Научная статья на тему 'Эффективность методов активного обучения у врачей-интернов по специальности «Врач общей практики»'

Эффективность методов активного обучения у врачей-интернов по специальности «Врач общей практики» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
294
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
традиционные методы обучения / методы активного обучения / CBL / PBL. / traditional methods of learning / active learning / CBL / PBL.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — М О. Мустафина, Е С. Утеулиев, Д И. Купеншеева

На сегодняшний день медицинские ВУЗы страны активно начали внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. В КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова различные кафедры активно применяют такие технологии как CBL («Case-based learning» – обучение, основанное на случае) и PBL («Problem-based learning» – проблемно-ориентированное обучение). Насколько внедрение международных методик активного обучения эффективно при подготовке врачей общей практики при обучении в интернатуре ВОП мы показали в нашей работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М О. Мустафина, Е С. Утеулиев, Д И. Купеншеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF ACTIVE LEARNING METHODS IN MEDICAL INTERNS IN "GENERAL PRACTITIONER"

To date, the medical schools of our country have begun to actively introduce new educational technologies in the educational process. In KazNMU n.a. S.D. Asfendiyarov different departments are actively using new educational technologies such as CBL (Case-based learning) and PBL (Problem-based learning). We have shown in our work how the implementation of international methods of active learning effective in the preparation of general practitioners in the training internship GP.

Текст научной работы на тему «Эффективность методов активного обучения у врачей-интернов по специальности «Врач общей практики»»

РАЗДЕЛ 3. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ CHAPTER 3. INNOVATIVE TEACHING METHODS

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ У ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ»

М.О. МУСТАФИНА, Е.С. УТЕУЛИЕВ, Д.И. КУПЕНШЕЕВА

Казахский национальный медицинский университет, Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения»

УДК 378.147

На сегодняшний день медицинские ВУЗы страны активно начали внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. В КазНМУ им. С.ДАсфендиярова различные кафедры активно применяют такие технологии как CBL («Case-based learning» - обучение, основанное на случае) и PBL («Problem-based learning» - проблемно-ориентированное обучение). Насколько внедрение международных методик активного обучения эффективно при подготовке врачей общей практики при обучении в интернатуре ВОПмы показали в нашей работе. Ключевые слова: традиционные методы обучения, методы активного обучения, CBL, PBL.

Актуальность.

Государственная программа развития

здравоохранения «Денсаулык» на 2016-2020 гг. ставит цель укрепить здоровье населения для планомерного достижения показателей здоровья уровня 30 наиболее развитых стран мира путем модернизации национального здравоохранения [1]. Для достижения этой цели программа делает акцент на модернизацию медицинского образования путем внедрения новых образовательных технологий, соответствующих международным требованиям, а также повышения информатизации, создания электронных библиотек и баз данных. В Послании Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» особое место уделено повышению уровня медицинского образования [2]. На сегодняшний день существует множество образовательных методик, применяемых в подготовке специалистов здравоохранения во всем мире. Доказано, что наиболее эффективными являются методы активного обучения. В Концепции развития медицинского образования Республики Казахстан на 2011-2015 годы особое внимание уделялось внедрению в образовательный процесс подготовки врачей методов активного обучения [3]. В настоящее время медицинские ВУЗы страны начали активно внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. В КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова различные кафедры применяют такие технологии как CBL («Case-based learning» -обучение, основанное на случае) и PBL («Problem-based learning» - проблемно-ориентированное обучение). Насколько внедрение международных методик активного обучения эффективно при подготовке врачей общей практики при обучении в интернатуре ВОП мы показали в нашей работе. Цель исследования: оценить обучающие методики, используемые при подготовке врачей общей практики и подготовить предложения. Задачи:

1. изучить применяемые образовательные методики при обучении врачей-интернов общей практики на кафедре ПМСП;

2. дать заключение по применению каждой методики, выявить наиболее эффективные методики;

3. выбрать наиболее доступные и значимые методики, составить практические рекомендации по расширению их применения в образовательном процессе.

Методы исследования.

Научно-исследовательская работа проводилась на базе Казахского Национального медицинского университета.

Дизайн исследования включал анкетирование и тестирование студентов, анкетирование

профессорско-преподавательского состава и анализ успеваемости врачей-интернов по специальности «Врач общей практики», проходивших обучение на кафедре ПМСП. Нами были разработаны анкеты для врачей-интернов общей практики, для профессорско-преподавательского состава, тесты по MCQ в виде клинических ситуаций с одним правильным ответом для учащихся, а также были проанализированы учебные ведомости за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы. Мы сравнивали средние оценки рейтинга допуска, итогового тестирования и оценки, полученные на миниклиническом экзамене (практические навыки).

Группа учащихся, занимавшихся с применением методов активного обучения в 2014-2015 учебном году - 41 учащихся, в 2015-2016 учебном году - 46 учащихся (основная группа). Контрольную группу составили 41 учащийся за 2014-2015 учебный год и 46 учащихся за 2015-2016 учебный год - это занимавшиеся только по традиционным методикам. Поскольку количество обучавшихся по традиционным методикам значительно превышало тех, кто занимался по инновационным активным методикам, для сравниваемости средних показателей в обеих группах нами была отобрана вторая группа из общего числа в том же количестве, что и в первой группе. Метод выбора осуществлялся с помощью методики механической (случайной) выборки.

Заключение о статической значимости результатов давались при уровне вероятности ошибочного заключения Р не более 0,05. Результаты исследования.

При анализе данных анкетирования студентов мы пришли к выводу, что несмотря на то, что многие опрошенные студенты знакомы с инновационными методиками обучения (62,79% + 7,37), тогда как только 46,51% + 7,6 отмечают, что методы активного обучения применялись на занятиях в ходе их обучения. И только 25,58% + 6,65 респондентов ответили, что данные методики применялись в ходе обучения на кафедре ПМСП.

Большинство опрошенных студентов ответили, что наиболее часто в ходе их обучения в интернатуре применялись такие традиционные методики как лекции (100%), изучение учебной литературы (100%) и осмотр пациентов с последующим их разбором (100%). Методы активного обучения, такие как СБЬ/РБЬ применялись всего в 18,60% + 5,93. При этом наиболее эффективными методами студенты считают симуляционные методики (81,40% + 5,93),

просмотр видеоматериалов (93,02% + 3,89) и осмотр пациентов с последующим их разбором (95,35% + 3,21). Такие инновационные методики как CBL и PBL были названы эффективными только 34,88% + 7,27 и 39,53% + 7,46 соответственно. На вопрос, какие методы обучения являются наиболее интересными, большинство опрошенных ответили, что симуляционные методики (100%), просмотр видеоматериалов (93,02% + 3,89) и осмотр пациентов с последующим их разбором (90,70% + 4,43). Такие инновационные методики как CBL и PBL были названы эффективными только 39,53% + 7,46 и 34,88% + 7,27 опрошенных соответственно. Проведенное тестирование на оценку остаточных знаний показало, что средний результат в основной группе (занимавшиеся с применением активных методов обучения) составил 86,63 + 1,21, что показало статистически значимое различие (р<0,001) в сравнении с контрольной группой - 71,04 + 1,54 (рисунок 1).

основная группа контрольная группа

Рисунок 1 - Средний балл при оценке остаточных знаний в основной и контрольной группе

По результатам анкетирования ППС кафедры ПМСП вышло, что 82,61% + 7,9 опрошенных знакомы с активными методами обучения, при этом ответило, что применяют данные методики в процессе обучения только 56,52% + 7,56 респондентов. При уточнении, какие именно обучающие технологии преподаватели используют на занятиях, сотрудники назвали преимущественно традиционные методы обучения: 100% опрошенных применяют осмотр пациентов с последующим разбором и изучение темы по учебной литературе, 78,26% + 8,6 преподавателей используют такие традиционные методы как лекции и 73,91% + 9,16 - видеоматериалы. Такими инновационными методиками как CBL и PBL пользуются только 8,70% + 5,87 опрошенных преподавателей, эти же преподаватели прошли обучение по преподаванию с использованием данных методик.

Несмотря на то, что преподаватели практически не используют инновационные методики обучения, на вопрос о том, какие методы обучения они считают наиболее эффективными, значительная доля

преподавателей считают также, что применение таких методик как CBL, PBL и симуляционных технологий является наиболее эффективным (по 43,48% + 10,33).

Однако, такие наиболее применяемые преподавателями методы, а также наиболее эффективные с их точки зрения как лекции и изучение учебной литературы, этими же преподавателями считаются не столь интересными. Так, использование лекций считают интересными только 47,83% + 10,42 опрошенных преподавателей, а изучение учебной литературы - 43,48% + 10,33 ППС. Большинство преподавателей считает необходимым пройти обучение по методикам активного обучения

PBL) - 86,96% + 7,02. Анализ успеваемости учащихся в 2 группах (основной и контрольной) за 2014-2015 и 2015-2016 учебные годы показал, что за оба года рейтинг допуска и тестирование не показали статистически значимых различий в обеих группах, тогда как средняя оценка по миниклическому экзамену за оба года в основной группе оказалась статистически выше, чем в

контрольной: 88,04 + 1,25 против 82,07 + 1,41 (р < 0,05) - в 2014-2015 учебном году и 92,06 + 1,03 против 84,91 + 1,18 (р < 0,05) - в 2015-2016 учебном году (рис.2,3). Миниклинический экзамен

представляет собой оценку совокупности клинических навыков, в том числе, постановка диагноза, дифференциальная диагностика, определение тактики ведения и оценка прогноза.

89 88 87 86 85 84 83 82 81 80 79 78

I основная группа контрольная группа

РД

Тест

Миниклиническии экзамен

Рисунок 2 - Средние оценки по данным рейтинга допуска, итогового тестирования и миниклинического экзамена в

основной и контрольной группах за 2014-2015 учебный год

94 92 90 88 86 84 82 80 78 76 74

основная группа контрольная группа

РД

Тест

Миниклинический экзамен

Рисунок 3 - Средние оценки по данным рейтинга допуска, итогового тестирования и миниклинического экзамена в

основной и контрольной группах за 2015-2016 учебный год

Таким образом, студенты, занимавшиеся с применением активных методов обучения, показали более лучший результат в способности применять полученные в ходе занятий знания, а также показали более лучший отсроченный результат согласно тестированию на выявление остаточных знаний. Полученные нами статистические данные коррелируют с мировыми литературными данными.

Согласно проанализированной нами литературе студенты, обучавшиеся с применением активных методик, во многих масштабных исследованиях показывают лучшие результаты при оценке их знаний в сравнении с теми, кто обучался по традиционным методам. Нами было выявлено, что именно клиническое мышление оказалось лучше развито в основной группе.

Выводы.

1. Методы активного обучения способствую более длительному удержанию пройденного материала.

2. Методы активного обучения способствуют развитию клинического мышления.

3. Методы активного обучения являются наиболее эффективными как с точки зрения учащихся, так и с точки зрения преподавателей.

4. Методы активного обучения применяются в недостаточном объеме.

5. Необходимо повышать уровень образования студентов через обучение ППС современным образовательным методикам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык» на 2016-2019 годы. Официальный сайт Министерства Здравоохранения и Социального Развития Респуюлики Казахстан: http://www.mzsr.gov.kz.

2 Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Официальный сайт Министерства Образования и Науки Республики Казахстан. http://edu.gov.kz.

3 Послание Президента Республики Казахстан от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Официальный сайт Президента Республики Казахстан. http://www.akorda.kz.

М.О. МУСТАФИНА, Е.С. УТЕУЛИЕВ, Д.И. КУПЕНШЕЕВА

«ЖАЛПЫ ТЭЖ1РИБЕЛ1К ДЭР1ГЕР» ДЭР1ГЕР -ИНТЕРНДЕР1НДЕ БЕСЕНД1 ОКЫТУ ЭД1СТЕР1Н1Н, ТИ1МД1Л1Г1

Тушн: К^рп тан,да медициналык ЖОО оку Yрдiсiне жан,а оку технолдогияларын белсендi eHri3e бастады. С.Ж.Асфендияров атындагы Каз¥МУ эртYрлi кафедралар CBL («Case-based learning» -накты болган жагдай негiзiнде окыту) жэне PBL («Problem-based learning» - проблемдьориентирленген окыту) эдiстерiн колданады. Халыкаралык белсендi окыту эдюдердщ нэтижелiгiн интернатурадагы жалпы тэжiрибелiк дэрiгерлер дайындыгына эсерш 6i3 ез жумысымызды керсеттiк.

ТYЙiндi сездер: дэстYрлi окыту эдiстерi, белсендi окыту эдiстерi, CBL, PBL.

M.O. MUSTAFINA, E.S. UTEULIYEV, D.I. KUPENSHEYEVA

THE EFFECTIVENESS OF ACTIVE LEARNING METHODS IN MEDICAL INTERNS IN "GENERAL PRACTITIONER"

Resume: To date, the medical schools of our country have begun to actively introduce new educational technologies in the educational process. In KazNMU n.a. S.D. Asfendiyarov different departments are actively using new educational technologies such as CBL (Case-based learning) and PBL (Problem-based learning). We have shown in our work how the implementation of international methods of active learning effective in the preparation of general practitioners in the training internship GP. Keywords: traditional methods of learning, active learning, CBL, PBL.

МЕТОДЫ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ CBL/PBL С

ПОЗИЦИИ ДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ (ОБЗОР)

М.О. МУСТАФИНА, Е.С. УТЕУЛИЕВ, Д.О. КАРИБАЕВА

Казахский национальный медицинский университет, Казахстанский медицинский университет «Высшая школа общественного здравоохранения»

УДК 378.147

Специальность врача подразумевает постоянный рост и развитие. В связи с этим растет потребность во внедрении инновационных образовательных технологий, позволяющих учащимся не просто овладеть определенными знаниями, но и улучшить навыки добычи и переработки большого объема информации, развить у учащихся аналитическое мышление и способность быстро принимать верные решения. Ключевые слова: традиционные методы обучения, методы активного обучения, CBL, PBL

Актуальность.

В настоящее время, обучение медицинской профессии становится все более сложным. Стремительное развитие диагностических и лечебных технологий, постоянное обновление научной информации, появление новых сведений приводят к тому, что для молодого специалиста оказывается недостаточным просто овладение

определенными теоретическими и практическими знаниями [1]. Кроме того, на сегодняшний день происходит постоянный рост объема медицинской информации, обновление имеющихся данных зачастую с пересмотром точек зрения. Специальность врача подразумевает постоянный рост и развитие. В связи с этим растет потребность во внедрении инновационных образовательных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.