентов должен вы-

страивать уверенность учащихся в возможности решения проблемы, поощряя их и расширяя понимание студентами круга междисциплинарных вопросов. ПОО является отражением отказа от парадигмы традиционного преподавания и методологии обучения, основанной на лекционных занятиях [6]. Конструкции, применяемые для преподавания по методу ПОО, существенно отличаются от традиционного обучения на практических занятиях и лекциях. Основные отличия модели ПОО от традиционного подхода следующие: личностно-ориентированное обучение; проводится в малых группах студентов (6-10); наставник группы руководит и направляет, а не преподает; клиническая проблема формирует, организует группу и стимулирует обучение; активно развиваются навыки решения проблем; стимулируется познавательный процесс на высшем уровне; актуализируется самообразование [12, 20].

Существуют различные модели ПОО: оригинальная концепция «чистого ПОО» Бароуз, гибридная модель ПОО, а также традиционная модель с элементами решения проблем [2]. ПОО в медицинских учебных заведениях способствует формированию компетентности врачей на последипломном этапе, прежде всего социальной и когнитивной компетентности (решение наиболее сложных вопросов, комуни-кативные навыки). Внедрение ПОО в высших медицинских учебных заведениях является сложным процессом, который требует ресурсов, серьезного планирования и организационных усилий. Проектирование новой учебной программы для изучения дисциплины «Педиатрия, детские инфекционные заболевания» для выпускников, обучавшихсяпо специальности «Лечебное дело», предусматривало внедрение элементов ПОО с еженедельным изучением одного из 6 клинических случаев виртуальных пациентов в рамках содержательных модулей, всего в течение 12 дней, общая длительность обучения соответствовала традиционной программе (см. таблицу). Началу цикла предшествовало обучение инструкторов ПОО, проводилось ознакомление студентов с методом ПОО, на занятиях преимущественно использова-

ли визуальные методы обучения, осуществлено изменение системы оценивания студентов [14, 16]. Шесть традиционных групп для обучения по методике ПОО были трансформированы в восемь групп по 10 человек: четыре группы обучались пре-

Таблица.

Характеристика учебной дисциплины «Педиатрия, детские инфекционные болезни» с элементами ПОО для студентов-выпускников, обучавшихся по специальности «Лечебное дело»

дотвращению медицинских ошибок с использованием виртуальных пациентов в разветвленном варианте, оставшиеся группы обучались в клинических ситуациях в линейном варианте.

Общая характеристика дисциплины (отрасль знаний, специальность, образовательно-квалификационный уровень, форма обу-_чения)_

Характеристика учебной дисциплины, дополненной элементами ПОО

Область знаний - медицина, 1201 Специальность 7.12010001 «Лечебное дело» Образовательно-квалификационный уровень: специалист Количество кредитов - 8,5 Модули - 2 Модуль 1. Педиатрия. Модуль 2. Детские инфекционные болезни Содержательных модулей - 8 Длительность - 6 недель, 30 дней Тип контроля - заключительный модульный контроль Форма обучения: дневная

Нормативная дисциплина

Год подготовки - 6 курс, семестр - Х1-Х11

Лекции - нет

Общее количество часов - 255

Количество аудиторных часов (практические

занятия) - 170

Количество часов самостоятельной работы студента - 85

Дополнения по методу ПОО: 6 клинических случаев (виртуальные пациенты) - 54 часа

Занятия два раза в неделю (понедельник, среда), всего 12 сессий Аудиторные занятия - 36 часов Самостоятельная внеаудиторная работа - 18 часов

Учебная программа с элементами ПОО была разработана для облегчения обучению для предотвращения медицинских ошибок в практической работе педиатра, для стимулирования студентов, помощи им в обосновании целесообразности обучения для овладения будущей профессией, для поддержания высокого уровня мотивации к обучению и демонстрации важности ответственных, профессиональных взаимоотношений [18]. Нацеленность ПОО на самообразование приводит к повышению мотивации студентов, к социальной и академической интеграции, поощряет развитие познавательных навыков и способствует более глубокому изучению дисциплины, чем при традиционном обучении [13]. ПОО может способствовать развитию навыков критического мышления. Во время ПОО студенты учатся анализировать проблемы, выделять важную информацию и предлагать гипотезы, осуществлять по-

иск знаний и формулировать рациональные суждения для решения проблемы. Студенты самостоятельно решают предлагаемые им проблемы, они более заинтересованы в процессе обучения и берут на себя больше ответственности за учебный процесс. С целью решения проблемы студенты самостоятельно осуществляют поиск научных статей, журналов, веб-материалов и т.д., что улучшает навыки поиска ресурсов по сравнению с традиционными методами обучения [3]. Когда студенты получают для решения более сложные и существенные проблемы, это позволяет получить бесценный опыт, а приближение решаемых проблем к реальной жизненной ситуации делает обучение более глубоким, крепким, а также улучшает перенос знаний и навыков из учебной комнаты в практическую деятельность [9].

Команда или группа решает актуальные проблемы в сотрудничестве и, следова-

тельно, ПОО способствует взаимодействию студентов, укрепляются навыки межличностного общения. ПОО также поддерживает в студентах лидерские качества, учит выбирать консенсусные решения на основе конструктивной обратной связи с членами команды и т.д. Студенты предпочитают ПОО, что улучшает посещаемость и свидетельствует о повышении самомотивации. Студенты по методу ПОО учатся в условиях, более приближенных к будущей профессиональной деятельности, больше погружаются в профессиональную информацию, что способствует лучшему пониманию и удержанию знаний [2, 5, 20].

Выводы. В практической медицинской деятельности выпускники часто демонстрируют недостаток критического мышления и навыков решения проблем, поэтому

додипломное образование должно способствовать развитию независимого мышления и самостоятельного принятия обоснованных решений в будущей практике с максимально возможным предотвращением медицинских ошибок. Внедрение инновационных методов педагогики, обеспечивающих обучение студентов предотвращению медицинских ошибок в безопасной среде обучения, предусматривает существенное изменение учебной программы. В отличие от традиционного метода с преобладанием простого воспроизводства знаний, ПОО побуждает студентов самостоятельно получать информацию, способствует формированию практических навыков и умений решения проблем путем активизации роли студента в ситуации, приближенной к реальной клинической практике.

Литература

1. Amakali K. Motivations for the use of problem-based learning for preparation of undergraduate nursing students for professional competences: a literature review / K. Amakali // International Journal of Nursing Science. - 2012. - Vol. 2, N 5. - P. 53-57.

2. Barrows H.S. Problem-based, self-directed learning / H.S. Barrows // JAMA. - 1983. - Vol. 250, N 22. - P. 3077-3080.

3. Beachey W.D. A comparison of problem-based learning and traditional curricula in baccalaureate respiratory therapy education / W.D. Beachey // Respir. Care. - 2007. -Vol. 52, N 11. -P. 1497-1506.

4. Bradley E.H. Research in action: Using positive deviance to improve quality of health care / E.H. Bradley, L.A. Curry, S. Ramanadhan et al. // Implementation Science. - 2009. - Vol. 4, № 25. - P.4-25.

5. Bridges S. Problem-based learning in clinical Education. The next generation / S. Bridges, C. McGrath, T.L. Whitehill // The Interdisciplinary Journal of Problem-based learning. - 2012. -Vol. 6, N 1. - P. 126-128.

6. Creswell J.W. Educational research: Planning, conducting and evaluating qualitative & quantitative research (4th ed.). - 2008. - New Jersey: Pearson Education.

7. De Gallow. What is Problem-Based Learning? Institutional Resources Center. Irvine University: California. - 2012. from http://www.pbl.uci.edu/whatispbl.html

8. Grober E.D. Defining medical error / E.D.Grober, J.M.A. Bohnen // Can J Surg. - 2005. -Vol. 48, N 1. - PP. 39-44.

9. Hannawa A.F. Heuristic thinking: interdisciplinary perspectives on medical error / A.F. Han-nawa // Interdisciplinary perspectives on medical error. - 2013. - Vol. 2, N 3: DOI: http://dx.doi.org/10.4081/jphr.2013.e22

10. Ioannidis J. Evidence on Interventions to Reduce Medical Errors. An Overview and Recommendations for Future Research/ J. Ioannidis, J. Lau // J Gen Intern Med. - 2001. - Vol. 16, N 5. - PP. 325-334: doi: 10.1046/j.1525-1497.2001.00714.x

11. Iskrenko-Poulton E., Jivram T., Ellaway R., Poulton T. The introduction of authentic clinical problem-solving into PBL, using interactive virtual patients: the impact on student behaviour and performance. AMEE, Lyon, France, 25-29 August 2012.

12. Kaeser M.A. Traditional Versus a Modified Problem-based Learning Activity: Is There a Difference in Student Knowledge Retention? / M.A. Kaeser, J. Kamper, C. Hawk // Topics in In-

tegrative Health Care. - 2014. - Vol. 5, N 2.

13. Leary H.M. Self-Directed learning in Problem-Based Learning Versus Traditional Lecture-Based learning: A Meta-Analysis. (Published Dissertation). Utah State University. - 2012. -Utah: Logan.

14. Meo S.A. Evaluating learning among undergraduate medical students in schools with traditional and problem-based curricula / S.A. Meo // Advances in Physiology Education. - 2013. -Vol. 37, N 3. - P. 249-253.

15. Savery J.R. Overview of problem-based learning: definitions and distinctions / J.R. Savery // Interdisciplinary Journal of Problem-based Learning. - 2006. - Vol. 1, N 1. - P. 9-20.

16. Thomas J. Problem based learning and academic performance in residency / J. Thomas, T. Aeby, G. Kamikawa, B. Kaneshiro // Hawaii Med J. - 2009. - Vol. 68, N 10. - P. 246-248.

17. West J. Designing out Medical Error: An Interdisciplinary Approach to the Design of Healthcare Equipment / J. West J, G. Davey, B. Norris et al. // An International Journal for All Aspects of Design. - 2014. - Vol. 14, N 2. - PP. 238-266.

18. Wolff A.M. Reducing medical errors: a practical guide / A.M. Wolff, J. Bourke // Med J Aust. - 2000. - Vol. 173. N 5. - PP. 247-251.

19. Wood D.F. Problem based learning / D.F. Wood // British Medical Journal. - 2003. - Vol. 326. - P. 328-330.

20. Искренко Э.В. Проблемно-ориентированное обучение: особенности методики преподавания в Великобритании (на примере St.George University of London, Great Britain) / Э.В. Искренко, Т.А. Полтон // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2008. - Т. 8, выпуск № 10 (50). - С. 214-218.

УДК 616-053.2:378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПЕДИАТРИИ ВЫПУСКНИКАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА(В РАМКАХ

ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА ERASMUS +)

Гарас Н.Н.

Буковинский государственный медицинский университет, Украина, Черновцы, пл. Театральная, 2

Резюме. В статье представлены результаты анкетирования студентов VI курса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело» с целью характеристики проблемно-ориентированнного обучения в изучении детских болезней в рамках участия университета в грантовом проекте TAME (Training Against Medical Error) при поддержке программы Европейского Союза Эразмус+. Показана целесообразность внедрения проблемно-ориентированнного обучения на выпускном курсе медицинского университета как элемента улучшения подготовки студентов по изучению и предотвращению наиболее распространенных медицинских ошибок.

Ключевые слова: проблемно-ориентированнное обучение, медицинское образование, врачебные ошибки, педиатрия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.